Interested Article - Poena cullei
- 2020-07-07
- 1
Poena cullei (с лат. — «казнь в мешке») — квалифицированный вид смертной казни , известный римскому уголовному праву. В ходе казни жертву зашивали в мешок с разными животными (змеёй, обезьяной, собакой или петухом) и бросали в воду.
В Римском государстве
Заключалась в зашивании казнимого в кожаный мешок вместе с живыми змеёй , обезьяной , петухом и собакой с последующим утоплением мешка в водоёме . Применялась за убийство родственников, прежде всего — отца ( patricidium ) . Носила сакрально-символический характер, так как преступник, подвергавшийся poena cullei , уподоблялся соответствующим животным.
По свидетельству Цицерона , такому же наказанию подвергались и святотатцы . С принятием христианства Римской империей данная казнь была подтверждена законами Константина Великого , который распространил эту казнь и на детоубийц .
Poena cullei сохранялась в Византии , в частности, она предусматривается Сводом Юстиниана . При этом в Дигестах уточнялись некоторые процедурные особенности приведения данной казни в исполнение: казнимого предварительно били палкой, а бросанию в море в мешке с животными он подлежал только в том случае, если море находилось поблизости; если же моря рядом не было, преступника отдавали на растерзание диким животным .
Средневековая рецепция
Под влиянием рецепции римского права в Средние века казнь была принята в изменённом виде в ряде европейских стран. Во французском своде обычного права Livres de Jostice et de Plet (1260 год), созданном на основе Дигест Юстиниана , упоминалось о казни в мешке с петухом, собакой и змеёй.
Несколько позже казнь, основанная на poena cullei , появилась в Германии , где применялась в виде повешения вора вверх ногами на виселицу вместе с собакой либо двумя собаками, повешенными справа и слева от казнимого.
Средневековые глоссаторы , комментируя соответствующие положения римского права, так объясняли символизм poena cullei :
- Собака означает, что преступник не относился с должным уважением к своим родителям, поскольку собака слепа первые девять дней своей жизни;
- Петух означает само преступление;
- Змея означает горе родителей казнимого;
- Обезьяна символизирует самого преступника (внешнее сходство с человеком, но отсутствие права называться человеком в силу чудовищности совершённого преступления).
Собака приобрела дополнительное символическое значение именно в контексте «еврейской казни», поскольку как в иудейской , так и в христианской традициях собака рассматривалась как нечистое животное, олицетворявшее грех зависти . Кроме того, собака вместе с ослом , кошкой и свиньёй включалась средневековыми теологами в так называемый «дьявольский бестиарий », то есть перечень живых существ, являющихся помощниками дьявола в земном мире.
См. также
Примечания
- Цицерон. (недоступная ссылка) . (XXV)
- Цицерон. Диалоги: О законах. 24 октября 2008 года. . (22)
- Рудоквас А. Д. от 4 ноября 2008 на Wayback Machine — Публикации Центра антиковедения СПбГУ
- Сб. История Византии. Т. 1. Отв. ред. С. Д. Сказкин — Гл. 11 — от 4 ноября 2010 на Wayback Machine
- 16 декабря 2010 года. (англ. текст)
- от 3 сентября 2012 на Wayback Machine (лат. текст)
- Тогоева О. И. . М., 2006. С. 240.
Источники
- Тогоева О. И. «Истинная правда». Языки средневекового правосудия. — М. : Наука, 2006. — ISBN 5-02-010360-8 .
- 2020-07-07
- 1