Interested Article - История евреев в Зимбабве

История евреев в Зимбабве насчитывает более ста лет. Современное Зимбабве ранее было известно как Южная Родезия , а позже как Родезия .

История

В XIX веке евреи-ашкеназы из России и Литвы поселились в Родезии после того, как эта территория была колонизирована британцами, и стали активно заниматься торговлей. В 1894 году в Булавайо в палатке была открыта первая синагога . Вторая община возникла в Солсбери (позже переименованном в Хараре ) в 1895 году. Третья община была основана в Гверу в 1901 году. К 1900 году в Родезии проживало около 300 евреев.

В 1930-х годах несколько евреев- сефардов прибыли в Родезию с греческого острова Родос и в основном поселились в Солсбери. За этим последовала другая волна в 1960-х годах, когда евреи бежали из Бельгийского Конго . Синагога еврейской общины сефардов была основана в Солсбери в 1950-х годах.

В конце 1930-х годов в колонии поселились немецкие евреи , спасавшиеся от нацистских преследований. В 1943 году были созданы Родезийский сионистский совет и Родезийский еврейский совет депутатов, позже переименованные в 1946 году в Центрально-Африканский сионистский совет и Центрально-Африканский совет еврейских депутатов.

В первой половине 20-го века был высокий уровень ассимиляции родезийских евреев в родезийское общество, и уровень смешанных браков был высоким. Рой Веленски , второй и последний премьер-министр Федерации Родезии и Ньясаленда , был сыном отца- литовского еврея и матери- африканерки . К 1957 году один из каждых семи евреев, вступивших в брак в Родезии, женился на язычнице.

В дополнение к Родезийскому сионистскому совету и Родезийскому еврейскому совету депутатов еврейская община создала институты для обслуживания и укрепления общины, включая две еврейские дневные школы (одну в Хараре под названием школа «Шарон» и одну в Булавайо под названием школа «Кармель»), общественные центры, еврейские кладбища, сионистские молодёжные движения, принадлежащие евреям спортивные клубы, дом престарелых «Савьон» в Булавайо и несколько женских организаций. Несколько евреев из сионистских молодёжных движений эмигрировали в Израиль .

В 1992 году президент Роберт Мугабе вызвал недовольство еврейской общины в Зимбабве, когда заметил, что «[белые] коммерческие фермеры — жестокосердные люди, можно подумать, что они евреи».

В 2003 году синагога Булавайо сгорела дотла, и небольшая община не стала восстанавливать здание. Молитвы обычно проводятся в Синайском зале или Савион Лодж в Булавайо. В Хараре община сефардов имеет свою собственную синагогу, а община ашкеназов имеет отдельную синагогу. Сегодня из-за небольшого числа прихожан молитвы чередуются в двух синагогах.

Сегодня в Зимбабве проживает около 120 евреев, в основном в Хараре и Булавайо . В Квекве , Гверу и Кадоме евреев не осталось. Две трети зимбабвийских евреев старше 65 лет. Последняя бар-мицва состоялась в 2006 году.

Год Еврейское население Зимбабве
1900 300
1961 между 7000 — 8000
1970’s 7500
1987 1200
1989 1168
2011 200
2014 120

Народ лемба

Народ лемба говорит на языках банту , на которых говорят их географические соседи, и внешне похож на них, но у них есть некоторые религиозные практики и верования, сходные с теми, что в иудаизме и исламе , которые, как они утверждают, были переданы устной традицией. У них есть традиция древнего еврейского или южноарабского происхождения по мужской линии. Генетический анализ Y-ДНК в 2000-х годах установил частично ближневосточное происхождение части мужского населения лемба. Более поздние исследования утверждают, что исследования ДНК не подтверждают утверждения о специфически еврейском генетическом наследии.

Евреи Русапе

Появление общины евреев Русапе связывают с деятельностью религиозного проповедника (англ.) . В конце XIX века этот бывший раб , дьякон баптистской церкви начал проповедовать иудаизм среди чернокожих жителей США . По его словам, он получил откровение от Бога , в котором ему было открыто, что африканцы и афроамериканцы являются потомками потерянных колен Израиля и что он должен был начать возвращение чернокожих в иудаизм. Один из его последователей, Альберт Кристиан, в 1903 году обосновался на территории современного Зимбабве и начал проповедовать там среди местного населения .

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 31 марта 2023. Архивировано из 29 октября 2021 года.
  2. от 31 марта 2023 на Wayback Machine , Anthony Lerman, Springer, 1989, page 195
  3. от 25 мая 2015 на Wayback Machine , New York Times , December 7, 1991
  4. от 19 апреля 2013 на Wayback Machine , Jewish Telegraphic Agency , October 16, 1957
  5. . Дата обращения: 31 марта 2023. 31 марта 2023 года.
  6. от 26 декабря 2017 на Wayback Machine , The Independent , 20 July 1992
  7. Berg, Elaine . The Jewish Daily Forward . The Forward Association. Дата обращения: 19 февраля 2016. 19 апреля 2015 года.
  8. . www.africansynagogues.org . Дата обращения: 2 сентября 2022. 2 сентября 2022 года.
  9. . www.thejc.com . Дата обращения: 2 сентября 2022. 2 сентября 2022 года.
  10. Lerman, Anthony. : [ англ. ] . — Springer, 1989-06-18. — P. 197. — ISBN 978-1-349-10532-8 .
  11. le Roux, Magdel. The Lemba – A Lost Tribe of Israel in Southern Africa?. — Pretoria : University of South Africa, 2003. — P. 174, 293.
  12. le Roux, Magdel. The Lemba – A Lost Tribe of Israel in Southern Africa?. — Pretoria : University of South Africa, 2003. — P. 209–224, 24, 37.
  13. Le Roux, Magdel (1999). " 'Lost Tribes1 of Israel' in Africa? Some Observations on Judaising Movements in Africa, with Specific Reference to the Lemba in Southern Africa2". Religion and Theology . 6 (2): 111—139. doi : .
  14. van Warmelo, N.J. (1966). "Zur Sprache und Herkunft der Lemba". Hamburger Beiträge zur Afrika-Kunde . Deutsches Institut für Afrika-Forschung. 5 : 273, 278, 281—282.
  15. Spurdle, AB; Jenkins, T (November 1996), "The origins of the Lemba "Black Jews" of southern Africa: evidence from p12F2 and other Y-chromosome markers.", Am. J. Hum. Genet. , 59 (5): 1126—33, PMC , PMID
  16. Kleiman, Yaakov. DNA and Tradition – Hc: The Genetic Link to the Ancient Hebrews. — Devora Publishing, 2004. — P. 81. — ISBN 1-930143-89-3 .
  17. Tofanelli Sergio, Taglioli Luca, Bertoncini Stefania, Francalacci Paolo, , Pagani Luca, «Mitochondrial and Y chromosome haplotype motifs as diagnostic markers of Jewish ancestry: a reconsideration», Frontiers in Genetics Volume 5, 2014, DOI=10.3389/fgene.2014.00384
  18. Himla Soodyall. Human Genetics and Genomics and Sociocultural Beliefs and Practices in South Africa // Genomics and Society: Ethical, Legal, Cultural and Socioeconomic Implications / Himla Soodyall, Jennifer G. R Kromberg. — Academic Press/Elsevier, 29 October 2015. — P. 316. — ISBN 978-0-12-420195-8 .
  19. . בית התפוצות (иврит) . из оригинала 8 января 2018 . Дата обращения: 7 января 2018 .
Источник —

Same as История евреев в Зимбабве