Interested Article - Пасхальный костёр

Пасхальный костёр в деревне Эйберген, община Беркелланд , Нидерланды. Пасхальное воскресенье, 2006

Пасхальный костёр — костёр, который разводили в пасхальную ночь, обычай, существовавший в Российской империи и других европейских странах. Пасхальные костры разводили около храмов, на кладбищах, на дорогах .

Народные обычаи

Пускание горящего колеса в Люгде , Германия. Ночь на Пасхальное воскресенье, 2009

В России ещё в конце XIX века в пасхальную ночь по всей империи около православных храмов зажигались костры, а в сёлах на севере костры возжигались на вершинах холмов . Костры считались [ кем? ] очистительными . В Германии в ночь на первый день праздника в XIX веке зажигали на горах и холмах большие костры ( нем. «Пасхальный костёр»), складывая их из дров, дёрна и соломы; прикрепляли дегтярную бочку, обвитую соломой, к еловому дереву и, зажигая её ночью, плясали вокруг огня, а когда пламя погаснет — собирали головни и уголья и разносили по домам. Поляки с помощью живого огня огня разжигали большой сельский костёр в Страстную субботу , пламя его освящали, и люди уносили домой тлеющие головни . Чехи называли такой огонь «ведьмин костёр», «огни Громадных», «Грмачи» ( чеш. pálení čarodějnic, Ogni Gromadnich, Grmači ) . Существовало ещё обыкновение зажигать ночью деревянные стрелы, обмазанные смолой, и метать их вверх — так, чтобы пущенная стрела описывала в воздухе огненную дугу . У сербов аналогичные обряды совершались на Благовещенье ( Ранило ).

Для западных славян общим являлся обычай жечь костёр на Страстной неделе (со среды до субботы) около церквей; огонь для костра часто добывали трением; в костёр подкладывали деревянные крестики, кусочки дерева, ветки, оставшиеся от Вербного воскресенья , куски древесного гриба, колышки и т. п.; священники освящали этот огонь, а прихожане разносили его по домам и разжигали у себя в домах «новый» огонь (ср. польск. młody ogień ), предварительно затушив в печах старый. Костёр жгли и в пасхальную ночь, и в ночь на пасхальный понедельник; вокруг них собирались, веселились, коротая ночи, трапезничали, стреляли и др. Преимущественно на юге Польши, в Великопольше, в Словакии, у мораван и на востоке Чехии костры, возжигаемые на Страстной неделе, связывались с Иудой, ср. польск. Judasz , словацк. Judas , в. чеш. Jidaš — «чучело Иуды и костер, в котором его сжигали». В Силезии костёр и факелы зажигали на Страстной неделе в связи с ритуальным сожжением Жура .

Пасхальные костры отличались от других календарных по материалу (сюда сносили старые кресты и вещи, украденные у евреев), а также по семантике: их разжигали, чтобы «побужать» или «поднять» Христа, «обогреть» апостолов, дежуривших около убитого Христа; чтобы при свете огня увидеть Господа и попросить его о помощи; заслужить отпущение грехов .

На Западе и по сей день на прихрамовой территории разжигается большой костёр. С одной стороны смысл костра как и у пасхальной свечи — огонь есть Свет и Обновление. Пасхальный костёр также разводят для символического сожжения Иуды (Греция, Германия). С другой стороны, около этого огня могут греться те, кто вышел из храма или не дошёл до него, поэтому он является также символом костра, у которого грелся Пётр . В дополнение к световой иллюминации костров и фейерверков используют всяческие хлопушки и «шутихи» для торжественности праздника. [ источник не указан 2878 дней ]

См. также

Примечания

  1. , с. 222.
  2. , с. 622.
  3. .
  4. , с. 343.
  5. , с. 519.
  6. от 23 октября 2013 на Wayback Machine (чешск.)
  7. . Дата обращения: 4 ноября 2013. 23 октября 2013 года.
  8. , с. 620.
  9. , с. 621.

Литература

  • Костер / Т. А. Агапкина // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 620–6271. — ISBN 5-7133-1207-0 .
  • Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. — М. : Современный писатель, 1995. — Т. 3. — 416 с. — ISBN 5-265-03309-2 .
  • Гроздова И. Н., Токарев С. А. Заключение // Календарные обычаи и обряды в странах Зарубежной Европы. Конец XIX — начало XX в. Весенние праздники. — М. : Наука , 1977. — С. 337–345. — 356 с.
  • Коринфский А. А. // . — М. : Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 222—240.
  • Огонь живой / Плотникова Л. Л. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 519–521. — ISBN 5-7133-1207-0 .
Источник —

Same as Пасхальный костёр