Interested Article - Филофей (патриарх Константинопольский)

Патриа́рх Филофе́й ( греч. Πατριάρχης Φιλόθεος , в миру Фока Ко́ккин , греч. Φωκάς Κόκκινος ; около 1300 , Салоники 1379 , Константинополь ) — патриарх Константинопольский , занимавший престол дважды: ноябрь 1353—1354 и с 1364 по 1376 год. Автор многочисленных сочинений, в том числе житий , богословско-полемических произведений, диатаксисов , молитв и гимнов . Редактор литургии и Учительного Евангелия. Филофей окончательно оформил исихазм как православное учение, будучи, вероятно, автором Томоса 1351 года . Утвердил принцип верховенства патриаршего престола Константинополя над всей Восточной церковью .

Почитается в православии в лике святителей и преподобных

Биография

Родился около 1300 года в Фессалониках в бедной семье еврейского происхождения (его мать была еврейкой, перешедшей в православие ).

Подвизался на Синае и Афоне , где стал игуменом Великой Лавры и защитником и покровителем Григория Паламы ; по окончании гражданской войны 1341—1347 годов был митрополитом Гераклеи Фракийской — вторым по чести епископом после патриарха . Составил «Слово» о завоевании своей митрополии генуэзцами в 1352 году .

По смещении в августе 1353 года с патриаршего престола Каллиста , отказывавшегося короновать Матфея , сына императора Иоанна VI Кантакузина , по указанию императора Синодом был избран патриархом и в феврале 1354 года короновал Матфея Кантакузина соправителем отца .

Вместе с Иоанном VI стремился сохранить единство Русской митрополии в юрисдикции проживавшего в Москве митрополита Киевского и всея Руси , что отражено в ряде его грамот на Русь и в постановлениях Патриаршего синода. В июне 1354 года утвердил перенос кафедры митрополитов из Киева во Владимир-на-Клязьме и поставил Алексия (Бяконта) в митрополита Киевского и всея Руси с пребыванием в Москве. За Киевом был сохранён статус «первого митрополичьего престола» .

Осенью 1354 года, уступая просьбе великого князя Литовского Ольгерда , патриарх согласился на учреждение особой Литовской митрополии с центром в Новогрудке .

В период «исихастских споров» защищал учение Григория Паламы и его сторонников. В 1368 году явился инициатором прославления Григория Паламы в лике святых.

В ноябре 1354 года наёмные отряды Иоанна V Палеолога при поддержке населения столицы заняли Константинополь. Иоанн VI Кантакузин отрёкся от престола; Филофей был низложен, и на патриаршество вернулся Каллист. Филофей был вынужден удалиться на Афон . По смерти Каллиста вторично занял патриаршую кафедру (1364) .

При Филофее Церкви пришлось противодействовать планам византийского правительства по размещению на церковных землях служилого сословия (т. н. стратиотов ) .

Не приемля попытки императора Иоанна V Палеолога, принявшего латинство в Риме в 1369 году, посредством унии получить помощь Запада в защите Константинополя от турецкой агрессии , выступал поборником собственно церковного объединения Западной и Восточной церквей, согласившись в 1367 году провести объединительный собор, но идея была отвергнута папой Урбаном V .

В 1372 году с особым посольством прислал в благословение преподобному Сергию Радонежскому до сих пор сохраняемый в лавре крест c мощами новопрославленных византийских святых и трёх литовских новомучеников , схиму , параман и грамоту.

В 1375 году из-за непримиримых противоречий между Московским и Литовским великими княжествами патриарх Филофей согласился на «временное» разделение Русской митрополии: кандидат Литвы болгарин Киприан был поставлен на епархию «Малой России» с титулом «Киевский и Литовский». В том же 1375 году после ходатайства делегации афонских монахов во главе со старцем Исаией Серрским состоялось примирение Константинополя с Сербской церковью : прибывшие в Сербию греческие монахи Матфей и Моисей от имени патриарха Филофея сняли анафемы со Стефана Душана на его могиле в Призрене и сослужили в Пече патриарху Сербскому .

При прогенуэзском перевороте Андроника IV в 1376 году был свергнут вместе с императором Иоанном V Палеологом и умер в заточении.

Наследие и память

Автор диатаксисов литургии и бдения .

Труды Филофея можно разделить на догматические, опровержительные-полемические против Варлаама , Акиндина , Никифора Григоры , Прохора Кидониса, Димитрия Кидониса , . Многие его работы — это описания жизни святых таких, как святитель Григорий Палама, , , Савва Ватопедский , , св. Анисий, св. вмч. Димитрий Мироточивый , святые апостолы, Григорий Богослов , Василий Великий , Иоанн Златоуст , Онуфрий Великий , св. Феврония , св. Фока , вмч. Феодор Тирон , св. апостол Фома и др. Его труды многожанровые — это беседы (гомилии), толкования, литургические тексты, труды по праву, истории, поэзия, молитвы и другие.

Русские источники не только XIV столетия, но также и позднейших эпох отводят патриарху Филофею легендарную роль в судьбах Московского государства . Согласно Преданию, Филофей возвещает величие русского православного царства, откуда разольется свет истинной веры по всему миру. В Сербии он почитается не только как святитель, но и как национальный герой

Его память совершается в 5-ю Неделю Великого поста , а также 11 (24) октября вместе с памятью святителей Фотия Великого , Григория Паламы, Марка Эфесского .

Филофей стал персонажем романа Дмитрия Балашова « Ветер времени » из цикла « Государи Московские ».

Примечания

  1. от 21 декабря 2021 на Wayback Machine Britannica
  2. от 2 марта 2017 на Wayback Machine Отдел внешних церковных связей, 25.10.2010.
  3. от 18 января 2022 на Wayback Machine . Paracletos Greek Orthodox Monastery, Abbeville, SC.
  4. от 22 февраля 2017 на Wayback Machine .
  5. Родионов О. А. // Православная энциклопедия . — М. , 2015. — Т. XXXVII : « Константин Корин ». — С. 523—527. — 752 с. — 33 000 экз. ISBN 978-5-89572-045-5 .
  6. Кузенков П. В. // Православная энциклопедия . — М. , 2015. — Т. XXXVII : « Константин Корин ». — С. 193—299. — 752 с. — 33 000 экз. ISBN 978-5-89572-045-5 .
  7. от 20 февраля 2017 на Wayback Machine / Протоиерей Иоанн Мейендорф . Византия и Московская Русь. Очерк по истории церковных и культурных связей в XIV веке.

Литература

  • Мейендорф И. Византия и Московская Русь. Очерк по истории церковных и культурных связей в XIV веке. — Paris, 1990;
  • Панова С. В. Диатаксис патриарха Филофея Коккина в славянской книжной традиции. Вопрос о происхождении особой русской редакции // Древняя Русь. Вопросы медиевистики . — 2007. — № 3 (29). — С. 79—80.
  • Предание своему ученику о том, как внимательно пребывать в келье вместе со своими послушниками. Пер. с др.-рус. монаха Алимпия (Вербицкого), под ред. и с прим. А. Г. Дунаева.
  • Прохоров Г. М. «Так воссияют праведники…» Византийская литература XIV в. в Древней Руси. — СПб., 2008.
  • Прохоров Г. М. Гимнографический триптих патриарха Филофея по греческим и древнерусским спискам и в современном переводе // Тр. Отд. др.-рус. лит-ры. — № 59. — 2008. — С. 154—168.
  • Прохоров Г. М. // Тр. Отд. др.-рус. лит-ры. — № 60. — 2009. — С. 29—38.
  • Ульянов О. Г. Император-инок и Константинопольский патриарх: афонский оплот в канун гибели Византии (публичная лекция в Московском доме национальностей 13 марта 2009 г.).
  • Ульянов О. Г. // Палеография и кодикология. 300 лет после Монфокона. — М., 2008. — С. 211—225.
  • Стефанов П. , йеромонах. Антиосманската тема в творчеството на св. Филотей Кокин. — В: Патриарх Евтимий Търновски и неговото време. Материали от национална научна сесия «600 години от заточението на св. Евтимий, патриарх Търновски» (В. Търново, 6 октомври 1993 г.). / ред. Г. Данчев и др. — Велико Търново, 1998. — С. 281—294 (Библиотечна поредица «Проглас»). (болг.)

Ссылки

  • монах Моисей Святогорец.
  • . Дата обращения: 7 марта 2020.
Источник —

Same as Филофей (патриарх Константинопольский)