Interested Article - Австралийские аборигены

Образцы рукоделия аборигенов
Бумеранг и другое оружие аборигенов

Австралийские аборигены (коренные австралийцы) — коренное население Австралии , также иногда называемые «австралийскими бушменами » , в языковом и расовом отношениях обособлены от других народов мира . Говорят на австралийских языках , значительная часть — только по- английски и/или на различных вариантах пиджинов . Живут в основном в удалённых от городов районах Северной, Северо-Западной, Северо-Восточной и Центральной Австралии, часть — в городах. Австралийские аборигены создали одну из старейших непрерывных культур в мире .

В расовом отношении аборигены Австралии образуют отдельную — собственно австралийскую ветвь австралоидной расы .

Рождаемость аборигенов штата Виктория в 1970 году составляла 6,5 детей на одну женщину; аборигены Тиви в северной Австралии имели рождаемость по 5,0 детей на одну женщину в 1960 году . До появления европейцев численность австралийских аборигенов составляла от 300 до 700 тысяч человек в составе более чем 500 племён и более чем 200 языковых групп , а к 1921 году сократилась до 60 тысяч . По другим данным, в 1788 году численность австралийских аборигенов составляла около 750 тысяч человек, в 1911 году — всего 31 тысячу человек . Их численность составляет 437 тыс. (2001, перепись), в том числе 26,9 тыс. чел. на островах Торресова пролива . Аборигены островов Торресова пролива культурно отличаются от прочих аборигенов Австралии, имея много общего с меланезийцами и папуасами .

Ныне большинство аборигенов опираются на государственную и иную благотворительность . Традиционные способы жизнеобеспечения ( охота , рыболовство и собирательство , у части островитян Торресова пролива — ручное земледелие ) почти полностью утрачены. Среди них и поныне сохраняются традиционные религии .

Возраст специфичных для Австралии Y-хромосомных гаплогрупп (C-M347, K-M526*, S-P308) предполагает, что жители Новой Гвинеи и австралийские аборигены были изолированы более 30 000 лет, что подтверждает выводы, основанные на данных митохондриальной ДНК. Доля чужеродных Y-хромосом предполагаемого евразийского происхождения оказалась у австралийских аборигенов высокой — больше половины (56 %). Наибольшая доля из евразийских Y-хромосомных гаплогрупп приходится на R-M207 (32,4 %), на втором месте — I-M170 (8,2 %) .

До появления европейцев

Заселение Австралии происходило 50—40 тысяч лет назад. Предки австралийцев пришли из Юго-Восточной Азии (в основном, по плейстоценовому континентальному шельфу , но и преодолев не менее 90 км водных преград). Первые обитатели Австралии были людьми чрезвычайно массивными и очень крупными .

Современный антропологический облик австралийские аборигены приобрели ок. 4 тыс. лет назад .

С дополнительным притоком переселенцев, прибывших морем около 5 тыс. лет назад, вероятно, связано появление на континенте собаки динго и новой каменной индустрии. До начала европейской колонизации культура и расовый тип австралийцев претерпели существенную эволюцию.

По новейшим данным, считается, что коренные австралийцы являются потомками первых людей современного типа, которые мигрировали из Африки почти 75 000 лет назад , и попали на материк около 65 тыс. лет назад .

Культура

Портрет Бунгари, аборигена из Нового Южного Уэльса . Худ. Огастус Эрл, 1826 г.

Ко времени появления людей европейского типа (XVIII век) численность аборигенов составляла, по разным оценкам, от 750 тысяч до 3 миллионов человек, объединённых в более чем 500 племён, имевших сложную социальную организацию, различные мифы и ритуалы и говоривших более чем на 250 языках .

Хотя австралийские аборигены не имели письменности , они использовали символические рисунки для передачи информации о древних легендах, а также счётные знаки в виде насечек на палочках.

Их традиционный рацион составляли дикие животные, в том числе насекомые, рыба и моллюски , а также фрукты и коренья . Из дикорастущих злаков ими изготавливались лепёшки, запечённые на углях .

Согласно воспоминаниям ссыльного англичанина Уильяма Бакли , свыше 30 лет прожившего среди аборигенов на территории современного штата Виктория в первой трети XIX века, каннибализм не был для них характерен . Однако, по утверждениям Сида Кайл-Литтла, жившего среди аборигенов Ливерпул Ривер ( Северная территория ) в первой пол. XX в., некоторые из них периодически практиковали ритуальный каннибализм, либо прибегали к нему в случае крайней необходимости .

Астрономические и космологические представления

Австралийские аборигены считали, что существует не только наша физическая реальность, но и другая реальность, населённая духами предков. Наш мир и эта реальность пересекаются и взаимно влияют друг на друга .

Одним из мест, где встречаются мир «снов» и реальный мир, является небо: действия предков проявляются в появлении и движении Солнца , Луны , планет и звёзд , однако и действия людей могут повлиять на происходящее на небе .

В мифологии аборигенов большое внимание уделяется объектам звёздного неба . При этом остаётся неясным, изображались ли небесные объекты в наскальных росписях аборигенов. Предполагается, что некоторые стилизованные изображения эму относятся к известному по всей Австралии небесному объекту, образованному тёмными пылевыми облаками Млечного Пути . Тёмным облакам Млечного пути придавалось определяющее значение также и в астрономии инков .

Несмотря на наличие у аборигенов определённых сведений о небе и объектах на нём, а также на отдельные попытки использовать небесные объекты в календарных целях, нет сведений о том, что какое-либо из племён аборигенов использовало календарь , связанный с фазами Луны ; не использовались небесные объекты и для навигации .

Колониальный период

Люди с острова Батерст , 1939

Колонизация Австралии, начавшаяся в XVIII веке, сопровождалась целенаправленным истреблением австралийцев, обезземеливанием и вытеснением в экологически неблагоприятные районы, эпидемиями , и привела к резкому снижению их численности — до 60 тыс. в 1921 году. Тем не менее, государственная политика протекционизма (с конца XIX века), в том числе создание охраняемых властями резерваций, а также материальная и медицинская помощь (особенно после Второй мировой войны ) способствовали росту численности австралийцев.

Фактически колониальным правительством проводилась политика «отбеливания» коренного населения, насильственного уничтожения их языков, традиций, обычаев и культуры. С 1886 года коренные австралийцы, имевшие белых предков, принуждались к ассимиляции. Примерно с 1909 по 1969 годы, в некоторых регионах — и в 1970-е годы, дети австралийских аборигенов и полукровок изымались из своих семей. Детям запрещалось использовать для общения родной язык , давалось начальное образование, достаточное для работы по хозяйству и на фермах. Родителям запрещалось общение с отобранными детьми, в том числе даже переписка.

До 1949 года понятия «австралийское гражданство» не существовало: большая часть жителей Австралии (в том числе австралийских аборигенов) считались британскими подданными. В 1949 году, в День Австралии , в силу вступил закон «О национальности и гражданстве», по которому все подданные Британии в Австралии становились австралийскими гражданами. При этом, вплоть до общенационального референдума 1967 г., в большинстве штатов действовали различные ограничения прав аборигенов, в том числе в Квинсленде , Западной Австралии и Северных Территориях у аборигенов было частично или полностью ограничено право на участие в голосовании .

К середине 1990-х годов численность аборигенов достигла примерно 257 тыс. человек, что составило 1,5 % всего населения Австралии.

Современное положение

В настоящее время темпы роста численности аборигенов (в силу высокой рождаемости) значительно превышают среднеавстралийские, хотя их уровень жизни существенно ниже среднеавстралийского. В 1967 году ранее предоставленные аборигенам гражданские права были закреплены юридически. С конца 1960-х годов развивается движение за возрождение культурной самобытности, за обретение юридических прав на традиционные земли. Во многих штатах изданы законы, предоставляющие земли резерваций в коллективное владение австралийцев на условиях самоуправления, а также охраняющие их культурное наследие.

Известными представителями австралийских аборигенов являются: политический деятель Уджеру Нунуккал , художник Альберт Наматжира , писатель Дэвид Юнайпон , футболист , телеведущий , актёр и рассказчик Дэвид Галпилил (Гулпилил), певица Джессика Маубой (смешанного австралийско-тиморского происхождения), певец Джеффри Гуррумул Юнупингу , австралийская легкоатлетка, олимпийская чемпионка 2000 года в беге на 400 метров Кэти Фримен .

С 2007 года в Австралии существует Национальное аборигенное телевидение Австралии , работающее наряду с другим вещанием для национальных общин страны SBS (транслирует на 68 языках, включая русский). Эти программы, начатые как внутреннее вещание, с развитием сети Интернет теперь доступны по всему миру. Хотя Национальное аборигенное телевидение Австралии работает на английском языке из-за малоупотребительности аборигенных языков, оно предоставляет возможность внутренней и международной аудитории изучать аборигенные языки с помощью телеуроков, запущенных с 2010 года.

Культура аборигенов в кино

  • 1971 — « Обход » — фильм британского режиссёра Николаса Роуга по роману Джеймса Маршалла (1959), посвящённый неудачной попытке белых детей подружиться с подростком-аборигеном, проходящим обряд инициации .
  • 1976 — « Бешеный пёс Морган » — вестерн режиссёра Филлиппа Мора, напарником главного героя которого, бушрейнджера Дэна Моргана, является абориген Билли (актёр Дэвид Галпилил ).
  • 1977 — « Последняя волна », фильм известного австралийского режиссёра Питера Уира .
  • 1984 — « Там, где мечтают зелёные муравьи » — экологическая притча Вернера Херцога о безуспешных попытках аборигенов отстоять дикую природу и вековую культуру своих предков от неуклонно надвигающейся западной цивилизации.
  • 1986 — « Данди по прозвищу «Крокодил» » — приключенческая комедия.
  • 1988 — « Крокодил Данди 2 ».
  • 1990 — « Куигли в Австралии » — фильм режиссёра Саймона Уислера об американском стрелке с Дикого Запада, нанятом белыми поселенцами для истребления аборигенов, но вставшим вместо этого на их сторону.
  • 2001 — « Крокодил Данди в Лос-Анджелесе ».
  • 2002 — « Преследователь », посвящён геноциду коренных австралийцев в начале 1920-х годов, одну из главных ролей исполняет вышеназванный Дэвид Галпилил.
  • 2002 — « Клетка для кроликов », рассказывает о попытках «перевоспитания» детей австралийских аборигенов.
  • 2005 — « Предложение ». На фоне борьбы колониальных властей с бандой ирландских мигрантов разворачиваются эпизоды геноцида аборигенов и насилия над ними.
  • 2006 — « Десять лодок », драма из жизни австралийских аборигенов в далёком прошлом, пользовавшаяся успехом в мировом кинопрокате и отмеченная специальной премией Каннского фестиваля. Всё актёры фильма были аборигенами и говорили на своём родном языке .
  • 2006 — « Джиндабайн », сюжет фильма построен на «заговоре молчания» вокруг убийства аборигенной девушки.
  • 2009 — « Самсон и Далила », художественный фильм австралийского режиссёра Уорвика Торнтона , рассказывающий о нелёгкой жизни современных австралийских аборигенов в изолированных сообществах.
  • 2012 — « Дорога звёзд » — австралийский художественный фильм-драма о путешествии мальчика-аборигена в город с целью предотвратить снос его жилья добывающей компанией.
  • 2013 — « Тропы » — фильм режиссёра Джон Кёррана по одноимённой книге австралийской писательницы Робин Дэвидсон , основанной на её девятимесячном путешествии через австралийские пустыни.
  • 2013 — « Страна Чарли » — драма австралийского режиссёра нидерландского происхождения (англ.) , посвященная судьбе пожилого аборигена Чарли (Дэвид Галпилил), отвергающего цивилизацию и безуспешно пытающегося жить по заветам предков.
  • 2015 — «Тайная река» — телесериал австралийского режиссёра Даины Рейд по мотивам (англ.) (англ.) , в основе сюжета которого — столкновения ссыльных поселенцев-англичан с аборигенами в начале XIX века.
  • 2017 — « Сладостный край » — детективная драма австралийского режиссёра Уорвика Торнтона , в основе сюжета которой — преследование фермеров-аборигенов в 1920-е годы.

См. также

Примечания

  1. от « буш » — типичные для некоторых районов Африки и Австралии обширные пространства, поросшие кустарником или низкорослыми деревьями
  2. . Дата обращения: 29 июля 2015. 12 августа 2015 года.
  3. , с. 38.
  4. . Дата обращения: 12 апреля 2018. 12 апреля 2018 года.
  5. . Дата обращения: 27 февраля 2018. 28 февраля 2018 года.
  6. . Дата обращения: 13 апреля 2018. 14 апреля 2018 года.
  7. Nano Nagle et al. от 5 ноября 2021 на Wayback Machine // American Journal of Physical Anthropology. Volume 159, Issue 3 p. 367—381
  8. Дробышевский С. от 28 августа 2017 на Wayback Machine
  9. Дробышевский С. от 15 июля 2018 на Wayback Machine
  10. . Дата обращения: 15 июля 2018. 15 июля 2018 года.
  11. . Дата обращения: 12 сентября 2021. 12 сентября 2021 года.
  12. Л. Минц. Народы мира, 2007, с. 12
  13. Бакли У. от 5 декабря 2020 на Wayback Machine . — С. 37, 53.
  14. Резников К. Ю. от 2 января 2019 на Wayback Machine . — М., 2014; Kyle-Little S. Whispering Wind. Adventures in Arnhem Land. — London: Hutchinson 1957.
  15. Ruggles, C. . — ABC-CLIO, 2005. — С. . — 548 с. — ISBN 1-85109-616-7 .
  16. Ruggles, C. . — ABC-CLIO, 2005. — С. . — 548 с. — ISBN 1-85109-616-7 .
  17. Ruggles, C. . — ABC-CLIO, 2005. — С. . — 548 с. — ISBN 1-85109-616-7 .
  18. . Дата обращения: 27 января 2010. 6 февраля 2010 года.

Литература

  • Артёмова О. Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине (по австралийским этнографическим данным) / Отв. ред. В. Р. Кабо В., А. М. Першиц. — М.: Наука, 1987. — 198 с.
  • Артёмова О. Ю. Прошлое и настоящее коренных австралийцев // Расы и народы. — Вып. 10. — М., 1980.
  • Бакли У. / Пер. с англ. Р. М. Солодовника. — М.: Наука, Главная редакция восточной лит-ры, 1966. — 104 с.
  • Берндт Р. М., Берндт К. Х. Мир первых австралийцев / Пер. с англ. В. А. Жернова, В. М. Кудинова; Под ред. О. Ю. Артемовой; Отв. ред. и авт. предисл. В. Р. Кабо . — М. : Наука , Главная редакция восточной литературы, 1981. — 448 с. — 5000 экз.
  • Бромлей Ю. В. , Марков Г. Е. . — Книга по требованию, 1982. — 320 с.
  • Воляновский Л. Материк, переставший быть легендой. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1990. — 302 с.: ил. — Серия «Рассказы о странах Востока».
  • Кабо В. Р. Происхождение и ранняя история Австралии. — М.: Наука, 1969. — 408 с.
  • Кудинов В. М., Кудинова М. В. Сумка кенгуру. Мифы и легенды Австралии. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1987. — 202 с. — ISBN 5-94849-533-7
  • Локвуд Д. Я — абориген / Пер. с англ. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1971. — 224 с.: ил. — Серия «Путешествия по странам Востока».
  • Макконел У. Мифы мункан / Пер. с англ. О. Ю. Чудиновой (Артёмовой). — М.: Наука, 1981. — 156 с.
  • Роуз Ф. Аборигены Австралии. Их прошлое и настоящее / Пер. с нем. Ю. О. Бема. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1981. — 160 с.: ил. — Серия «Рассказы о странах Востока».
  • Роуз Ф. Аборигены Австралии. Традиционное общество / Пер. с англ. Е. В. Говор. — М.: Прогресс, 1989. — 320 с.: ил.
  • Чатвин Б. Тропы Песен / Пер. с англ. Т. А. Азаркович. — М.: Логос; Европейские издания, 2007. — 352 с. — Серия «Travel series». — ISBN 5-98797-003-2
  • Элькин А. Коренное население Австралии / Пер. с англ. Л. Я. Бровика, В. П. Михайлова. — М.: Иностранная литература, 1952. — 248 с.
  • The Cambridge Encyclopeadia of Hunters and Gatherers. Cambridge, 1999 (I.VII, Australia, p.317-371)
  • The Encyclopaedia of Aboriginal Australia. Vol.I-II. Canberra, 1994
  • en . (англ.) . — illustrated. — Crows Nest: Allen & Unwin , 2002. — 330 p. — (The Australian Experience Series). — ISBN 1865087556 . — ISBN 9781865087559 .

Ссылки

Источник —

Same as Австралийские аборигены