Interested Article - Гуно, Шарль Франсуа

Шарль Франсуа́ Гуно́ ( фр. Charles François Gounod ; 17 июня 1818 18 октября 1893 ) — французский композитор , музыкальный критик, писатель-мемуарист. Основатель жанра французской лирической оперы .

Биография

17 июня 1818 года в Париже в семье художника Франсуа Луи Гуно и преподавательницы музыки, пианистки Виктории родился сын Шарль Франсуа. В одиннадцать лет мальчика отдали в лицей. За время обучения Шарль солировал в церковном хоре, сочинял музыку, изучал теорию музыки . Желание сочинять усилилось особенно после посещений оперного театра.

В 1838 году Гуно поступает в Парижскую консерваторию , чему предшествует изучение гармонии и контрапункта у Антонина Рейха . Здесь он учился у Фроманталя Галеви , Жан-Франсуа Лесюёра и Фердинандо Паэра , передавших ему отточенную композиторскую технику. И хотя развитие яркого дарования Гуно сковывал академизм , царивший в ту пору в стенах консерватории, некоторые из его ранних сочинений привлекли к себе внимание публики и критиков. Достойны внимания скерцо из симфонии, трёхголосный «Agnus Dei».

В 1839 году Гуно получил Римскую премию за кантату «Фернан», давшую возможность провести на правах стипендиата более двух лет в Италии и некоторое время в Вене и Германии. Разочаровавшись в современном итальянском оперном искусстве, Гуно сосредоточился на изучении старинной культовой музыки, в частности Палестрины .

По возвращении в Париж , в 1843 1848 годах Гуно работал органистом и регентом в церкви Иностранных миссий. В эти годы он сочинял только духовные произведения. В его мировоззрении усилились религиозно-клерикальные умонастроения, он начал помышлять о духовной карьере и посещать проповеди членов доминиканского ордена. В 1847 1848 годах Гуно посещает курс богословия в семинарии Сен-Сюльпис. Одно время живёт в кармелитском монастыре и носит сутану аббата. И все же в результате сложной внутренней борьбы он отказался от намерений принять духовный сан и вернулся к искусству.

Он обращается к опере, так как считает, что только театр даёт возможность композитору каждодневно общаться с публикой. Премьера его первой оперы — «Сафо» — состоялась в 1851 году . Затем последовала опера «Окровавленная монахиня», поставленная в 1854 году . Оба произведения, поставленные в «Гранд Опера», отличаются неровностью, мелодраматизмом, даже вычурностью стиля. Они не имели успеха.

Гуно Шарль Франсуа, около 1880 года
Гуно Шарль Франсуа. Около 1887 г.

В 1852 году Гуно стал директором Парижского «Орфеона». Это объединение хоровых любительских обществ было самой массовой в ту пору музыкально-просветительской организацией, членами которой были главным образом рабочие Парижа и жители предместий.

Нервно реагируя на окружающую жизнь, Гуно легко поддавался различным идеологическим влияниям, был неустойчив как человек и художник. В 1857 году Гуно был на грани серьёзного душевного заболевания, но в 1860-х годах много, продуктивно работал.

В 1858 году состоялась премьера «Лекаря поневоле» (по Мольеру ). Показанная в «Лирическом театре», опера была принята теплее предыдущих. Комический сюжет, реальная обстановка действия, живость характеров пробудили новые стороны таланта Гуно. В полную силу они проявились в следующем произведении. Это был « Фауст », поставленный на сцене того же театра в 1859 году . Не сразу зрители полюбили оперу, осознали её новаторскую сущность. Только через десять лет она попала в « Гранд Опера », причём первоначальные диалоги были заменены речитативами и добавлены балетные сцены. В 1887 году здесь прошёл пятисотый спектакль «Фауста», а в 1894 году праздновалось его тысячное исполнение.

В 1859 году Гуно написал мотет Ave Maria , основой для которого послужила 1-я прелюдия до-мажор из сборника ХТК И. С. Баха . Мотет , когда был окончательно оформлен в завершенное произведение для сопрано , оркестра, органа и клавира, имел невероятный успех. И остаётся популярнейшим музыкальным сочинением Ave Maria Баха-Гуно.

В начале 1860-х годов Гуно сочинил две комические оперы — «Филемон и Бавкида» и «Голубка», а также «Царицу Савскую» (1862) и «Мириэль»(1864).

Последнее значительное художественное достижение Гуно — опера « Ромео и Джульетта ». Её премьера состоялась в 1867 году и ознаменовалась большим успехом — в течение двух лет состоялось девяносто спектаклей.

Написав ряд неудачных опер (в том числе «Полиевкт», 1878 год), он отошёл от музыкального театра, предпочтя ему духовную музыку. Среди его последних крупных сочинений — две оратории: «Искупление» ( 1881 ), «Смерть и жизнь» ( 1884 ). В это время Гуно занимается литературно-критической деятельностью.

Последние годы жизни Гуно провёл в Сен-Клу под Парижем, занимаясь с молодым композитором А. Бюссе.

Шарль Гуно умер 18 октября 1893 года в Сен-Клу. Похоронен на парижском кладбище Отой .

Память

Памятник Гуно в парижском парке Монсо
  • В честь оперы Гуно «Мирей» назван астероид (594) Мирайлль , открытый в 1906 году.
  • В 1897 году в парижском парке Монсо был установлен памятник Гуно работы Антонина Мерсье ( в советской литературе его авторство ошибочно приписывали Марии Диллон ) .

Музыкальные примеры

Примечания

  1. (англ.) : a dictionary of arts, sciences, literature and general information / H. Chisholm — 11 — New York City, Cambridge: University Press , 1911.
  2. (фр.) — .
  3. Charles Gounod // — 2005.
  4. Charles François Gounod // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  5. — 1808.
  6. Карпова Е. Скульптор Мария Диллон // Наука и жизнь . — 2020. — № 8. — С. 66.

Ссылки

  • Соловьёв Н. Ф. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • (фр.)
Источник —

Same as Гуно, Шарль Франсуа