Interested Article - Дегенеративное искусство

Посещение Геббельсом выставки «дегенеративного искусства» (1938)

«Дегенерати́вное иску́сство» ( нем. Entartete Kunst ) — термин нацистской пропаганды и идеологическое клише для обозначения авангардного искусства , которое представлялось не только модернистским , антиклассическим, но и « еврейско-большевистским », антигерманским, а потому опасным для нации и для всей « арийской расы » .

Понятие дегенеративных (вырожденческих) произведений искусства ввёл Макс Нордау в трактате « Вырождение » (1892). Позднее появился ещё один, оскорбительный термин, придуманный в 1937 году идеологом нацистской партии Альфредом Розенбергом : афтеркунст ( нем. Afterkunst — «заднепроходное искусство») . Идеологическая дискредитация, запрет и уничтожение образцов «дегенеративного искусства», прямые репрессии против его создателей составляли значимую часть более широкой культурной политики гитлеровского режима. Своё отношение к авангардному искусству Гитлер выразил в своей книге « Mein Kampf ».

В целом за борьбу против данного вида искусства отвечал министр народного просвещения и пропаганды Йозеф Геббельс , а по данному конкретному направлению — президент (нем.) Адольф Циглер .

Выставка образцов

Мемориальная доска на месте склада произведений «дегенеративного искусства» на Кёпеникерштрассе в Берлине

Выставка под названием «Дегенеративное искусство», на которой было представлено около 650 произведений, конфискованных в 32 музеях Германии, открылась 19 июля 1937 в здании галереи в парке Хофгартен в Мюнхене через день после открытия « Большой германской художественной выставки » в мюнхенском «Доме немецкого искусства» . Выставка вызвала огромный интерес, до апреля 1941 года она объехала ещё 12 городов, её посетили 3 миллиона зрителей (такой рекорд был побит лишь в 2000-х годах).

В своей речи по поводу открытия первой «Большой германской художественной выставки» 18 июля 1937 года А. Гитлер заявил, среди прочего, следующее отношение национал-социалистов к загнивающей модернистской культуре:

Кубизм , дадаизм , футуризм , импрессионизм и т. п. не имеют ничего общего с немецким народом. Потому что все эти термины ни стары, ни современны, но они являются лишь искусственным производным людей, которым Господь отказал в таланте истинно художественной одарённости и вместо неё одарил их даром болтовни и обмана… Говорят, что эти художники не так видят, как другие. Я здесь посмотрел некоторые из присланных картин и должен признать — некоторые из них действительно написаны людьми, видящими «наизнанку». У них нынешние представители нашего народа представлены как дегенерирующие кретины, луга для них синие, небо — зелёное, облака — серо-жёлтые и т. д.; так они чувствуют или, как они выражаются, это переживают. Я не желаю вмешиваться в спор, действительно ли указанные лица так чувствуют и видят или нет, но я хочу во имя немецкого народа запретить то, чтобы вызывающие жалость несчастные, которые страдают острым расстройством зрения, плоды своего болезненного видения пробовали навязать окружающему миру или даже пытались возвести это в ранг «искусства». Нет, у нас имеется лишь две возможности: или так называемые «художники» видят окружающее действительно так странно и верят в то, что они изображают мир правильно — тогда требуется только определить, являются ли их дефекты зрения повреждениями механического характера или они наследственны. В первом случае мы им глубоко сочувствуем, во втором — это важно для Имперского министерства внутренних дел — заняться этим вопросом и избежать по крайней мере дальнейшее наследование таких ужасных дефектов зрения. Однако возможно также, что эти лица сами не верят в действительности в эти свои «чувствования» и «видения», но стараются исходя из других побуждений — чтобы оскорбить нашу нацию этим безобразием, насмешкой. Тогда такие поступки относятся к области уголовного наказания… Отныне мы будем вести беспощадную очистительную войну против последних у нас элементов культурного разложения.

Среди 112 художников и скульпторов, чьи изъятые произведения были представлены в экспозиции, были Янкель Адлер , Александр Архипенко , Ганс Балушек , Эрнст Барлах , Вилли Баумейстер , Макс Бекман , Ханс Беллмер , Рудольф Беллинг , Вернер Берг , Жорж Грос , Альма дель Банко , Отто Дикс , Иоханнес Иттен , Генрих Кампендонк , Василий Кандинский , Эрнст Людвиг Кирхнер , Пауль Клее , Оскар Кокошка , Ловис Коринт , Вильгельм Лембрук , Эль Лисицкий , Франц Марк , Герхард Маркс , Эвальд Матаре , Людвиг Майднер , Жан Метценже , Паула Модерзон-Беккер , Оскар Молл , Пит Мондриан , Ласло Мохой-Надь , Отто Мюллер , Эрнст Вильгельм Най , Хайнрих Науэн , Эмиль Нольде , Отто Панкок , Макс Пехштейн , Франц Радзивилл , Ханс Рихтер , Кристиан Рольфс , Лионель Фейнингер , Конрад Феликсмюллер , Рауль Хаусман , Карл Хофер , Бернгард Хётгер , Марк Шагал , Эдвин Шарф , Курт Швиттерс , Карл Фёлькер , Фриц Шефлер , Оскар Шлеммер , Карл Шмидт-Ротлуф , Курт Штёрмер , Отто Фрейндлих , Генрих Эмзен , Макс Эрнст , Алексей фон Явленский .

К дегенеративным причислялись целые художественные сообщества и направления: импрессионизм , дадаизм , кубизм , фовизм , сюрреализм , экспрессионизм , Баухаус .

Помимо собственно живописцев, в дегенеративные художники записали композиторов Арнольда Шёнберга , Пауля Хиндемита , Белу Бартока , Эрнста Кшенека , Виктора Ульманна , Эрвина Шульхофа , Павла Хааса , Ханса Краса , писателей Курта Хиллера , Георга Гейма , Ульриха Бехера и др.

См. также

Примечания

  1. Emily D. Bilski, Sigrid Bauschinger. от 3 февраля 2014 на Wayback Machine , 1890—1918., N.Y.: University of California Press , 2000.
  2. Власов В. Г. . Афтеркунст // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика . — Т. I, 2004. — С. 567

Литература

на русском языке
на других языках
  • Angriff auf die Avantgarde. Kunst und Kunstpolitik im Nationalsozialismus/ Uwe Fleckner (Hrsg.). Berlin: (нем.) , 2006.
  • Brenner H. Die Kunstpolitik des Nationalsozialismus. Reinbek: Rowohlt, 1963.
  • Childs E.C. Suspended license: censorship and the visual arts. Seattle: (англ.) , 1997.
  • Davidson M.G. Kunst in Deutschland 1933—1945: eine wissenschaftliche Enzyklopädie der Kunst im Dritten Reich. Tübingen: Grabert, 1995.
  • Kaiser F., Bunce W.C. Degenerate art: guide through the exhibition Degenerate art. Redding: Silver Fox Press, 1972.
  • Kashapova D. Kunst, Diskurs und Nationalsozialismus. Semantische und pragmatische Studien. Tübingen: Niemeyer, 2006.
  • Lühr H.-P. Die Ausstellung «Entartete Kunst» und der Beginn der NS-Barbarei in Dresden. Dresden: Geschichtsverein, 2004.
  • Petropoulos J. Art as Politics in the Third Reich. Chapel Hill; London: (англ.) , 1996.
  • Richard L. Le nazisme et la culture. Paris: Editions Complexe, 1988.
  • Roh F. Entartete Kunst. Kunstbarbarei im Dritten Reich. Hannover: Fackelträger-Verlag, 1962.
  • «Degenerate Art»: The Fate of the Avant-Garde in Nazi Germany/ Stephanie Barron, ed. New York: Harry N. Abrams, Inc., 1991.
  • Zuschlag C. Entartete Kunst. Austellungsstrategien im Nazi-Deutschland. Worms: Werner Verlag, 1995.

Ссылки

Источник —

Same as Дегенеративное искусство