Interested Article - Флэтайрон-билдинг

Флэ́та́йрон-би́лдинг ( англ. Flatiron Building ; дословно — «здание-утюг») — 22-этажный небоскрёб на Манхэттене , в Нью-Йорке , расположенный на месте соединения Бродвея , Пятой авеню и восточной 23-й улицы . Своё название здание получило из-за формы, напоминающей утюг . В свою очередь, в честь небоскрёба был назван квартал , в котором он расположен.

Сегодня Флэтайрон-билдинг — национальная достопримечательность и один из символов « Большого яблока ».

Расположение

Дом Камберленд и прилегающие строения. Видна реклама на северной стене здания

При прокладке Пятой авеню между 23-й улицей и Бродвеем образовался треугольный участок с основанием длиной в 26 метров на и с вершиной на 23-й улице. На этом месте прежде находилась четырёхэтажная гостиница Сен-Жермен ( англ. St. Germaine ) 1855 года постройки .

В 1857 году участок и прилегающие к нему территории были выкуплены торговцем . Напротив участка, между 23-й и 24-й улицами, в 1859 году он возвёл фешенебельный . В 1880 году Эно снёс гостиницу Сен-Жермен и построил на его месте семиэтажный многоквартирный ( англ. the Cumberland ) и ещё четыре трёхэтажных здания. В них в разные годы находились различные заведения вроде стоматологии и чулочного магазина. На углу находилась касса .

Превышение Камберленда относительно соседней застройки позволило использовать его северную стену для рекламных вывесок. Этим пользовались городские газеты, включая The New York Times и New York Tribune . Со временем на стене начали выводить важные новости, в том числе о результатах выборов, что сделало «треугольник» одним из центров общественной жизни Нью-Йорка .

После смерти Эно, наступившей в 1898 году, участок был выставлен на аукцион. По прошествии нескольких перепродаж он был выкуплен Гарри Блэком, управляющим компании-застройщика «Фуллер». Здесь было решено построить штаб-квартиру компании и назвать её «Фуллер-билдинг» в честь основателя , скончавшегося в декабре 1900 года .

История

В октябре 1871 года бо́льшая часть зданий Чикаго погибла в « великом пожаре ». Многие высотные строения были уничтожены: под действием сверхвысоких температур каменная кладка осыпалась, а стальные балки погнулись . Хотя пожар и послужил катализатором к новой застройке и сопутствующему экономическому росту города, в 1892 году городские власти Чикаго ввели ограничение на максимально допустимую высоту зданий . В том же году была внесена поправка и в градостроительный кодекс Нью-Йорка. Она, напротив, отменяла противопожарные требования к использованию каменной кладки при строительстве зданий со стальным каркасом. Это значительно упрощало строительство небоскрёбов .

Авторами проекта выступили чикагские архитекторы Дэниел Бернем и . Они воплотили в небоскрёбе многие характерные черты чикагского стиля .

Небоскрёб на разных стадиях строительства

Работы по возведению небоскрёба были начаты в середине 1901 года. Стальные балки для него изготовляла компания American Bridge Company . При этом процесс был организован таким образом, что многие элементы конструкции собирались ещё непосредственно на заводе-изготовителе . В итоге рост здания составлял один этаж в неделю. К февралю 1902 года каркас Флэтайрона был готов, а к середине мая он уже был наполовину облицован. Полностью строительство было завершено в июне 1902 года, спустя всего год после начала . На момент постройки Флэтайрон-билдинг стал одним из самых высоких зданий в Нью-Йорке .

Хотя изначально небоскрёбу было дано официальное имя «Фуллер-билдинг», оно не прижилось. Здание, как и участок, вызывало у горожан устойчивые ассоциации с утюгом ( англ. flat-iron ), что в итоге и дало небоскрёбу его нынешнее название .

В том же году компания «Фуллер» вошла в конгломерат «U.S. Realty» общей стоимостью 66 миллионов долларов . Со временем дела у новообразованной компании стали идти не очень удачно, и в октябре 1925 года Блэк был вынужден продать небоскрёб. Покупателем выступил Льюис Розенбаум, еврейский инвестор из Венгрии . Стоимость сделки составила 2 миллиона долларов — столько же, сколько ушло на покупку участка, где стоит Флэтайрон, и его возведение . В 1933 году, во время Великой депрессии , разорился сам Розенбаум. Небоскрёб перешёл в собственность арендующей его страховой компании .

В 1946 году Флэтайрон выкупила группа инвесторов, среди которых был . Спустя шесть лет, в 1952 году, входы со стороны Пятой авеню и Бродвея были реконструированы. Место дверей, отделанных красным деревом , заняли невзрачные «вертушки» из стали и стекла, установленные и поныне. В 1991 году фасад здания был отреставрирован компанией . Спустя 6 лет, в 1997 году, состоялась сделка по продаже здания компании .

В начале 2009 года итальянская корпорация приобрела половину помещений небоскрёба. Сумма сделки составила около 190 миллионов долларов. Тогда же корпорация сообщила о планах увеличивать со временем свою долю, выкупая офисные помещения после окончания срока аренды текущих арендаторов. Согласно планам компании, Флэтайрон будет преобразован из офисного здания в фешенебельный отель .

Отзывы

«Океанский пароход, тянущий на буксире Бродвей» . 1925 год

«Утюг» получил смешанные отзывы от современников. Неприятие новых веяний в градостроительстве исходило большей частью от европейцев . Так, английский художник Филип Бёрн-Джонс обозвал его «необозримым кошмаром» ( англ. vast horror ), у Герберта Уэллса небоскрёб оставил впечатление «огромной незавершённости» ( англ. immense incompleteness ), а французский романист Пьер Лоти посетовал на то, что к подобным «мрачным гигантам, <…> растущим всё выше и выше; ужасающим и невероятным» , будет сложно привыкнуть. Нелестно отозвался о небоскрёбе и в целом о Нью-Йорке и Максим Горький , приехавший сюда в 1906 году:

Это — город, это — Нью-Йорк. На берегу стоят двадцатиэтажные дома , безмолвные и тёмные «скребницы неба». Квадратные, лишённые желания быть красивыми, тупые, тяжёлые здания поднимаются вверх угрюмо и скучно. В каждом доме чувствуется надменная кичливость своею высотой, своим уродством .

С другой стороны, американский журналист разглядел в небоскрёбе, доминирующем над Мэдисон-сквером , «океанский пароход, тянущий на буксире Бродвей» . Французский иллюстратор нашёл его «безграничный силуэт» совершенно будоражащим; аналогичные чувства здание, как и архитектура города, вызвала у выдающегося композитора Сен-Санса , посетившего Нью-Йорк в 1906 году .

Арендаторы

В первые годы на 19 этаже находился центральный офис компании «Фуллер». Впоследствии он переехал в другой небоскрёб, принадлежащий компании — Фуллер-билдинг на 57-й улице .

В здании также располагалось консульство Российской империи , а с 1914 по 1918 год — русские военные заготовительные комиссии, отвечавшие за обширные оборонные закупки России в США в годы Первой мировой войны . Также помещения арендовали редакция журнала American Architect and Building News издателя Фрэнка Манси , страховая компания Equitable Life Assurance Society и другие . На углу находились магазины табачной корпорации , а на цокольном этаже — фешенебельный ресторан на 1500 персон .

По состоянию на 2010 год первые этажи небоскрёба по-прежнему занимали магазины, а основными арендаторами офисных помещений были различные издательства .

Описание

Вид из офиса на углу здания

Орнамент небоскрёба выполнен в основном в стиле итальянского ренессанса . В оформлении колонн в самой узкой части Флэтайрона, ориентированной на север, прослеживается французский ренессанс. Для украшения фронтона, а также в основании фасада использованы греческие колонны , состоящие из основания, ствола и капители . В отделке арок и колонн применены камень и терракота , основного фасада — неяркий кирпич и та же терракота; в нижней части здания — обтёсанный тёмно-жёлтый известняк . Оконные рамы сделаны из огнеупорного дерева , облицованного медью .

В целом стиль здания, сочетающий в себе несколько классических направлений, характеризуется как бозар .

«23-скиду»

Вследствие уникального расположения Флэтайрона на пересечении основных магистралей напротив Мэдисон-сквера, на 23-й улице около небоскрёба возникает заметный аэродинамический эффект. В начале XX столетия это место притягивало многих мужчин, заглядывавшихся на развевающиеся юбки горожанок и то, что оголяет ветер под ними. Этот «флэтайронский» эффект нашёл отражение во многих почтовых карточках и иллюстрациях того времени. Кроме того, с тех лет в обиход вошла фраза «23-скиду» ( англ. 23 skidoo ; дословно — «23 — делай ноги» ), которой полицейские разгоняли тогдашних зевак .

Комментарии

  1. По другим данным — 20- или 21-этажный

Примечания

  1. , p. 458.
  2. , p. 77.
  3. , p. 358.
  4. , p. 204.
  5. , p. 202.
  6. (англ.) . nps.gov. Дата обращения: 12 ноября 2016. 20 июня 2015 года.
  7. : [ англ. ] // Fifth Avenue Bank of New York. — 1915. — P. 26.
  8. , pp. 26-29.
  9. (англ.) . The New York Times (9 августа 1902). Дата обращения: 4 ноября 2016. 6 марта 2016 года.
  10. (англ.) . (23 апреля 2014). Дата обращения: 12 ноября 2016. 1 декабря 2017 года.
  11. (англ.) . Chicago Tribune (27 марта 1892). Дата обращения: 12 ноября 2016. 10 сентября 2017 года.
  12. , p. 48.
  13. John Zukowsky, Pauline Saliga. Late Works by Burnham and Sullivan : [ англ. ] // Art Institute of Chicago Museum Studies. — 1984. — Т. 11, № 1. — P. 70-79. — doi : .
  14. , p. 94.
  15. , p. 237.
  16. , p. 113.
  17. , p. 245.
  18. , pp. 237-238.
  19. , p. 264-272.
  20. Jason Sheftell. (англ.) . NY Daily News (26 января 2009). Дата обращения: 12 ноября 2016. 16 апреля 2018 года.
  21. , p. 131.
  22. Максим Горький. «Город жёлтого дьявола». — Рассказы. Очерки. Воспоминания. Пьесы. — М. : Художественная литература, 1975.
  23. Bayrd Still. . — N. Y. , 1956. — P. -259. — 478 p.
  24. Christopher Gray. (англ.) . The New York Times (11 июня 1995). Дата обращения: 12 ноября 2016. 24 марта 2019 года.
  25. Гайдук М. И. . — Нью-Йорк, 1918. — С. 6. — 144 с.
  26. Rielage, Dale C. Russian Supply Efforts in America During the First World War. — McFarland. — Jefferson, NC, 2002. — 164 p. — ISBN 0786413379 .
  27. , pp. 133-141.
  28. (англ.) . history.com (2010). Дата обращения: 2010. 14 июля 2018 года.
  29. , с. 104-106.
  30. , p. 81.
  31. Edmund Vincent Gillon, Henry Hope Reed. Beaux-arts Architecture in New York: A Photographic Guide. — Dover books on architecture. — Courier Corporation. — P. 33-34. — 86 p. — ISBN 0486256987 .
  32. Andrew S. Dolkart. (англ.) . The Architecture and Development of New York City. Дата обращения: 12 ноября 2016. Архивировано из 25 июня 2016 года.
  33. , pp. 149-150.

Литература

  • Блохина И. В. Архитектура: Всемирная история архитектуры и стилей. — Litres, 2016. — 400 с. — ISBN 5457628736 .
  • Джонс У. Как читать Нью-Йорк. Интенсивный курс по архитектуре Нью-Йорка. — Рипол Классик, 2012. — 256 с. — ISBN 5386047965 .
  • Alexiou A. S. The Flatiron: The New York Landmark and the Incomparable City That Arose with It. — Macmillan, 2010. — 320 с. — ISBN 1429923873 .
  • Allen I. L. The City in Slang: New York Life and Popular Speech. — Oxford University Press, 1995. — 572 p. — ISBN 0195357760 .
  • Dolkart A. Flatiron Building // Guide to New York City Landmarks / Matthew A. Postal, New York Landmarks Preservation Commission. — N. Y. : John Wiley & Sons, 2008. — P. 77-79. — 451 p. — ISBN 0470289635 .
  • Federal Writers' Project. Madison Square District // New York City Guide: A Comprehensive Guide to the Five Boroughs of the Metropolis: Manhattan, Brooklyn, the Bronx, Queens, and Richmond. — N. Y. : Random House, 1939. — 708 p. — ISBN 1603540555 .
  • Scheiner S. M. , Piscina S. Flatiron Building // The Encyclopedia of New York City / Kenneth T. Jackson, Lisa Keller, Nancy Flood. — 2. — Yale University Press, 2010. — 1584 p. — ISBN 0300182570 .
  • White N. , Willensky E. , Leadon F. New York State Pavilion // AIA Guide to New York City. — 5. — Oxford University Press, 2010. — 1088 p. — ISBN 0199758646 .


Источник —

Same as Флэтайрон-билдинг