Interested Article - Брянская операция

Брянская наступательная операция (17 августа — 3 октября 1943 года) — наступательная операция войск советского Брянского фронта (командующий — генерал армии М. М. Попов ) в ходе Великой Отечественной войны по освобождению территории нынешней Брянской области . Проводилась одновременно с битвой за Днепр в Великой Отечественной войне .

Планирование операции

Основными целями операции являлись захват плацдарма на западном берегу реки Десны и освобождение Брянского промышленного района. Это позволило бы создать условия для дальнейшего наступления на запад, а также лишить немцев контроля над самым важным транспортным узлом на центральном участке Восточного фронта — Брянском . В числе тактических задач, поставленных перед соединениями Брянского фронта, главными были: прорыв оборонительного рубежа, заранее сооружённого немцами восточнее Брянска и Навли , разгром войск 9-й армии вермахта, выход к Десне, форсирование её северо-западнее и южнее Брянска, захват плацдарма на западном берегу реки и дальнейшее развитие наступления в направлении Гомеля .

Наибольшая трудность на начало операции состояла в том, что немецкие войска занимали оборону по заранее созданному и полностью занятому войсками оборонительному рубежу « Хаген », на котором они уже сумели остановить наступление советских войск на завершающем этапе Орловской операции «Кутузов» 17—18 августа 1943 года.

Согласно плану, наступление должны были начать войска левого крыла ( 63-я и часть сил 11-й гвардейской армий) в общем направлении на Локоть . После прорыва ими немецкой обороны планировалось развитие наступления 3-й и 11-й гвардейской армий в восточной части Брянских лесов , когда оборона противника на этом участке будет ослаблена в связи с развёрнутым южнее наступлением. На правом фланге предполагалось, что 50-я армия — правое крыло операции — нанесёт фланговый удар из района юго-западнее Кирова (полоса Западного фронта ) в южном направлении и во взаимодействии с 3-й армией и 11-й гв. армиями уничтожит кировскую группировку противника, не допустив её отхода за Десну. Таким образом, штаб фронта спланировал двойной удар по сходящимся направлениям. Времени на подготовку операции было выделено недостаточно.

Начало операции

С 17 по 26 августа 1943 года советские войска безуспешно пытались прорвать немецкую оборону. Стало ясно, что для успеха необходимо было или остановить наступление и заниматься длительной подготовкой войск (что было крайне нежелательно в условиях одновременного наступления всех советских фронтов от Смоленска до Чёрного моря ) или найти иное нестандартное решение. Такое решение нашёл командующий Брянским фронтом М. М. Попов. Об этом подробно рассказал в своих воспоминаниях генерал армии Штеменко С. М. :

Фронт, как известно, успешно громил орловскую группировку противника в ходе нашего контрнаступления летом 1943 г. и в течение длительного времени безостановочно шёл вперёд. К началу сентября он оказался перед мощной обороной немецко-фашистских войск, проходившей по восточному краю широкой полосы Брянских лесов. Сил для разгрома врага у фронта, понёсшего к тому времени серьёзные потери, не хватало. В поисках путей решения задачи командующий фронтом генерал М. М. Попов 5 сентября 1943 г. натолкнулся в разведсводке соседнего справа Западного фронта на упоминание о лёгком захвате небольшой высоты на стыке с Брянским фронтом, ранее неоднократно и безуспешно атакованной нашими войсками. Были пленены солдаты противника из нестроевых частей. Стали выяснять, почему так произошло. Оказалось, что ранее оборонявшие высоту гитлеровские части перегруппировались на другие участки обороны, а сюда были выведены подразделения, сформированные из тыловиков.

Тогда-то у М. М. Попова и возникла мысль нанести удар через полосу соседа в районе захваченной у противника высоты, прорвать ослабленную здесь оборону и бросить в прорыв кавалерийский корпус генерала В. В. Крюкова. Стремительный рывок массы конницы, направленный в тыл главных сил противника перед Брянским фронтом, должен был, по мысли командующего фронтом, дезорганизовать оборону немецко-фашистских войск.

Ставка не сразу дала тогда согласие на проведение операции из-за её рискованности. Предстояло, в частности, перегруппировать вдоль фронта значительную массу войск и действовать через полосу соседа. Такого рода перегруппировки, проводимые в непосредственной близости от противника (а в данном случае было именно так), очень опасны. К тому же на успех операции можно было надеяться только в случае внезапности действий. Чтобы обеспечить последнюю, нельзя было на той местности перетягивать в другой район артиллерию Брянского фронта и приходилось рассчитывать только на удары авиации и «катюш». Комфронта решил использовать артиллерию соседа — 10-й армии Западного фронта, но её было мало, а боеприпасов и того меньше. Поэтому снаряды для орудий соседа приходилось нести на руках тем войскам, которые перегруппировывались для задуманного флангового удара. Конечно, все передвижения предстояло проводить только ночью, при строжайшей маскировке, а перегруппировку сил выполнить всего за 40 часов на расстояние 80—100 км. Не было сомнений, что даже при самых благоприятных обстоятельствах коннице предстояли в тылу противника чрезвычайно тяжёлые бои.

Не один раз Верховный Главнокомандующий задавал тогда Генеральному штабу вопрос: какая вероятность успеха есть у этой операции? Ответ был однозначным — все были убеждены в успехе замысла командующего Брянским фронтом. По настоянию М. М. Попова днём 5 сентября 1943 г. А. И. Антонов доложил И. В. Сталину ещё раз по поводу флангового удара Брянского фронта и высказался за проведение операции. Верховный Главнокомандующий, однако, сам позвонил тогда командующему фронтом и спросил, ручается ли тот за успех. Командующий поручился. Начало наступления здесь же наметили на утро 7 сентября.

Подготовка операции проходила при самом жёстком контроле со стороны командования за соблюдением мер сохранения тайны. Фланговый удар был осуществлён с большим искусством. Поставленный под угрозу разгрома с тыла, противник бросил полосу Брянских лесов и быстро откатился за Сож и Днепр .

Развитие операции

1 сентября возобновили наступление войска левого (южного) крыла оперативной группировки. Лишь 7 сентября, когда внимание противника на этом участке фронта было привлечено к силам левого крыла, удар нанесла 50-я армия ( И. В. Болдин ). Она вклинилась в глубину расположения войск противника на 60-70 км, форсировав Десну выше Брянска и захватив плацдарм на западном берегу реки. Все это способствовало отвлечению внимания и ослаблению обороны немецко-фашистских войск на центральном участке операции, где силы 3-й ( А. В. Горбатов ) и 11-й ( И. И. Федюнинский ) армий развернули наступление и 13 сентября заняли железнодорожные узлы Брянск-1 и Брянск-2, вплотную подойдя к Брянску. 17 сентября войска 11-й гв. армии при поддержке партизанских соединений форсировали Десну и после упорных боёв овладели городами Брянском и Бежицей . 20 сентября началось преследование противника во всей полосе наступления. Для преследования была специально сформирована конно-механизированная группа из кавалерийских и танковых частей фронта. Развивая наступление, 50-я армия вступила на территорию Белоруссии и освободила 26 сентября город Хотимск . К 3 октября войска Брянского фронта вышли на реку Сож , форсировали её и захватили плацдарм на правом берегу реки, создав благоприятные условия для дальнейшего наступления на гомельском направлении.

Итоги операции

Войска Брянского фронта полностью выполнили поставленную задачу, успешно форсировав реку Десна и освободив Брянский промышленный район, а также значительную территорию к западу от него и часть Белоруссии. Разгромив брянскую группировку противника, войска фронта продвинулись до 240—260 км и вышли на рубеж Кричев , Краснополье , Ветка . Севернее Гомеля на р. Сож захватили плацдарм. Были созданы условия для дальнейшего наступления на запад. Таким образом, был освобождён один из крупнейших районов партизанской борьбы — Брянские леса, многие партизаны, выйдя из лесов, влились в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии. 17 сентября 1943 года освободили города Брянск и Бежица .

В боях за города Брянск и Бежица разгромлены немецкие , 110-я , 707-я , 95-я , 299-я и 134-я пехотные дивизии .

В отечественной военной науке действия командования Брянского фронта в этой операции изучались как поучительный пример в плане творческого подхода к управлению войсками и проведению наступательных операций .

За отличие в боях при форсировании реки Десна и при овладении важнейшими опорными пунктами обороны немцев на рубеже реки Десна, крупными промышленными центрами — городами Брянск и Бежица 11 частям и соединениям были присвоены почётные наименования «Брянских», 5 — «Бежицких» :

17 сентября — День освобождения — стал в Брянске Днём города. В честь генералов, возглавлявших соединения, отличившиеся при освобождении города и области, в Брянске названы улицы.

См. также

Примечания

  1. Брянская операция 1943. // Военная энциклопедия в 8 томах . Т. 1: «А» — Бюлов / Гл. ред. комиссии И. Н. Родионов . — М.: Воениздат, 1997. — 639 с. — ISBN 5-203-01655-0 .
  2. Соловьев Б. Г. «Кутузов» и «Румянцев» против «Цитадели». 55 лет назад Красная Армия разгромила немецко-фашистские войска в Курской битве. // Военно-исторический журнал . — 1998. — № 4. — С.2-13.
  3. Штеменко С. М. Генеральный штаб в годы войны. Кн. 2. — М.: Воениздат , 1989. — ISBN 5-203-00491-9 . — Гл. 13: Размышления о труде полководческом.
  4. Смыслов О. С. Забытый полководец. Генерал армии Попов. — М. : Вече, 2015. — С. 283—299. — 512 с. — (Военные тайны XX века). — ISBN 978-5-4444-2996-9 .
  5. . Память народа (1 октября 1943). Дата обращения: 6 января 2017. 7 января 2017 года.
  6. Приказ № 15 от 17.09.1943 г. // / Сост.: И. М. Ананьев, М. Г. Гришин, В. В. Гуркин, В. И. Ежаков, Л. Г. Новиков, Н. И. Шеховцов, П. Ф. Шкорубский. — Институт военной истории Министерства обороны СССР. Военно-научное управление Генерального штаба Вооружённых Сил Союза ССР. — М. : Воениздат , 1975. — С. 36—38. — 598 с. 11 мая 2017 года.
  7. Трушин В. В. О творческом подходе к управлению войсками (силами). // Военная мысль . — 2020. — № 8. — С.9—10.

Литература

  • Веретенникова М. Н. К 65-летию Брянской наступательной операции войск Брянского фронта. // Военно-исторический журнал . — 2008. — № 9. — С.3 (обложка).
Источник —

Same as Брянская операция