Interested Article - Ашкеназы

Расселение ашкеназов в Центральной Европе (1881)

Ашкена́зы (ашкена́зские евре́и) ( идиш אַשכּנזים ‎, ивр. אשכנזים мн. ч. ашкенази́м ; ед. ч. ашкенази́ ) — субэтническая группа евреев , сформировавшаяся в Центральной Европе .

Употребление этого названия для данной культурной общности зафиксировано источниками, относящимися к XIV веку. Исторически бытовым языком подавляющего большинства ашкеназов был идиш , принадлежащий к германской ветви индоевропейской языковой семьи . Термин происходит от слова « Ашкена́з » — семитского названия средневековой Германии в средневековой раввинской литературе . Германия воспринималась как место расселения потомков Аскеназа , внука Иафета . По состоянию на конец XX века ашкеназы составляют бо́льшую часть евреев мира — около 80 %, а среди евреев США их доля ещё выше. Однако в Израиле они составляют лишь около половины еврейского населения . Традиционно противопоставляются сефардам — субэтнической группе евреев, оформившейся в странах Средиземноморья .

Происхождение и история

Рейнская теория

Поскольку ашкеназы — это германоязычные европейские евреи, то их историю принято начинать с появления евреев на берегах Рейна , который в Античности служил границей между Римом и германскими племенами . Приход евреев на эти земли связан с расширением Римской империи , поглотившей в I веке Иудею . Еврейские общины широко распространяются по городам Империи. Уже в I веке еврейские общины появляются к северу от Альп в Галлии . В 321 году в Колонии Агриппина (современный Кёльн ) существовала еврейская община . Однако эта группа евреев скорее была романиотами и ещё не могла считаться настоящими ашкеназами, поскольку идиш к тому времени ещё не сформировался, а разговорным языком Империи была латынь . Возможно, эта группа евреев была изгнана из Франции (Галлии) королём Дагобертом I в VII веке .

В 801 году упоминается имя Ицхака, жившего в столице Франкского государства городе Ахен . Его называют «праотцом ашкеназских евреев» . Карл Великий поручает ему организацию посольства к арабскому халифу Харуну ар-Рашиду . Очевидно, это успешное предприятие способствовало тому, что уже к 960 году ашкеназийские общины глубоко укоренились по берегам Рейна . История сохранила имя раввина Майнца тех лет — Гершом бен Иегуда , которому приписывают запрет полигамии. В Германии создаются многие центры иудаизма ( Вормс , Шпайер , Страсбург ) и основным бытовым языком общения у иудеев становится германский ( идиш ). В составе Священной Римской империи германской нации германоязычные иудеи культурно и лингвистически ассимилируют миграционный поток итальянских иудеев , живших со времён Римской республики на Апеннинском полуострове .

В эпоху Крестовых походов (c XI века) начинается рост напряжённости между евреями и местным населением, подогреваемый распространением кровавого навета . В XIII веке евреям предписывается носить отличительные знаки ( жёлтую шестиконечную звезду Давида) и селиться в определённых местах ( гетто ). Кое-где их изгоняют из страны. Например, евреи были изгнаны из Англии в 1290 году . Среди известных лидеров ашкеназов этого периода называется Меир из Ротенбурга .

Хазарская теория

Существует теория, утверждающая, что ашкеназы — потомки исповедовавших иудаизм жителей Хазарии , мигрировавших в Западную Европу в X веке после разгрома Хазарии киевским князем Святославом . Восточноевропейские еврейские общины действительно ассимилировали некоторое количество потомков хазар — тюркоязычного кочевого народа смешанного происхождения, не имеющего существенных еврейских корней. Однако хазарская теория утверждает, что потомки хазар составили саму основу ашкеназов. Таким образом, рейнская и хазарская теории спорят о направлениях миграции предков ашкеназов и о том, кто кого ассимилировал: европейские евреи немногочисленных мигрантов с востока или, напротив, потомки жителей Хазарии, двигаясь на запад — немногочисленных евреев восточной и центральной Европы .

Данная теория имеет как сторонников, так и противников. Теория даёт повод подвергнуть сомнению историческую связь евреев с Палестиной, так как, согласно этой теории, предки подавляющего большинства евреев имеют очень малое или не имеют вообще никакого отношения к Земле Израильской . С другой стороны, теория позволяет утверждать, что ашкеназы, как наследники хазар, являются вполне коренным, а не пришлым, народом России или Украины .

Отрицание хазарской гипотезы опирается на демографические и иные аргументы. В частности, указывается, что в основе языке идиш практически отсутствуют слова тюркоязычного происхождения, что, по мнению исследователей, показывает отсутствие влияния хазар на этногенез ашкеназов. 70 % лексики идиш — средненемецкие диалекты, 20 % — гебраизмы и 10 % — славянизмы. Это вполне соответствует рейнской теории, но совершенно необъяснимо по хазарской .

Генетические исследования

По одному из исследований, по отцовской линии самая распространённая гаплогруппа среди ашкеназов с корнями из Польши — Y-хромосомная гаплогруппа R (около 30 %) . Исследования распространённости разных гаплогрупп и конкретных субклад среди разных групп ашкеназов и среди народов Европы и Ближнего Востока позволяет предположить, что большинство ашкеназов — потомки переселенцев с Ближнего Востока в Европу (через Италию), причём группа основателей прошла в какой-то момент через « бутылочное горлышко », сократившее количество мужчин в группе до 350. Современные методы и количество собранного генетического материала не позволяют датировать время переселения, точнее чем интервал 1300—2200 лет тому назад . Среди ашкеназов- левитов 65 % имеют субклад R1a-M582 Y-хромосомной гаплогруппы R1a1a1b2-Z93>R1a1a1b2a-Z94 (находимый также среди ашкеназов в целом и в незначительных количествах — у других народов Ближнего Востока), и предположительно происходят от одного предка, жившего на Ближнем Востоке 2600—3600 лет назад .

Исследования, опровергающие хазарскую теорию

Опубликованные в 2010 году в ряде научных журналов, в том числе в авторитетном Nature , результаты генетических исследований утверждают, что полный вклад хазар в восточноевропейское еврейство менее 12,5 % . Профессор генетики Леонид Чернин отмечает, что в основном евреи принадлежат к гаплогруппам, распространённым на Ближнем Востоке (некоторые — преимущественно на Ближнем Востоке) и вклад хазар в еврейскую генетику большинством учёных считается «ничтожным» . В августе 2012 года д-р Гарри Острер в своей книге «Наследие: генетическая история еврейского народа» обобщил свою и другие работы в области генетики за последние 20 лет и пришёл к выводу, что все основные еврейские группы имеют общее ближневосточное происхождение. Острер также утверждал, что опроверг хазарскую теорию происхождения ашкенази . По оценке Николаса Уэйда, «ашкеназские и сефардские евреи имеют примерно 30 % европейского происхождения, а остальное — Ближний Восток». Далее он заметил, что «две общины очень похожи друг на друга генетически, что неожиданно, потому что они так долго были разъединены». В этой связи он указывает на выводы Ацмона о том, что «общие генетические элементы предполагают, что члены любой еврейской общины связаны между собой так же тесно, как четвероюродные или пятиюродные родственники в большой популяции, и вероятность такой связи примерно в 10 раз выше, чем между двумя людьми, взятыми наугад с улицы Нью-Йорка» . В 2012 году генетический анализ показал также близость к ашкенази североафриканских евреев. В целом у ашкеназов больше общих линий с другими еврейскими и ближневосточными группами, чем с нееврейским населением в районах проживания евреев в Восточной и Центральной Европе .

Исследования Эрана Эльхаика

В январе 2013 года были опубликованы результаты исследования более полумиллиона однонуклеотидных мутаций, выявленных в геномах 1237 человек, представляющих как еврейское население Восточной Европы, так и кавказские, малоазийские и ближневосточные этносы. Результаты исследований, проведённых доктором , были опубликованы в . Согласно публикации, бо́льшая часть евреев Центральной и Восточной Европы ведёт своё происхождение от потомков населения Хазарского каганата , переселявшихся туда в V—XII веках с территорий Ближнего Востока и Междуречья и мигрировавших на запад в X—XIV веках по мере распада каганата. Доктор Эран Эльхаик утверждает, что именно выходцы из Хазарии, а не евреи рейнских общин, явились основой при формировании субэтнической группы ашкеназов . В 2016 году он с соавторами опубликовал исследование, в котором, используя собственный метод, так называемый «генетический GPS», предположил, что предки ашкеназов изначально жили на северо-востоке современной Турции . Это место — область деревень — 40° 9’N, 40° 26’E, — 40° 4’N, 40° 8’E и — 40° 5’N, 40° 4’E). По мнению Эльхаика, предки ашкеназов были местным грекоязычным населением, обращённым в иудаизм персидскими евреями . По его мнению, сам этноним «ашкеназ» произошёл от слова «ашгуза», потому что, как он утверждает, так ассирийцы и вавилоняне называли скифов . Начиная с 690-х годов, гонения со стороны Византии , предположительно, заставили их переселиться на территорию Хазарии . В том же году Павел Флегонтов и Алексей Касьян подвергли критике методику, использованную Эраном Эльхаиком при своих исследованиях, и отметили массу явных натяжек в его выводах. По их мнению, метод даёт корректные результаты только при исследовании современных и несмешанных популяций; для задач, подобных той, которую решал Эльхаик, он абсолютно непригоден. Попытка исследователей, в качестве эксперимента, определить с помощью этого метода «место происхождения» современных популяций Нового Света дала откровенно абсурдные результаты . «Он просто ошибается», — считает Маркус Фельдман из Стэнфордского университета, ведущий исследователь в области еврейской генетики. «Если вы возьмёте тщательный генетический анализ населения, который был проведён за последние 15 лет … нет никаких сомнений в распространённости ближневосточного происхождения». «Это нереалистичная предпосылка», — считает генетик из университета Аризоны Майкл Хаммер, один из лучших исследователей в мире по Y-хромосоме. Генетик Разиб-хан обвинил исследователя в выборочном использовании результатов и их подгонке под заранее придуманный вывод, в то же время отметив: «неудивительно, что мы найдём небольшой, но значительный хазарский вклад в еврейский генофонд» . Другие специалисты при критике этой работы используют ещё более резкие выражения: Серджио делла Пергола назвал её «фальсификацией», Шауль Стамфер «полным вздором» — указывая, что авторы не использовали материалы других европейских групп евреев . Профессор Довид Кац (Вильнюсский университет) высмеивает языковый анализ исследования: «авторы объединили точные, но контекстуально бессмысленные генетические корреляции со смехотворными лингвистическими теориями».
Однако Эран Элхаик не оставил критику без ответа. В своей статье на arXiv.org он продолжает утверждать об относительной точности GPS, напоминая об исследованиях, в которых алгоритм корректно определил страну происхождения 83 % из 2000 человек. Также GPS правильно указал родные острова для 87,5 % жителей Океании (всего 200). Что касается ашкеназов, учёный продолжает настаивать, что его работа подтверждает их нееврейское происхождение. По его мнению, GPS позволяет реконструировать биологическую и демографическую историю этноса по частотам различных вариантов генов, при этом чем больше времени прошло с момента происхождения, тем точнее результат .

Исследования происхождения по материнской линии

В 2013 году были опубликованы результаты исследования наследуемой по материнской линии митохондриальной ДНК ашкеназских евреев, возводящие их происхождение практически исключительно к исходному женскому полу на территории северной Италии — подавляющее большинство ашкеназов оказалось потомками всего лишь 4 женщин, притом неевреек (полагают, что их взяли в жёны молодые неженатые переселенцы) .

Исследование распределения частоты аллелей

Впервые осуществлённое исследование распределения частоты аллелей в целиком секвенированных геномах 128 ашкеназских евреев (2014) оценило их происхождение примерно поровну из ближневосточных и европейских исходных популяций. Это же исследование показало, что 25—32 поколения назад (приблизительно в XV веке) произошло резкое — до 300—400 человек — сокращение популяции предков этой субэтнической еврейской группы, из которых в последующие столетия и выросли современные ашкеназы . По расчётам учёных из Йеля , Института Альберта Эйнштейна , Еврейского университета Иерусалима и Мемориального онкологического центра Слоана-Кеттеринга в Нью-Йорке , исследовавших генетическую формулу ашкеназских евреев, все ашкеназские евреи являются потомками примерно 350 человек, живших 600—800 лет назад (то есть ашкеназы прошли в то время через «бутылочное горлышко» .

Данные по Y-хромосомным гаплогруппам ашкеназов:
E1b1b1 (M35) G (M201) J1 or J* (12f2b) J2 (M172) Q1 (P36) R1a1a (M17) R1b1 (P25)
Число протестированных E1b1b1a (M78) E1b1b1c (M123) G2c (M377) J1 (M267) J* J2a* (M410) J2a1b (M67) Q1b (M378) R1b1b2 (M269) R1b1* (P25)
Хаммер 2009 Много ~3 % ~17 % ~7 % ~17 % ~6 % ~14 % ~7 % ~12 % ~9 % ~2 %
Бехар 2004 442 16,1 % 7.7 % 19 % 19 % 5.2 % 7.5 % 10 %
Семино 2004 ~80 5.2 % 11.7 % Not tested 14.6 % 12.2 % 9.8 % Not tested Not tested Not tested Not tested
Небель 2001 79 23 % ? 19 % 24 % ? 12.7 % 11,4 %
Шен 2004 20 10 % 10 % 5 % 20 % 5 % 15 % 5 % 20 % 10 %

Польская родина

В XIII веке невыносимые условия жизни для евреев в Западной Европе контрастировали с благожелательностью к ним польских королей. Первая грамота, защищающая права евреев на территории Польши, была подписана королём Болеславом в 1264 году . Привилегии евреев были расширены королём Казимиром III . Относительно «тепличные» условия привели к тому, что ашкеназы на некоторое время почувствовали себя в Польше как дома. Численность евреев росла и они образовывали общины не только в крупных торговых центрах страны, но и в небольших « местечках » на востоке страны, где они служили своеобразной прослойкой между польской шляхтой и местным православным населением. К XVI веку численность евреев в Польше составляла 80 % евреев всего мира . Возникла потребность в координации действий отдельных общин: появились кагалы и главные раввины. В это время строятся каменные синагоги в Гродно ( Большая хоральная синагога ) и Львове ( Золотая Роза ). В Кракове рождается великий иудейский богослов Махарша . Евреев в Речи Посполитой в это время — до 10 % всего населения.

В XVII веке разгорелся острый национально-экономический конфликт, подогреваемый политическими интересами соседей. Восстание Хмельницкого привело к возникновению ашкеназийской диаспоры в Османской империи и Западной Европе. Также это усилило мистические настроения среди евреев и привело к зарождению хасидизма , центрами которого стали Белз , Бердичев , Брацлав , Любавичи , Меджибож и Чернобыль . Основателем хасидизма считается Баал-Шемтов . В XVIII веке во Львове появилась первая хасидская синагога Бейт Хасидим . Центром сопротивления хасидизму на основе сохранения традиционного иудаизма стали еврейские общины Литвы ( Миснагдим ), а Вильнюс благодаря деятельности Виленского Гаона получил даже прозвище литовского Иерусалима .

К этому времени большинство западноевропейских стран либо представляли собой «свободные от евреев» земли, как Франция , либо населялись сефардами , как Нидерланды и Англия . Маленькие общины в германских городах влачили жалкое существование от изгнания до изгнания и численно значительно уступали восточным. Депопуляция Германии после Тридцатилетней войны открыла польским ашкеназам дорогу на запад.

Тем не менее, численность евреев на территории Польши продолжала расти и к 1831 году превысила 430 тыс. человек, а к началу XX века достигла отметки в 1,7 млн человек . Свыше 90 % евреев проживало в городах и принимало активное участие в предпринимательской деятельности.

Непоправимый удар по еврейству в Польше нанёс геноцид со стороны немецких оккупантов и коллаборантов в годы Второй мировой войны. Численность польских евреев сократилась за годы войны с 3 млн до 380 тыс. человек .

Позднейшая история

Разделы Речи Посполитой и эпоха Просвещения в XVIII веке привели к тому, что Западная Европа вновь обрела привлекательность в глазах ашкеназов. В Германии отношение к евреям смягчается и появляется феномен Хаскала (еврейского просвещения), инициированного Мозесом Мендельсоном . Демографический и экономический напор, который оказывали евреи на раздираемые противоречиями раннего капитализма государства Европы, породили новый кризис. Выражением этого кризиса стали политический антисемитизм и массовая эмиграция ашкеназов в Новый Свет , в том числе из России, под чью власть евреи попали после разделов Польши и где до начала XX века существовала черта оседлости . Самым известным российским городом со значительным еврейским населением была Одесса .

Дом Менделя Бейлиса , 1910-е годы

В 1880 году в Российской империи проживало 67 % от общей численности еврейского народа . По мнению Александра Солженицына , после отмены в 1861 году крепостного права и либеральных реформ Александра II , ликвидировавших преимущество лично свободных евреев как арендаторов и посредников в торгово-промышленных сделках, произошло резкое обогащение самой состоятельной части ашкеназийской общины и столь же резкое обеднение всех остальных . Следствием ухудшения материального положения стал исход ашкеназийской молодёжи, с одной стороны, в революционное движение (где пик потерь приходится на годы русской революции и гражданской войны ), а с другой — в эмиграцию (суммарная еврейская эмиграция из России за период 1880—1914 годов составила 1,7 —2 млн человек). По данным Саймона Кузнеца , из черты оседлости во внутреннюю Россию, прежде всего в столицу — Санкт-Петербург , отправлялись евреи с высоким уровнем дохода и/или образования, а менее образованные и более бедные — в Европу и Новый Свет . К активному участию ашкеназов в революционном движении (где предложенный ашкеназом Карлом Марксом проект социалистического интернационала стал идейной базой для рабочих революций) и эмиграции подтолкнули начавшиеся притеснения евреев в Российской империи и массовые еврейские погромы . По состоянию на 2010 год в Российской Федерации находится 1,6 % от общей численности еврейского народа .

Национальное движение XIX века привело к появлению сионизма , основателем которого был Теодор Герцль , в своей книге « Еврейское государство » выразивший уверенность, что «нации, среди которых проживают евреи, все являются скрыто или открыто антисемитскими». В 1897 году в Базеле собирается Всемирный сионистский конгресс , который провозгласил курс на создание национального еврейского государства на территории исторической родины в Палестине . В Европе в конце XIX века в результате синтеза ряда антисемитских школ возник расовый антисемитизм . Он стал идеологией ряда крайне правых партий, в том числе пришедшей в 1933 году к власти в Германии НСДАП во главе с Адольфом Гитлером . В период Второй мировой войны в ходе так называемого « окончательного решения еврейского вопроса » нацисты уничтожили около 6 миллионов евреев Европы .

После войны ашкеназы инициировали создание государства Израиль в 1948 году, на основе которого стала формироваться ивритоязычная нация израильтян . Тем не менее, некоторые ашкеназы сохраняют своё своеобразие и в Израиле .

Ашкеназийский извод древнееврейского языка

Существует так называемый «ашкеназийский извод» — диалект древнееврейского языка ( ло́шон-ко́йдэш , то есть «святой язык»), отличающийся от сефардского извода и современного иврита произношением некоторых гласных ( огласовок ) и согласных. В устной речи используют для чтения свитка Торы и молитв в ашкеназийских синагогах .

Генетические болезни ашкеназов

Генетические исследования показывают общность происхождения ашкеназов от относительно небольшой, замкнутой еврейской группы , что, в силу эффекта бутылочного горлышка (оценочно, около IX—X века) и дрейфа генов оказало сильное влияние на их генофонд. Среди ашкеназов заметно повышен риск целого ряда генетических заболеваний , что вынуждает массово проводить генетические тесты. Так, доля носителей мутации болезни Тея — Сакса в их среде достигает 3 %, что превышает среднее значение на порядок и является одной из наблюдаемых причин детской смертности .

См. также

Примечания

  1. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  2. // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
  3. // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
  4. Иосиф Телушкин. 4 ноября 2012 года.
  5. . Дата обращения: 31 января 2011. Архивировано из 20 июля 2011 года.
  6. . Дата обращения: 30 апреля 2020. 27 февраля 2021 года.
  7. . Дата обращения: 1 февраля 2011. 16 июня 2013 года.
  8. . Дата обращения: 31 января 2011. Архивировано из 26 декабря 2008 года.
  9. 26 апреля 2011 года.
  10. . Дата обращения: 19 января 2013. 20 января 2013 года.
  11. Синельников А. Б. . Заметки по еврейской истории . Дата обращения: 21 января 2013. 20 января 2013 года.
  12. Shen P., Lavi T., Kivisild T., etal. Reconstruction of patrilineages and matrilineages of Samaritans and other Israeli populations from Y-chromosome and mitochondrial DNA sequence variation (англ.) // (англ.) : journal. — 2004. — September ( vol. 24 , no. 3 ). — P. 248—260 . — doi : . — .
  13. Behar et al. « от 25 апреля 2019 на Wayback Machine », Scientific Reports volume 7 , Article number: 14969 (2017) doi:10.1038/s41598-017-14761-7
  14. Gil Atzmon et al., Abraham’s Children in the Genome Era: Major Jewish Diaspora Population Comprise Distinct Genetic Clusters with Shared Middle Eastern Ancestry, The American Journal of Human Genetics 86, 850—859, June 11, 2010.
  15. Doron Behar et al., The genome-wide structure of the Jewish people. Nature , doi:10.1038/nature09103, online June 9, 2010.
  16. от 30 июля 2018 на Wayback Machine .
  17. от 14 октября 2012 на Wayback Machine , JPost.
  18. Wade, Nicholas (2010-06-09). . The New York Times . из оригинала 13 мая 2017 . Дата обращения: 23 мая 2017 .
  19. Molecular Photofitting: Predicting Ancestry and Phenotype Using DNA by Tony Nick Frudakis. от 24 августа 2019 на Wayback Machine .
  20. . Дата обращения: 19 января 2013. 20 января 2013 года.
  21. Das, R.; Wexler, P.; Pirooznia, M.; Elhaik, E. (англ.) // (англ.) : journal. — 2016. — Vol. 8 , no. 4 . — P. 1132—1149 . — doi : . — . — PMC . 5 августа 2016 года.
  22. от 18 августа 2016 на Wayback Machine . История: Наука и техника. Lenta.ru.
  23. от 12 июня 2017 на Wayback Machine .
  24. от 6 мая 2019 на Wayback Machine , Jewish Telegraphic Agency / The Times of Israel 3 May 2016.
  25. . Дата обращения: 23 мая 2017. 8 мая 2019 года.
  26. Nicholas Wade. (англ.) // The New York Times. — The New York Times Company, October 8, 2013. 12 октября 2017 года.
  27. Jon Entine. (англ.) . Genetic Literacy Project . George Mason University (8 октября 2013). Дата обращения: 19 июля 2014. 23 июля 2014 года.
  28. Marta D. Costa & other. (англ.) // Nature Communications . — Macmillan Publishers Limited, 8 October 2013. — Iss. 4 . — doi : . 24 декабря 2018 года.
  29. от 6 октября 2014 на Wayback Machine .
  30. от 12 сентября 2014 на Wayback Machine .
  31. 12 сентября 2014 года. .
  32. Hammer M. F., Behar D. M., Karafet T. M., etal. Extended Y chromosome haplotypes resolve multiple and unique lineages of the Jewish priesthood (англ.) // Human Genetics : journal. — 2009. — November ( vol. 126 , no. 5 ). — P. 707—717 . — doi : . — . — PMC .
  33. Авторы провели исследования по 1575 евреям диаспоры; результаты они дают без разделения на ашкенази и не-ашкенази.
  34. Behar D. M., Garrigan D., Kaplan M. E., Mobasher Z., Rosengarten D., Karafet T. M., Quintana-Murci L., Ostrer H., Skorecki K., Hammer M. F. Contrasting patterns of Y chromosome variation in Ashkenazi Jewish and host non-Jewish European populations (англ.) // Hum Genet : journal. — 2004. — Vol. 114 , no. 4 . — P. 354—365 . — doi : . — .
  35. Semino O., Magri C., Benuzzi G., etal. Origin, diffusion, and differentiation of Y-chromosome haplogroups E and J: inferences on the neolithization of Europe and later migratory events in the Mediterranean area (англ.) // (англ.) : journal. — 2004. — May ( vol. 74 , no. 5 ). — P. 1023—1034 . — doi : . — . — PMC .
  36. от 11 января 2012 на Wayback Machine .
  37. 11 апреля 2011 года. .
  38. (недоступная ссылка) .
  39. от 4 января 2020 на Wayback Machine .
  40. 17 сентября 2011 года.
  41. от 19 ноября 2021 на Wayback Machine .
  42. (недоступная ссылка) .
  43. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  44. . Дата обращения: 16 февраля 2011. 4 февраля 2011 года.
  45. . Дата обращения: 1 февраля 2011. 6 октября 2011 года.
  46. Пученков, А. С. Национальный вопрос в идеологии и политике южнорусского Белого движения в годы Гражданской войны. 1917—1919 гг. // Из фондов Российской государственной библиотеки : Диссертация канд. ист. наук. Специальность 07.00.02. — Отечественная история. — 2005.
  47. Солженицын, А.И. Двести лет вместе (1795-1995). — М. : Русский путь, 2002. — ISBN 5-85887-151-8 .
  48. М. А. Членов. // Народы России. Энциклопедия. — Большая Российская Энциклопедия, 1994.
  49. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  50. Натанс, Б. . — М. : РОССПЭН, 2007. — ISBN 5-8243-0789-X .
  51. . Pew Research Center's Religion & Public Life Project (2 апреля 2015). Дата обращения: 27 марта 2017. 10 марта 2017 года.
  52. . Pew Research Center's Religion & Public Life Project (4 декабря 2006). Дата обращения: 27 марта 2017. 10 марта 2017 года.
  53. Михман Д. Катастрофа европейского еврейства. — 1. — Тель-Авив: Открытый университет Израиля , 2001. — Т. 1. — С. 74—79. — ISBN 965-06-0233-X .
  54. . Яд ва-Шем . Дата обращения: 20 января 2013. 30 января 2013 года.
  55. . Дата обращения: 1 февраля 2011. 11 марта 2011 года.
  56. от 2 февраля 2014 на Wayback Machine . www.rususa.com.
  57. 2 октября 2013 года. . vse-pro-geny.com.
  58. 5 июля 2012 года. . sem40.ru.

Литература

  • // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
  • // Большая российская энциклопедия (электронная версия). — 2020.
  • Behar, Doron M.; Ene Metspalu, Toomas Kivisild, Alessandro Achilli, Yarin Hadid, Shay Tzur, Luisa Pereira, Antonio Amorim, Lluı's Quintana-Murci, Kari Majamaa, Corinna Herrnstadt, Neil Howell, Oleg Balanovsky, Ildus Kutuev, Andrey Pshenichnov, David Gurwitz, Batsheva Bonne-Tamir, Antonio Torroni, Richard Villems, and Karl Skorecki (March 2006). «The Matrilineal Ancestry of Ashkenazi Jewry: Portrait of a Recent Founder Event». The American Journal of Human Genetics 78 (3): 487-97.
  • Birnbaum, Solomon A. . // The Slavonic and East European Review . — November 1946. — Vol. 25 — No. 64.

Ссылки

Источник —

Same as Ашкеназы