Interested Article - Маренцио, Лука

Лу́ка Маре́нцио ( итал. Luca Marenzio ; 18 октября 1553 , Коккальо , Брешиа 22 августа 1599 , Рим ) — итальянский композитор , известный преимущественно как автор мадригалов .

Биография

В детстве, вероятно, обучался церковному пению в Брешии .

Затем переехал в Рим и до 1578 года находился на службе у кардинала Кристофоро Мадруццо в качестве певчего.

После смерти кардинала Мадруццо поступил на службу ко двору кардинала , где получил известность как автор мадригалов.

В 1587 году переехал во Флоренцию , поступил на службу к тосканскому герцогу Фердинанду I . Сотрудничал с музыкантами графа и мецената Джованни Барди , в доме которого в конце XVI века собирались представители искусства (см. Флорентийская камерата ). В 1589 году Маренцио вернулся в Рим, работал у кардинала Чинцио Альдобрандини.

В 1594 году совершил поездку в Польшу по приглашению короля Сигизмунда III , в 1596 1597 годах находился при польском дворе в Варшаве .

В 1598 году посетил Венецию , затем был назначен музыкантом при папском дворе, но в следующем году скончался в Риме.

Похоронен в базилике Сан-Лоренцо-ин-Лучина в Риме.

Творчество

Надгробие Л. Маренцио в базилике Сан-Лоренцо-ин-Лучина

Маренцио прославился как автор мадригалов , которые издал в 19 сборниках («книгах»; сохранились 18). Мадригалы Маренцио многообразны по характеру и содержанию, преимущественно любовно-лирические и пасторальные (например, «Solo e pensoso», «O voi che sospirate», «Cruda Amarilli»). В русле тенденции к драматизации мадригала — объединение отдельных пьес в многочастные циклы; например, в Шестой книге — 6-частный «Giovane donna» («Юная госпожа»; на текст секстины Петрарки ) и 10-частный «Se quel dolor» («Какая боль»; на стихи ).

Менее известна духовная и церковная музыка Маренцио, при его жизни опубликованная лишь отчасти. Среди духовных сочинений 4 мессы, 2 магнификата, 2 сборника мотетов — «на праздники всего церковного года» ( pro festis totius anni , 1585) и «Духовные песни» (1616), сборник духовных мадригалов (madrigali spirituali, 1584) и др.

Cобрание сочинений Маренцио в семи томах опубликовано под редакцией Б. Майера и Р. Джексона в серии Corpus mensurabilis musicae в 1976–2000 гг.

Рецепция

Маренцио оказал большое влияние на итальянских, английских и немецких музыкантов, работавших в жанре мадригала, в частности на Клаудио Монтеверди , Карло Джезуальдо и Ханса Лео Хаслера . Когда в Англии в 1588 году был выпущён сборник итальянских мадригалов «Musica transalpina» (печатник Н. Янг), то по количеству произведений, включённых в сборник, Маренцио занимал второе место после Альфонсо Феррабоско . В «Третьем рассуждении о музыке» (1610) видный немецкий музыкант Иоганн Липпий привёл мадригалы Маренцио как наилучший пример музыкальной риторики в светской музыке — в одном ряду с Орландо Лассо , который, по мнению Липпия, держал пальму подобного первенства в музыке церковной . В трактате «Синопсис музыки» (1612) Липпий определил Маренцио и Лассо как «первых среди композиторов» ( лат. melopoëtarum principes ).

Именем Луки Маренцио названа .

Издание сочинений

  • Luca Marenzio. Opera omnia, ed. by Bernhard Meier and Roland Jackson // Corpus mensurabilis musicae 72 (American Institute of Musicology)
1 (1978). Musica sacra
2 (1976). Motectorum pro festis totius anni (1585)
3 (1979). Motets (a5, 8, 9, 10, 12)
4 (1978). The First and Second Books of Madrigals (1581, 1584)
5 (1983). The Third and Fourth Books of Madrigals for six voices (1585, 1587)
6 (1983). The Fifth and Sixth Books of Madrigals for six voices (1591, 1595)
7 (2000). Musica sacra

Литература

  • Bizzarini M. Luca Marenzio: la carriera di un musicista tra Rinascimento e Controriforma. Rodengo-Saiano: Promozione Franciacorta, 1998.
  • Bizzarini M. Luca Marenzio: the career of a musician between the Renaissance and the Counter-Reformation. Transl. by J.M.Chater. Aldershot: Ashgate Publishing, 2003.
  • Marenzio, Luca . Encyclopædia Britannica from Encyclopædia Britannica 2007 Ultimate Reference Suite.

Примечания

  1. Luca Marenzio // (англ.)
  2. Luca Marenzio // (бук.) — 1978. — ISSN
  3. Критическим изданием, заявленным как «полное собрание» (opera omnia), в действительности охвачена примерно половина творческого наследия композитора. Издание поныне (2018) не окончено.
Источник —

Same as Маренцио, Лука