Interested Article - Великий вторник

Вели́кий вто́рник ( греч. Μεγάλη Τρίτη ), Страстно́й вто́рник — вторник Страстной недели , в который вспоминается обличение Иисусом фарисеев и книжников , а также притчи , произнесённые Им в Иерусалимском Храме : о дани кесарю ( Мф. ) и о воскресении мёртвых ( Мф. ), о Страшном суде ( Мф. ) и кончине мира ( Мф. ), о десяти девах и талантах .

Евангельский рассказ

Во вторник утром Иисус пришёл из Вифании в Иерусалим и учил народ. В этот день им было рассказано ученикам о втором пришествии ( Мф. ), притча о десяти девах ( Мф. ), притча о талантах ( Мф. ). Первосвященники и старейшины искушали его вопросами ( Мк. ), хотели арестовать его, но боялись сделать это открыто из-за народа, который почитал Иисуса за пророка ( Мф. ), восхищался его учением ( Мк. ) и внимательно слушал его ( Мк. ).

Богослужение

Православная церковь

Утреня

Мудрые и неразумные девы
( Петер фон Корнелиус , ок. 1813 )

Утреня совершается по чину великопостной, то есть после шестопсалмия поётся Аллилуйя со стихами. Затем троекратно исполняется особый тропарь первых трёх дней Страстной седмицы « Се Жених грядет в полунощи »:

Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас .

Этот тропарь, являясь реминисценцией притчи о десяти девах , напоминает верующим о Страшном суде и призывает их к духовному бодрствованию. Во время пения тропаря совершается по обычаю (отсутствующему в Типиконе ) полное каждение храма и молящихся.

После чтения рядовой кафизмы из Псалтири молящимся предлагается евангельский рассказ об ответах Иисуса на искусительные вопросы иродиан (о выплате подати кесарю ), саддукеев воскресении мёртвых ) и фарисеев (о наибольшей заповеди в Законе ), а также о последующем обличении Иисусом фарисеев и книжников (семикратное « горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры! ») (зачало 90: Мф. — ).

Канон утрени Великого вторника представляет собой двупеснец (то есть содержит только две песни из девяти возможных: восьмую и девятую) Космы Маюмского . После девятой песни канона троекратно поётся ексапостиларий (светилен) первых четырёх дней Страстной седмицы: « Чертог Твой вижду, Спасе мой » (реминисценция притчи о брачном пире ).

Чертог Твой вижду Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь: просвети одеяние души моея Светодавче, и спаси мя.

Упоминаемый в ексапостиларии чертог представляет собой, по мнению толкователей, горницу Тайной вечери , и молящимся предлагается, таким образом, задуматься о том, насколько достойны они быть свидетелями и участниками событий Страстной седмицы. Уставом предусмотрено, что это важный ексапостиларий должен исполняться канонархом посреди храма со свечой в руках, а молящиеся совершают земной поклон.

Часы

В Великий вторник (как и Великие понедельник и среду ) часы совершаются по образцу великопостных — с земными поклонами на тропарях каждого часа и на молитве Ефрема Сирина . Особенностью часов этих трёх дней являются:

Литургия

Вестник сообщает Иову о гибели его детей и потере имущества ( Уильям Блейк )

Совершается литургия преждеосвященных даров . В качестве паремий предлагаются:

Обе паремии говорят о скорбях и испытаниях для верных , а также готовят молящихся к мысли о грядущих страданиях Христа . Традиция чтения книги Иова для назидания и утверждения верных прослеживается в Церкви вплоть до апостольских времён, на неё указывает ещё апостол Иаков в Соборном послании ( Иак. ). Книга Исход , рассказывающая об истории ветхозаветной Пасхи, напрямую предображает события новозаветной Пасхи.

Затем читается Евангелие о втором пришествии, притчи о десяти девах , талантах и о (зачало 102: Мф. — ). Стихиры на « Господи, воззвах » (они же поются на утрене «на хвалитех» и «на стиховне») призывают молящихся применить к себе содержание этих притч и воспринять их как урок для себя. Наиболее известны первая и последняя из этих стихир:

Во светлостех святынь Твоих, како вниду недостойный? Аще бо дерзну совнити в чертог, одежда мя обличает, яко несть брачна, и связан извержен буду от ангелов. Очисти, Господи, скверну души моея, и спаси мя яко Человеколюбец
Се тебе талант Владыка вверяет, душе моя. Страхом приими дар, заимствуй давшему ти, раздавай нищим, и стяжи друга Господа, да станеши одесную Его, егда приидет во славе, и услышиши блаженный глас: вниди в радость Господа твоего. Тоя достойна мя сотвори, Спасе, заблудившаго, великия ради Твоея милости.

В конце службы читается особый отпуст : « Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых… ».

По мнению А. Жобера , которого также придерживается В. М. Лурье , Великий вторник был днём совершения Господом Тайной Вечери и первоначальным днём Пасхи в одном из древних христианских календарей. Следы такого понимания Великого вторника видны из пасхального истолкования Мефодием Олимпским притчи о десяти девах в его сочинении «Пир десяти дев, или О девстве», а конкретнее — в гимне святой Фёклы Иконийской . Согласно диакону Владимиру Василику , « двупеснец Великого вторника исполнен пасхальным евхаристическим содержанием и связан с раннехристианским осмыслением Великого вторника как некоего пасхального празднества. Отсутствие в нём скорбной второй песни — не новация, а архаика» .

Католическая церковь

Первое чтение Литургии слова — пророчество о Мессии из книги Исайи ( Ис. ), евангельское чтение этого дня ( Ин. , ) повествует о предательстве Иуды и предсказании об отречении Петра . Утром в Великий вторник обычно проводится месса освящения мира и благословения елея (Missa Chrismatis) в тех случаях, когда по пастырским соображениям она не может служиться в Великий четверг .

В амвросианском обряде на мессе читается (как до, так и после литургических реформ Павла VI ) отрывок Ин. (первосвященники планируют арестовать и убить Иисуса) .

Древневосточные церкви

В западно-сирском, восточно-сирийском , коптском , армянском обрядах богослужение Великой среды, как и предшествующих Великих понедельника и вторника, характеризуется обилием библейских чтений. Так в восточно-сирском обряде в Великий вторник читаются Быт. (братья продают Иосифа в Египет), Нав. (уходящие за Иордан колена Рувима , Гада и пол-колена Манассии благословляются Финеесом ). Армянская церковь , подчёркивая особый траурный характер Великой вторника, как и двух обрамляющих его дней, не совершает литургии. В западно- и восточно-сирских обрядах в эти три дня служится литургия преждеосвященных даров .

Примечания

  1. Гермоген Шиманский . . от 3 ноября 2016 на Wayback Machine .
  2. В греческих Церквах последние слова тропаря переменны: «Предстательствы бесплотных спаси нас» (в понедельник), «Молитвами святаго ( имя храмового святого ) спаси нас» (во вторник), «Богородицею помилуй нас» (в среду)
  3. Jauber A. La date de la cene // Etudes bibliques. — Paris. — 1957.
  4. Лурье В. M. Три типа раннехристианского календаря. — С. 274—275.
  5. Диакон Владимир Василик . . от 5 декабря 2018 на Wayback Machine . — СПб., 2006. — С. 222—227.
  6. . от 1 мая 2009 на Wayback Machine // Православная энциклопедия

Ссылки

  • Богослужение православной церкви (репринтное издание 1912 года). — М. : , 2005. — С. 367.
  • на сайте Православие.Ru
  • // Православная энциклопедия
Источник —

Same as Великий вторник