Interested Article - Гаевский, Вадим Моисеевич

Вадим Моисеевич Гаевский ( 12 ноября 1928 , Москва 16 июля 2021 , там же) — советский и российский театральный и литературный критик, балетовед и педагог . Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1997) .

Биография

Родился 12 ноября 1928 года в Москве, сын журналиста Моисея Абрамовича Гаевского (настоящая фамилия Федермеер; 1886, Одесса — 1958, Москва) — редактора журнала «На аграрном фронте» (ежемесячного органа Аграрного института и Всесоюзного общества аграрников-марксистов), участника Великой Отечественной войны . Мать (также уроженка Одессы, девичья фамилия Померанц) некоторое время была пианисткой. Племянник писателя Ефима Зозули и экономиста Давида Батуринского . Семья жила в Денежном переулке (угол Глазовского ), д. 14/3, кв. 14 .

В 1951 году окончил театроведческий факультет ГИТИСа . C 1959 по 1966 год работал научным сотрудником Института истории искусств , с 1970 по 1972 год — научным сотрудником Института философии АН СССР.

С 1990 по 1998 год был членом редколлегии театрального журнала « ». С 1992 года заведовал кафедрой истории театра и кино историко-филологического факультета Российского государственного гуманитарного университета , с 1993 года — заведующий кафедрой театроведения РГГУ, профессор.

Выступал в печати с 1954 года. Автор исследований и статей о балетмейстерах XIX и XX веков: Жюле Перро , Мариусе Петипа , Джорже Баланчине и Морисе Бежаре . Ему также принадлежат работы о знаменитых танцовщиках, таких как Ольга Спесивцева , Галина Уланова , Марина Семёнова . Предпочитая литературно-критический жанр эссе и свободно ассоциативную манеру изложения, как правило, соотносил искусство своих героев с явлениями мировой культуры .

Скончался 16 июля 2021 года на 93-м году жизни. Прах захоронен в колумбарии на Донском кладбище (колумбарий 17, секция 1).

Сочинения

Книги

  • В. Гаевский. Дивертисмент. Судьбы классического балета. — Искусство, 1981. — 384 с. — 245 000 экз.
  • В. Гаевский. . — М. : , 1990. — С. страниц = 352. — 25 000 экз.
  • В. Гаевский. . — М. : Артист. Режиссёр. Театр, 2000. — 432 с. — 6000 экз. ISBN 5-87334-042-0 .
  • В. Гаевский. Книга расставаний. — М. : РГГУ, 2007. — 304 с. — 1500 экз. ISBN 978-5-7281-0906-8 .
  • В. Гаевский. Хореографические портреты. — М. : Артист. Режиссёр. Театр, 2008. — 608 с. — 1000 экз. ISBN 978-5-87334-113-9 .
  • В. Гаевский, П. Гершензон. . — М. : Новое издательство, 2010. — 292 с. — ISBN 978-5-98379-127-5 .
  • В. Гаевский. Галина Уланова. — М. : Мир энциклопедий Аванта. Астрель, 2010. — 3000 экз. ISBN 978-5-98986-347-1 .

Избранные статьи

Первая беседа с Вадимом Моисеевичем Гаевским, записанная И. Р. Скляревской для Фонда «Устная история».
  • В. М. Гаевский. Джульетта на балетной сцене // «Шекспировский сборник». — М. , 1958.
  • В. М. Гаевский. Балерина Семёнова . — М. , 1959. — № 1 .
  • В. М. Гаевский. Майя Плисецкая . — М. , 1962. — № 1 .
  • В. М. Гаевский. Страницы Истории = « ». «Школа Большого Балета». — М.
  • В. М. Гаевский. Семёнова-Ермолаев-Уланова. — 1976. — № 3 .
  • В. М. Гаевский. Иветт Шовире . Я-балерина (послесловие). — 1977.
  • В. М. Гаевский. Парижские сезоны Баланчина . — 1978.
  • В. М. Гаевский. Майя Плисецкая — вчера и сегодня. — 1979.
  • В. М. Гаевский. Служение муз = о постановке Александра Плисецкого « Серенады » Баланчина.. — 1984.
  • В. М. Гаевский. Историк балета Л. Д. Блок (вступительное слово) = Л. Д. Блок. «Классический танец. История и современность» / Рецензент: Пётр Гусев , Ред.коллегия: В.М.Красовская , Е.А.Суриц . — 17.08.1987. — 556 с. — 25 000 экз.
  • В. М. Гаевский. Чистый мастер. — Л. , 1988.
  • В. М. Гаевский. Автопортрет Мориса Бежара = Бежар, мгновения жизни другого» / Перевод с французского: М. Зонина. — М. , 1988. — 240 с. — 10 000 экз.
  • В. Гаевский, К. Рудницкий, Е. Горфункель, Н. Крымова, Г. Холодова, Р. Кречетова. «О Гамлете» = «Высоцкий на Таганке». — «Союзтеатр», 1989. — 150 000 экз.
  • В. М. Гаевский. Прихоть полубога = «Аполлон Мусагет И.Стравинского». — «Наше наследие», 1990.
  • В. М. Гаевский. Хрустальный дворец и его архитектор. — 1990. — № 17 .
  • В. М. Гаевский. Дневник Нижинского. — 1990. — № 12 .
  • В. М. Гаевский. Дорога в Гурзуф. — 1991. — № 8 .
  • В. М. Гаевский. Флейта Гамлета = «Театр на Таганке». — «Союзтеатр» СТД СССР, 1991. — С. 108, 112.
  • В. М. Гаевский. Флейта Гамлета. Победитель не получает ничего. — «Московский наблюдатель», 1991.
  • В. М. Гаевский. Охота к перемене мест. — «Московский наблюдатель», 1991. — № 6—7 .
  • В. М. Гаевский. Бег Джульетты. — «Наше наследие», 1991. — № 2 .
  • В. М. Гаевский. А. Волынский и Петербургский балет = «Книга ликований» / А.Волынский . — «Артист. Режиссёр. Театр», 1992. — ISBN 5-87334-074-9 .
  • В. М. Гаевский. Диана и Актеон или класс Вагановой 20-30-е гг.. — «Московский наблюдатель», 1993.
  • В. М. Гаевский. Хорхе Донн и Рудольф Нуреев . — «Московский наблюдатель».
  • В. М. Гаевский. Второй акт „ Жизели “. Метаморфозы одного балета. — «Московский наблюдатель», 1993.
  • В. М. Гаевский. Тургеневская девушка из XXI . — «Московский наблюдатель», 1993. — № 10 .
  • В. М. Гаевский. Версальская феерия Чайковского-Петипа „ Спящая красавица “. — «Московский наблюдатель», 1994. — № 7—8 .
  • В. М. Гаевский. Серж Лифарь о Дягилеве Портрет и автопортрет. — 1994. — № 4 .
  • В. М. Гаевский. „Баядерка“ Петипа — опыт интерпретации. — «Петербургский театральный журнал», 1994. — № 5 .
  • В. М. Гаевский. Приглашение к танцу = «Театр Анатолия Эфроса» / Марина Зайонц. — М. : «Артист. Режиссёр. Театр», 2000. — С. 213—224. — 464 с. — 2000 экз. ISBN 5-87334-041-2 .
  • В. М. Гаевский. Рудольф Нуреев . Михаил Барышников . Два виртуоза = «От Распутина до Путина. 50 петербуржцев XX столетия». — М. : «Лидер». Аналитический еженедельник "Дело", 2003. — С. 346—355. — 528 с. — 5000 экз. ISBN 5-9900079-1-4 .
  • В. М. Гаевский. Льва Дурова «Прилашенние к танцу». — 2003.
  • В. М. Гаевский. История балета и Л. Д. Блок. — «Наше Наследие», 2004. — № 70 .
  • Гаевский В. М. . — Наше наследие № 79/80, 2006.
  • В. М. Гаевский. . — « Новая газета », 29 марта 2006. — № 3 . 4 сентября 2008 года.
  • В. М. Гаевский. . — «Русская жизнь», 10 сентября 2008 год.
  • В. М. Гаевский. . — «Русская жизнь», 22 октября 2008 года.

Цитаты

О современной передовой критике:

"… Она поддерживает только то, что она считает авангардным. Самая фундаментальная и репрезентативная книга Марины Давыдовой «Конец театральной эпохи» подводит черту и ставит точку. Это жёсткий призыв: то время прошло, пришло время деятельных людей, которым не до нашей ностальгии, хватит нам рассказывать все эти легенды. Я считаю, что это неправильно. Никакая эпоха не кончилась, пока она хотя бы в нашей памяти. Меня пугает, что из моей жизни исчезли классики предыдущей эпохи … «

В.Вязовкина:Вадим Гаевский. Статья "Наша профессиональная добросовестность сомнительна"
  • Известный историк и авторитетный критик театра и балета Вадим Гаевский на вопрос слабого, но амбициозного актёра „Где сейчас Марковы и Алперсы?“

ответил:

»… Там же, где сейчас Михаилы Чеховы и Хмелевы. Они гуляют всегда рядом. Вас туда не пустят … Мы грешили против истины, не позволяя себе сказать слов правды об Эфросе и Любимове, потому что с ними было связано будущее. Потому что любая критика немедленно использовалась бы против них. У Георгия Александровича Товстоногова были спектакли замечательные, а были не замечательные, кто-нибудь, когда-нибудь сказал о незамечательных спектаклях в ситуации, когда его преследовал Ленинградский обком? Поэтому наша профессиональная добросовестность довольно сомнительна! Иначе и быть не могло. В данном случае друг в искусстве дороже, чем истина, а истина пусть выяснится потом … "

В.Вязовкина:Вадим Гаевский. Статья "Наша профессиональная добросовестность сомнительна"

«Хореографические портреты» — заключительная часть трилогии балетного критика. Первые две — «Дивертисмент» и «Дом Петипа» — опубликованы в 1981 и 2000 годах. В книгу вошли статьи и очерки, публиковавшиеся ранее в журналах «Театр», «Свой», «Наше наследие» , газетах «Мариинский театр» и «Большой театр». Главы книг — не только исторические зарисовки, но и подробные рецензии на недавние премьеры, и портреты ныне танцующих артистов. В книге выдержан формат трёхчастной формы: первая посвящена Сергею Дягилеву , третья — Джорджу Баланчину , а средняя составляет портретную галерею.

В предисловии к этой части автор пишет:

«… Здесь даются зарисовки избранных персонажей балетной истории преимущественно XX века. Краткость одних очерков, большая или меньшая пространность других никак не связаны с масштабом личности и таланта, а совершенно произвольны …»

Вадим Гаевский. Статья «Хореографические портреты»

Награды и звания

Библиография

  • // Новая газета. — М. , 2006. — № 19 января .
  • Гордеева А. // OpenSpace.ru. — М. , 2008. — № 23 сентября .
  • Яковлева Ю. // Большой город. — М. , 2009. — № 16 октября .
  • Ренанский Д. // OpenSpace.ru. — М. , 2010. — № 24 февраля .
  • Ершова Т. // Лента.ру. — М. , 2012. — № 25 января .

Примечания

  1. Балетоведение — наука о балете, включающая теорию, историю хореографии, критику (С. 41).
    С конца 50-х в жанре эссе-портрета начал выступать В. М. Гаевский (С. 43).
    // Энциклопедия «Русский Балет». — М.: Согласие, 1997.
  2. Русский драматический театр: Энциклопедия / Под общ. ред. М. И. Андреева, Н. Э. Звенигородской, А. В. Мартыновой и др.. — М. : Большая Российская энциклопедия, 2001. — С. 568.
  3. . Дата обращения: 7 февраля 2021. 16 июля 2021 года.
  4. . Дата обращения: 7 февраля 2021. 9 июня 2018 года.
  5. . Дата обращения: 27 февраля 2010. Архивировано из 20 декабря 2010 года.
  6. Чернова Н. Ю. Гаевский Вадим Моисеевич // Энциклопедия «Русский балет». — М.: Большая Российская энциклопедия ; Согласие, 1997. — С. 119. — ISBN 5-85270-099-1
  7. . moscow-tombs.ru . Дата обращения: 12 июля 2022. 12 июля 2022 года.
  8. Вадим Гаевский. // Новая газета. — 2006. 4 сентября 2008 года.
  9. Вадим Гаевский. // Новая газета. — 2006. 4 сентября 2008 года.
  10. Вадим Гаевский. Статья «Хореографические портреты» — Союз театральных деятелей Российской Федерации. Издательство «Артист. Режиссёр. Театр». Москва 2008. «Артист. Режиссёр. Театр» № 86 2008 // «Наше Наследие». — 2008.
  11. . Дата обращения: 10 декабря 2018. 10 декабря 2018 года.

Видео

Источник —

Same as Гаевский, Вадим Моисеевич