Interested Article - Горские евреи

Го́рские евре́и ( самоназвание жугьур [джуhур] , мн. ч. жугьургьо , более традиционно также гьивр ) — субэтническая группа евреев Северного и Восточного Кавказа . До середины XIX века жили преимущественно на юге Дагестанской области и севере Бакинской губернии Российской империи , впоследствии стали расселяться сначала в города на севере Дагестана , затем в другие регионы России, а позже — в Израиль .

Общие сведения

Предки горских евреев пришли на Кавказ предположительно в V веке н. э. из Персии , где они оказались в VIII веке до н. э.

Говорят на диалекте татского языка иранской ветви индоевропейской семьи, называемом также горско-еврейским языком (джуури) и относящемся к юго-западной группе еврейско-иранских языков .

Также распространены иврит , русский , азербайджанский , английский и другие языки, в диаспоре практически вытеснившие родной язык .

Горские евреи отличаются от грузинских евреев как культурно, так и лингвистически.

Известен сидур «Рабби Ихиэль Сэви» — молитвенник, основанный на сефардском каноне, согласно обычаю горских евреев.

История

Согласно одной из версий, евреи начали селиться в Дербенте ещё в античные времена и во время хазарского правления составляли важный элемент города .

По лингвистическим и историческим данным, евреи начинают прибывать из Ирана и Месопотамии в Восточное Закавказье не позже середины VI века н. э., где они селились (в его восточных и северо-восточных районах) среди населения, говорящего по-татски, и переходили на этот язык, вероятно, в связи с подавлением восстания Мар Зутры II в Иране (одновременно с движением маздакитов ) и поселением его участников в новых укреплениях в районе Дербента.

Согласно Ю. Д. Бруцкусу, какая-то часть евреев начиная с V века н. э. переселилась из Персии в Дербент .

Известно, что правители Хазарского каганата перешли в иудаизм под влиянием евреев Восточного Кавказа (нынешних горских евреев) в начале IX века , к тому времени единственных носителей монотеистической религии в регионе .

Согласно легенде это произошло в ходе диспута, устроенного между представителями трёх религий. Через него в разное время проходили все кочевые каганаты Евразийских степей и все соседи Хазарии (Дунайская и Волжская Болгарии, Русь , Алания ).

Хазарский случай уникален тем, что в качестве официальной религии был выбран иудаизм, который является национальной религией евреев.

Кроме того, у евреев с эпохи Рассеяния не было своей государственности.

В состав горских евреев вошли также более поздние переселенцы из Ирана , Ирака и Византии .

Одним из центров раннесредневекового купечества в период хазарского правления и после него являлся Дербент.

Рахдониты (странствующие еврейские купцы) сыграли решающую роль в становлении еврейской общины в Дербенте .

Лев Гумилёв писал:

«Дорога» по-персидски — rah, корень глагола «знать» — don; знающие дороги — рахдониты. Так называли еврейских купцов, захвативших в свои руки монополию караванной торговли между Китаем и Европой. То, что путешествующие евреи VIII в. названы персидским словом «рахдониты», показывает, что основу этой торговой компании составили выходцы из Вавилонской, то есть иранской, общины, бежавшие от халифа Абд ал-Мелика в 690 г. Потом к ним добавились евреи из Византии, но до тех пор, пока на границах Согда и халифата , Китая и Тюркютского каганата шли постоянные войны, торговля встречала препятствия. Когда же эти войны прекратились, а Китай после восстания Ань Лушаня (756—763) лежал в развалинах и продавал шелк дёшево, рахдониты развернулись. Они освоили не только восточный путь, по которому шел шелк в обмен на золото, но и северный — из Ирана на Каму , по которому текло серебро в обмен на меха. Хазария лежала как раз на перекрестке этих путей.

Широко известная история, подобная той, что показана в художественном фильме « Багдадский вор », судя по легенде, произошла в Дербенте. В средневековый Дербент прибыли мошенники из Багдада. Убедив местных евреев в скорейшем приходе Мессии ( Машиах ) и дождавшись, пока люди вышли из своих домов и собрались на городской площади, гастролёры из Багдада прошлись по всем домам и обокрали их [ источник не указан 180 дней ] .

Наиболее ранние материальные памятники горских евреев (надгробные стелы в районе города Маджалис в Дагестане) относятся к XVI веку .

Существовала сплошная полоса поселений горских евреев между Кайтагом и районом Шемахы . В 1742 году горские евреи были вынуждены спасаться от Надир-шаха , в 1797 1799 — от Казикумухского хана .

В середине XIX века горские евреи поселяются за пределами первоначальной этнической территории — при русских крепостях и административных центрах на Северном Кавказе : Буйнакске (Темир-Хан-Шуре), Махачкале (Петровск-Порт), Андрей-ауле , Хасавюрте , Грозном , Моздоке , Нальчике , (окрестности Усть-Джегуты ),Агульском районе и др.

В 1820-е годы отмечены первые контакты горских евреев с российскими евреями- ашкеназами , упрочившиеся в конце XIX века в процессе развития Бакинского нефтедобывающего района. В конце XIX века началась эмиграция горских евреев в Палестину .

Раввин Гершон бар Реувен Мизрахи (ГАВАР) (1815—1891), духовный вождь горских евреев
Кавказские евреи. Гравюра Иллариона Прянишникова , 1881

После завоевания Дагестана Россией многие евреи сосредоточились в Дербенте , и этот город стал религиозным центром горских евреев. В 1897 году в городе проживало 2200 евреев (15 % населения), в 1903 году в городе проживало 3500 евреев, в 1989 году — 13 000.

Горская еврейка из Кубы , картина Макса Тилке

В 1869 году Грозному был присвоен статус города, и это повлияло на приток новых поселенцев в район. В 1874 году в Грозном проживало уже 1260 горских евреев (при общем населении города 8450 человек). Основным занятие жителей общины была торговля и выделка кожи. Еврейский квартал Грозного назывался красной еврейской слободкой, район назывался так потому, что крыши домов в этом районе традиционно были покрыты красной черепицей по контрасту с казачьими домами крытых соломой. Район представлял собой несколько кварталов. Позже был построен Беликовский мост соединяющий слободку с центральной частью города, это повлияло на экономическое развитие района.

Что вы видите при въезде в Грозный. Проезжаешь мост: на мосту стоит группа горских евреев, переселившихся в Грозный из гор; несмотря на то, что горские евреи с незапамятных времён покинули Палестину (задолго до Рождества Христова), они сохранили типичные черты своих соотечественников, живущих в Польше и России; темновато-жёлтый цвет лица и грустные чёрные глаза. Прожив много веков среди гор, евреи не утратили присущего соотечественникам их коммерческого духа, и теперь они держат в своих руках торговлю Грозного и Нальчика . Некоторые из евреев носят европейский костюм, другие — черкески. Но жизнь в горах всё-таки наложила на них отпечаток: многие из них прекрасные наездники и неустрашимые джигиты. ( Харузин Н. Н. По горам Северного Кавказа. Путевые очерки // Вестник Европы, № 10. 1888.)

Во время гражданской войны в Дагестане многие горские евреи поддержали большевиков , что нередко приводило к их арестам и расстрелам. Мусульманские отряды грабили и убивали евреев в ауле Нюгди , а население еврейского аула было полностью уничтожено. Спасаясь от расправ, горские евреи бежали из аулов в города, особенно много скопилось их в Дербенте и Темир-Хан-Шуре . После окончания Гражданской войны лишь немногие из них вернулись домой .

Горско-еврейская девушка, картина М. Алёхина
Школа для горских евреев (губои). Город Куба в Азербайджане. 1920 г.

Впервые горские евреи были учтены как отдельная общность в переписи населения СССР 1926 года (25,9 тыс. чел.)

В 1920 1930-е годы развивались национальная литература, пресса, театральное и хореографическое искусство горских евреев. В середине 1920-х годов в Дагестане горские евреи проживали в селах — , Мамраш (теперь Советское) , , Хошмензиль (теперь Рубас) , Аглоби , Нюгди ,Агульском районе, Джараг и Маджалис .

В это же время была предпринята попытка переселения части горско-еврейского населения в Кизлярский район . Там были образованы два переселенческих посёлка: имени Ларина и имени Калинина , — но большая часть жителей этих посёлков покинула их . Татский язык в 1938 году был провозглашён одним из 10 официальных языков Дагестана. С 1930 года был создан ряд горско-еврейских колхозов в Крыму и Курском районе Ставропольского края .

В 1930-е годы горских евреев стали официально называть татами, а все, что имело отношение к ним, — татским .

В 1938 году некоторые горские евреи .

Во время Великой Отечественной войны

Во время Великой Отечественной войны в 1942 году немецкая армия захватила часть Северного Кавказа , но основные центры проживания горских евреев не были оккупированы.

На оккупированной территории было только два крупных места проживания горских евреев — еврейский колхоз в Богдановке под Моздоком и еврейский квартал в Нальчике . 25 сентября 1942 года в Богдановке было расстреляно более 470 евреев, в основном, женщин, стариков и детей. 19 октября 1942 года немецкие каратели вывезли из соседнего с Богдановкой хутора Менжинский 40 горско-еврейских семей (около 300 человек) и доставили в станицу Курская , где и расстреляли во дворе кирпичного завода .

Летом 1942 года немцами также был уничтожен горско-еврейский колхоз им. Шаумяна Евпаторийского района Крымской АССР ; погибло 114 мирных жителей (с. Богдановка и колхоз им. Шаумяна были основаны в 1920-е годы по решению ОЗЕТ — Общества по землеустройству евреев-трудящихся).

В течение сентября 1942 годы в Минеральные Воды в специальных поездах свозилось все еврейское население, проживавшее на территории Кавминвод ; всего здесь было расстреляно более 6000 человек, в числе которых были и горские евреи из Кисловодска и Пятигорска .

В первые же дни оккупации Нальчика были расстреляны следующие жители горско-еврейской общины: Михо Шамилов и его 10-летний сын, Борис Нисонович Давыдов и его отец, семья красноармейца Шаулова (жена и пятеро его детей в возрасте от 5 месяцев до 11 лет), 60-летняя Новид Мигировна Истахорова, семья Ифраимовых (70-летняя Гугуш, трое её дочерей, младшей из которой — Руспо — было 20 лет, 23-летняя невестка Зоя, шестеро внуков в возрасте от 2 до 12 лет), и некоторые другие. Но массового уничтожения евреев в Нальчике не было. Немцы находились в Нальчике сравнительно недолго, гораздо меньшее время, чем в Богдановке и Менжинском. Сотни жителей нальчикской горско-еврейской общины были спасены благодаря мужеству кабардинцев и балкарцев , которые рискуя своей жизнью, прятали в своих домах еврейские семьи, убеждая немцев, что они не евреи, а таты. Особую роль в этом сыграл местный деятель культуры Маркел Шабаев . Приказом командующего группы армий «А» фон Клейста в декабре 1942 года горские евреи были объявлены «кавказским племенем», что спасало их от расправы. Тем не менее, незадолго до немецкого отступления с Кавказа командирам айнзацгрупп на Кавказе был отдан приказ «переселить всех горских евреев на оккупированных территориях» .

Многие горские евреи все месяцы оккупации прожили в кабардинских селениях Зарагиже , Псыгансу , Герменчике и других .

Горско-еврейская газета « Захметкеш („Труженик“) », 1929 год

22 февраля 1943 г. Эрхард Ветцель обратился в МИД Германии с письмом, в котором отмечает, что в вопросе об этнической принадлежности горских евреев среди специалистов нет единого мнения. Хотя, как он пишет далее, в официальной советской науке, насколько ему известно, господствует мнение, что горские евреи — часть еврейского этноса, однако, по его мнению, этот «вопрос может быть разрешен только после детального исследования на месте». Чуть позже (24 мая 1943 г.) Вальтер Гросс в своем письме в Министерство внутренних дел Германии резко критиковал точку зрения Г. Кейтеля; для подтверждения своих слов он цитирует основные положения статьи о горских евреях, опубликованной в книге Г. Тайха и Х. Рюбеля. 27 ноября 1943 г. МИДом Германии было принято окончательное решение о горских евреях; они были признаны «истинными евреями».

Но, к счастью, тогда Северный Кавказ был уже полностью очищен от оккупантов .

Многие горские евреи сражались на фронтах, более 2700 из них погибли. Среди Героев Советского Союза есть два горских еврея: Исай Иллазаров , погибший в бою, и Шатиель Абрамов .

В период Великой Отечественной войны у горских евреев вновь открылись синагоги . Они функционировали под контролем советских властей, которые вмешивались в том числе в обрядовую сторону. В частности, Уполномоченному Совета по делам религиозных культов по Кабардинской АССР Х. Т. Иванову были предписаны его руководством следующие действия на еврейской Пасхе 1949 года :

  • Не допускать раздачи мацы бедным;
  • Выявить численность, социальный и половозрастной состав молящихся;
  • Выявить факты националистической агитации;
  • Охарактеризовать проповеди, которые будут произнесены в синагоге;
  • Не допускать расширения помещений синагоги с помощью навесов;
  • Не допускать использование радиорепродукторов ни внутри, ни снаружи синагоги.

После войны

В 1951 году советские власти вообще сняли с регистрации иудейскую общину Нальчика по следующим основаниям :

в связи с тем, что исполнительный орган религиозной общины иудейского вероисповедания в городе Нальчике систематически нарушает закон о браке, семье и опеке, совершая религиозное бракосочетание несовершеннолетних граждан, периодически проводит денежные сборы среди населения указанного вероисповедания вне молитвенного дома-синагоги и не выполняет неоднократные требования Нальчикского Горисполкома и Уполномоченного Совета по делам Рел. Культов о прекращении данных незаконных действий

В послевоенное время преподавание и издательская деятельность на еврейско-татском языке прекратилось, в 1956 году в Дагестане возобновилось издание ежегодника «Ватан советиму». Тогда же началась поддержанная государством политика «татизации» горских евреев. Представители советской элиты, главным образом в Дагестане, отрицали связь горских евреев с евреями, регистрировались в официальной статистике как таты , составив подавляющее большинство этой общности в РСФСР . В начале XX века К. М. Курдов [ кто? ] высказал мнение, что лезгины «…подверглись метисации со стороны представителей семитического семейства , главным образом горских евреев» [ значимость факта? ] .

Современность

До массового выезда из СССР в 1970-х годах горские евреи жили преимущественно в Азербайджане (50 %) и на Северном Кавказе (50 %) в четырёх субъектах РФ: Дагестан , Чечня , Кабардино-Балкария , Ставропольский край .

Россия

В 1990-е годы основная часть горских евреев эмигрировала в Израиль, также переехала в Москву и Пятигорск . Сохраняются незначительные общины в Дагестане, Нальчике и Моздоке . В Азербайджане в посёлке Красная Слобода (в черте города Куба ) (единственное в диаспоре место компактного проживания горских евреев) воссоздаётся традиционный образ жизни горских евреев. Небольшие общины горских евреев появились в США , Германии , Австрии .

В Москве община горских евреев насчитывает несколько тысяч человек .

Дербент

После распада СССР в 1991 году большинство евреев эмигрировало из Дербента, и в 2002 году в городе насчитывалось лишь 2000 евреев.

В городе работает синагога и общинный центр.

Главный раввин Дербента Овадия Исаков находится на должности с 2004 года. 25 июля 2013 года неизвестный совершил покушение на раввина возле его дома. Раввин был доставлен в больницу с огнестрельными ранениями в тяжёлом состоянии. Было установлено, что инцидент является террористическим актом, что привело к опасениям местных евреев относительно возможности повторного нападения.

Азербайджан

Горские евреи живут в таких населенных пунктах, как Баку , Красная Слобода , Геокчай , Гусар , Гянджа , Огуз , Шемахы , (азерб.) , Хачмаз .

Горские евреи Азербайджана являются единственной еврейской общиной СНГ , демонстрирующей относительно благополучную демографическую ситуацию и в постсоветский период .

Старая синагога в Красной Слободе

В посёлке Красная Слобода в здании «Карчоги», исторической синагоги, в 2020 году был основан Музей горских евреев. Здание синагоги имеет квадратную форму, а высота потолков составляет 5 метров. Чтобы разместить на её территории максимально возможное количество экспонатов, было сделано два яруса — высота потолков это позволила. Сегодня музейная экспозиция включает в себя одежду и украшения, рукописи и книги, ритуальную утварь и старинные предметы быта, религиозную еврейскую литературу и книги на языке джуури.

Из горских евреев происходит Национальный Герой Азербайджана Альберт Агарунов .

Израиль

Заблуждения [ источник не указан 75 дней ]

Таты и горские евреи

Горские евреи по языку и другим признакам принадлежат к общности персоязычных евреев , отдельные группы которой расселены в Иране , Афганистане и Средней Азии ( бухарские евреи ).

Евреи Восточного Закавказья именование «горские» получили в XIX веке, когда в официальных русских документах все кавказские народы именовались «горскими».

Сами себя горские евреи называют «еуди» («иудей») или джууд (ср. перс. juhud — «иудей»).

В 1888 году И. Ш. Анисимов в работе «Кавказские евреи-горцы», указывая на близость языка горских евреев и языка кавказских персов (татов), сделал вывод о том, что горские евреи являются представителями «иранского племени татов», которое ещё в Иране приняло иудаизм и впоследствии переселилось в Закавказье.

Выводы Анисимова были подхвачены в советское время: в 1930-х гг. началось широкое внедрение идеи о «татском» происхождении горских евреев.

Усилиями нескольких горских евреев, приближённых к власти, начал раскручиваться ложный тезис о том, что горские евреи — это «иудаизированные» таты, которые ничего общего с евреями не имеют.

Из-за негласного притеснения горские евреи сами стали записываться татами.

Это привело к тому, что слова «тат» и «горский еврей» стали синонимами.

Ошибочное наименование горских евреев «татами» вошло в исследовательскую литературу в качестве их второго или даже первого названия.

В результате весь тот слой культуры, который при советской власти создавался горскими евреями (литература, театр и т. д.) на горско-еврейском диалекте, именовался «татским» — «татская литература», «татский театр», «татская песня» и т. д., хотя собственно таты не имели к ним никакого отношения.

Более того, сравнение диалекта горских евреев и татского языка и физико-антропологических данных их носителей также полностью исключает их этническое единство.

Грамматическая структура диалекта горских евреев является более архаичной по сравнению с собственно татским языком, что значительно затрудняет полное взаимопонимание между ними.

[Вообще, архаичность основы характерна для всех «еврейских» языков: для языка сефардов ( ладино ) — это староиспанский, для языка ашкеназов ( идиш ) — старонемецкий и т. д. При этом все они насыщены словами древнееврейского происхождения.]

Перейдя на персидскую речь, евреи, тем не менее, сохранили в своём наречии пласт заимствований из арамейского и древнееврейского (иврит) языков, в том числе не связанных с иудейской ритуальностью:

гиоси (כעוס) - гневный, зофт (זפת) - смола, нокуми (נקמה) - зависть, гуф (גוף) - тело, кетон (כותנה) - полотно, гезире (גזירה) - наказание, говле (גאולה) - избавление, бошореи (בשורה) - радостная весть, нефес (נפש) - дыхание и т. д.

Некоторые словосочетания в языке горских евреев имеют структуру, характерную именно для древнееврейского языка.

В 1913 году антрополог К. М. Курдов измерил большую группу жителей татского селения Лахидж и выявил коренное отличие их физико-антропологического типа (средняя величина головного указателя — 79,21) от типа горских евреев. Измерениями татов и горских евреев занимались также и другие исследователи. Средние значения головного указателя татов Азербайджана колеблются в пределах от 77,13 до 79,21, а горских евреев Дагестана и Азербайджана — от 86,1 до 87,433. Если для татов характерна мезо- и долихокефалия , то для горских евреев — крайняя брахикефалия , следовательно, ни о каком родстве между этими народами не может быть и речи.

Кроме того, данные по дерматоглифике (рельеф внутренней стороны ладони) татов и горских евреев также полностью исключают их этническую близость.

Очевидно, что носители горско-еврейского диалекта и татского языка являются представителями разных этносов, каждый со своей религией, этническим самосознанием, самоназванием, бытом, культурой.

Традиционная культура

Основные занятия горских евреев, известные ко второй половине XIX века : садоводство , табаководство , виноградарство и виноделие (особенно в Кубе и Дербенте ), выращивание марены для получения красной краски, рыболовство , кожевенное ремесло , торговля (главным образом тканями и коврами), работа по найму.

По материальной культуре и социальной организации близки к другим народам Кавказа .

До начала 1930-х годов поселения состояли из 3—5 больших 3—4-поколенных патриархальных семей (свыше 70 чел.), каждая занимала отдельный двор, в котором каждая нуклеарная семья имела свой дом.

Большие семьи, происходившие от общего предка, объединялись в тухумы . Бытовало многожёнство , помолвки в младенчестве, выплата калыма (калын), обычаи гостеприимства, взаимопомощи, кровной мести (в случае неисполнения кровной мести в течение трёх дней семьи считались родственниками).

В городах жили в отдельных кварталах (Дербент) или предместьях (Еврейская, ныне Красная слобода г. Кубы).

Существовали 2 ступени раввинской иерархии: рабби кантор и проповедник в синагоге (нимаз), учитель в начальной школе ( талмид-хуна ); резник ; даян — выборный главный раввин города, председательствовавший в религиозном суде и руководивший высшим религиозным училищем-иешивой. В середине XIX века российские власти признавали даяна Темир-Хан-Шуры главным раввином горских евреев Северного Кавказа, а даяна Дербента — южного Дагестана и территории нынешнего Азербайджана.

Сохраняются иудейские обряды, связанные с жизненным циклом ( обрезание , свадьба, похороны), праздники ( Песах — Нисону, Пурим — Гомуну, Суккот — Араво и др.), пищевые запреты ( кашрут ).

Фольклор — сказки (овосуна), которые рассказывали профессиональные сказочники (овосуначи), песни ( ма’ани ), исполняемые автором (ма’ниху) и передававшиеся с указанием имени автора.

Популярна как еврейская, так и кавказская кухня. Музыка и танцы в основном кавказские.

В произведениях искусства

В советский период жизнь горских евреев нашла отражение в произведениях дербентского писателя Хизгила Авшалумова и Миши Бахшиева , писавших на русском и горско-еврейском языках.

См.: Горско-еврейская литература .

В 2015 году в Азербайджане снят документальный фильм режиссера Руфата Асадова «Последний еврей в деревне», рассказывающий о Меире Манаширове, жителе горско-еврейского селения Мюджи-Гафтаран.

Герои фильма Кантемира Балагова « Теснота », вышедшего в 2017 году, — горские евреи из Нальчика .

См. также

Примечания

  1. // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  2. Mountain Jews: customs and daily life in the Caucasus , Leʼah Miḳdash-Shemaʻʼilov, Liya Mikdash-Shamailov, Muzeʼon Yiśraʼel (Jerusalem), UPNE, 2002, page 19
  3. Herman Rosenthal. (англ.) . JewishEncyclopedia.com. Дата обращения: 12 апреля 2016. 4 марта 2016 года.
  4. . Дата обращения: 29 марта 2013. Архивировано из 29 марта 2013 года. Интервью В. Я. Петрухина о хазарах
  5. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  6. . Дата обращения: 19 июля 2023. 19 июля 2023 года.
  7. . Дата обращения: 13 июля 2021. 13 июля 2021 года.
  8. . STMEGI . Дата обращения: 5 мая 2014. Архивировано из 5 мая 2014 года.
  9. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  10. от 3 марта 2023 на Wayback Machine . — Cambridge, Mass.: Harvard University Russian Research Center, 1950. — P. 16.
  11. . Дата обращения: 19 июля 2023. 19 июля 2023 года.
  12. . Дата обращения: 19 июля 2023. 28 ноября 2021 года.
  13. Такова А. Н. Реалии религиозной «оттепели» в Кабардинской АССР (1944—1954 гг.) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2014. — № 12-2 (50). — С. 189.
  14. Такова А. Н. Реалии религиозной «оттепели» в Кабардинской АССР (1944—1954 гг.) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2014. — № 12-2 (50). — С. 190.
  15. М. Ш Ризаханова. . — Издательский дом "Эпоха", 2005. — С. 8.
  16. Телицына Ирина от 10 ноября 2007 на Wayback Machine . — Русское издание журнала «Forbes», сентябрь 2009 года.
  17. . Дата обращения: 29 января 2017. 2 февраля 2017 года.
  18. . MasimovAsif.net . Дата обращения: 12 июня 2021. 5 октября 2021 года.
  19. . Дата обращения: 4 апреля 2012. Архивировано из 1 ноября 2013 года.
  20. . Дата обращения: 11 апреля 2020. 11 апреля 2020 года.

Литература

  • Альтшулер М. Еудэй мизрах Кавказ = Евреи Восточного Кавказа. — , 1990.
  • Агарунов Я. М. Большая судьба маленького народа. — М. : ЧОРО, 1995.
  • Агарунов Я. М., Агарунов М. Я. Большой словарь языка горских евреев джуури. — Баку, 2010; Пятигорск, 2010.
  • Горские евреи. История, этнография, культура / Сост. В. Дымшиц. — — М. , 1999.
  • Мурзаханов Ю. И. Горские евреи: Аннотированный библ. указатель. — М. , 1994.
  • Семёнов И. Г. Кавказские таты и горские евреи. — Каз. , 1992.
  • Семёнов И. Г. О происхождении горских евреев. — М. , 1997.
  • Членов М. А. Между Сциллой деиудаизации и Харибдой сионизма: горские евреи в XX в. // Диаспоры. Независимый научный журнал. — 2000. — № 3.
  • Дымшиц В. // Народ Книги в мире книг. — 2004. — № 50.
  • John M. Clifton, Gabriela Deckinga, Laura Lucht, Calvin Tiessen. . SIL International, 2005.

Ссылки

  • . wcmj.org. Дата обращения: 23 июля 2023.
Источник —

Same as Горские евреи