Список глав Армении
- 1 year ago
- 0
- 0
Азербайджа́нцы в Арме́нии ( азерб. Ermənistan azərbaycanlıları ) — национальное меньшинство в Армении . После восстановления независимости Республики Армения в 1990 году число азербайджанцев в переписях населения не учитывалось вследствие их малочисленности. По оценкам Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев , в 2004 году в Армении проживало 30 азербайджанцев . Азербайджанцы практически не упоминаются в отчёте о положении национальных меньшинств Института Открытое Общество , в котором описывается ситуация с правами человека , также как и в других статистических источниках . Количество азербайджанцев на территории современной Республики Армения было значительным последние два века вплоть до Карабахского конфликта , в ходе которого подавляющее большинство азербайджанцев покинуло страну .
Начиная с XI века, территория Армении подверглась нашествию тюрок-сельджуков , пришедших из Средней Азии . Им удалось распространить своё влияние практически на всю её территорию , что стало сильнейшим ударом для армянского этноса региона и привело к эмиграции значительной части армян . Многочисленные кочевые племена на протяжении целого ряда веков перемещались на территорию Армении и селились в богатых районах с обширными пастбищами .
В начале XIII века монголы подчинили себе значительную территорию Армении . Происходила миграция различных племён, что ещё больше усилило демографические изменения, а армянское население региона продолжало сокращаться . Как отмечет авторитетная « Энциклопедия ислама »: «монгольское владычество увеличило в Армении численность кочевого элемента, прежде всего туркоманского» .
С 1386 года и до начала XV века, Армения подвергается разрушительным походам Тамерлана . В сельджукскую эпоху , земли и пастбища отнимались у местного армянского населения, происходило массовое заселение территории пришлыми тюркскими кочевниками, а ислам становился доминирующей религией. Число армянского населения региона уменьшалось . По мнению И. Шопена , после уничтожения Конийского султаната в начале XIV веке, в Армению переселяется племя позже ответвлённое на айрумы , сеидли-ахсахли и саадли . Н. А. Кузнецова отмечает, что при Тамерлане на рубеже XIV—XV веков племя каджаров было переселено в район Еревана .
Однако ещё в эпоху татарского нашествия, Марко Поло отмечал преобладание армян на всей территории исторической Армении, от Сиваса до Мугани .
В течение XV века части территория Армении входила в состав государств, созданных пришлыми тюркскими кочевыми племенами Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу , ведущими междоусобные войны . Армянское население уводилось в плен, многие армяне были вынуждены массово эмигрировать .
С самого начала установления Сефевидского господства территория Армении была разделена на ульки , которые были переданы кызылбашским племенам. Старое население этих областей, как правило, изгонялось . В XVI веке в Ереванскую область были поселены части тюркских кызылбашских племен устаджлу , алпаут и байят , при шахе Аббасе I сюда было переселено также племя ахча-койюнлу каджар . В 1604 году, в ходе войн между Персидской и Османскими империями, шах Персии, Аббас I Великий, чтобы удержать под своей властью Закавказье применил в Армении тактику выжженной земли , в ходе которой он изгнал всё население из Восточной Армении (см. статью Великий сургун ), как христиан, так и мусульман. Среди изгнанных наибольшее количество составляли армяне . По словам Аракела Даврижеци , шах Аббас « превратил в необитаемую [пустыню] благоденствующую и плодородную Армению » . Всего между 1604 и 1605 было переселено от 250 до 300 тысяч армян . На земли изгнанных армян были поселены тюрки-кызылбаши из племени каджар и других групп . Персам, однако, удалось закрепить за собой Восточную Армению. И по словам португальского автора той эпохи, Антонио де Гувеа :
…город был восстановлен и вновь заселён — мусульманами а не армянами-христианами, которых царь сослал в глубь Персии…
По мнению Джорджа Бурнутяна , до XVII века армяне сохраняли большинство в Восточной Армении, которое в последующем значительно сократилось .
Одновременно, в XVI—XVII веках, в Закавказье не только стихийно, но и преднамеренно заселялись туркменские и курдские кочевые племена , которых местные правители рассматривали как свою опору .
Во второй половине XVIII века в Ереване из 4 тысяч жителей 3 тысячи человек были азербайджанцами. Этот факт подтверждает и историк Ашот Иоаннисян , который, ссылаясь на источники первой четверти XVIII века, пишет: «Армяне составляли четвертую часть населения города Еревана, а азербайджанцы — большинство» .
«Вид на
Малый
и
Большой Арарат
с татарской деревни Сирбаган» (1838 год) и «Джигитовка курдов и татар перед крепостью
Сардар-Аббат
в Армении». (Худ.
Г. Гагарин
, 1847 год)
|
В 1814 году последний эриванский сардар Гусейн-хан переселил в область Эривани тюркское племя карапапахов . В начале XIX века продолжается переселение азербайджанцев в Памбак и Шурагель .
По камеральному описанию 1831 года, в Эриванской области насчитывалось 50 тысяч мусульман, преимущественно азербайджанцев (согласно источнику — «татары») . Согласно И. Шопену к 1832 году в Эривани жило 5338 азербайджанцев («татары» по тогдашней терминологии). Также рыбной ловлей на реке Занга ( Раздан ) в этот период занимались преимущественно азербайджанцы .
Согласно историку Джорджу Бурнутяну , в первой четверти XIX века мусульмане (персы, азербайджанцы, курды) составляли 80 % населения Эриванского ханства , остальными 20 % являлись христиане (армяне) . Рональд Сюни называет следующие цифры по населению Эриванского ханства перед 1828 годом: мусульмане — 87 000 , армяне — 20 000 .
После присоединения ханства к Российской империи в 1828 году на эту территорию мигрировали армяне из Персии и Турции. В то же время многие мусульмане (азербайджанцы, курды и пр.) массово покинули эту территорию . Подобные миграционные процессы в меньших масштабах продолжались до конца XIX века. К 1832 году на территории бывшего Эриванского ханства армяне по численности уже перегнали мусульман .
К XIX веку азербайджанцы занимали почти всю русскую Армению . Азербайджанцы на территории нынешней Республики Армения составляли в XIX веке заметную долю в населении ряда армянских городов . В конце XIX века наибольшее количество азербайджанцев на территории нынешней Республики Армения проживало в Араратской равнине и в Даралагязе .
Согласно ЭСБЕ в начале XX века, в Эриванской губернии (включавшей также всю территорию современной Нахичеванской Автономной Республики и области Ыгдыр Турции) около 37,5 % населения составляли азербайджанцы, указанные в словаре как «адербейджанские татары» . Большинство жило в сельской местности и занималось скотоводством и ковроделием . Азербайджанцы по численности преобладали в четырёх из семи уездов губернии, включая город Эривань , где они составляли 49 % населения (по сравнению с 48 % армян) .
Путешественник Луиджи Виллари, посетивший регион в 1905 году, описывает азербайджанский базар Эривани следующим образом:
Следуя по продолжению Астафьевской, мы пробираемся через живописную улочку татарских магазинов к другому рынку, где обычно можно видеть группы верблюдов. Отсюда по узким улочкам можно пройти к Татарскому базару, похожему на крольчатник своими тёмными входами и узкими норами, куда с трудом можно просунуться. Заядлый коллекционер безусловно откопает что-нибудь любопытное в его мрачных недрах и дурно пахнущих глубинах, но лично я ничего такого не разглядел, и базар показался мне беднее других. Хотя сами по себе сводчатые пассажи, манящие восточными тайнами, магазины с тёмными занавесками и толпы татар в длиннополой синей одежде выглядели занимательно. В небольшой комнатушке с приоткрытой дверью я заметил учителя, излагающего религиозные правила дюжине мальчиков, он произносил слова нараспев, монотонным голосом, покачиваясь туда-сюда. В другой каморке брадобрей лишал свою жертву последних волосков. На каждом углу предлагали кофе и чай, но необычных и вкусных восточных конфет, испробованных мною в Константинополе и Сараево , здесь не нашлось. В галереях и маленьких двориках отдыхали неуклюжие верблюды
В XX веке азербайджанцы, на протяжении многих веков жившие в Восточной Армении, превратились, как отмечает британский журналист Томас де Ваал , в безгласных гостей, подвергавшихся дискриминации и вытесненных на социальную обочину , что привело к серьёзным изменениям в этнической картине страны. Несмотря на это, азербайджанцам удалось остаться самым многочисленным этническим меньшинством Армении вплоть до Карабахской войны. В 1905—1906 годах Эриванская губерния явилась ареной стычек между армянами и азербайджанцами (известных у современников как « Армяно-татарская резня »), спровоцированных, по мнению многих, царским руководством, с целью отвести внимание народных масс от Первой Русской революции .
«Татары» (т.е. азербайджанцы) — продавцы фруктов в Эривани (слева) и первая страница журнала «Лек-Лек» на азербайджанском языке (22 февраля 1914, Эривань)
|
22 февраля 1914 года в Эривани под влиянием журнала « Молла Насреддин » стал издаваться первый печатный орган города на азербайджанском языке — журнал «Лек-Лек» («Аист»), издаваемый Мирмухаммедом Мирфатуллаевым и Джаббаром Аскерзаде . В 1917 же году на азербайджанском языке в Эривани издавались журнал « Бурхани-хагигат » и газета «Совет молодых». В данных изданиях печатались произведения литературы, статьи на политические, исторические и научные темы, освещались события культурной жизни Эривани .
Напряжённость усилилась в 1918 году, с недолговременным появлением независимых Республики Армения и Азербайджанской Демократической Республики . Оба государства претендовали на одни и те же земли на стыке своих границ . Военные действия на фоне массового прибытия в Республику Армения армянских беженцев из Османской империи (через Западную Армению ), спасавшихся от геноцида армян , проводимого турецким правительством, привели к изгнанию мусульман [ нет в источнике ] , в результате чего почти все они бежали в Азербайджан. Особенно выделились в уничтожении мусульманских селений Андраник Озанян и Рубен Тер-Минасян , проводившие политику арменизации территорий некогда совместного армяно-азербайджанского проживания путём заселения их армянскими беженцами из Турции .
Поздним летом 1918 года партизанские отряды Андраника и Шахназаряна действовали в Зангезурском уезде . Как отмечает немецкий историк, профессор Берлинского университета им. Гумбольдта Йорг Баберовски , «в начале сентября партизаны Андраника разграбили и разорили 18 мусульманских деревень и убили 500 женщин» . По этому поводу в отчёте уездного полицмейстера значилось замечание, согласно которому эта расправа была учинена «по просьбе армянских крестьян, желавших завладеть имуществом изгнанных и убитых». Осенью 1918 года в связи с атакой превосходящих военных сил на мусульманские деревни масштаб беженцев был небывалым . Из своих деревень в Зангезурском уезде было изгнано около 50 000 мусульман . Все они бежали в соседние Джебраильский и Джеванширский уезды . Как результат этих нападений, было полностью уничтожено более 100 деревень и убито около 10 000 человек .
В докладе А. И. Микояна «О политическом положении в Закавказье» от 1919 года говорилось: «внутри страны (Армении — прим.) анархия, господство вооружённых шаек, голодные смерти, эпидемии и к тому же организованное истребление мусульман, которое ежеминутно может вызывать объявление войны Азербайджаном…» . Многие места в Армении с азербайджанским населением в этот период опустели. Здесь дашнаками проводилась политика «чистки страны от инородцев» и в первую очередь от мусульман, которые были изгнаны из Новобаязетского, Эриванского, Эчмиадзинского и Шаруро-Даралагезского уездов . Так, например, немецкий историк, профессор Берлинского университета им. Гумбольдта Йорг Баберовски отмечает, что в Новобаязетском уезде Республики Армения армянская армия участвовала в планомерном изгнании мусульманских крестьян, в результате чего около 100 мусульманских деревень были полностью разрушены и уже в мае 1919 года Новобаязетский уезд был очищен от мусульман .
Турецкие доклады оценивали разрушения на конец 1919 года в от 91 (данные ) до 199 (данные турецкого правительства) разрушенных сёл в Эриванской губернии; при этом в официальном протесте Республики в марте 1920 по поводу этнических чисток в Армении с уничтожением местного населения было разрушено до 300 сёл. Официальный протест также выразил Иран . В Армении против резни протестовала эсеровская фракция Парламента (отрывок взят из вторичного источника и переведен с английского) :
Председателю Парламента:
Мы просим Вас сообщить министру внутренних дел следующий запрос: Известно ли министру о том, что в течение последних трёх недель на территории Армянской Республики в границах Эчмиадзинского, Эриванского и Сурмалинского уездов большое количество татарских сел, в том числе Пашакенд, Такярли, Курух-Гиюн, Улалык Тайшухурского общества, Агверен, Далелар, Пурпус, Алибек Арзакендского общества, Джан-Фида, Керим-Арч, Агджар, Игдалу, Кархун, Келани-Аролтх Эчмиадзинского уезда были очищены от татарского населения и преданы грабежу и резне? Что местная полиция не только не предотвратила это, но и приняла участие в грабеже и резне; что эти события оставили отпечаток на местном населении, которое относится с отвращением к этим погромам, и, желая жить в мире со своими соседями, требует, чтобы преступники, которые еще не понесли наказание, были преданы суду и наказаны?
На парламентских выборах 1919 года в Республике Армении партия азербайджанцев («партия татар» в соответствии с тогдашним названием азербайджанцев) набрала 3,5 % процента голосов и получила 3 места из 80 в армянском парламенте .
Согласно Тому де Ваалу , лидер дашнаков Гарегин Нжде , захватив в 1921 году Зангезур , изгнал оттуда остатки азербайджанского населения и добился, как, по словам самого де Ваала, эвфемистически выразился армянский автор Мутафян, «реарменизации» региона .
По итогам этнических чисток азербайджанское население Армении сильно сократилось. Джастин Маккарти, сравнивший данные Российского статистического ежегодника 1915 года по населению 1914 года и данные всесоюзной переписи 1926 года , пришел к выводу, что в результате этнических чисток 180 тысяч человек, 2/3 мусульманского населения Эриванской губернии, были вырезаны или изгнаны .
После советизации в республику вернулось относительно немного азербайджанцев; перепись 1926 года зафиксировала лишь 76,87 тысяч . К 1939 году их численность возросла до 131 тысяч .
С декабря 1921 по 1926 года ЦК КП(б) Армении на азербайджанском языке издавались газеты «Ранджбар» («Пахарь»), «Зенги» . В Эривани были созданы клуб по работе с азербайджанцами и женский азербайджанский клуб . В 1928 году здесь был основан Ереванский азербайджанский государственный драматический театр , ставший первым театром другого народа на территории Армении . Количество общеобразовательных школ с преподаванием на азербайджанском языке увеличилось с 32-х в 1922 до 104-х в 1923/1924 учебном году . В Ереване на азербайджанском выходили также такие газеты и журналы, как «Гызыл Шафаг» (1927-1937), «Коммунист» (1937-1939), « Советская Армения » (1939-1989) .
В 1947 году первый секретарь Коммунистической партии Армянской ССР Григорий Арутинов добился принятия Советом министров СССР постановления «О переселении колхозников и другого азербайджанского населения из Армянской ССР в Кура-Араксинскую низменность Азербайджанской ССР», в результате чего до 100 тысяч азербайджанцев подверглись переселению «на добровольных началах» (а по сути — депортации ) в Азербайджан в течение следующих четырёх лет, по плану уступая места своего проживания армянским репатриантам из-за рубежа (подробнее см. статью « Депортация азербайджанцев из Армении (1947—1950) »). К 1959 году численность азербайджанцев сократилась до 107 тысяч . Данные последней переписи 1959 года показывают уменьшение численности азербайджанцев и в городах Армянской ССР .
В 70-е годы темпы роста городского азербайджанского населения Армянской ССР уже превысили темпы роста азербайджанского сельского населения Армянской ССР, чего не наблюдалось в прежние годы. Но в целом доля азербайджанцев в городах (по данным переписи 1979 года в городах проживало лишь 15,5% азербайджанского населения республики) была довольно низкой . Из за быстрого роста города за счёт переселенцев из деревень и репатриантов, в Ереване численность азербайджанцев, некоторое время составлявших большинство населения, упала в процентном отношении до 0,7 % в 1979 году и 0,1 % — в 1989 .
В конце советской эпохи разгорелся спор вокруг Нагорно-Карабахской автономной области , вылившийся в межнациональные столкновения в Азербайджанской и Армянской ССР. После массового избиения армян в Чардахлы (армяне села протестовали против назначения азербайджанца на должность директора совхоза) , азербайджанцы в Армении столкнулись с большими трудностями и преследованиями, и стали вытесняться из республики . В ноябре 1987 года на азербайджанцев в Кафанском районе Армении совершаются нападения . 25 января 1988 года первая волна азербайджанских беженцев из Армении прибыла в Азербайджан . У многих беженцев из Кафанского района были следы от побоев . Многие из этих беженцев поселились у своих бакинских родственников . Также азербайджанские беженцы из Армении были размещены в двух деревнях Фатмаи и Сараи, в пригороде Сумгаита . А в феврале 1988 года произошел Сумгаитский погром .
В ноябре 1988 года началось массовое изгнание азербайджанцев из Армении . Этнические разногласия привели к насилию . В ноябре 1988 года 25 азербайджанцев было убито, согласно официальным армянским источникам (из них 20 — в Гугаркском районе ) . На протяжении 1988 года от рук армян пострадали сотни проживавших в Армении азербайджанцев . По азербайджанским данным, общее число убитых в тот период в Армении азербайджанцев — 217 человек . По переписи населения 1989 года в Армении проживало 84,860 азербайджанцев .
Таким образом, оставшиеся азербайджанцы до 1991 года почти полностью покинули Армению . Их точное количество к моменту конфликта неизвестно, так как перепись 1989 года проводилась в период, когда азербайджанская эмиграция уже приняла обширные масштабы . По данным британского журналиста Томаса де Ваала , в 1988-1989 годах 186 тысяч азербайджанцев переехали из Армении в Азербайджан .
В 1990 году при помощи бульдозера была уничтожена азербайджанская мечеть на улице Вардананц . Другое культовое сооружение, Голубая мечеть стала упоминаться как «персидская мечеть» с целью избавить Армению от азербайджанского «следа» при помощи лингвистических манипуляций . Географические названия тюркского происхождения так же массово заменяются на армянские (вдобавок к тем, что были заменены, начиная с 1930-х годов ).
По мнению немецкого специалиста в общественных наук Давида Лойпольда, тема этнических чисток мусульманского населения Зангезура, Даралагеза и Сурмали в окрестностях Эривани в 1918—1920 годах на сегодняшний день активно замалчивается в Армении .
В феврале 2007 года начальник управления по вопросам нацменьшинств и религии аппарата правительства Армении Грануш Харатян заявила, что азербайджанцы в Армении продолжают проживать, и ей известно их точное число. Однако, она отказалась назвать его, отметив, что согласно Конвенции ООН не имеет права оглашать данные о численности проживающей в стране той или иной национальной общины, представители которой могут находиться под угрозой .
1922 | 1926 | 1939 | 1959 | 1970 | 1979 | 1989 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Азербайджанцы
(% от всего население республики) |
59,644 (9.73 %) | 76,870 (8.75 %) | 130,896 (10.2 %) | 107,748 (6.1 %) | 148,189 (5.9 %) | 160,841 (5.3 %) | 84,860 (2.6 %) |
Уезды |
Сёла, населённые только или преимущественно азербайджанцами (по тогдашней терминологии — «татары»)
и расположенные в пределах современных границ Армении (по данным на 1873 и 1886 года) |
---|---|
Эриванский уезд | Абуль-кенд, Авшар , Агджа-кишлаг , , Акарак , Али-Мамед-кишляги, , Аликрых, Алпава , Анд, Арбат , , , Асни, , Бахчаджик, Ахунд-Бузованд , Байбурт, Беюк Веди , Бёюк-Гилянар, Бозкеса, Бугамлу, Верхний Агбаш , Геранис, Гёк-Кумбат, , Горован , Гюль-Джигин, Дамагирмаз, Джабачалу , , , Джаткран, Джигин-Каракоюнлу, Джирманис, Донгузьян , , Елинджа, Енгиджа , Зар, , , , Инаклу , Кала-диби, , Каракишляг , , Караляр , , , Каратапа, Карахач , Карабагляр Верхнее, Карабагляр Нижнее , Карадаглу , Караторпах, Кёрпи-кулаг, Кичик-Веди , Кичик-Гилянар, Котуз, Кохт, Курбаглу, Кюллуджа, Кюзаджиг, Кюсус, Кядылу , Кямал, , Мамед-абад (Караджалар), Мангюк, Мангюс, Масумлу , Молла-Ахмед, Неджилу Верхнее, Неджилу Нижнее, , Охчаберд , Рейганлу , Сабунчи , Сараджалар, Сарванляр-Улья, Саруханлу, Сеид-Кенд, Тайтан , Таракямалар, Халиса , , Торпах-кала , , Ташлу , Улуханлу , , Халиса , Хараба-Кетанлу, Хараба-Сарванляр, Харатлу , Хасанлу, Хачапарах , , Хнут, Чанахчи Верхние (Гортун), Чангли, Чарбах, Чатма-даги, , Шагаплю , Шидлу , Ширазлу , Шихляр , Ших-хаджи , Шорлу-Демурчи , Шорлу-Мехмандар , Эранос, Яманджалу . |
Эчмиадзинский уезд | Агакчи (Ага-кичик) , Агджа-арх , Агджа-кала Верхнее , Агджа-кала Нижнее , Айланлу , , Аркел, Ассар, , Аярлу , , Бахчаджуг , Джанфида , , Диан , Зейва Татарская , Игдалу , Иринд , Камарлу , Каравансарай , Караджалар, Караканлу, Караковмаз , Каргабазар , Кархун , , , Кирашлу, Кулибеклу Верхнее, Кулибеклу Нижнее, Кульдаврем, , , Кялашам, Кярим-арх , Магда , Мегрибан , Молла-Абдал, Молла-дурсун , Пир-Малак , Пир-Тикян , Ранчпар , Сагмоса-ванк , Софи-абад, Султан-абад, Талынь Нижний , , , Тули-Наби , Туркманлу , Хараба-Акерак , , Хеирбеклу , Ходжа-Яралу, Чобанкара , , Шамиран, Шариф-абад, Эшнак , Ягублу, Яшил . |
Новобаязетский уезд | Агкилиса , Агбулаг , , Айри-ванк , Алучалу Верхнее (Юхари-Алучалу), Арданич , , Ахкала , , , Гюмуш , , , , Даллар, , Еллиджа-Каракоинлу , Зарзибил , Зод , , Кабахлу, , , , , Каябаши , Кейты Новые, Кизил-Ванк , Кизил-Хараба , , Корух-Гюней, , Коша-булаг , Куйли, , , Кянкян , Кяркибаш , Кясаман , Мадина , Мазра Большая , Мазра Малая , , , Сари-Якуб , Саданахач , , , Такялу , Ташкенд , , Узунляр, , , Хартлуг (Хартых), Хусейн-Кули-Агалу , , , , Шорджа , Яных , | ,
Шарур-Даралагезский уезд | Агджа-кенд, Айсасы , Алагез , Алихан-Паяси, , Амагу , Аргез, Ардалас, Ариндж, Ахлу, , , , Бюль-бюль-олан, Вартанес, Гейарчин, Гемур , Геналу, Гендара, Гер-Гер, Гёг-Абас, , Горбадых, , Гостун, , Гюмуш-хана, Гюней-ванк, , Дайлахлу , Даракенд, Дашалты, Демурчиллар, Джегатай, Джани, Джани-Кабахлу, Джейранлу, , Зейта , Зирак, Исты-су , Кабахлу , Каласар , Каракая, Каралар, Кара-ванк, Котанлу , Каялу, Кемурлу, Кличлу, , Кодух-ванк, Козулджа, Кочбек, Курбан-кясилан, , , Мама-Рза-кишлаг, Маратуз, , Новлар, Новлу, , Тарп, , Чайкенд, Чива , , Шахкельды-кишляги, Шорджа, Эртич. | , Аг-килиса,
Александропольский уезд | Арчут , , , Гюзель-дара Татарская , Дуз-кенд Татарский, Кизил-оран , Курсали, Сарал , , Ханджугаз . |
Борчалинский уезд | Ламбало , Кёрпили . |
Казахский уезд | Салах | , ,
Зангезурский уезд | Агуды , , , , , , , , Вагуди , , , , Джомартлу , , , , , , , , , , , , , , , Марзагит, , , , , , Сисиан , Урут , , , , , |
По Всесоюзной переписи 1939 года азербайджанцы были расселены в следующих районах и городах Армянской ССР
Район/город |
Численность
(% от всего население района) |
|||
Ереван | весь город | Кировский район | Спандарянский район | Сталинский район |
6569 (3,2%) | 1577 | 2340 | 2652 | |
Ленинакан | весь город | |||
161 | ||||
весь район | с. Микоян (рц) | прочие села | ||
5.705 (20,5%) | 19 | 5.686 | ||
Красносельский район | весь район | с. Красносельск (рц) | прочие села | |
9.704 (42,6%) | 66 | 9.638 | ||
Амасийский район | весь район | с. Амасия (рц) | прочие села | |
10.140 (68%) | 424 | 9.716 | ||
Калининский район | весь район | с. Калинино (рц) | с. Шахназар | прочие села |
3.571 (14,9%) | 57 | 3 | 3.511 | |
Кафанский район | весь район | пгт Кафан (рц) - (по другим данным город с 1938) | село | |
7.194 (22,7%) | 444 | 6.750 | ||
Вединский район | весь район | пгт Давалинского цем. з-да | с. Веди (рц) | прочие села |
8.070 (44,5%) | 160 | 2.319 (82%) | 5.591 | |
Басаргечарский район | весь район | с. Басаргечар (рц) | прочие села | |
19.805 (57,2%) | 135 | 19.670 | ||
Мегринский район | весь район | с. Мегри (рц) | прочие села | |
2.614 (27%) | 144 | 2.470 | ||
Зангибасарский район | весь район | с. Зангибасар (рц) | прочие села | |
13.354 (63,6%) | 2.048 | 11.306 | ||
Азизбековский район | весь район | с. Азизбеков (рц) | прочие села | |
5.897 (32,3%) | 36 | 5.861 | ||
Анийский район | весь район | пгт Ани-Пемза | прочие села | |
24 | 4 | 20 | ||
Алавердский район | весь район | г. Алаверди (рц) | пгт Шамлуг | прочие села |
1381 | 183 | 172 | 1026 | |
Алагезский район | весь район | с. Алагез (рц) | прочие села | |
7 | 0 | 7 | ||
Апаранский район | весь район | с. Апаран (рц) | прочие села | |
246 | 1 | 245 | ||
Артикский район | весь район | пгт Артик (рц) | прочие села | |
36 | 9 | 27 | ||
Ахтинский район | весь район | с. Нижняя Ахта (рц) | прочие села | |
2472 | 17 | 2455 | ||
Аштаракский район | весь район | с. Аштарак (рц) | прочие села | |
1164 | 12 | 1152 | ||
Вагаршапатский район | весь район | г. Вагаршапат (рц) | прочие сёла | |
810 | 28 | 782 | ||
Горисский район | весь район | г. Вагаршапат (рц) | прочие сёла | |
721 | 33 | 688 | ||
Гукасянский район | весь район | с. Гукасян (рц) | прочие сёла | |
12 | 0 | 12 | ||
Дилижанский район | весь район | пгт Дилижан (рц) | прочие сёла | |
2051 | 21 | 2030 | ||
Дузкендский район | весь район | с. Дузкенд (рц) | прочие сёла | |
24 | 5 | 19 | ||
Иджеванский район | весь район | с. Иджеван (рц) | прочие сёла | |
94 | 20 | 74 | ||
Камарлинский район | весь район | пгт Камарлу (рц) | прочие сёла | |
3193 | 259 | 2934 | ||
Карабеглярский район | весь район | с. Чиманкенд (рц) | прочие сёла | |
7489 (58,4%) | 996 | 6493 | ||
Кироваканский район | весь район | г. Кировакан (рц) | прочие сёла | |
4407 (9,7%) | 165 | 4242 | ||
Котайкский район | весь район | пгт Канакер (рц) | прочие сёла | |
1340 | 30 | 1310 | ||
Мартунинский район | весь район | с. Мартуни (рц) | с. Нижняя Гезалдара | прочие сёла |
422 | 2 | 0 | 420 | |
Ноемберянский район | весь район | с. Ноемберян (рц) | прочие сёла | |
2481 | 5 | 2476 | ||
Нор-Баязетский район | весь район | г. Нор-Баязет (рц) | прочие сёла | |
948 | 23 | 925 | ||
Севанский район | весь район | пгт Севан (рц) | прочие сёла | |
37 | 20 | 17 | ||
Сисианский район | весь район | с. Сисиан (рц) | прочие сёла | |
4685 (17%) | 41 | 4644 | ||
Спитакский район | весь район | с. Амамлу (рц) | прочие сёла | |
2672 | 2 | 2670 | ||
Степанаванский район | весь район | г. Степанаван (рц) | прочие сёла | |
236 | 118 | 118 | ||
Шамшадинский район | весь район | с. Берд (рц) | прочие сёла | |
42 | 4 | 38 |
Уроженцем Еревана является известный азербайджанский художник-орнаменталист и портретист XIX века Мирза Кадым Эривани , считающийся основоположником азербайджанской станковой живописи. Работал в Ереване, а в 1850-х гг. для реставрировавшегося Дворца сардаров написал 4 больших (1 м X 2 м) портрета маслом . Заслуженным художником Армянской ССР в 1967 году был признан уроженец Зангибасарского района Республики Джаббар Кулиев , окончивший Ереванский государственный педагогический техникум. Руководителем сценарного отдела киностудии « Арменфильм », заместителем директора Института искусств Академии Наук Армянской ССР (1965—1978) и секретарем правления Союза кинематографистов Армении был уроженец Эривани Сабир Ризаев .
В 1886 году учащимися Эриванской русско-мусульманской школы по инициативе 23-летнего преподавателя Фиридун-бека Кочарли была поставлена комедия М. Ф. Ахундова « Мюсье Жордан и Дервиш Мастали шах ». С 1896 года спектакли на азербайджанском языке в Ереване стали проходить более или менее регулярно. В этих постановках раскрывался талант молодого актёра Ю. Н. Сулейманова . После здания школы местом для спектаклей служил зал во дворце хана Панаха. Когда он стал слишком мал, спектакли проходили в театре братьев Джанполаджановых . В 1928 году в Ереване был организован Азербайджанский театр — первый театр другого народа на территории Армении . Театр действовал до 1988 года (с перерывом в 1949 — 1967 ). В разное время в театре выступали Кязим Зия , Заслуженные артисты Армении Али Зейналов , Юнис Нури , Али Шахсабахлы и др. С 1934 по 1951 год главным режиссёром театра был Заслуженный деятель искусств Армянской ССР Бахши Галандарлы .
Среди наиболее известных азербайджанских ашугов , живших и творивших на территории Армении, можно назвать имена Ашуга Алескера из села Агкилиса , его учителя Ашуга Алы из села Гызылвенк , Ашуга Асада из села Бёюк Каракоюн , Ашуга Ислама из села Нариманлы , Ашуга Мусу из села Каракоюнлу . Ашуг Алескер, создававший ашугские напевы на свои стихи и виртуозно исполнявший их на сазе, также возглавлял ашугскую школу .
В 1604 г. на Армению обрушилось очередное несчастье: отступая в Иран, Аббас I угнал около 350 тыс. населения, главным образом армянского.
«Primary sources estimate that between 1604 and 1605 some 250 to 300, 000 Armenians were removed from Armenia for settlement in Iran.»
Аналогичный факт приводится и А. Г. Иоаннисяном, который, ссылаясь на источники первой четверти XVIII в., пишет: «Армяне составляли четвертую часть населения города Еревана, а азербайджанцы — большинство».
Раскрывая содержание этого письма, брат Ивана Карапета — Лука Ширванов отметил, что здесь речь идет о присылке воинов российских для защиты армян от турок и что они, армяне, с «персианами» в согласии (Там же). Нет сомнения, что, говоря о «персианах», Ширванов имел в виду мусульманское население области, то есть преимущественно азербайджанцев или их руководящую верхушку. По данным источников армяне составляли четвертую часть населения города Еревана, а азербайджанцы — большинство.
Однако к двадцатому веку азербайджанцы, на протяжении многих веков жившие в восточной Армении, превратились в безгласных гостей, подвергавшихся дискриминации и вытесненных на социальную обочину. Армяне реализовали своё право на родину за счет этих людей. В 1918—1920 годах десятки тысяч азербайджанцев были изгнаны из Зангезура. В 1940-х годах ещё десятки тысяч были депортированы в Азербайджан, чтобы освободить место для армянских репатриантов. Во время последней этнической чистки в 1988—1989 годах избавились и от оставшихся.
leaders of the volunteer battalions and Turkish–Armenian ‘self-defence’ operations. From mid-1918, Andranik was prominent in the destruction of Muslim settlements during the purging of the Armenian–Azeri border region of Zangezur. Hovannisian describes his actions as the beginning of the process of ‘transforming Zangezur into a solidly Armenian land’. Alexandre Khatisian, one-time Prime Minister of Armenia, used similar language, averring that ‘it was not the will of the diplomats which was to bring about homogeneous populations in this or that region, but through the course of elemental behaviour’. Andranik was stopped from expanding this policy into Karabakh by the local British commander, who had his own distinct political agenda.
Andranik brought with him 30,000 Armenian refugees, many from eastern Anatolia, particularly Mush and Bitlis, where, under the protection of fedayee forces lead by Ruben Ter Minassian, they had managed to resist the Turkish assault and escape to the Caucasus. Some refugees stayed in Zangezur, but Ter Minassian, a former member of the Armenian national council, ordered the transfer of many of them to the Erivan and Daralgiaz regions, where they replaced evicted Muslims in a move to ethnically homogenize key areas of the Armenian state. One of the fedayees accurately described this as ethnic cleansing, and the parallels to the settlement of muhajirs at Armenian expense
in the late Ottoman empire are obvious...
F.O. 371-3660, no. 154951 [number difficult to decipher], Cox to Curzon, Teheran, 25 October 1919, transmitting the letter of "Etola ul Mulk" of the Persian Foreign Office to Cox, 21 October 1919. He further mentions that 5,000 Persians had escaped from the Armenian Republic into Iran, mainly men and women forced to leave their children behind. He states that the Persian government holds the Great Powers responsible for what has happened and for correcting the situation -- a forlorn hope.
F.O. 371-4952, no. E4925, Letter from the Persian Consul-General in the Caucasus, Tiflis, 5 April 1920.Важным событием явилась организация в Ереване в 1928 году Азербайджанского театра — первого театра другого народа на территории Армении.
Большую помощь курдской труппе, как и организованному Джананом ещё в 1928 году в Ереване Азербайджанскому театру, оказывали режиссёры Л. Калантар, А. Бурджалян, А. Гулакян, В. Вартанян.
Following the Chardaklï events, the Azeris in Armenia faced increasing difficulties and harassment, as Armenians started driving Azeris out of Armenia
1987 год… Ноябрь. Нападения на азербайджанцев в Кафанском районе Армении.
Ситуация обострилась после того, как из Кафанского района Армении сюда хлынул поток беженцев, многие из которых поселились у своих бакинских родственников. О жертвах ничего не сообщалось, но у многих беженцев были следы от побоев… В качестве меры предосторожности он запретил въезд в Баку тысячам рабочих, которые ежедневно приезжали сюда из Сумгаита, и разместил азербайджанских беженцев из Армении в двух деревнях Фатмаи и Сараи, в пригороде Сумгаита. И вот, когда Баку немного успокоился, забурлил Сумгаит.
Ужасы, пережитые армянами-жителями этих кварталов, тщательно задокументированы. Свидетельские показания сорока четырёх человек, переживших этот погром, потом были собраны в изданную в Армении книгу, которая с исключительной силой воссоздает подробную картину погрома. Наводнившие улицы Сумгаита банды совершали чудовищные зверства. Несколько их жертв были так обезображены ударами топоров, что их тела потом невозможно было опознать. Женщин раздевали донага и поджигали. Некоторых многократно насиловали.
And while a beautiful 18th century mosque has recently been restored in Yerevan, few of its citizens recall that a small Azerbaijani mosque on what is now Vardanants Street was demolished by a bulldozer in 1990.
Я был почти уверен, что именно здесь когда-то стояла мечеть, которой пользовались ереванские азербайджанцы. Ей не посчастливилось: постройку не сочли «персидской» и снесли.
Легкость, с которой армяне смогли стереть с лица земли азербайджанскую мечеть в своем городе, можно объяснить лингвистическим трюком : азербайджанцев Армении, оказывается, легко вычеркнуть из истории страны, потому что до двадцатого века слово «азербайджанец» вообще не употреблялось, и представителей этого народа называли «татарами», «турками» или просто «мусульманами». Тем не менее, они не были ни персами, ни турками. Это были турецкоговорящие шииты — подданные персидской империи времен династии Сефевидов. Словом, это были предки тех, кого мы теперь называем «азербайджанцами». Таким образом, когда армяне говорят о «персидской мечети» в Ереване, название «персидская» заставляет забыть о том, что большинство молившихся в этой мечети со времени её постройки в 1760-х годах должны были быть в сущности азербайджанцами.
Оригинальный текст (рус.)Эривани , Мирза Кадым Мамед-Гусейн оглы [1825, Эривань (Ереван) — 1875, там же] — художник-орнаменталист и портретист, основоположник аз. станковой живописи. Работал в Ереване. Специального художественного образования не получил. Создавал рисунки трафареты для вышивки, росписи, ювелирных изделий и др. В 1850-х гг. написал 4 больших (1 м × 2 м) портрета маслом для реставрировавшегося дворца сардаров в Ереване. Произв.: «Танцовщицы» (живопись на стекле), портреты Фатали-шаха, молодого человека, сидящей женщины (темпера), Аббасы Мирзы (рис. тушью), «Мулла» — все в Аз. м. иск-в, Баку: портрет Мах Талят (М. иск-в Груз. ССР, Тбилиси), «Цветы с птицами» (лаковая живопись) и портрет-миниатюра (ГЭ).
Важным событием явилась организация в Ереване в 1928 году Азербайджанского театра — первого театра другого народа на территории Армении.