Interested Article - Дагон (мифы Ктулху)

Дагон на рисунке Марио Цуккарелло

Дагон или Отец Дагон ( англ. Dagon, Father Dagon ) — одно из вымышленных божеств в произведениях Говарда Филлипса Лавкрафта и последователей « Мифов Ктулху» . Впервые появляется в рассказе « Дагон » как гуманоид с чертами рыбы и амфибии, но отличается гигантскими размерами. В повести « Тень над Иннсмутом » Дагон, наряду с его супругой Гидрой , являются покровителями Глубоководных , расы-амфибий, которые почтительно именуют их Отец Дагон и Мать Гидра, и поклоняются им как божествам. Сектанты в Иннсмуте посещают «Тайный Орден Дагона» и совершают ритуалы жертвоприношения Глубоководным, которые обитают в океанах по всей Земле. Последователи «Мифов Ктулху» обычно считают Дагона и Гидру « Богами Земли » либо «Великими Древними», которым они придают космическое описание.

Вдохновение

Лавкрафтовский Дагон основан на трактовке по народной этимологии имени семитского одноимённого божества , бога рыболовства и плодородия, которого изображают как «человека-рыбу» . Библейские филистимляне и шумеры поклонялись богу Дагону, упомянутому в Ветхом Завете ( Судей 16:23). Лавкрафт часто использует типовые мифологические архетипы , а Дагона можно сравнить с Исполинами .

Лавкрафт упоминает По и Булвера ; поэму « Потерянный рай » Мильтона , картину «Восхождение Сатаны» Доре . Дагон появляется в поэмах Мильтона «Агонисты Самсона» и «Потерянный рай» как божество, коему поклоняются филистимляне.

С. Т. Джоши считает маловероятным, что Лавкрафт намеревался использовать имя «Дагон» как божества из космоса, которому поклоняются нечеловеческие общества в рассказе « Дагон » (1917) .

Роберт Прайс указывает на то, что: «Когда Лавкрафт хотел передать что-то вроде коренного имени очередного из божеств, то он придумывал какой-то непроизносимый беспорядок в его названии». Прайс предполагает, что читатели « Тень над Иннсмутом » могут ошибаться идентифицируя Дагона с Глубоководными , которые поклоняются ему: В отличие от их имен, звучащих как инопланетные, имя «Дагон» является прямым заимствованием из знакомых источников, и подразумевает, что жители Иннсмута выбрали самую близкую библейскую аналогию к имени Ктулху .

Уилл Мюррей пишет, что Дагон был известен в Массачусетс с колониальных времен. В поселении Мерри-Маунт была гора Маунт-Дагон и флестимлянский культ Томаса Мортона. Несколько надгробий 17 века украшают фигурки Дагона, которые оставил резчик Дж.Н . Лавкрафт упоминает Томаса Мортона из Мерримаунта в письме Уилфреду Бланшу Талману от 24 марта 1931 года .

Культ

«Тайный Орден Дагона» ( англ. Esoteric Order of Dagon ) можно сравнить с названиями трех наиболее бурно набирающих популярность обществ в Массачусетс в 1920х годах : « Герметический Орден Золотой Зари » ( англ. Hermetic Order of the Golden Dawn ), « Орден Восточных Тамплиеров » ( лат. Ordo Templi Orientis) и секта «Эзотерические знания и мудрость» ( англ. Esoteric knowledge and wisdom sect ). Лавкрафт пишет, что сектанты в ТОД приносят людей в жертву и должны отказаться от своей веры, а затем трижды принести клятву Дагону, после чего их тела преобразятся, — это похоже на продажу души и договор с Дьяволом .

Дагон в творчестве Лавкрафта

Дагон на рисунке Доминика Синьоре

Лавкрафт не использует точные слова, которые описывают вид Дагона и не указывает его размеры: Дагон напоминает Полифема и обхватывает монолит (к которому, видимо, пристегивают жертву). Дагону поклоняется нечеловеческий культ амфибий. В Иннсмуте сектанты поклоняются Глубоководным и повторяют инопланетный язык из рассказа « Зов Ктулху ». Ктулху носит титул Жреца , а Дагон — Отца .

Лавкрафт всего в одном предложении мимолетно описывает Дагона в раннем рассказе « Дагон » (1917):

Затем вдруг я увидел нечто. Поднявшись над темными водами и вызвав этим лишь легкое, почти беззвучное вспенивание, какой-то необычный предмет плавно вошел в поле моего зрения. Громадный, напоминающий Полифема и всем своим видом вызывающий чувство отвращения, он устремился, подобно являющемуся в кошмарных снах чудовищу, к монолиту, обхватил его гигантскими чешуйчатыми руками и склонил к постаменту свою отвратительную голову, издавая при этом какие-то неподдающиеся описанию ритмичные звуки.

В повести « Тень над Иннсмутом » (1931) Зедок Аллен говорит, что люди произошли от Грубоководных; он называет их дьяволами и чертями из бездны на дне океана, где разверзлись Врата ада .

Дагон и Ашторет - Сатана и Вельзевул ... Идолы Ханаана и филистимлян ... страхи вавилонские - Мене, мене текел упарсин ...

Всем нам пришлось принести присягу на верность Ордену Дагона, а потом пришел черед второй и третьей клятв, которые кое-кто из нас тоже произнесли.

От нас требовалось только регулярно приносить им кого-нибудь в жертву, снабжать всякими дикими безделушками да еще давать приют в городе - вот тогда они готовы были оставить нас в покое. Так все мы и оказались в этом Ордене Дагона - зато дети никогда не умирали, а просто возвращались назад к Матери Гидре и Отцу Дагону, от которых мы все когда-то произошли... Йа! Йа! Ктулху Фхтагн! Ф'нглуи мгл`Фнафх Ктулху Р'лия вга-нагл фхтага'.

Связь с другими произведениями

В рассказе « Храм » (1920) подлодка находит затонувший город возле Юкатана, а один из моряков видит амфибий и утверждает, что его зовет «Он».

В рассказе « Ужас на Мартинз Бич » (1920) морское чудовище гипнозом заманивает людей в воду.

В рассказе « Ужас в Ред Хуке » (1925) описана морская ведьма; упоминается Астарта и Гидра; сектанты совершают жертвоприношение Великому священству, дарующему им могущество и блаженство в далёких землях .

В рассказе « Зов Ктулху » (1926) описан Р'льех в Тихом океане, где находятся циклопические руины, нечеловеческие иероглифы и Великий Жрец Ктулху .

В рассказе « Загадочный дом на туманном утёсе » (1927) упоминаются морские существа Гнорри, которые строят обелиски в подводных лабиринтах.

В повести « Хребты Безумия » (1931) описаны Старцы , Потомки Ктулху и Шогготы , которые строили подводные города-лабиринты и создали людей.

Дагон в произведениях других авторов

Последователи « Мифов Ктулху» часто использовали имя Дагона и изменили его описание.

Марк Маклафлин

Марк Маклафлин в рассказе «Жаболицый» (2004) пишет, что все Глубоководные продолжают медленно расти после достижения зрелости, при условии, что у них есть доступ к достаточному питанию. В преклонном возрасте некоторые Глубоководные достигают огромных размеров. Такие особи и порождают Культ Дагона, который поклоняется этим существам как божествам. На самом деле это полностью материальные существа, чей большой возраст способствует их огромным размерам. Есть ископаемые свидетельства того, что самые старые и самые большие из этих существ достигали размеров более 50 футов в высоту. На самом деле, есть древние резные фигурки, связанные с Дагоном, на которых изображены несколько гигантских Глубоководных, борющихся с китами, хотя, на самом деле могут быть существами, известными, как Безмолвные, которые, как известно, тоже питаются китами.

Андерс Фагер

Андерс Фагер в рассказе «Артефакт герра Геринга» пишет, что Йог-Сотота призывают, чтобы защитить пару ведьм от Отца Дагона.

Андерс Фейджер

Андерс Фейджер в рассказе «Путешествие бабушки» описывает собакоподобных существ, приносящих людей в жертву Йог-Сототу. В рассказе «Артефакт герра Геринга» появляется Дагон.

Дагон в популярной культуре

Примечания

  1. Joshi, S. T. (2010a). I Am Providence: The Life and Times of H. P. Lovecraft (First ed.). New York: Hippocampus Press. ISBN 978-0-9824296-7-9 . OCLC 650504348. S2CID 190428196.
  2. Price, p. ix.
  3. Уильям Чёрчилл Эдвардс, "Исторический Куинси, Массачусетс" (Куинси: Город Куинси, 1954), стр. 27.
  4. Аллан И. Лунвиг, "Идолы: Резьба по камню в Новой Англии и её символика", 1650-1815 (Миддлтон: "Wesleyan Univ. Press", 1966), стр. 299.
  5. Лавкрафт, "Избранные письма", Том III (1971), стр. 349.
  6. А. В. Рудазов. Архимаг.. — М. : Армада, Альфа-книга, 2004. — 95 с. — ISBN 5-93556-427-0 .
Источник —

Same as Дагон (мифы Ктулху)