Interested Article - Екатерина Павловна

Великая княжна Екатерина Павловна ( 10 ( 21 ) мая 1788 , Царское Село 9 января 1819 , Штутгарт ) — дочь императора Павла I и его супруги Марии Фёдоровны , в первом браке принцесса Ольденбургская (1809—1812), во втором — королева Вюртемберга (1816—1819); любимая сестра императора Александра I .

Биография

Екатерина Павловна родилась пополудни в сорок минут 4 го часа 10 (21) мая 1788 года в Екатерининском дворце , Царское Село , и была шестым ребёнком и четвёртой дочерью в семье наследника престола великого князя Павла Петровича и великой княгини Марии Фёдоровны .

В этот день в Камер-фурьерском журнале была сделана запись

10 мая, в среду, в 40 к минут 4 го часа пополудни в присутствии Её императорского величества, Её императорское высочество государыня великая княгиня благополучно разрешилась от бремени, и всевышний Бог даровал Их императорским высочествам дочь, а Её императорскому величеству внучку, которой наречено имя Екатерина.

Официальное сообщение о рождении великой княжны было опубликовано в газете « Санкт-Петербургские ведомости » 16 мая 1788 года :

Десятого мая, около четырёх часов пополудни, её императорское высочество, благочестивая великая княгиня Мария Фёдоровна разрешилась от бремени девочкой, которой было дано имя Екатерина . Вечером того же дня (по местному времени) в ознаменование столь радостного события в обеих крепостях был произведён орудийный салют. На второй и третий день был отслужен благодарственный молебен .

На следующий день императрица сообщала Григорию Потёмкину : «Дорогой друг, князь Григорий Александрович! Вчера великая княгиня родила дочь, которую назвали в мою честь Екатериной» . Роды были тяжёлыми, что следует из письма Екатерины II: «… вчера жизнь матери буквально висела на волоске. Как только я заметила опасность, тотчас приказала врачу принять все необходимые меры, и теперь муж и жена благодарны мне за это».

Екатерина Павловна на портрете Д. Г. Левицкого

Крещена была 21 мая 1788 года в Царском Селе, к купели новорождённую несла Е. Р. Дашкова , рядом с ней по правую руку шёл А. А. Нарышкин , по левую — генерал Н. И. Салтыков . Крёстной была сама императрица. Первые годы Екатерина Павловна провела в тесном семейном кругу под присмотром баронессы Ш. Ливен . С семилетнего возраста к ней была приставлена г-жа Алединская, к которой Екатерина сохранила дружеские отношения до конца своих дней. Её обучали лучшие учителя: профессор Крафт преподавал математику, академик фон Шторх — экономику, дю Пюже — историю, географию и французский язык, а живопись — А. Е. Егоров . По словам императрицы, она росла «здоровым, толстеньким, с хорошенькими глазками ребёнком».

Вопрос о замужестве дочерей для Марии Фёдоровны был очень важен. Она старалась, чтобы политические интересы не противоречили их личным симпатиям. В 1799 году в Петербург прибыли послы герцога Максимилиана Баварского , чтобы обсудить условия брачного контракта между его старшим сыном Людвигом и великой княжной Екатериной. Но сославшись на юный возраст невесты, императрица отвергла их предложение. В 1804 году герцог Баварский вновь попытался договориться об этом брачном союзе, и предложение было встречено согласием, но дальше дело не продвинулось. В 1806 году Екатерина Павловна получила аналогичное предложение от прусского двора. Брак принца Генриха Прусского с русской княжной был выгоден Пруссии для борьбы с Наполеоном, но в Петербурге это предложение было встречено без особого энтузиазма.

Екатерина Павловна (1805)

В это время мать и дочь вынашивали более честолюбивые планы, желая породниться с Габсбургами . В 1807 году Екатерина Павловна решила стать третьей женой только что овдовевшего императора Священной Римской империи Франца II . Александр I был против этого союза и советовал сестре отказаться от этой мысли. Но императрица и её дочь вели свою политику и поручили князю Куракину решить этот деликатный вопрос. Заключение Тильзитского мира положило конец их матримониальным планам. Александр I приказал Куракину прекратить все переговоры с Веной. Понимая, что надо подыскивать другую кандидатуру, Мария Фёдоровна и Екатерина продолжали выбирать потенциального мужа.

Их поиски продолжались с лета 1807 года вплоть до конца 1808 года. Среди обсуждаемых кандидатов был кронпринц Вильгельм Вюртембергский , но главной их целью были австрийские эрцгерцоги Фердинанд и Иоганн . И мать и дочь при выборе будущего жениха отдавали предпочтение эрцгерцогу Фердинанду и планировали пригласить его в Петербург, предложив ему чин фельдмаршала. Однако Фердинанд не хотел покидать венский двор и не спешил жениться. К лету 1808 года мечты великой княжны о династических связях с Австрией окончательно рухнули. Вскоре на Эрфуртском свидании государей французский дипломат Талейран сделал неожиданное предложение императору Александру I, попросив руки княжны Екатерины для Наполеона . «Александр был не прочь согласиться на этот брак, — писала в своих воспоминаниях одна из фрейлин при дворе российского императора, графиня София Шуазёль-Гуфье , — но встретил такую сильную оппозицию со стороны вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны и самой молодой великой княжны, что должен был им уступить» .

По словам князя А. Б. Куракина, великая княжна «обладала умом и духом, имела силу воли, она не была создана для тесного круга, робость ей совершенно не была свойственна, смелость и совершенство, с которыми она ездила верхом, способны были возбудить зависть даже в мужчинах» . С таким характером, пока шли обсуждения её брачных проектов, Екатерина Павловна позволяла себе заводить романы. Первым её серьёзным увлечением был князь Михаил Петрович Долгоруков . По сообщению его родственника, В. П. Толстого, князь Долгоруков был влюблён в великую княжну, и она отвечала ему взаимностью. Но князь погиб во время Русско-шведской войны .

Позже Екатерина увлеклась Багратионом , который два лета кряду был комендантом в Павловске. Между любовниками велась интимная переписка. Эти письма, по признанию Екатерины Павловны, были способны её «жестко скомпрометировать, попав в чужие руки». Багратион всегда возил с собой её портрет. Из писем императрицы Елизаветы Алексеевны к матери, маркграфине Баденской , великосветское общество узнало о романе Екатерины Павловны и Багратиона. «Я никогда не видела более странную юную персону, — писала императрица, — она вступила на дурной путь, поскольку примером для подражания в своем поведении и даже манере выбрала брата Константина . Она говорит так, как не должна говорить женщина и в сорок лет, не говоря уже о девятнадцатилетней девушке. Если бы князь Багратион не был столь некрасив, Екатерине грозила бы опасность совсем потерять голову» . Их отношения прекратились только в 1809 году, когда Екатерина вышла замуж.

Первый брак

Георг Ольденбургский (1811)

В середине 1808 года на руку великой княжны было ещё два кандидата — Леопольд Саксен-Кобургский и принц Георг Ольденбургский (1784—1812). После некоторого колебания, Екатерина Павловна выбрала своего двоюродного брата (их матери были родными сестрами), принца Георга. В апреле 1808 года он в очередной раз приехал в Петербург, чтобы вступить на гражданскую службу в России. Ему была предложена должность губернатора либо в Ревеле, либо в Белоруссии; он выбрал последнее. Осенью 1808 года его брак с великой княжной стал делом решённым.

По мнению Жозефа де Местра , «брак этот во всех отношениях был неравный, но разумный и достойный великой княжны, которая в одинаковой степени была умна и любезна» . «Внешность принца малоприятна, — писала Елизавета Алексеевна матери, — хотя русский мундир его несколько приукрасил; зато все хвалят его характер. Он образован, имеет собственное мнение, и, кроме того, между ними обоими явная симпатия, что является решающим в браке. Я бы никогда не поверила, что он может возбудить любовь, но княжна уверяет, что как супруг он нравится ей, а внешность не играет для неё никакой роли. Нахожу это очень разумным» .

1 января 1809 года княжна Екатерина Павловна была обручена с принцем Георгом, а 18 апреля состоялась их свадьба. На день их бракосочетания Державин написал стихотворение «Геба» . Первое время супруги жили в Зимнем дворце , лето они провели в Павловске. Осенью 1809 года они переехали в Тверь , куда принц был назначен генерал-губернатором. По словам современницы, «великая княгиня была из себя красавица: темноволосая, с темно-синими глазами, белая и скоро говорила по-русски. В Твери её очень все любили за обходительный нрав. Она часто давала балы во дворце и одинаково приветливо принимала и дворянина, и купца, и даже молоденького офицера; просила, чтобы все веселились у неё без чинов» . Тверской дворец Екатерины Павловны стал местом сосредоточения консервативной оппозиции, которая успешно боролась с деятельностью М. М. Сперанского . Политический салон принцессы посещали граф Ф. В. Ростопчин , И. И. Дмитриев и Н. М. Карамзин , читавший императору Александру I отрывки из своей «Истории». По предложению Екатерины Павловны, историограф составил свою известную записку « О древней и новой России », которую великая княгиня передала императору. Эта записка вызвала некоторое охлаждение императора к Карамзину, впоследствии устранённое стараниями великой княгини.

Екатерина Павловна

Отношения с братом, императором Александром I, были у Екатерины Павловны более чем сложные. В Твери двор Екатерины Павловны стал центром консервативной оппозиции Александру I, к которой, помимо Ростопчина и Багратиона, принадлежали председатель Государственного совета Н. И. Салтыков , председатель Комитета министров С. К. Вязмитинов , государственный секретарь А. С. Шишков . Вынашивался даже замысел устранения царя и возведения его сестры на престол как Екатерины III. Сама Екатерина Павловна отошла от оппозиции летом 1812 года, после царского письма с недвусмысленным намёком, что продолжение интриг будет рассматриваться как государственная измена и пособничество Наполеону .

В 1812 году Екатерина Павловна оказала горячую поддержку идее народного ополчения , в том числе сформировав из своих удельных крестьян Егерский великой княгини Екатерины Павловны батальон , участвовавший почти во всех главных сражениях той эпохи. 15 декабря 1812 года Екатерина Павловна лишилась своего супруга. Во время посещения одного из лазаретов в Твери принц заразился сыпным тифом и через несколько дней умер. После смерти мужа Екатерина Павловна серьёзно заболела ( кататонией ) и была перевезена в Петербург к матери. С ней ежедневно случались припадки, во время которых она теряла сознание, а её тело становилось неподвижным. В марте 1813 года для поправления здоровья она уехала за границу, где путешествовала инкогнито под именем графини Романовой. Её путь лежал сначала на воды Богемии и далее в Вену. В Теплице она встретилась с сестрой Марией Павловной , откуда в мае 1813 года обе дамы переехали в Прагу . В июне они ездили в Опочно , где встречались с братом Александром, после чего через Карлсбад вернулись назад в Прагу. В сентябре 1813 года Екатерина Павловна с сестрой переехала в Вену и подружилась там с императрицей Марией Людовикой , чьё место когда-то мечтала занять. Император Франц II был не в восторге от их дружбы, на что Мария Людовика писала ему в октябре 1813 года :

«Ты спрашиваешь меня, кому из обеих сестёр я отдаю предпочтение, я должна высказаться в пользу Екатерины, и как ни любезна Мария, я убеждена, что со временем и тебе Екатерина показалась бы намного достойнее; никого другого в мире не судят так превратно, как её, никому другому не чужды дух интриг и властолюбия так, как ей».

Екатерина Павловна

В это же время Екатерина Павловна начала подыскивать себе кандидатов для нового брака. В её письмах фигурировали герцог Кембриджский , прусский принц и наследный голландский принц, принц Нассау , герцог Кларенс и эрцгерцог Карл Австрийский . В обществе начали распространяться слухи, что эрцгерцог Карл и Екатерина Павловна созданы друг для друга и могут быть прекрасной парой. Но политика Меттерниха вновь развеяла мечты весёлой вдовы. Она покинула Вену и переехала в Веймар, оттуда перебралась в Штутгарт , где встретилась во второй раз (их первая встреча была в Вене) с Вильгельмом Вюртембергским , одним из бывших претендентов на её руку. Между ними вспыхнули чувства. О своих симпатиях она призналась брату Александру. Однако сначала Вильгельм должен был развестись с женой, баварской принцессой Шарлоттой , на которой он женился под давлением Наполеона. Пока шёл бракоразводный процесс, Екатерина и Вильгельм вели оживлённую переписку.

Весной 1814 года великая княгиня путешествовала по Голландии, а летом посетила Великобританию, где на переговорах способствовала браку своей сестры Анны Павловны с принцем Оранским , впоследствии королём нидерландским Виллемом II . Осенью 1814 года Екатерина Павловна сопровождала императора Александра на Венский конгресс и не оставалась в стороне от хода его совещаний. Она активно участвовала на всех приёмах, балах и увеселениях. Принц де Линь , увидевший Екатерину Павловну, ровно как и её сестру Марию Павловну на конгрессе, дал им сравнительную характеристику: «Великая княгиня Мария привязывает к себе сердца, а Екатерина берет их приступом» . Лето 1815 года великая княгиня провела в Веймаре, осенью присутствовала во Франкфурте-на-Майне на Союзном сейме, а 2 декабря вернулась в Петербург, куда вскоре прибыл и Вильгельм.

Второй брак

Вильгельм I Вюртембергский

10 августа 1814 года Вильгельм Вюртембергский писал Екатерине Павловне, что его брак с Шарлоттой существует «только для мира», но для обретения свободы «требуется продолжительное время и множество формальностей». 31 августа 1814 года королевский суд Вюртемберга объявил его брак расторгнутым. Но петербургский двор, так же как и баварский, требовали аннулирования брака Папой Римским, который долго молчал. Лишь 12 января 1816 года Папа Пий VII признал брак несуществующим. После поездки во Франкфурт-на-Майне Вильгельму было разрешено официально просить у Марии Фёдоровны руки её дочери. 8 января 1816 года в Петербурге состоялась их помолвка. 12 января 1816 года Екатерина Павловна стала женой своего двоюродного брата, наследного принца вюртембергского Вильгельма , в том же году вступившего на престол. Отец Вильгельма и мать Екатерины были родными детьми герцога Фридриха Евгения Вюртембергского . Первое время супруги провели в Петербурге. В феврале 1816 года они присутствовали на свадьбе Анны Павловны с кронпринцем Нидерландов, в марте они покинули столицу и в апреле торжественно въехали в Штутгарт .

Став королевой, Екатерина Павловна ревностно заботилась о народном образовании; во время голода 1816 года оказала стране важную услугу основанием в 1817 году «благотворительного общества»; содействовала устройству домов трудолюбия. Для создания этого общества она созвала лиц мужского и женского пола, принадлежавших ко всем сословиям. Король, желая поддержать инициативу супруги, выделил 10 000 флоринов на ежегодную помощь бедным. Мать королевы, императрица Мария Фёдоровна, тоже не осталась в стороне — стала членом Общества с ежегодным взносом 2000 рублей, причём Николай I велел продолжать этот взнос на будущее время. Екатерина Павловна и сама жертвовала очень много — давала необходимые суммы для первоначального устройства различных профильных учреждений и организаций, отпочковывавшихся от первоначального Общества благотворительности . Королева покровительствовала культурной жизни Вюртемберга, поддерживала тесные контакты с деятелями искусства и регулярно бывала на представлениях придворного театра. Чтобы поднять престиж Вюртемберга, она решила на собственные деньги выкупить уникальную коллекцию братьев Буассере , но преждевременная смерть помешала ей осуществить этот план. Осенью 1818 года Екатерина Павловна в последней раз видела мать и брата Александра, которые гостили у неё в Штутгарте после Ахенского конгресса .

Мавзолей королевской четы
Саркофаг с прахом Екатерины и короля Вильгельма

В новогодние дни 1819 года королевская чета праздновала вместе со всем народом годовщину провозглашения Вюртемберга королевством. 1 января Екатерина Павловна присутствовала на праздничном обеде, 2 января вместе с мужем была на конном заводе в Вейль, а 3 января — на представлении придворного театра. Шесть дней спустя, 9 января 1819 года, она внезапно скончалась. Эта преждевременная смерть породила много слухов и домыслов. Официально причиной смерти называлось рожистое воспаление лица . Однако ходили слухи, что Екатерина Павловна простудилась, преследуя верхом своего неверного мужа, отправившегося на тайное свидание. Проведённое вскрытие показало, что смерть наступила в результате апоплексического удара , причиной которого было нестабильное общее состояние здоровья Екатерины Павловны: частые геморроидальные кровотечения и судороги, сопровождавшиеся потерей сознания, преследующие её с момента смерти первого мужа.

14 января 1819 года прах Екатерины Павловны был временно захоронен в княжеском склепе монастырской церкви в Штутгарте . Через два года, согласно её завещанию, её гроб был перенесён в на вершину горы Ротенберг, где король Вильгельм выстроил специально для этого церковь во имя св. Екатерины, описанную в стихотворении Ф. Тютчева « ». Там же раз в году происходит православное богослужение в её честь . Смерть Екатерины Павловны оплакана в элегиях, написанных В. А. Жуковским (« ») и князем Иваном Долгоруким . В честь любимого цветка супруги король назвал загородный дворец Розенштейн .

Дети

От первого брака:

  • Фридрих Павел Александр (1810—1829), после смерти матери вместе с братом был передан на воспитание своему деду в Ольденбург.
  • Константин Фридрих Петер (Пётр) (1812—1881), российский государственный деятель, сенатор, благотворитель.

От второго брака:

Предки

В художественной литературе

Екатерина Павловна — главная героиня исторической повести Михаила Казовского «Катиш и Багратион» («Молодая гвардия», 2012).

Образ в кино

Примечания

  1. Deutsche Nationalbibliothek Record #118560603 // (нем.) — 2012—2016.
  2. РОМАНОВЫ // М. : Большая российская энциклопедия , 2004.
  3. РГИА. Ф. 516 (Камер-Фурьерские журналы). Оп. 1 (28/1618), Д. 72 (Камер-Фурьерские Журналы Придворного Двора. Церемониал. 1788 г.)
  4. Йена, Д. Екатерина Павловна: великая княжна — королева Вюртемберга/ Детлеф Йена; пер. с нем. Ж. А. Колобовой. — М.: Астрель, АСТ,2006. — 415,[1] с. — (Историческая библиотека). — С. 28. ISBN 5-17-029170-1
  5. СанктПетербургскiя Вѣдомости. — 16 мая 1788. — № 39. — С. 531.
  6. Чтения в Обществе истории и древностей Российских.1879. —кн.8. — С.871.
  7. Шуазёль-Гуфье, София. . — С.-Петербург: Типография В. И. Грацианского, 1879. — 232 с. 15 августа 2021 года.
  8. Письма Куракина к императрице Марии Фёдоровне // Русский Архив. — 1869. — С. 386.
  9. Великий князь Николай Михайлович. . — СПб. : Экспедиция заготовления гос. бумаг, 1909. — Т. 2. — IX, 762 с.
  10. Местр Жозеф де . Петербургские письма . 1803—1817. — СПб.: Инапресс, 1995. — 336 с.
  11. . Дата обращения: 1 сентября 2019. 13 августа 2020 года.
  12. Записка А. А. Эйлера // Русский Архив. — 1880. — Вып. 5—8. — С. 351.
  13. Екатерина Павловна (вел. кн.; 1788—1819). Письма великой княгини Екатерины Павловны [Н. М. Карамзину и кн. В. П. Оболенскому]: читано в заседании Тверской учёной архивной комиссии 13 апреля 1888 г. членом Комиссии Е. А. Пушкиным / Тверской исторический музей. — Тверь: Тип. Губ. Правления, 1888. — С. 9. — [4], 74 с.
  14. Минаков А. Ю. Русский консерватизм в первой четверти XIX века, 2011, стр. 111
  15. . Дата обращения: 9 апреля 2022. 18 августа 2021 года.
  16. Hermann Egloffstein. Maria Ludovica von Österreich und Maria Paulowna. Leipzig : Insel-verlag, 1909. S. 19.
  17. А. М. Михайловский-Данилевский. Мемуары 1814—1815. — СПб., 2001. — С. 93.
  18. Благотворительные учреждения королевы вюртембергской Екатерины Павловны. //Журнал Министерства внутренних дел — 1861.- № 1-2 — с. 99-132
  19. . Дата обращения: 28 января 2017. 28 января 2017 года.

Ссылки

Источник —

Same as Екатерина Павловна