Interested Article - Попугаеобразные

Попугаеобра́зные ( лат. Psittaciformes ) — отряд птиц из инфракласса новонёбных . Отряд состоит примерно из 398 видов , принадлежащих к 92 родам . Известны с миоцена .

Внешний вид

Длина от 9,5 см до 1 м. Оперение — мелкое, довольно редкое. Большинство попугаев очень ярко окрашены, причём преобладающим цветом обыкновенно является яркий травянисто-зелёный. Ярко окрашенные поля резко отграничены одно от другого, и цвета их часто бывают дополняющими цветами спектра (зелёный и пурпуровый, голубовато-фиолетовый и светло-жёлтый и т. п.). Молодые попугаи обычно окрашены одинаково.

Самым характерным признаком отряда является клюв . Высота клюва при основании больше чем вдвое превосходит его ширину, а иногда превосходит и длину. Сильно согнутое надклювье , соединённое с черепом подвижно, с острым хребтом и короткой восковицей при основании, похожей на восковицу хищных птиц. Боковые края надклювья обыкновенно с тупыми, сильными зубовидными выступами с той и другой стороны, которым соответствуют две глубокие выемки на краях подклювья. Подклювье коротко усечено и широко. Попугаи могут долбить клювом очень твёрдые плоды, при лазании цепляются клювом за ветви. Ноги довольно короткие, толстые, оперены до пятки. 1-й и 4-й пальцы на лапах повёрнуты назад, так что попугаи не только хорошо охватывают лапами ветки, но могут подносить лапой пищу к клюву. Когти сильно изогнуты, но довольно слабы. Очень короткая плюсна покрыта табличками, расположенными сеткообразно. Крылья большие, заострённые; маховых перьев, с крепкими стержнями и широкими опахалами, обыкновенно 20; хвост двенадцатипёрый. Полёт быстрый, но обычно на небольшое расстояние.

Череп попугаев отличается своей шириной; нижнечелюстные кости очень высокие и длинные, часто заходят за затылок. Головной мозг относительно крупный; характерны хорошая память и способность к звукоподражанию (хорошо развита голосовая мускулатура). Язык короткий, толстый и мясистый, снабжён иногда многочисленными нитевидными сосочками на конце. Копчиковая железа иногда отсутствует. Позвонки опистоцельного типа. Гребень грудной кости высокий. Вилочка слабо развита, часто совсем отсутствует. Ключица короткая. Желудок двойной (железистый и настоящий). Желчного пузыря и слепого придатка кишечника нет. Поджелудочная железа — двойная.

Голова у попугаев крупная с большим крючкообразным клювом, подобным клюву пернатых хищников, но более высоким и толстым. Главная особенность клюва попугаев состоит в том, что он служит не только для добывания и измельчения пищи, но и как орган передвижения. Образно говоря, клюв попугая — это его третья нога. Зацепится клювом-крючком за сучок — освободил лапки, подтянул вверх туловище, ухватился подвижными пальцами за очередную ступеньку, потом опять забросил клюв-крючок повыше. Вот такими своеобразными приёмами попугаи передвигаются быстро и в лесу, и в своих жилищах в зоопарке; при этом они могут держать в клюве плод или орех и на ходу закусывать.

Распространение

Населяют субтропики и тропики , наиболее многочисленны в Австралийской фаунистической области (вероятный центр возникновения отряда). Распространены также в юго-восточной Азии , Индии , Западной Африке , Южной Америке и Центральной Америке .

Хотя попугаи и многими представляются обитателями тёплых районов, они встречаются и в более суровых местностях. Так, птицы этого отряда живут и на юге Новой Зеландии . Желтолобый толстоклювый попугай встречается в Андах на высоте свыше 4000 м. В последнее время крупные колонии попугаев возникли в Западной Европе (Нидерланды, Германия, Франция), где они акклиматизировались и активно размножаются. Некоторые колонии достигают численности в несколько тысяч особей. А на субантарктическом острове Маккуори ранее обитал прыгающий попугай .

Образ жизни

Преимущественно древесные птицы; живут в лесах , реже на открытых пространствах, немногие виды проникают высоко в горы . Чаще держатся стаями . За редким исключением ( какапо , ночной попугай ) ведут дневной образ жизни.

Преимущественно растительноядные , основной корм — плоды и семена растений ; разнося семена, способствуют распространению растений. Лориевые попугаи питаются преимущественно пыльцой и нектаром, являясь опылителями ряда видов, в частности, кокосовой пальмы , гибискуса и других тропических культур. Иногда поражают посевы и сады. При случае готовы полакомиться животной пищей — насекомыми и их личинками, червями. Кеа употребляют в пищу также падаль; отдельные особи изредка нападают на взрослых овец, чтобы выклевать у них сало, но такие случаи очень редки.

Размножение

Гнездятся в дуплах, термитниках, в норах, некоторые на земле; калиты (Myiopsitta) строят на деревьях колониальные гнёзда. Моногамны . В кладке 1—12 (чаще 2—5) яиц . У большинства насиживает самка . Птенцы вылупляются голыми и слепыми; родители кормят их отрыжкой из зоба.

Птенцы корелл

Содержание и использование

Ещё в древности говорящих попугаев привозили в качестве экзотических подарков из тропических стран. Первым это сделал спутник Александра Македонского в его индийском походе Онесикрит . Многие виды попугаев, особенно говорящих, издавна содержат в неволе, продают в зоомагазинах, а также разводят в домашних условиях.

Мясо некоторых попугаев, особенно амазонов и какаду , употребляется в пищу индейцами Южной Америки и австралийскими аборигенами . В то же время, согласно свидетельствам учёных и путешественников, некоторые индейские племена Амазонии издавна выращивают попугаев ара , не убивая птиц, а лишь периодически выщипывая у них цветные перья для церемониальных головных уборов.

Классификация

Традиционно отряд был монотипическим , включая только семейство попугаевых (Psittacidae).

Согласно филогенетическим исследованиям, с 2012 года выделяют 3 надсемейства (Strigopoidea, Cacatuoidea, Psittacoidea) с 4 семействами, взаимосвязи между которыми иллюстрирует следующая кладограмма :

На февраль 2021 года в отряд включают 398 видов . Ревизия классификации и таксономии попугаеобразных периодически уточняется, на основе исследований и публикаций Международного союза орнитологов .

МСОП на сентябрь 2020 года включил в Красную книгу в охранном статусе « Находятся в уязвимом положении » (VU) и хуже 134 вида попугаеобразных, в том числе 16 видов полностью исчезнувших.

Ниже приведена классификация попугаеобразных по семействам, подсемействам и трибам .

Семейство (Strigopidae)

Семейство какаду (Cacatuidae)

  • Подсемейство корелл (Nymphicinae)
  • Подсемейство чёрных какаду (Calyptorhynchinae)
  • Подсемейство (Cacatuinae)
    • Триба Microglossini
    • Триба Cacatuini

Семейство попугаевых (Psittacidae)

Семейство Psittaculidae

Распространение в Европе

Кама и Шива

Попугаев держали в качестве домашних питомцев с древних времен. Зелёные индийские попугаи были в числе самых популярных птиц, ввозимых в Европу путешественниками и моряками. На восточных базарах они продавались сразу в клетках. Попугаи пользовались универсальной популярностью благодаря своему звукоподражанию и яркому оперению .

Древние египтяне держали попугайчиков в клетках, но их истинная популярность в Средиземноморье возникла после индийских походов Александра Македонского .

Древнегреческий историк Ктесий в своей «Индике» описывает птицу (Bittacus) с человеческим языком и голосом, которая может говорить на «индийском» языке, веком ранее, чем Аристотель упомянет попугаев как psittace. Один из воинов Александра Македонского Неарх привез живых попугаев; известно также, что другие попугаи демонстрировались в Александрии в великой процессии Птолемея II. К тому времени, как Август расширил торговые отношения между Индией и странами Средиземноморья, в Италию привозили все виды экзотических животных и птиц (возможно, через рынок животных в Александрии). Зелёный индийский кольчатый попугай стал популярным домашним питомцем в Римской Империи и часто демонстрировался на публичных зрелищах. Плиний в «Естественной истории» (10.117) отмечает, что «Индия шлет нам птиц», пишет, что у них зеленые тушки и красные шеи, и они могут говорить. Упоминает попугая и Овидий. Серый африканский попугай ( жако ), видимо, был в Риме менее известен, однако оба эти вида держали в империи в клетках из серебра и слоновой кости и кормили орехами и семенами. Их изображения встречаются в римских мозаиках и фресках .

Вторая масштабная волна импорта попугаев в Европу стартовала в позднее Средневековье, с расширением торговых путей в эпоху Великих географических открытий .

В поздние Средние века и ранний Ренессанс в Европу в больших количествах стали ввозить жако. Их высоко ценили за дар подражания, что хвалит и Чосер. Сообщают, что один римский кардинал в 1500 году купил серого попугая за 100 золотых, поскольку тот мог чисто и без ошибок прочитать весь Апостольский Символ веры . Южногерманские торговые князьки покупали попугаев в Антверпене: так, в 1505 году там ограбили дом нюренбергских купцов, унеся именно клетки с попугаями. Шесть лет спустя Фуггеры послали жако в качестве подарка вроцлавскому епископу . Правительница Нидерландов Маргарита Австрийская во время прогулок в своем саду гуляла с попугаем. Дюрер и рисовал попугаев, и коллекционировал их в Антверпене .

Пурпурношапочный широкохвостый лори из юго-восточной Азии достиг Европу в последних десятилетиях XVI века. Линсхотен пишет, что этот вид птицы происходит с Молуккских островов и что были попытки привезти живых лори в Португалию в качестве подарку королю, но птицы были так нежны, что не могли пережить путешествия . Вскоре с этой проблемой справятся.

В XVII веке импорт попугаев самых разных видов через Голландию достиг грандиозного размаха .

В культуре и искусстве

На символизм попугаев, как и других говорящих птиц (воронов и туканов), влияло их умение говорить. Из-за обладания навыком человеческой речи в мировой мифологии попугаи часто служат посланниками, посредниками между богами и людьми . В литературе попугаи появляются в сказках и баснях как парадоксальные персонажи, иногда трикстеры . В частности, в сказках 1001 ночи. Вероятно, в сказках попугай — символ-посланец, как ворон, и также является символом души (как и прочие птицы). В «Собрании птиц» Фарида Уд-Дина Аттара (Персия, 13 век), попугай ищет воду бессмертия .

Также они связаны с темой пророчества, могут привлекать дождь (в Индии и Центральной Америке ).

Попугаи играют важную роль в искусстве американских индейцев, в частности, майя .

Попугай, который вез колесницу индийского бога любви Камы, назывался shuka. Также он был символом Деви и других женских божеств Индии , он фигурирует в индийских легендах . Двухголовый попугай был символом великого тибетского переводчика Ваироканы . В Непале эта птица была символом любви .

Уже в античности попугай считался чудом природы из-за сверхъестественной способности имитировать и воспроизводить человеческую речь . Ряд римских источников, в том числе Плиний ( Nat. Hist. X, LVIII) и Марциал ( Epigr. 14. 73, 2), видят в попугае вестника императоров . Попугай приветствует императора словами «Ave Caesar» в строках Марциала: «Попугай я от вас чужим именам научился; Но научился я сам „Здравствуй, о Цезарь!“ сказать» . ( Psittacus a vobis aliorum nomina discam: Hoc didici per me dicere Caesar have; l. xiv. lxxiii) .

Символика в искусстве

В европейских средневековых бестиариях попугаи ассоциировались всецело с Индией или с той частью Востока, «где никогда не идет дождь». Бестиарии утверждали, что эта птица живёт в сухих восточных странах , потому что верилось, что от дождя их роскошные перья могут пострадать (другой вариант — дождь не мог навредить их оперению ). Развивая эту логику, бестиарии считали птицу чрезвычайно чистой, что приобрело переносное значение .

Попугаев называли «райскими птицами». Винсент из Бове в XIII веке пишет, что «райские птицы» не имеют ничего общего с изящными птицами с Востока, имея в виду тех, которые с XVI века и получат название райских птиц . (Что до слова parrot, его тоже стали использовать с XVI века, но его происхождение не ясно, быть может, от имени «Пьер» ).

Как и другие животные, связанные с Востоком, в изобразительном искусстве попугай приобрел христианские коннотации (так как действие Евангелий происходит на Востоке). Тут пригодилась и упомянутая выше идея о чистоте перьев, не тронутых дождем: «Попугай — это символ Христа, который не имел и не будет иметь равных по чистоте, которая является следствием его Непорочного Зачатия, его безупречного рождения, а также его безгрешных мыслей, слов и действий: поэтому он один остается чистым и безупречным в этом мир греха» .

Более распространены коннотации с Девой Марией и материнством . В христианском искусстве попугай стал символом Непорочного Зачатие, девственности Марии, например, в Defensorium inviolatae virginitatis beatae Mariae (а втор Franciscus de Retza) . Объяснений возникновению этой ассоциации несколько. Это случилось, пишут одни исследователи, потому что эта птица ассоциировалась с экзотическим Востоком, где и произошло Благовещение. Другие указывает, что это связано с древней концепцией, что Непорочное Зачатие произошло через ухо, посредством Слова , то есть попугай стал символом Божественного Слова (чему способствовал и его дар речи). Его присутствие в картинах с Мадонной, таким образом, может быть истолковано как животворящая сила Божьего Слова . Кроме того, согласно средневековой легенде, именно попугай предупредил о приходе Девы Марии . Также считалось, что самый распространенный крик попугая — это «Ave», то есть то же слово, с которого начал архангел Гавриил свою Благую речь Мадонне . Исидор Севильский ( Этимологии , XII, 7, 92. PL82, 462), цитирует приведенные выше строки Марциала . Это привело к заключению, сформулированному в « Defensorium inviolatae…»: гласящему, что если попугай чудесным образом может сказать «Аве», то почему девственница от такого же «Аве» не может зачать ребёнка (Psittacus a natura si ‘Ave’ dicere valet, quare virgo per ‘Ave’ non generaret?) . Святой Альберт Великий связывает попугая, живущего в регионах без дождя, с нетронутым выпавшей росой руном Гедеона (которое было символом Благовещения) и, таким образом, с нерушимой девственностью Марии . В сценах с ней он иногда изображен сидящим на самой высокой и тонкой ветке дерева, недоступный для грозного змея: это символ освобождения Марии от первородного греха . Попугай сопровождал сцену Рождества уже в фреске VIII века в Санта-Мария Антиква в Риме . Будучи связанным с девственной Марией, попугай часто появляется как атрибут в портретах невест XV—XVII веков, особенно в Северной Европе .

Другая популярная ассоциация связана с умением попугаев разговаривать. Валериано включает попугая в гравюру как символ велеречивости. Карпаччо в своем «Delle imprese» называет попугая символом свободы и велеречивости . Указывают, что в изображениях Св. Иеронима кисти Кранаха африканский серый попугай включен в качестве самого умного и искусного имитатора человеческой речи . Как символ красноречия попугай сопровождает святого Иоанна Предтечу в итальянской фреске и появляется в портрете протестантского проповедника .

Попугаю, чтобы выучить слова, требовалась прилежность, что создало им репутацию отличных учеников. В своем Sinne-en minnebeelden 1627 года Якоб Катс помещает эмблему добродетели, изображающей попугая в подвесной клетке, с надписью, которая гласит: «Dwanck, leert sanck» (Дисциплина учит речи). В сопроводительном тексте птица в клетке описывается как символ дисциплины и образования, которые необходимы взрослому человеку, чтобы вести благородный и изысканный образ жизни . Попугаи стали популярными мотивами в голландской жанровой живописи, особенно с 1660-х годов. Одним из хорошо известных примеров является картина Франса ван Миериса «Молодая женщина, кормящая попугая», где показано, как молодая женщина кормит свою домашнюю птицу во время паузы в шитье. Здесь попугай интерпретируется как символ стремления к учёбе, в то время как рукоделие женщины относится к её домашним добродетелям, трудолюбию .

Европейские художники XVI века ассоциировали попугаев, без разницы, зеленых или серых, с Востоком и безгрешными птицами , упомянутыми в бестиариях, как загадочные charadrius (которых также отождествляли с щеглами ). Попугаев изображали в картинах с райским садом. В естественных историях и эмблематах 2-й пол. XVI века попугай ассоциируется с Индией, Америкой и Африкой . Важный импортируемый товар, попугай станет знаком роскоши, дорогостоящим символом статуса .

Попугаи будут иметь и негативную символику, с точки зрения «плотского контекста». Имеется в виду бездумное подражание Сатане, склонявшего людей потакать желаниям плоти (в этом смысле, пишет один исследователь, попугай фигурирует в «Адаме и Еве» Дюрера, показывая, что они бездумно, как попугай, повторили слова Змея-искусителя и последовали его примеру). А бессмысленная болтовня птицы также способствовал тому, что попугай становился символом обмана . Попугай — символ плотских удовольствий в итальянской живописи . В этом смысле его негативный смысл очень близок символике обезьяны (другого «подражающего» животного), также обозначавшей человеческие страсти . Он же символ глупой болтовни , о чём писал ещё древнегреческий поэт Каллимах . Изображения попугаев часто появляются в голландской жанровой живописи XVII века, где иногда имеют эротическую коннотацию . Это было связано, помимо всего прочего, с тем, что слово vogelen значило и «ловлю птиц», так и «совокупление» . В этом столетии ​​в морализаторских картинах, предполагающих соблазнение, женщины изображались рядом с птицами в клетках . Птица в клетке может рассматриваться как метафора сладкой ловушки любви, что также есть в эмблеме Якоба Катса, сопровождаемой текстом «Bly, door slaverny» (Радость сквозь плен) . Этот же символизм присутствует в эмблеме Даниэля Хейнсиуса, в которой используется петраркианский девиз «Perch’io stesso mi strinsi» («Я связал себя») и изображен лежащий купидон, наблюдающий за птицами, охотно летящими в клетку . Другая близкая традиция — образ птицы, выпущенной из клетки, часто в картине с изображением влюбленной пары, которая выманивает птицу из клетки кусочком еды, или с женщиной, чья птица только что сбежала из плена. В обоих случаях это символическое изображение означало потерю девственности и утрату невинности .

К XIX веку о религиозных коннотациях попугаев уже не вспоминали, птица была полностью секуляризирована . Веками считалось, что попугай — подходящее домашнее животное для женщин; что они их конфиденты в любви . Словарь Ларусс писал, что попугаи охотнее разговаривают в присутствии женщин и детей .

См. также

Примечания

  1. / Лоскот В. М. // Полупроводники — Пустыня. — М. : Большая российская энциклопедия, 2015. — С. 155—157. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 27). — ISBN 978-5-85270-364-4 .
  2. Gill F., Donsker D. & Rasmussen P. (Eds.): (англ.) . IOC World Bird List (v11.1) (20 января 2021). doi : . (Дата обращения: 22 марта 2021) .
  3. Wright, T.F.; Schirtzinger E. E.; Matsumoto T.; Eberhard J. R.; Graves G. R.; Sanchez J. J.; Capelli S.; Muller H.; Scharpegge J.; Chambers G. K.; Fleischer R. C. (2008). . Molecular Biology and Evolution . 25 (10): 2141—2156. doi : . PMC . PMID .
  4. . Дата обращения: 5 января 2018. 10 августа 2016 года.
  5. Taylor, R.H. (1979). How the Macquarie Island Parakeet became extinct. New Zealand Journal of Ecology 2: 42-45.
  6. Альфред Брем . от 14 марта 2022 на Wayback Machine
  7. Дата обращения: 5 февраля 2018. 6 февраля 2018 года.
  8. Joseph L. , Toon A. , Schirtzinger E. E. , Wright T. F. , Schodde R. (англ.) // Zootaxa . — 2012. — 24 February ( vol. 3205 , no. 1 ). — P. 26—40 . — ISSN . — doi : .
    C изменениями согласно источнику: Gill F., Donsker D. & Rasmussen P. (Eds.): (англ.) . IOC World Bird List (v11.1) (20 января 2021). doi : . (Дата обращения: 22 марта 2021) .
  9. Timothy F. Wright, Erin E. Schirtzinger, Tania Matsumoto, Jessica R. Eberhard, Gary R. Graves. // Molecular Biology and Evolution. — 2008-10. — Т. 25 , вып. 10 . — С. 2141—2156 . — ISSN . — doi : . 9 марта 2021 года.
  10. (англ.) . Дата обращения: 23 декабря 2020. 28 ноября 2020 года.
  11. Галушин В. М. , Дроздов Н. Н. , Ильичев В. Д. и др. Фауна Мира: Птицы : Справочник / под ред. д.б.н. В. Д. Ильичева. — М. : Агропромиздат, 1991. — С. 158. — 311 с. : ил. — 50 000 экз. ISBN 5-10-001229-3 .
  12. Donald F. Lach. . — University of Chicago Press, 2010-01-15. — 410 с. — ISBN 978-0-226-46710-8 . 1 декабря 2021 года.
  13. (амер. англ.) . The Leiden Collection . Дата обращения: 4 декабря 2021. 4 декабря 2021 года.
  14. Hope B. Werness. . — A&C Black, 2006-01-01. — 502 с. — ISBN 978-0-8264-1913-2 . 28 ноября 2021 года.
  15. Elizabeth Caspari. . — Chiron Publications, 2003-09-01. — 426 с. — ISBN 978-1-63051-094-7 . 1 декабря 2021 года.
  16. J. C. Cirlot. . — Routledge, 2006-10-19. — 456 с. — ISBN 978-1-134-95889-4 . 1 декабря 2021 года.
  17. Jack Tresidder. . — Watkins Media Limited, 2012-01-01. — 287 с. — ISBN 978-1-78028-357-9 . 1 декабря 2021 года.
  18. Martin Brennan. . — Inner Traditions / Bear & Co, 1998. — 292 с. — ISBN 978-1-879181-24-3 . 1 декабря 2021 года.
  19. Boria Sax. . — ABC-CLIO, 2001. — 325 с. — ISBN 978-1-57607-612-5 . 1 декабря 2021 года.
  20. . — Serindia Publications, Inc., 2003. — 284 с. — ISBN 978-1-932476-03-3 . 1 декабря 2021 года.
  21. Mary Shepherd Slusser, Gautamavajra Vajrācārya, Manuela Fuller. . — Mandala Publications, 2005. — 706 с. — ISBN 978-99946-55-02-1 . 1 декабря 2021 года.
  22. . udayton.edu . Дата обращения: 4 декабря 2021. 4 декабря 2021 года.
  23. Пер. А. Фета
  24. Simona Cohen. . — BRILL, 2008. — 360 с. — ISBN 978-90-04-17101-5 . 1 декабря 2021 года.
  25. Lucia Impelluso. . — Getty Publications, 2004. — 370 с. — ISBN 978-0-89236-772-6 . 1 декабря 2021 года.
  26. . azbyka.ru . Дата обращения: 4 декабря 2021. 4 декабря 2021 года.
  27. LAWRENCE NAFTULIN. // Oud Holland. — 1971. — Т. 86 , вып. 1 . — С. 3–8 . — ISSN . 4 декабря 2021 года.
  28. Gabrielle Langdon. . — University of Toronto Press, 2006-01-01. — 457 с. — ISBN 978-0-8020-3825-8 . 1 декабря 2021 года.
  29. Abigail Cain. (англ.) . Artsy (1 июня 2017). Дата обращения: 2 декабря 2021. 2 декабря 2021 года.
  30. . www.nga.gov . Дата обращения: 29 ноября 2021. 29 ноября 2021 года.
  31. Boehrer, Bruce Thomas. Parrot Culture: Our 2,500-Year-Long Fascination with the World’s Most Talkative Bird. Philadelphia, 2004
  32. (амер. англ.) . Дата обращения: 4 декабря 2021. 4 декабря 2021 года.
  33. Eddy de Jongh, "A Bird’s-Eye View of Erotica: Double Entendre in a Series of Seventeenth-Century Genre Scenes, " in Questions of Meaning: Theme and Motif in Dutch Seventeenth-Century Painting , ed. and trans. Michael Hoyle (Leiden, 2000), 22-58, esp. 33, 43-46
  34. Mona Hadler. // Metropolitan Museum Journal. — 1973. — Т. 7 . — С. 115–122 . — ISSN . — doi : . 4 декабря 2021 года.

Литература

  • Биологический энциклопедический словарь / под ред. М. С. Гилярова. — 2-е изд., исправл. — М.: Большая российская энциклопедия, 1995.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • Boehrer, Bruce Thomas. Parrot Culture: Our 2,500-Year-Long Fascination with the World’s Most Talkative Bird. Philadelphia, 2004

Ссылки

  • от 6 октября 2014 на Wayback Machine на сайте Джона Бойда.
Источник —

Same as Попугаеобразные