Interested Article - Плисецкий, Александр Михайлович

Алекса́ндр Миха́йлович Плисе́цкий ( 20 октября 1931 , Москва 29 октября 1985 , там же) — советский танцовщик и балетмейстер, солист балета Большого театра в 1949—1971 годах.

Биография

Александр Плисецкий родился в семье дипломата Михаила Эммануиловича Плисецкого и Рахиль Мессерер , звезды кино, родом из Вильно , которая снималась в первых немых фильмах . Ещё в годы обучения во ВГИКе она вышла замуж за Михаила Плисецкого, и семью стали называть Плисецкие — Мессерер. В браке родилось трое детей: Майя (1925), Александр (1931) и Азарий (1937). Михаил Плисецкий был генеральным консулом СССР на острове Шпицберген , где руководил угольной концессией (трест « Арктикуголь »); был арестован в 1937 году и расстрелян.

Александр рос в артистической среде семьи Плисецких — Мессереров, с ранних лет впитав дух театра , слушая рассказы матери об актёрских работах его дяди Азария Азарина , занимаясь музыкой и бывая на балетных спектаклях другого дяди, Асафа Мессерера, у которого он жил, пока его мать с младшим братом находились на поселении. В 1941 году Александр поступил в Московское хореографическое училище , которое окончил в 1949 году, по классу Николая Ивановича Тарасова . С 1949 по 1971 годы — солист балета Большого театра , где был лучшим исполнителем партии Вацлава в балете Б. Асафьева « Бахчисарайский фонтан », Р. В. Захарова . С 1965 по 1968 год преподавал в Московском хореографическом училище классический и дуэтный танец.

В 1968 году женился на балерине Марианне Седовой , в браке родилась дочь Анна .

С 1968 по 1985 год — балетмейстер-постановщик и артистический директор балета во многих городах СССР и странах мира (в частности, с 1972 года работал по приглашению в качестве балетмейстера-постановщика в Киеве , Одессе , Харькове , Уфе , Казани , Свердловске , а в 1973 году — в Финской национальной опере).

В 1974 году А. М. Плисецкий основал балет при Университете Сан-Маркос в Лиме . В 1976 по 1978 годы — педагог-репетитор балетной труппы Театр Колон в Буэнос-Айрес , где поставил балеты «Carmen», «Grand pas classique», «Вальпургиева ночь», танцы в операх «Турандот» и «Две вдовы»). В 1979 - 1980 годах педагог и балетмейстер в Финской национальной опере , где возобновил постановку балета Кармен-сюита . С 1981 по 1985 годы балетмейстер-постановщик в Тбилисском театре оперы и балета им. Палиашвили , где совместно с балетмейстерами Михаилом Лавровским и Георгием Алексидзе поставил балеты « Порги и Бесс » Гершвина , «Ромео и Джульетта» Прокофьева . Работа была оценена Почётной Грамотой Президиума Верховного Совета

В ноябре 1984 года А. М. Плисецкий добился разрешения на постановку балета Жоржа Баланчина « Серенада для струнного оркестра » на музыку П. И. Чайковского . Балет прошёл с большим успехом на сцене Большого театра и зала «Россия» .

Александру Плисецкому требовалась операция на сердце, которую должны были сделать в США , при содействии Игоря Юшкевича и его «New York International Ballet Competition». Но в связи с занятостью балетмейстера проведение операции откладывалось. В последний год жизни он вёл активные переговоры о постановке «Серенады для струнного оркестра» , что отняло у него много душевных и физических сил. Премьера состоялась в Москве в ноябре 1984 года .

Александр Плисецкий умер 29 октября 1985 года в возрасте 54 лет в Москве во время операции на сердце. Похоронен на Ваганьковском кладбище .

Партии в репертуаре театра

Постановки

Постановка сцены бала. Фильм «Анна Каренина» (1967)

В период с 1973 по 1985 год Александр Плисецкий поставил несколько балетов, в том числе:

Театры

Театры, в которых осуществил постановки Александр Плисецкий:

Отзывы

«… Танцу А.Плисецкого свойственна сила в сочетании с лёгкостью. Хороша его манера держаться на сцене. Его уверенная поддержка способствовала успеху выступления…»

В.Либсон

«… Успех балета в Москве на сцене Большого театра и Центрального Концертного зала велик и очевиден… Одноактный балет на музыку „Серенады для струнного оркестра“ Чайковского, возобновлен скрупулезно и трепетно. Александр Плисецкий сумел добиться от кордебалета художественной дисциплины, которая совсем не исключает одухотворенности танца… Сам факт постановки „Серенады“ выглядит чудесным символом: Баланчин словно вернулся на Родину в оном из лучших своих творений…»

Н. Чернова, кандидат искусствоведения

« … балет „Серенада“ (балетмейстер — репетитор Александр Плисецкий) порадовал свежестью и гармонией пластических красок …»

Г. Иноземцева

Награды

Почётная Грамота Президиума Верховного Совета (27 марта 1985 года)

Литература

  • Плисецкий А. А. «Опыт советского балета интересен всем». — «Латинская Америка», 1977. — (№ 1).
  • Чепалов А. « Кармен-сюита ». — Харьков: « », 1973, 4 ноября. — (№ 1).
  • Бондаренко О. «Лима аплодирует балету». — « Труд », 1975. 19 января. — (№ 1).
  • Южина К. «Опыт советского балета интересен всем». — «Латинская Америка», 1977. — (№ 4).
  • Торадзе Я. «С позиции высоких критериев». — «СБ», 1983. — (№ 6).
  • «Московские гастроли ». — «СК», 17 ноября 1984.
  • Чернова Н. «Ожившая музыка». — « Правда », 1 декабря 1984.
  • Елена Луцкая . «Пластическая яркость образов» // «Заря востока». — 25 ноября 1984.
  • А.А. Фирер. «Энциклопедия Балет» / Куратор Е.П. Белова (3685/4380 зн.). — 20.10.2010.

Ссылки

Примечания

  1. ↑ (исп.) . La Universidad Nacional Mayor de San Marcos. Дата обращения: 14 августа 2011. Архивировано из 4 марта 2012 года. «En danza clásica ha incorporado la técnica de las tres más importantes escuelas mundiales… con el maestro Alexander Plisetski del Ballet Bolshoi»
  2. «Служение муз» О «Серенаде Баланчина»: В.Гаевский. «Т», 1984
  3. (неопр.) . nec.m-necropol.ru . Дата обращения: 24 октября 2021. 29 января 2020 года.
  4. 17 мая, 29 июня 1954 , Мария М.Кондратьева , 1 октября ; 1 января, 11 сентября 1955 — . Вацлав — Плисецкий и Зарема — Л. П. Шейн — все спектакли одним составом)
  5. А.А. Фирер. «Энциклопедия Балет» / Куратор . — к печати 20.10.2010. — 2011.
  6. (неопр.) . Дата обращения: 21 февраля 2010. 3 мая 2009 года.
  7. (недоступная ссылка)
  8. (неопр.) . Дата обращения: 20 февраля 2010. Архивировано из 12 сентября 2011 года.
  9. Влад.Либсон. Концерты артистов балета // «Советский артист». — 28 мая 1952. — Вып. 604 , № 21 .
  10. Н. Чернова. Серенады для струнного оркестра // « Правда ». — 1 декабря 1984.
  11. Г. Иноземцева. // «Советская культура». — 17 ноября 1984.

Same as Плисецкий, Александр Михайлович