Interested Article - Евреи в Белоруссии

Евреи в Белоруссии ( белор. Габрэі ў Беларусі , ивр. יהדות בלארוס ‎) — один из народов, традиционно проживавших в Белоруссии .

Слонимская синагога (XVII век)

Расселение евреев в Великом княжестве Литовском

Распространение идиша в Европе (территория Белоруссии покрыта полностью) к XIX веку

Первый документ, свидетельствующий о проживании евреев, а, следовательно, и существовании иудаизма на территории современной Белоруссии, относится ко времени правления великого князя Гедимина .

В 1324 великий князь Гедимин в своем письме рижскому архиепископу жаловался про нарушение мира крестоносцами и нападение на Мядельский замок . По дороге из Полоцка крестоносцы встретили и убили 6 синогтонов, то есть евреев .

24 июня 1388 года литовский князь Витовт издал в Луцке привилей евреям Бреста с целью поощрения их дальнейшего переселения. Привилей схож с документом, изданным князем Болеславом Калишским в 1264 году. Привилей Витовта устанавливал принципы проживания евреев в Великом княжестве Литовском . За убийство еврея полагалось такое же наказание, как и за убийство шляхтича . Евреям разрешалось свободно исполнять обряды , а также заниматься имущественными и залоговыми операциями. Под залог разрешалось брать любые вещи, кроме христианской религиозной утвари и «окровавленных» (снятых с убитого) вещей. Кроме того, следуя декретам римских пап , в этом документе запрещалось обвинять евреев в употреблении христианской крови . Были установлены и основы автономии еврейской общины . 18 июня 1389 года Витовтом был издан привилей евреям Гродно . Этот документ устанавливал границы поселений еврейской общины, освобождал от налогов синагогу и кладбище, а также регулировал торговые отношения в городе . Непосредственно появлению евреев в Великом княжестве Литовском предшествовали Еврейские погромы во время чумы , происходившие в 1348—1351 гг. в городах Европы ( Базель , Страсбург , Тулон , Шпайер , Эрфурт ).

В 1495 году литовский князь Александр Ягеллон издает указ о изгнании евреев, однако он отменил свой указ в 1503 году . В 1514 году была учреждена должность главного раввина Великого Княжества Литовского (им стал Михель Юзефович). В 1566 году статут предписывал носить евреям желтые шапки.

Виленский Гаон (1720—1797)

В 1572 году из Праги в Гродно перебрался раввин Мордехай Яффе . В 1575—1580 гг. строилась Гродненская синагога , в 1620-е годы появилась Быховская синагога , в 1627 году Витебский воевода Шимон Самуил Сангушко дал согласие на строительство в Витебске синагоги , в 1642 году была возведена Слонимская синагога . В 1623 году был учрежден Литовский ваад — орган еврейского самоуправления на территории Великого княжества Литовского (в составе Ваада четырёх земель ). Центром литовского ваада стал Брест . Помимо брестской общины в литовский ваад первоначально входили еврейские общины Гродно и Пинска , которые имели статус «главных». Вплоть до XIX века территория Белоруссии в еврейском языке называлась Литвой ( идиш ליטע ‎: литэ ), а за белорусскими евреями закрепилось название литваков ( идиш ליטוואַק ‎).

Весной 1649 года еврейское население Гомеля пострадало от рейда казаков Мартына Небабы , а в 1654 году двадцатипятитысячный отряд украинского гетмана Ивана Золотаренко вторгся на территорию Белоруссии и учинил погромы местного еврейского населения. Пострадали Гомель , Жлобин , Рогачёв и Бобруйск .

В 1652 году статус «главной» общины литовского ваада получила община Вильны . В 1658 году в Минске появилась первая иешива . В 1720 году на территории Белоруссии родился Виленский Гаон , который положил начало движению Миснагдим .

В XVIII веке Менахем Мендель из Витебска начал распространять хасидизм в Белоруссии. В Лиозно в 1767 году магидомом стал ученик Менхема Менделя Алтер Ребе , который в 1772 году основал движение Хабад . В местечках Белоруссии сформировался уклад жизни, имевший местные особенности, и особый северо-восточный диалект языка идиш .

Белорусские евреи в Российской империи

Алтер Ребе (1745—1812) — создатель движения Хабад

В 1794 году, когда происходил процесс присоединения Белоруссии к Российской империи , была создана черта оседлости , закреплявшая возможность проживания евреев только в границах западных губерний. Евреи в этот период составляли абсолютное либо относительное большинство практически во всех городах и местечках Белоруссии. Белорусские евреи в лице духовного лидера Алтер Ребе поддержали русского царя в ходе Отечественной войны 1812 года , во время Польского восстания 1863 года они вновь заняли пророссийскую сторону, что способствовало укреплению их положения в Западной России . Однако уже в 1816 году имело место Гродненское дело , в ходе которого впервые был озвучен кровавый навет на евреев . Впрочем, дело не имело подтверждения.

В 1874 году на территории Белоруссии (в Мотылях ) родился первый президент Израиля Хаим Вейцман . В 1887 году в Витебске родился всемирно известный художник Марк Шагал . В 1889 году в местечке Мир родился третий президент Израиля Залман Шазар . По переписи населения 1897 года , приверженцами иудаизма назвали себя:

По переписи населения 1897 года 14 % жителей территории нынешней Белоруссии говорили на идиш (второе место после белорусского языка) .

еврейский революционер-бундовец, член учредительного съезда РСДРП в Минске Абрам Мутник (1868—1930)

В 1898 году Юдель Пэн открыл в Витебске первую еврейскую художественную школу, в которой учился Марк Шагал , а в Гомеле была создана ячейка Бунда ( בונד ) . По инициативе Бунда в Минске в том же году был проведён I съезд РСДРП , в котором приняли участие бундовцы Арон Кремер и Абрам Мутник . Сам съезд (а по сути встречу) организовала бундовка Женя Гурвич . 2/3 ЦК РСДРП составляли евреи. В 1901 году в Минске часть бывших бундовцев организовала Еврейскую независимую рабочую партию ( Маня Шохат ), деятельность которой распространялась также на территории Литвы и Украины. Однако партия просуществовала лишь два года и распалась.

В сентябре 1902 года в Минске была проведена легальная сионистская конференция (впервые в Российской империи), в которой приняли участие 526 человек . 29 августа 1903 года в Гомеле произошли столкновения между евреями и русскими, возникшие на бытовой почве . В первый же день конфликта ножом был убит крестьянин Ф. Силков. В городе действовала еврейская вооружённая группа во главе с Хенкиным. Позже часть этого отряда перебралась через Одессу в Палестину, где составила костяк сионистского ополчения .

Во время первой русской революции 1905 года в Орше произошёл еврейский погром (22 октября), в ходе которого погибло 32 человека. На скамье подсудимых оказалось 58 человек, из которых 26 человек были оправданы, а остальные были помилованы царём .

В 1913 году в Бресте родился премьер-министр Израиля Менахем Бегин (Мечислав Бегун).

После Февральской революции 1917 года от Минской губернии во Всероссийское учредительное собрание был избран сионист Юдель Бруцкус , а председателем минской городской Думы стал бундовец А. И. Вайнштейн . В июне 1917 года в Минске стала легально выходить бундовская ежедневная газета на идише «Дер Векер» ( идиш דער וועקער ‎, «Будильник») под редакцией М. Я. Фрумкиной . Если поначалу бундовцы не приняли большевистскую революцию, то, столкнувшись с антисемитизмом белых, они уже в 1919 году активно стали вступать в Красную Армию. В ноябре 1920 года отряды Булак-Балаховича учинили еврейский погром в Мозыре , в ходе которого погибло 32 человека .

Евреи в Советской Белоруссии

Герб БССР с надписью на идише ( 1926 год )

Летом 1920 года идиш был признан одним из четырёх официальных языков БССР . В 1921 году еврейские социалисты из Бунда провели свою последнюю XIII-ю конференцию в Минске , после чего влились в состав ВКП(б) . В 1921 году в Минске был открыт еврейский спортивный клуб «Гамер» ( идиш האמער ‎: Молот), где юноши и девушки готовились к работе спортивными тренерами. В 1925—1941 гг. в Минске издавался журнал «Дер Штерн» ( идиш דער שטערן ‎: Звезда ). В 1926 году в Минске появился Белорусский государственный еврейский театр , где ставились постановки на основании произведений С. З. Галкина , М. С. Кульбаки , И.-Л. Переца и Шолом-Алейхема . Еврейский театр героизировал образ Бар Кохбы ( идиш בר כוכבא ‎) и Шуламис ( идиш שולמית ‎). При еврейском отделе Инбелкульта издавался научный журнал «Цайтшрифт» ( идиш צייַטשריפֿט ‎: Хроники ). В 1931 году в Минске состоялась всемирная конференция еврейских писателей. Однако в 1936 году идиш был лишён статуса официального языка Белоруссии .

В сентябре 1939 года произошёл Гродненский погром накануне захвата города частями РККА . После присоединения Западной Белоруссии к СССР в границах БССР на 1939 год проживало 750 тыс. евреев .

27 февраля 1941 года, по данным областных комитетов КП(б)Б, в западных областях БССР насчитывалось 446 костёлов, 54 церкви, 387 синагог, 14 монастырей и духовенства: 617 ксендзов, 606 попов, 293 раввина .

К 1941 году в Белоруссии выходили две газеты на идише: «Белостокер Штерн» (с октября 1939 года) и «Октябрь» (с 1930 года в Минске) . Также в Минске выпускался литературный журнал «Дер Штерн» .

Один из памятников Холокоста в Белоруссии (в память жертв Червеньского гетто)

Во время немецкой оккупации (1941—1944) погибло около 800 тысяч белорусских евреев . В годы войны на территории Белоруссии действовал еврейский Партизанский отряд 106 под командованием Шолома Зорина . Другими известными еврейскими партизанами были братья Бельские . Однако война нанесла серьёзный удар по еврейской диаспоре в Белоруссии. В 1947 году в Минске на месте уничтожения евреев был воздвигнут первый в СССР памятник с надписью на идиш : «Евреям — жертвам нацизма». Однако в послевоенное время (после создания государства Израиль ) евреи начали сталкиваться с враждебностью советских властей. Поворотным моментом стало Убийство Соломона Михоэлса в 1948 году. В 1965 году была разрушена Центральная синагога Минска . В 1959 году в Белоруссии насчитывалось 150 тыс. евреев, это был пик послевоенной численности, поскольку в конце советского периода наблюдался исход евреев в Израиль и США . Руководство СССР пыталось остановить этот исход, однако в ответ США в 1974 году ввели поправку Джексона — Вэника . Особой интенсивности эмиграция евреев из Белоруссии достигла в последние годы Перестройки , когда за три года численность евреев в стране сократилась на 62 тыс. человек, то есть вдвое .

Положение евреев в независимой Белоруссии

Численность евреев в Белоруссии по данным переписей населения

С 1990-х годов наблюдаются одновременное усиление активности жизни еврейских общин и уменьшение количества евреев за счет эмиграции в Израиль , а также США и ряд других стран Запада и Россию. Число евреев по данным переписей быстро сокращается, так в 1989 году 112 тысяч; особенно быстро число евреев сокращалось в период независимости страны: к 1999 году их число сократилось ещё в 4 раза (до 28 тысяч) , а в период до 2009 года ещё более чем вдвое — до 13 тысяч . Подавляющее большинство в языковом плане обрусело — согласно переписи 2009 года 86 % евреев Белоруссии родным языком назвали русский и 96 % разговаривают на нем дома . Доля евреев, называвших родным еврейский язык (идиш или иврит), в 1990—2000-х гг. снижалась: если в 1989 г. таковых было около 8 %, то в 1999 г. — 5,4 %, в 2009 г. — 2,8 % . Некоторые родным языком считают белорусский — в 2009 году таких было 9 % от всего еврейского населения, но дома по-белорусски говорили только 2 % евреев Белоруссии . В конце XX в. выросла белорусская алия в Израиль: белорусские правительственные источники предполагают, что в Израиле проживает около 130 тыс. выходцев из Белоруссии .

По информации из еврейских общин, к евреям себя относят от 30 до 50 тысяч жителей страны, однако подавляющее большинство евреев не являются активными верующими . Тем не менее есть источники, которые называют значительно более высокие цифры числа лиц иудейского вероисповедания: 60 тысяч .

5-6 января 1993 года в Минске прошла учредительная конференция республиканского объединения религиозных общин .

Действуют 11 синагог: 2 — в Минске , 2 — в Витебске, 2 — в Могилёве, Пинске, Бресте, Гродно, в Бобруйске и в Гомеле, работает 19 раввинов. Наибольшее число представителей еврейской общины проживает в Минске и областных центрах республики, а также в Барановичах , Бобруйске , Мозыре , Пинске и Полоцке .

В республике существует Союз белорусских еврейских общественных объединений и общин и Иудейское религиозное объединение. Эти организации поддерживают тесные контакты с посольством Израиля в Белоруссии, «Израильским культурным центром» и представительством Джойнта в Минске.

См. также

Примечания

  1. Памяць: Гісторыка-дакументальная хроніка Мядзельскага раёну. — Мн. : «Беларуская Энцыклапедыя» імя Петруся Броўкі, 1998. — С. 630. — ISBN 985-11-0107-9 .
  2. Шуман А. . Arche (2009). Дата обращения: 24 марта 2011. Архивировано 6 июля 2011 года.
  3. Лазутка С. Привилегия-судебник 1388 года евреям великого князя Литовского Витаутаса // История евреев в России. Проблемы источниковедения и историографии: сборник научных трудов. — Серия «История и этнография». — Вып.1. — СПб. , 1993.
  4. Баркан А. Из истории Витебской еврейской религиозной общины // Витебский Курьер. — 1995. — 14 апреля ( № 15 ). — С. 4 .
  5. Акулич М. Гомель и евреи. — 2017. — ISBN 978-5-4485-6435-2 .
  6. . Дата обращения: 19 декабря 2018. 19 декабря 2018 года.
  7. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  8. . Дата обращения: 21 декабря 2018. 21 декабря 2018 года.
  9. . Дата обращения: 9 ноября 2009. 3 декабря 2013 года.
  10. . Дата обращения: 9 ноября 2009. 3 декабря 2013 года.
  11. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  12. . Дата обращения: 9 ноября 2009. 2 декабря 2013 года.
  13. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  14. . Дата обращения: 9 ноября 2009. 3 декабря 2013 года.
  15. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  16. . Дата обращения: 9 ноября 2009. 2 декабря 2013 года.
  17. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  18. Колас Р. А. : [ белор. ] : Материалы конференции // 79-я Научная конференция студентов и аспирантов Белорусского Государственного Университета. — 2023. — С. 110. — ISSN .
  19. . Дата обращения: 21 декабря 2018. Архивировано из 21 декабря 2018 года.
  20. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  21. . Дата обращения: 21 декабря 2018. 21 декабря 2018 года.
  22. . Дата обращения: 21 декабря 2018. 21 декабря 2018 года.
  23. . Дата обращения: 22 декабря 2018. 19 декабря 2018 года.
  24. . Дата обращения: 22 декабря 2018. 22 декабря 2018 года.
  25. . Дата обращения: 21 декабря 2018. Архивировано из 21 декабря 2018 года.
  26. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  27. Сообщение секретаря ЦК КП(б)Б по пропаганде В. Н. Малина начальнику Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) Г. Ф. Александрову «О фактах деятельности церковников в западных областях БССР». 27 февраля 1941 г.// «Ты з Заходняй, я з Усходняй нашай Беларусі…». Верасень 1939 г. — 1956 г.: документы і матэрыялы. У 2 кн. Кн. 1. Верасень 1939 г. — 1941 г. — Мн.: Беларуская навука. — 2009. — С. 5228-235.
  28. Карпенкина Я. В. Советизация еврейского населения Западной Белоруссии (1939—1941 гг.). Дисс… канд. ист. наук НИУ ВШЭ. — М. , 2018. — 123 с.
  29. . Дата обращения: 21 декабря 2018. 22 декабря 2018 года.
  30. . 18 сентября 2010 года.
  31. Козловская А. И. Проблемы и перспективы книгоиздания на национальном языке в Республике Беларусь // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. — 2011. — №  2 . — С. 163 .
  32. . belisrael.info. Дата обращения: 28 апреля 2016. 31 мая 2016 года.
  33. Дата обращения: 22 мая 2011. Архивировано из 13 марта 2012 года.
  34. от 13 января 2012 на Wayback Machine (англ.)
  35. от 3 ноября 2013 на Wayback Machine (англ.)
  36. Конференция иудейских общин // Витебский курьер. — 1993. — 16 января ( № 1 ). — С. 2 .

Литература

  • Гурко А. В. // Кто живёт в Беларуси. — Минск: Белорусская наука, 2012. — С. 401-581. — 799 с. — ISBN 978-985-08-1263-6 .

Ссылки

Источник —

Same as Евреи в Белоруссии