Interested Article - Эмансипация евреев

Эмансипа́ция евре́ев — процесс освобождения от ограничений в правах представителей еврейского этноса и иудейского вероисповедания, происходивший в государствах Европы и Америки, а также Османской империи в основном с XVIII века .

Предыстория

До эмансипации евреи жили в основном замкнуто, обособленно от остального мира, в гетто или отдельных еврейских районах в городах, а также в еврейских местечках . С одной стороны, евреи были сильно ограничены в правах по сравнению с окружающим их христианским или мусульманским населением. С другой стороны, еврейская община являлась замкнутым самоуправляемым организмом. Для евреев многие профессии и занятия были недоступными, включая многие виды государственной службы, офицерское звание на военной службе, академическое образование. Со Средних веков еврейские общины несли коллективную ответственность за сбор некоторых налогов, а в Российской империи — также за набор рекрутов. Кроме того, в Российской империи евреям дозволялось селиться и торговать только в пределах черты оседлости , исключая сельскую местность. Результатом этих ограничений явилась чрезвычайная скученность и нищета в местечках.

Эмансипация была основной целью еврейства Западного мира той эпохи. Это привело к участию евреев в политических движениях за эмансипацию, а также к эмиграции из стран Европы в страны Америки — США, Канаду, Аргентину, Бразилию и другие.

Реакционность некоторых режимов, их нежелание проводить эмансипацию евреев приводило к участию евреев в революционной деятельности против этих режимов, в частности — против российского царизма .

Идеи

Эмансипация евреев включала гарантирование свободы вероисповедания иудеям, предоставление им гражданства того государства, где они проживали, гарантирование права свободно указывать или не указывать свою национальную принадлежность, пользоваться своим языком и развивать культуру на нём, свободу передвижения и выбора места жительства в пределах государства, в котором они жили и прочие.

Эмансипация происходила в рамках реформ, нацеленных на преобразование устаревших отношений между евреями неевреями в рамках различных государств и сообществ. Источником преобразований были идеи европейского Просвещения . Реформаторы стремились к такому общественно-политическому устройству, при котором статус человека не зависел бы от его происхождения .

В целом для деятелей Просвещения было характерно ослабление религиозной антипатии к евреям , а все проблемы, связанные с ними, рассматривались на светском уровне . Просвещение выработало двоякий взгляд, согласно которому каждый еврей в отдельности признавался полноправным человеком, способным к самосовершенствованию, а евреи как общность казались развращёнными и испорченными многовековой изоляцией и предосудительными занятиями типа мелкой торговли, аренды и ростовщичества .

Движения за эмансипацию евреев

В первый период, называемый «предвестием эмансипации», продолжавшийся 50 лет перед Великой французской революцией , распространялись идеи, что евреям следует предоставить религиозные, экономические и гражданские права .

Одним из первых теоретиков эмансипации стал британский философ- деист Джон Толанд . В 1714 году он опубликовал книгу «Аргументы в защиту натурализации евреев в Великобритании и Ирландии на одинаковых с другими нациями основах». Его идея была не в предоставлении евреям равноправия, но в облегчении их аккультурации . Он опирался на сочинение венецианского раввина XVII века Симоне (Симха бен Ицхак) Луццатто, который приводил экономические доводы в пользу привлечения евреев в государство .

В 1781 году прусский чиновник Христиан Вильгельм фон Дом опубликовал трактат «О гражданском совершенствовании евреев». По мнению Дома, признаки упадка еврейской расы не являются врождёнными, а порождены столетиями преследований и угнетения. Дискриминацию евреев Дом считал несправедливой, а недостатки, присущие евреям, устранимыми с помощью благоприятного обращения. Исходя из этих положений, он предложил комплекс реформ, в основе которого лежало равноправие евреев с остальными гражданами . Идеи Дома были в русле германской традиции Просвещения ( нем. Aufklärung ), которая на первое место ставила интересы общества .

Достижение эмансипации по странам

Процесс перехода евреев от едва терпимого религиозного меньшинства, чья жизнь была ограничена множеством предписаний и запретов, к полному равноправию не мог быть одномоментным и одинаковым в разных странах. Более того, само провозглашение равноправия и его реальное осуществление также различались по времени . Евреи как этнос и иудеи как религиозная группа стали полноправными гражданами/подданными разных государств в разное время:

Последствия эмансипации

Процесс достижения евреями гражданского и политического равноправия стимулировал новые страхи и опасения, квинтэссенцией которых стали антисемитские теории заговора типа Протоколов сионских мудрецов .

См. также

Примечания

  1. Мадиевский С. А. // Лехаим : журнал. — ноябрь 2000. — № 11 (103) . 1 марта 2010 года.
  2. , с. 68.
  3. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  4. , с. 69.
  5. , с. 72.
  6. , с. 69—71.
  7. , с. 71—72.
  8. . Дата обращения: 17 мая 2015. 21 июля 2015 года.

Литература

  • Клиер Д. = Russia Gathers her Jews. — М. : Мосты культуры, 2000. — 352 с. — ISBN 5-93273-023-4 .
Источник —

Same as Эмансипация евреев