Interested Article - Конная статуя

Конная статуя жанровая разновидность искусства скульптуры , предметом которой является изображение всадника, чаще исторического лица — правителя или воина. Подобное определение, в сущности, является противоречивым, поскольку статуей правильно называть изображение только стоящей фигуры человека. Поэтому профессионалы предпочитают наименование: конный монумент, или памятник .

Классические примеры конных монументов в античности, средневековье и в эпоху Возрождения

В истории классического итальянского искусства используют оригинальное название: кавалло ( итал. cavallo — лошадь, конь, а также конник, всадник) . В античности конные статуэтки, в основном вотивного , характера, называли келетидзонтами ( др.-греч. κελητιξω — скакать на лошадях). Среди них призовые награды за победы в конных состязаниях. Наиболее знаменита бронзовая статуэтка, найденная в 1761 году в Геркулануме , изображающая Александра Македонского в образе вооружённого всадника. Вероятно, представляет собой уменьшённую реплику монументальной скульптуры IV в. до н. э. Хранится в Национальном археологическом музее в Неаполе .

Самый известный прототип конных монументов Нового времени — конная статуя Марка Аврелия в Риме (176 г. н. э.). Она была известна с XII века и почиталась в качестве изображения христианского императора Константина . В 1538 году статую поместили в центре площади Кампидолио на Капитолийском холме в Риме . В 1997 году на её месте установили копию, а оригинал после реставрации экспонируется во Палаццо Нуово Капитолийских музеев .

В Средневековье были известны конные монументы надгробий, например Арки Скалигеров в Вероне . Переходную форму от средневековой скульптуры, неразрывно связанной с архитектурой, к свободно стоящему конному монументу представляет собой знаменитый Бамбергский всадник (XIII в.). Схожие примеры представляют собой статуя Магдебургского рыцаря в Магдебурге , Олдрадо да Трессено в Милане и Святого Мартина в Кафедральном соборе Сан-Мартино в Лукке.

В интерьере собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, на северной стене нефа сохранились две фрески, искусно имитирующие средствами почти монохромной росписи с эффектами кьяроскуро скульптуру «кавалло». Первая выполнена Паоло Уччелло (1436), она изображает кондотьера Джованни Акуто. Вторая, изображающая кондотьера Николо да Толентино, выполнена Андреа дель Кастаньо (1456). Высокие постаменты конных монументов сделаны в форме надгробий, восходящих к античным саркофагам . Для средневековых итальянских, а позднее и североевропейских, храмов характерны сложные монументальные надгробия в виде пристенных композиций с конной статуей, приподнятой высоко над полом. «Средневековые памятники, все без исключения, являются надгробиями. Это культовые памятники, где под изваянием всадника находится саркофаг» .

В 1447—1453 годах выдающийся флорентийский скульптор Донателло создал конный монумент кондотьеру Гаттамелата , установленный перед Базиликой дель Санто (Святого Антония) в Падуе. Другой классический образец находится в Венеции, на площади перед собором Санти-Джованни-э-Паоло — конный монумент кондотьеру Б. Коллеони работы скульптора Андреа Верроккьо (1475). Над проектом конного монумента герцогу Ф. Сфорца работал Леонардо да Винчи .

Конные памятники в искусстве Нового Времени

Модель конного монумента французскому королю Людовику XIV в образе Александра Македонского из терракоты создал Дж. Л. Бернини (около 1670 года). Переделанное Ф. Жирардоном в фигуру Марка Курция это произведение в бронзе хранится в Лувре, реплики установлены в Версале и в Париже перед Лувром. Конная статуя Людовика XIV, произведение Ф. Жирардона (1683), украшала Вандомскую площадь в Париже , был уничтожена во время французской революции в 1789 году. Французский скульптор Гийом Кусту в 1743—1745 годах создал знаменитые скульптурные группы « Кони Марли ». В Берлине Андреас Шлютер в 1703 году создал конный монумент курфюрсту Фридриху-Вильгельму II (ныне установлен на площади перед дворцом Шарлоттенбург-Берлин). Похожий конный памятник курфюрсту саксонскому Августу II Сильному работы Б. Пермозера (1733) был поставлен в Дрездене (уничтоженный во время Второй мировой войны, восстановлен в 1989 году). Все эти монументы послужили прототипами скульптору Б. К. Растрелли Старшему для создания монумента «петербургского кондотьера» — памятника Петра I (отлит из бронзы в 1747 году) . Завершает классическую традицию конных монументов в России « Медный всадник » Этьена Фальконе (1768—1782) и «Клодтовские кони» — скульптурные группы «Укрощения коня человеком» на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге, созданные П. К. Клодтом (1838—1842).

Примечания

  1. Власов В. Г. . Статуя // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. IX, 2008. — С. 235
  2. Зорько Г. Ф. Новый большой итальянско-русский словарь. — М.: Русский язык, 2004. — С. 180
  3. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. — Т. IV, 2006. — С. 411
  4. Флоренция. Искусство и история. — Firenze: Editrice Bonechi, 1989. — P. 55
  5. Либман М. Я. Донателло. — М.: Искусство, 1962. — С. 74
  6. Петров, В. Н. Конная статуя Петра I работы Карло Растрелли. — Л.: Аврора, 1972

Ссылки

Источник —

Same as Конная статуя