Interested Article - Бахчисарайский фонтан (балет)

Бахчисарайский фонтан — хореографическая поэма в четырёх действиях с прологом и эпилогом по мотивам одноимённой поэмы Александра Пушкина композитора Бориса Асафьева , поставленная балетмейстером Ростиславом Захаровым по сценарию Николая Волкова в 1934 году .

История создания

Композитор Борис Асафьев был идеологом направления в балете 30-х годов XX века. Николай Волков оформил в 1932 году своё либретто в композиционную форму — балетную пьесу. Режиссёр С. Э. Радлов создал крепкую драматургическую основу, выразительным средством которой стал язык жестов — пантомима. Балетмейстер Р. В. Захаров изучал систему Станиславского , он также настоял на добавлении сцен: польского акта, возвращения Гирея после набега на Польшу (II акт), пляски татарских воинов (IV действие) и казни Заремы . По его просьбе в балете появился новый герой — Гирей . В драмбалете особое значение имела изобразительность танцевального языка танцовщика-актёра, каждая поза и жест которого получали смысловую нагрузку.

«Мы стремимся строить хореографический спектакль, как драматическое действие, где каждый танец несёт в себе смысл и дальнейшее развитие действия»

Захаров был очарован поэтическим смыслом и духовной красотой образа Марии в исполнении Улановой.

«…Мне хотелось вдохнуть живую душу в пушкинские образы на балетной сцене, для меня началась новая хореография…»

Алла Шелест создала глубокий драматический образ Заремы , в котором страстно звучал протест против насилия власти гарема , который отвечал молчаливому протесту польской пленницы Марии .

«Дуэт Заремы — Вечесловой и Марии — Улановой вошёл в историю балета, как образец выразительности и творческого взаимодействия партнёров на сцене».

Так и в следующем балете « Утраченные иллюзии » Захаров и Асафьев взяли за литературную основу всемирно известный роман Оноре де Бальзака.

Екатерина Максимова в роли Марии в спектакле Большого театра, 1963

Содержание балета и персонажи

Пролог

Хан Гирей у « Фонтана слёз », воздвигнутого в память Марии в Бахчисарае.

Акт первый
Первая сцена

Знатный польский князь Адам празднует в своём замке день рождения своей дочери Марии , помолвленной с молодым князем Вацлавом

К аллее пробирается татарский лазутчик.

Широко распахиваются двери замка. В парк спускаются гости и Князь с дочерью.

Танцы польской знати. Полонез . Краковяк . Мазурка . Паненки. Дуэт парке Марии и Вацлава.
Вторая сцена

Веселье прерывается появлением раненного Начальника стражи с сообщением о набеге татар. Дамы укрываются в замке. Обнажив сабли, поляки готовятся отразить нападение врагов. Стража приводит пленного татара. Горит подожжённый замок, защищая который, гибнут польские князья. Убегающим Вацлаву и Марии преграждает путь хан Гирей . Ударом кинжала он убивает Вацлава . Поражённый красотой Марии, Гирей забирает её в свой гарем.

Акт второй
Третья сцена

(Авансцена) Из похода возвращается войско хана. Слуги бережно проносят на носилках богатую добычу — Марию .

Четвёртая сцена

Гарем Гирея в Бахчисарае. Среди многочисленных наложниц на богато убранном ложе — любимая жена хана Зарема , которая готовится к встрече своего господина. Гирей задумчив и влюблён, Зарема тщетно пытается вернуть его любовь, он не замечает её.

Танцы: Вторая жена. Танец с колокольчиками. Танцы с блюдами. Вариация Заремы .
Акт третий
Пятая сцена

Комната Марии. Охраняемая старой прислужницей ( Служанка Марии ), томится прекрасная пленница хана. Мария играет на лютне и вспоминает о былой жизни.

Шестая сцена

Гирей молит Марию принять его любовь и все богатства. Но, духовная сила и гордая неприступность хрупкой Марии заставляют его отступить и Гирей удаляется.

Седьмая сцена

Ночью в опочивальню княжны проникает Зарема , она просит Марию вернуть ей Гирея и его любовь. Но страстная речь Заремы непонятна Марии , которая рассказывает о своём горе и утраченной любви. Но вот, Зарема находит забытую тюбетейку Гирея , а значит он был здесь. Служанка Марии убегает за ханом. Вбежавший Гирей бросается к Зареме , но она, охваченная ревностью , убивает Марию кинжалом.

Акт четвёртый
Восьмая сцена

Дворик ханского дворца. Вернувшиеся из похода воины, степные кочевники и рабы приводят новых пленниц. Гирей безутешен. Стража сбрасывает Зарему в пропасть по приказу Гирея .

Девятая сцена

Военачальник Нурали пытается отвлечь господина от мрачных дум воинственными плясками.

Эпилог

Хан остается один у «Фонтана слёз» (как в начале спектакля). Перед ним возникает видение, образ прекрасной княжны Марии .

Постановки

Мариинский театр

Мария — Галина Уланова
Зарема — Ольга Иордан
Вацлав — Константин Сергеев
Гирей — Михаил Дудко
Возобновление
Мария Н. А. Железнова
Зарема — Алла Шелест
Гирей — Борис Шавров

Большой театр

Мария — Вера Васильева
Зарема — Любовь Банк
Вацлав — Михаил Габович
Гирей — Пётр Гусев
Возобновление
Мария — М. С. Боголюбская (затем Галина Уланова )
Зарема —
Вацлав — Владимир Преображенский
Возобновление
Мария — Марина Кондратьева (17 мая, 29 июня 1954 ), (1 октября 1954 ), (1 января, 11 сентября 1955 )
Зарема — Л. П. Шейн (7 мая, 29 июня, 1 октября, 1954 , 1 января, 11 сентября 1955 )
Вацлав — Александр Плисецкий (17 мая, 29 июня, 1 октября, 1954 , 1 января, 11 сентября 1955 )
Гирей — В. Г. Захаров (17 мая, 29 июня, 1 октября, 1954 , 1 января, 11 сентября 1955 )
Вторая жена — (17 мая, 29 июня, 1 октября, 1954 ), (11 сентября 1955 )
Танец с колокольчиками — А. П. Попова
Мазурка и краковяк — Н. А. Капустина и В. В. Кудряшов, Я. Д. Сех

Театр Станиславского

Мария — А. А. Урусова
Зарема — Викторина Кригер
Вацлав — В. В. Беликов
Гирей — Александр Клейн

В других театрах

Почтовая марка Казахстана, 2009, 230 тенге

Примечания

  1. Волков Н. Д. «Пушкинский балет» // . — Л. : Ленинградский ордена Ленина Государственный академический театр Оперы и Балета им. Кирова, 1934 . — 96 с. — 6000 экз. 4 марта 2016 года.
  2. «Бахчисарайский фонтан». — «Рабочий театр», 1934.
  3. «Бахчисарайский фонтан». — «Театр», 1949.
  4. Т.Кузовлёва. Мариинский.1991
  5. (рус.) . Мариинский театр. Дата обращения: 31 марта 2019. 30 марта 2012 года.
  6. / Гл. ред. Ю. Н. Григорович. — М. : « Советская энциклопедия », 1981. — 624 с. — 100 000 экз. 1 апреля 2019 года.
  7. Калашникова С. Б. Бахчисарайский фонтан / , Добровольская Г. Н. , Красовская В. М. , Суриц Е. Я. , Чернова Н. Ю. . — Русский балет. Энциклопедия. — М. : БРЭ , «Согласие», 1997. — С. 52. — 632 с. — ISBN 5-85270-099-1 .
  8. Фирер А. А. «Энциклопедия Балет» / Куратор Белова Е. П.. — 2011.
  9. (рус.) . 5 декабря 2012 года.
  10. (рус.) . Национальный академический большой театр оперы и балета республики Беларусь . 30 марта 2012 года.
  11. (рус.) . Бахчисарайский фонтан. Дата обращения: 21 января 2019. 30 марта 2012 года.
  12. (рус.) . Саратовский театр оперы и балета. 10 апреля 2013 года.
  13. (рус.) . Иркутский областной музыкальный театр им. Загурского . Архивировано из 5 марта 2012 года.
  14. . — 1981. 13 мая 2013 года.
  15. (рус.) . Воронежский государственный театр оперы и балета. Архивировано из 11 мая 2012 года.
  16. (неопр.) . Дата обращения: 20 марта 2022. 12 апреля 2021 года.

Библиография

  • В. Мануйлов, Н. Волков , В. Богданов-Березовский . . — Л. : ЛГАТОБ, 1934. — 96 с. — 6000 экз.
  • Рыбникова М. Балеты Б. В. Асафьева «Пламя Парижа» и «Бахчисарайский фонтан» // . — М. : Гос. муз. изд-во, 1962. — С. 163—199. — 256 с. — 5500 экз.

Экранизация

В 1953 году на киностудии « Ленфильм » был снят фильм « Мастера русского балета ». В фильм вошли фрагменты балетов Бориса Асафьева «Бахчисарайский фонтан». Главные роли исполнили: Галина Уланова (Мария), Майя Плисецкая (Зарема), Пётр Гусев (Гирей), Юрий Жданов , Игорь Бельский .

  • на YouTube — Мастера русского балета, 1953 год

Ссылки

  • (рус.) . 5 декабря 2012 года.

Same as Бахчисарайский фонтан (балет)