Interested Article - Натуральные лады

Натура́льные лады́ (от лат. «природа, естество») в советском учении о гармонии диатонические лады (ладовые звукоряды), присущие традиционной и народной музыке. Термин был введён в 1937 г. Ю. Н. Тюлиным , который предложил заменить « церковные » лады «натуральными» на том основании, что «средневековая музыка лишь использовала опыт народного творчества и традиции греческих обозначений» , поэтому такие лады вовсе не «церковные», а «естественные». Тюлин также считал, что «все натуральные лады основаны на мажоре и миноре» , а их специфические (тысячелетней давности) структуры рассматривал как производные от мажорного или минорного звукорядов . В западном музыкознании концепции «натуральных ладов» нет (звукоряды обычно описываются в рамках концепции церковных ладов).

Краткая характеристика

Наиболее распространено отнесение термина «натуральные лады» к семи октавным диатоническим звукорядам, причём по традиции, идущей от европейской музыкальной науки XVI—XIX веков (в которой не было никаких «натуральных ладов»), им присваиваются этнонимы и топонимы древнегреческих видов октавы (также «тонов») . В именовании ладовых звукорядов народных песен «ионийскими», «лидийскими» и т. п. не содержится намёков на какой-либо «античный генезис» этих песен; привязка греческих этнонимов, например, к русской народной песне (как, впрочем, и любой другой локальной традиции) — условность, принятая в музыкальной науке :

Эти и другие (например, лидомиксолидийский, распространённый в народной музыке Польши и Молдавии) натуральные лады — центральный элемент модальных систем на большом историческом и географическом пространстве, от античности до современности и от Японии до Испании. Модальные тоны натуральных ладов (например, фригийская секунда , дорийская секста и т. д.) широко использовались как модализмы в тональной академической музыке начиная с XIX века, особенно композиторами-романтиками, в XX веке также джазовыми и поп-музыкантами.

Звукоряды натуральных ладов не следует путать с натуральным звукорядом .

Исторический очерк

Термин «натуральные лады» использовал ещё Н. А. Римский-Корсаков в своём учебнике гармонии (1886). Однако этот термин там означает совсем другое, а именно натуральные мажор и минор, которым автор противопоставляет «искусственные лады» (оригинальный термин), а именно гармонический мажор и гармонический минор . Церковные лады в учебнике Римского-Корсакова вовсе не упоминаются.

В советском преподавании гармонии концепция натуральных ладов увязывалась с противопоставлением «естественной» (народной) и «профессиональной» гармонии. С 1950-х гг. в советских учебниках элементарной теории музыки (Способина, Вахромеева, Фридкина) описываемые лады стандартно именуются «ладами народной музыки» и (ложно) объясняются как производные от мажора / минора . В действительности традиционная и богослужебная музыка (например, индийская рага , арабский макам , знаменный распев православных, григорианское пение католиков), по отношению к которым применяется понятие «натуральных» ладов — настоящие профессиональные традиции и, наоборот, гармония народной музыки (например, еврейских клезмеров или русских частушек ) последних двух столетий во многом обязана «искусственной» европейской тональности .

Примечания

  1. Тюлин Ю. Н. Учение о гармонии. — Ч. 1. — М. , 1937. — С. 74.
  2. Тюлин Ю. Н. Натуральные и альтерационные лады. — М. : Музыка, 1971. — С. 3.
  3. Например, фригийский лад рассматривался им как минорный «с понижением II ступени». Там же , с. 12.
  4. В греческой гармонике , например, у Клеонида , этнонимы относились к другим звукорядам. Нынешняя привязка этнонимов к звукорядам установилась в средневековой западной Европе в результате путаницы, случившейся в музыкальных трактатах времён Каролингского Возрождения .
  5. Против греческой терминологии применительно к диатоническим звукорядам натуральных ладов возражает Т. С. Бершадская в своей полемической статье от 6 мая 2011 на Wayback Machine .
  6. О мелодическом мажоре и мелодическом миноре Римский-Корсаков не упоминал; добавления о них обязаны позднейшим редакторам учебника, М. О. Штейнбергу и П. Б. Рязанову .
  7. Например, у Фридкина ("Практическое руководство по музыкальной грамоте". М., 1957, с.249): «Лидийский лад — особый лад, встречающийся в народной музыке. Отличается от натурального мажора IV повышенной ступенью, которая называется лидийской квартой».

Литература

  • Способин И. В. Лекции по курсу гармонии. — М. : Музыка, 1969. — С. 79 и далее.
  • Тюлин Ю. Н. Натуральные и альтерационные лады. — М. : Музыка, 1971. — 112 с.
  • Холопов Ю. Н. Натуральные лады // Музыкальный энциклопедический словарь . — Москва, 1990. — С. 373—374.
  • Холопов Ю. Н. Натуральные лады // Гармония. Практический курс. — Часть 1. — Москва, 2003, — С. 323 и след.
  • Лебедев С. Н. Натуральные лады // Большая российская энциклопедия . — Т. 22. — М. , 2013. — С. 134.

Ссылки

Источник —

Same as Натуральные лады