Interested Article - Христианин (журнал, Санкт-Петербург)

Программа журнала «Христианин», предложенная И. С. Прохановым на утверждение в Главное управление по делам печати

«Христианин» — религиозный евангелистский журнал . Издавался с перерывами в 1905—1928 годах. В это время являлся основным периодическим журналом евангельских христиан . В 1908 году выходил как официальный орган Русского евангельского союза . С 1910 года — печатный орган Всероссийского союза евангельских христиан (ВСЕХ) .

Концепция

По воспоминаниям И. С. Проханова, в основе «Христианина» были заложены три главных принципа:

1. Открытие русскому народу живого Христа и единственности спасения во Христе.

2. Евангелизация русского народа и созидание новой Евангельской церкви. Девиз состоял из 3-х слов: «Пробуждение, обновление и реформация.»

3. Объединение всех ветвей живого христианства на принципах свободы и братской любви под девизом: «В главном единство, во второстепенном — свобода и во всём — любовь».

«Этот журнал никогда никого не критиковал: ни целых христианских групп, ни отдельных религиозных тружеников, — вспоминал И. С. Проханов. — Журнал распространялся повсюду как идеал Христа и его Жертвы, провозглашающий единство, свободу и любовь, и великий оптимизм веры, веры Евангельской. Нет числа писем, которые я получал от читателей „Христианина“, где они информировали меня об образовании групп, обращении, различных благословениях, полученных через этот журнал» .

Первые годы

Формат

Разрешение на издание журнала И. С. Проханов добился сразу же после выхода манифеста от 17 октября 1905 года, провозгласившего свободу совести, слова, собраний и союзов .

В ноябре 1905 года был выпущен литографическим способом первый пробный номер, затем разосланный по местам собраний и домашним адресам верующих. В нем была опубликована статья И. С. Проханова «Назревающие вопросы евангельской церкви в России». В статье обращалось особое внимание на необходимость духовного и умственного просвещения и образования в христианских семьях .

Название «Христианин» и структура журнала были заимствованы у британского журнала The Christian, оттуда же были перепечатаны в переводе некоторые статьи .

В январе 1906 года вышел первый номер журнала, отпечатанный типографским способом. С этого времени началось его регулярное издание. В качестве бесплатного приложения к журналу выходил « Братский листок », а несколько позже издавались «Молодой виноградник» и «Детский друг».

Журнал «Христианин» был предназначен «для всех ищущих истину и любящих Господа» , о чем говорил подзаголовок. Девизом журнала были избраны слова апостола Павла: «Мы проповедуем Христа распятого» — 1 Кор. 1:23 и «Подвизаясь единодушно за веру евангельскую» — Флп. 1:27, а также изречение: « В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всём — любовь ».

Содержание

Обложка журнала «Молодой виноградник» (бесплатного приложения к журналу «Христианин»), 1909
И. С. Проханов редактирует журнал «Христианин»

В программу журнала входила публикация оригинальных и переводных проповедей, духовно-назидательных статей, стихов и рассказов, отдел для детей и юношества и т. д . В одном из первых номеров журнала было опубликовано пророчество известного миссионера Хадсона Тэйлора о России: «в России произойдёт революция, которая приведет к великому пробуждению на западе России; это пробуждение распространится по всей земле и тогда Господь придёт». Возможно именно это пророчество стало основанием идеи И. С. Проханова о духовной революции и его вере в мессианскую роль России .

Журнал использовался лидерами евангельских христиан для публикации наиболее значимых, «программных» статей. Например, в годы нэпа серию статей с развернутой программой построения «нового» общества в нём опубликовал И. С. Проханов (этот цикл статей позднее даже называли «социальным евангелием Проханова» ). Одна из них называлась « Новая, или Евангельская жизнь ». Страницы журнала для публикации концептуальных статей на языке «высокой» теологии использовал и другой лидер движения — И. В. Каргель . В частности, это статьи «Христос — освящение наше» и «В каком ты отношении к Духу Святому» . В них он выражал крайнюю обеспокоенность состоянием Церкви и излагал баптистское вероисповедание без упрощений и поправок на модные веяния времени, — с «лютеровским ригоризмом и бескомпромиссностью», отмечал Л. Н. Митрохин .

До образования Всероссийского союза евангельских христиан (ВСЕХ) журнал неофициально считался органом Русского Евангельского Союза .

Как отмечал историк , «весь дореволюционный период журнал был полностью посвящён внутренней духовной жизни христианина. На его страницах писали Проханов, Иван Вениаминович Каргель , и другие братья. Печатались переводные статьи Сперджена , Муди ( ), Мюллера. В начале журнал помещали гимн с нотами, а в конце специальный раздел помещал материалы для детей. В самом журнале в дореволюционный период не рассматривались никакие деловые вопросы, отчёты, не было репортажей, не помещались документы. Для этого специально, отдельной тетрадкой не сшитой с основным номером издавалось приложение под названием „Братский листок“» .

В 1910 году, когда уже издавалась еженедельная газета-журнал «Утренняя Звезда» , журнал «Христианин» стал органом ВСЕХ. Он выходил как приложение к «Утренней Звезде» . « Утренняя Звезда » освещала вопросы практической христианской жизни, а также государственные, общественные и другие темы. Журнал «Христианин», по-прежнему, был посвящен духовной тематике .

Параллельное издание «Христианина», «Братского листка» и «Утренней Звезды» преследовало трехсоставную цель. «Христианин» предназначался для удовлетворения духовных нужд верующих, «Братский листок» представлял собой форум христиан различных деноминаций (здесь освещались новости конференций баптистов, молокан, евангельских христиан, а также информация от западных миссионеров), а «Утренняя Звезда» должна была стать органом Русского евангельского союза . Эти издания были основным средством идентификации евангельского движения и формирования его богословия .

С 30 июля 1916 года издание журнала было «приостановлено» главным начальником военного округа согласно «Правилам о местностях, объявленных на военном положении» в рамках преследований русских протестантов, как якобы сочувствующих Германии, воюющей против России .

В 1916—1923 годах журнал выходил нерегулярно либо на протяжении длительных периодов не выходил вовсе.

Возобновление регулярного издания

За чтением журнала «Христианин»

Регулярное издание журнала возобновилось после восьмилетнего перерыва, с 1924 года. В 1925−1926 годы «Христианин» выходил с приложением «Братский листок» тиражом 15.000 экземпляров .

По мнению А. В. Синичкина, в этот период «журнал несколько изменил своё лицо. Это уже не был чисто духовный журнал. Наряду с духовными статьями, стихами, гимнами, много место уделялось деятельности Ивана Степановича Проханова. Совместно с И. С. Прохановым журнал редактировал Яков Иванович Жидков , будущий председатель ВСЕХБ. Журнал избегал освящения политических и общественных тем жизни СССР, а был сосредоточен на внутренней жизни Всесоюзного совета евангельских христиан (ВСЕХ). Из общехристианского он стал журналом одного союза. Но журнал сохранил свой миссионерский дух и направленность к консолидации поместных церквей. Вместе с тем значительная часть журнала была посвящена по прежнему внутренней духовной жизни человека» .

В январском номере за 1925 год И. С. Проханов опубликовал свою знаменитую статью « Новая, или Евангельская жизнь », в которой представил утопическую картину общества, преображенного трудом и Евангелием. Видимо, еще до публикации в «Христианине» статья вызвала неоднозначную реакцию среди верующих, поскольку в том же январском номере журнала Проханов выступил с разъяснением к ней.

Журнал «Христианин» выходил до конца 1928 года, затем был закрыт вместе с остальными евангельскими изданиями в связи с разворачиванием сталинских репрессий в отношении евангельских христиан .

Наши дни

Первая попытка возрождения журнала была осуществлена в 1990 году издательством «Протестант». Идейным вдохновителем издания стал , выпускающим редактором — Виктор Ротт. Журнал выходил до 1995 года раз в квартал (в последние годы в связи с экономической ситуацией вышло несколько сдвоенных полугодовых номеров), распространялся по подписке. Всего было выпущено 13 номеров.

Издание было возобновлено в России в 2008 году с той же ежеквартальной периодичностью с заявленным тиражом 3000 экз. Издатель журнала — Христианский религиозный центр «Протестант», главный редактор — епископ .

Примечания

  1. , с. 539.
  2. , с. 255.
  3. .
  4. , с. 29.
  5. , с. 165.
  6. Христианин, 1906, №3, с.69
  7. , с. 249-250.
  8. , с. 375.
  9. , с. 382.
  10. , с. 383.
  11. .
  12. , с. 165-166.
  13. Дата обращения: 28 августа 2017. 21 августа 2017 года.
  14. , с. 256.
  15. , с. 257.
  16. , с. 43-45.
  17. , с. 214.
  18. , с. 391.
  19. А. Синичкин. Журнал «Христианин»: история длиною в сто лет // Христианин, № 1 (178), 2008. С. 14.
  20. . Дата обращения: 13 июля 2017. 28 июля 2017 года.

Литература

  • Митрохин Л. Н. Баптизм: история и современность (философско-социологические очерки). — СПб. : РХГИ , 1997. — 480 с. — 2500 экз. ISBN 5-88812-037-5 .
  • Русский протестантизм и государственная власть в 1905—1991 годах. — СПб. : Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге , 2009. — 356 с. — (Территории истории; Вып. 2). — ISBN 978-5-94380-081-8 .
  • Коллектив авторов. . — М. : издательство ВСЕХБ , 1989. — С. 624.
  • Проханов И. С. . — Чикаго: Всемирный Союз Евангельских христиан, 1992. — С. 111.
  • Традиция евангельских христиан. Изучение самоидентификации и богословия от момента её зарождения до наших дней. — М. : Библейско-богословский институт св. апостола Андрея , 2010. — 523 с. — ISBN 978-5-89647-235-3 .
  • . — Сайт церкви ЕХБ «Ковчег». — Балашиха . от 24 марта 2017 на Wayback Machine
  • Потапова Н. В. Евангельское христианство и баптизм в России в 1917-1922 гг. (на материалах Дальнего Востока). В двух томах. — Сахалинский государственный университет. — Южно-Сахалинск, 2014. — Т. 1.
Источник —

Same as Христианин (журнал, Санкт-Петербург)