Interested Article - Декларация независимости Израиля

Подписи на Декларации Независимости. Копия в Кнессете Израиля

Декларация независимости Израиля ( ивр. מְגִלַּת הָעַצְמָאוּת ‎ [Мегила́т ха-ацмау́т] букв. «Свиток независимости») — правовой документ, в котором провозглашается образование Государства Израиль и излагаются основные принципы его устройства.

Предыстория

Оригинал Декларации независимости Израиля

В течение пяти месяцев, последовавших за резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 года о разделе подмандатной Палестины на два независимых государства (еврейское и арабское), шла интенсивная подготовка к провозглашению независимости еврейского государства. Британия отказалась участвовать в осуществлении плана раздела, и объявила о намерении вывести с подмандатных территорий свои вооружённые силы и гражданский персонал к середине мая 1948 года.

Американская дипломатия пыталась оказать давление на Еврейское агентство и ишув с целью добиться отсрочки провозглашения еврейского государства. США сомневались в способности ишува выстоять в борьбе с арабами, и также отказались от поддержки плана раздела Палестины, предложив вместо этого передать её под опеку ООН до достижения соглашения между евреями и арабами .

Несмотря на возражения правительств Западной Европы и давление государственного департамента США, и преодолевая разногласия в Народном правлении и внутри партии Мапай , Давид Бен-Гурион настаивал на провозглашении независимого еврейского государства накануне истечения срока британского мандата . 12 мая Народное правление шестью голосами против четырёх приняло решение провозгласить независимость в течение двух дней . Существенное влияние на это решение оказало мнение руководства Хаганы о том, что новое государство сможет противостоять ожидаемому вторжению армий арабских государств .

Провозглашение независимости

14 мая 1948 года Давид Бен-Гурион провозгласил создание независимого еврейского государства .

Провозглашение было сделано в пятницу 14 мая 1948 года, в 16:00, за восемь часов до окончания британского мандата на Палестину, в здании, в котором располагался Тель-Авивский музей изобразительных искусств (бывшем доме Меира Дизенгофа ) на бульваре Ротшильда в Тель-Авиве . Время было выбрано так, чтобы церемония могла закончиться до наступления Шаббата , а выбор места определялся желанием избежать религиозной или партийной подоплёки и предпочтением менее заметного и помпезного здания, из опасений перед возможной бомбёжкой . Приглашения на церемонию провозглашения независимости были разосланы с посыльными утром 14 мая с просьбой хранить событие в секрете.

Окончательный текст Декларации независимости был утверждён за час до начала церемонии, спешно отпечатан и в 15:59 доставлен на попутной машине. По дороге машина была остановлена полицией за превышение скорости, и не имевший прав водитель сумел избежать штрафа, заявив полицейскому, что тот задерживает провозглашение нового государства. После зачтения Декларации независимости она была подписана 25 членами Народного совета , при этом было оставлено место для подписей ещё двенадцати членов совета, запертых в осаждённом Иерусалиме. Церемония транслировалась радиостанцией « Коль Исраэль » .

Текст декларации

В течение пяти дней, с 9 мая 1948 года, членами Народного правления было рассмотрено несколько редакций Декларации Независимости. Окончательная редакция была принята на заседании Народного Совета в 15:00 14 мая 1948 года, за час до провозглашения независимости. Предметами обсуждения были: включение в декларацию вопроса границ (первоначальное упоминание границ, определенных ООН, было удалено, предлагаемая ревизионистами формулировка «в исторических границах» была отвергнута); название государства (предлагались также Эрец-Исраэль (Земля Израиля), Сион, Иудея и др., название «Государство Израиль» выбрано лично Бен-Гурионом), упоминание Бога в заключительной части (было решено воспользоваться допускающей внерелигиозную трактовку формулировкой «Твердыня Израиля»); добавление к гарантированным свободам свободы выбора языка .

Декларация о создании государства в 1948 году призывала к созыву избранного Учредительного Собрания, которое должно было принять конституцию . В январе 1949 года было избрано Учредительное собрание, вскоре получившее название Кнессет 1-го созыва . Кнессет 1-го созыва постановил, что будут приняты основные законы , которые впоследствии составят формальную конституцию.

Последствия

Уже на следующий день войска сразу пяти из членов Лиги арабских государств ( Сирия , Египет , Ливан , Ирак и Трансиордания ) начали боевые действия против Израиля, с целью не допустить раздела Палестины и существования независимого еврейского государства.

Для палестинцев эти события стали Днём «Накба» (Катастрофа) , отмечаемым 15 мая .

Первым государством, признавшим Израиль де-факто , были США. Трумэн объявил об этом в 18:11 минут 14 мая — через 11 минут после того, как Бен-Гурион огласил Декларацию независимости. Первым государством, признавшим независимость Израиля де-юре , в полном объёме, стал Советский Союз — через три дня после провозглашения независимости, 17 мая .

День провозглашения Декларации независимости является в Израиле праздничным днём. День независимости Израиля , как и другие праздники , отмечается не по григорианскому , а по еврейскому календарю — 5 ияра .

Правовой статус Декларации

Декларация независимости состоит из трёх частей. Юридическая сила второй части, которая начинается со слов «мы провозглашаем создание Еврейского Государства в Эрец-Исраэль — Государства Израиль» и заканчивается словами «Государства, которое будет названо Израиль», является консенсусной. Это оперативная часть Декларации, где провозглашается создание государства, устанавливается его имя и определяется состав его основных органов власти. Вторая часть Декларации является первым источником права государства .

В одном из первых решений Верховного суда , заседавшего в качестве Высшего суда справедливости в деле «Зив против Губерник» , судья Моше Змора постановил: «Декларация выражает видение народа и его кредо, но в ней не содержится какого-либо подобия конституционного закона, то есть чёткого руководства к действию по реализации различных законов и постановлений или их отмене» .

Первая часть Декларации, заканчивающаяся словами «на основании решения Генеральной Ассамблеи ООН», представляет собой историко-идеологическое введение, которое отражает историю еврейского народа и его «естественное право … быть хозяином своей судьбы в своём суверенном государстве». Третья часть Декларации, начинающаяся со слов «Государство Израиль будет открыто для еврейской репатриации », провозглашает основополагающие принципы построения государства и его политики, включая принципы «свободы, справедливости и мира», а также его отношение к правам человека . При толковании законов суд опирается не только на вторую, но и на первую и третью часть Декларации .

Правовой статус Декларации был уточнен судьёй , который в 1971 году вынес решение по делу «Рогозинский и др. против Государства Израиль» . Согласно этому решению: «Каждый закон, по возможности, должен истолковываться в свете Декларации независимости и в соответствии с её руководящими принципами». Вместе с тем судья Берензон постановил в этом деле, что если закон Кнессета содержит явное распоряжение, не имеющее различных толкований, следует действовать в соответствии с этим распоряжением, даже если оно противоречит Декларации независимости .

Прецедентные решения Верховного суда, основанные на принципах Декларации независимости Израиля, стали основой защиты прав человека ещё до того, как эти права были закреплены в основных законах. Д-р Зеэв Сегаль , автор книги «Израильская демократия», считает, что Декларация позволяет в определённых случаях толковать законы в соответствии с заложенными в ней принципами, несмотря на то, что Декларация не является ни конституцией, ни законом. В качестве примера Зеэв Сегаль приводит решение суда по делу «Коль ха-Ам» , в котором свобода слова была объявлена одной из высших ценностей израильского права. Далее он отмечает, что решение по делу «Коль ха-Ам» не только является важным судебным прецедентом защиты свободы слова, но оно также служит основой для целого ряда судебных решений, опирающихся на первую и третью части Декларации .

После принятия « » в 1992 году и « » в 1994 году отдельные принципы, заложенные в Декларации независимости, стали частью законодательства , однако не все права человека закреплены в законах, и они по-прежнему опираются на прецедентные решения Верховного суда.

Несмотря на то, что юридическая сила принципов и ценностей Декларации независимости нашла широкое отражение в законодательстве и судебных прецедентах, полемика о правовом статусе Декларации продолжается. В 2005—2006 годах Кнессету в очередной раз были представлены проекты конституции Израиля . Эти проекты, среди прочего, отличались тем, какую роль они отводили Декларации независимости: если в проекте Института сионистской стратегии Декларация независимости являлась неотъемлемой частью конституции, то в проекте Израильского института демократии текст Декларации приводился как введение, не имеющее обязательную силу .

См. также

Примечания

  1. Слуцкий Й. От Хаганы к Армии обороны Израиля // Хагана - еврейская боевая организация в Эрец-Исраэль. — 1979. — Т. 2. — С. 390—392. — 475 с. — (Библиотека Алия).
  2. от 26 января 2012 на Wayback Machine (англ.)
  3. (англ.) . The Mideast: A Century of Conflict . National Public Radio (2 октября 2002). Дата обращения: 13 июля 2007. 21 августа 2011 года.
  4. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  5. от 4 ноября 2011 на Wayback Machine . // The New Times, 12.05.2008
  6. 12 января 2012 года. (англ.)
  7. 7 июня 2011 года. (англ.)
  8. Д-р Зеэв Сегаль . Израильская демократия (ивр.). — Израиль: Издательство министерства обороны, 1988. — С. 15—35. — ISBN 965-05-0379-X .
  9. Бениамин Нойбергер. Проблема конституции в Израиле. — Израиль: издательство Открытый университет, 1997. — Т. 3. — С. 88—97. — (Власть и политика в Государстве Израиль). — ISBN 965-06-0342-5 .
  10. . Конституционное право на сайте Междисциплинарного центра . 30 июля 2012 года.
  11. Цви Берензон. Декларация независимости, видение и действительность (ивр.). — Израиль: Министерство образования и культуры, информационно-разъяснительный центр, 1988. — С. 22—25.
  12. Две еврейские пары, мужчины и женщины, члены кибуцев движения Ха-шомер ха-цаир, заявили, что на них не распространяется Закон о судопроизводстве раввинатских судов (брак и развод) от 1953 года, так как они не исповедуют никакой религии. Своё право на признание брака, противоречащего требованиям закона, они мотивировали Декларацией независимости, гарантирующей свободу вероисповедания и совести. В 1971 году Верховный суд отклонил апелляцию этих пар (Дело гражданская апелляция 450/70).
  13. Решение Верховного суда (недоступная ссылка) ), где сказано, что свобода слова может быть ограничена лишь в случае непосредственной угрозы общественной безопасности.
  14. Prof. E. Gutmann. . Министерство иностранных дел Израиля (29 сентября 2002). 30 июля 2012 года.
  15. . Сайт Института сионистской стратегии. 30 июля 2012 года.

Ссылки

Источник —

Same as Декларация независимости Израиля