Interested Article - Сиро-малабарская католическая церковь

Сиро-малабарская католическая церковь ( лат. Ecclesia Syrorum Malabarensium или Ecclesia Syro-Malabarensis ; сир . ܥܸܕܬܵܐ ܩܵܬܘܿܠܝܼܩܝܼ ܕܡܲܠܲܒܵܪ ܣܘܼܪܝܵܝܵܐ‎‎, Edta Qatholiqi D'Malabar Suryaya ) — одна из восточнокатолических церквей sui iuris (своего права). Одна из четырёх восточнокатолических церквей, имеющих статус Верховного архиепископства . Сиро-Малабарская Церковь Индии является второй (после УГКЦ ) восточно-католической Церковью по количеству верующих . Церковь распространена, главным образом, в Индии и среди индийской диаспоры по всему миру. Сиро-малабарская церковь — самая многочисленная из церквей, восходящих к древней индийской христианской общине, известной как христиане Апостола Фомы . Сиро-малабарскую церковь не следует путать с другой восточнокатолической церковью, также имеющей индийское происхождение — сиро-маланкарской . Церковь придерживается восточно-сирийского (халдейского) литургического обряда (кроме сиро-малабарской церкви этот обряд используется также Халдейской католической церковью и Ассирийской церковью Востока ).

История

Происхождение

Согласно церковному преданию Благую весть в Индию принёс апостол Фома . По преданию святой Фома высадился на Малабарском побережье (современный штат Керала ) в юго-западной части полуострова Индостан около 52 года н. э. Фома проповедовал Евангелие в различных провинциях Индии, а в 72 году принял мученическую смерть в городе Мелипура (совр. Ченнаи , ранее Мадрас) — был проткнут кольями .

Традиция говорит о постройке апостолом семи церквей в городах Кералы — Кодунгалооре, Ниранаме, Колламе, Чайале, Коттакаву, Коккамангаламе и Палайюре. В этих городах ещё до христианской эры существовали еврейские колонии, и поначалу, состав первых христианских общин в этих городах был смешанным, в них входили обращённые иудеи и местные жители.

Ранний период

С первых столетий нашей эры малабарские христиане тесно взаимодействовали с христианскими общинами, которые затем образовали несторианскую Ассирийскую церковь Востока . Это привело к тому, что индийские христиане использовали в литургической жизни восточно-сирийский или халдейский обряд, как и Ассирийская церковь Востока, хотя и привнесли в него некоторые свои черты.

В IV веке из Персии в юго-западную Индию мигрировало большое количество христиан. Выходцев из Персии среди малабарских христиан традиционно именовали Хананиты или Южане, в то время как коренных христиан-индусов — Северяне. Это деление сохранилось в сиро-малабарской католической церкви до настоящего времени, представители этих групп принадлежат к различным епархиям .

По крайней мере, начиная с IV столетия епископы Малабарской церкви присылались из Персии Церковью Востока. В VIII веке община получила собственного митрополита , занимавшего десятое место в иерархическом перечне Ассирийской церкви Востока. Поскольку епископы и митрополиты, как правило, не знали местного языка, их функции ограничивались совершением литургии и рукоположением новых священников, реальная административная власть находилась в руках индийского священника, называемого архидиаконом всей Индии.

Община христиан апостола Фомы на Малабарском побережье входила в индийское общество на положении особой касты . Несмотря на то, что организационно малабарская церковь была устроена по образцу древневосточных церквей, а литургический халдейский обряд был общим с Церковью Востока, культурная жизнь христиан апостола Фомы носила чисто индийский характер. Вплоть до XV века индийские христиане не контактировали с европейскими церквами.

Прибытие португальцев

Сиро-малабарская церковь св. Иосифа. Над входом — крест св. Фомы

В 1498 году на Малабарское побережье прибыли корабли португальского мореплавателя Васко да Гама . Португальские миссионеры, посланные в Индию, к своему удивлению встретили в новых землях неизвестную им сложившуюся древнюю христианскую церковь, которая была принята в литургическое общение с Римом .

Вопрос о том, была ли индийская церковь несторианской до прибытия португальцев, остаётся дискуссионным. Католическая энциклопедия 1913 года утверждает, что этому есть достаточно свидетельств, помимо того, что церковь возглавлялась епископами из Персии ; но сами сиро-малабарцы утверждают, что их церковь никогда не принимала несторианство, невзирая на длительные контакты с несторианской церковью Востока .

Впрочем при установлении литургического общения духовенство индийцев подтвердило португальским епископам своё исповедание христологии , утверждённой Эфесским собором . Тем не менее латинское духовенство относилось к сиро-малабарскому клиру настороженно, подозревая его в ереси . Португальцы не отнеслись уважительно к местной традиции и начали деятельность по постепенной латинизации церкви, которая в итоге привела к многочисленным расколам малабарского христианства.

В 1534 году португальцами была основана епархия латинского обряда в Гоа , а в 1558 году в Кочине . В 1599 году португальский архиепископ Алексиш Менешес созвал собор в , на котором было решено ввести у малабарцев латинскую литургию . Собственная иерархия индийцев упразднялась, во главе церкви встали латинские епископы . Любые попытки сопротивляться латинизации подавлялись, бывший глава церкви архидиакон Геваргезе был брошен в тюрьму.

Расколы

В 1653 году значительная часть христиан апостола Фомы заявила о разрыве отношений с Римом. Группа священников под руководством архидиакона Мар Фомы дала торжественную клятву о неподчинении латинскому духовенству. Поскольку древние связи с Ассирийской церковью Востока к XV веку были утрачены, поиски этой группой союзников привели их к контактам с патриархом Древневосточной православной Сиро-яковитской церкви . В 1665 году патриарх этой церкви согласился послать епископа возглавить общину при условии, что она примет сирийскую миафизитскую христологию и западно-сирийский (антиохийский) литургический обряд. Эта группа стала автономной Церковью в рамках Сиро-яковитского патриархата и известна под названием Маланкарская церковь . Прочие христиане апостола Фомы остались в общении с Римским епископом, положив таким образом начало современной Сиро-малабарской католической церкви и избежав в дальнейшем расколов.

Напротив, Маланкарская церковь в дальнейшем пережила целую череду расколов, в результате которых к концу XX века из неё образовались пять церквей западно-сирийского обряда: Древневосточные Маланкарская сиро-яковитская церковь и Маланкарская православная сирийская церковь , восточнокатолическая сиро-маланкарская церковь , испытавшая большое влияние англиканской доктрины и маргинальная и непризнаваемая другими церквами мира (включая древневосточные) .

Святой Престол отреагировал на раскол 1653 года тем, что устранил от управления сиро-малабарской церковью иезуитов и послал в Индию миссию кармелитов , руководившие сиро-малабарскими общинами вплоть до 1896 года. К 1662 году в единство с Римом, то есть в сиро-малабарскую католическую церковь, вернулось 84 общины из 116 , включённые в созданный в 1659 году Апостольский викариат Малабара, в 1779 году переименованный в Архиепархию Вераполи. В 1887 году они из Архиепархии Вераполи были выделены сиро-малабарские общины в Апостольские викариаты Тричура и Коттаяма (с 1896 года Чанганачерри), в 1896 году из них был выделен Апостольский викариат Эрнакулама, а в 1911 году из них всех был выделен Апостольский викариат Коттаяма.

Схема расколов и образования новых церквей у христиан апостола Фомы
Схема расколов и образования новых церквей у христиан апостола Фомы

Новейшее время

Интерьер сиро-малабарской церкви в Керале

Постоянные структуры сиро-малабарской церкви были образованы в 1923 году , апостольские викариаты были превращены в епархии, Апостольский викариат Эрнакулама в архиепархию (в 1953 году к ним была добавлена Епархия Телличерри выделенная из Епархии Каликута). Структура церкви приняла следующий вид:

  • Митрополия Эрнакулама
    • Архиепархия Эрнакулама
    • Епархия Тричура
    • Епархия Чанганачерри
    • Епархия Коттаяма

В XX веке церковь испытала бурный рост численности прихожан. Если в 1876 году было около 200 000 сиро-малабарских католиков, то к 30-м годам XX века их число удвоилось. В 1960 году насчитывалось почти 1,5 миллиона прихожан, а к началу XXI века их число приблизилось к 4 миллионам .

В XX веке существовали определённые трения между иерархией сиро-малабарской католической церкви и латинской иерархией в Индии по вопросу создания сиро-малабарских приходов за пределами штата Керала для окормления сиро-малабарцев, переехавших в другую часть страны. Ещё в 1958 году были созданы апостольские экзархаты Сагара, Сатны, Удджайна и Чандры, в 1972 году — апостольские экзархаты Биджона и Джагдалпура. Только в 1977 году этот вопрос был урегулирован, сиро-малабарская церковь получила возможность создавать за пределами юго-запада страны свои епархии, которые, однако, являются суффраганными по отношению к латинским митрополиям, все 6 апостольских экзархатов стали епархиями.

В XX веке также шёл процесс очищения сиро-малабарской литургии от излишних латинских заимствований. Новый миссал , основанный на восстановленной восточно-сирийской литургии, был представлен в 1962 году , однако вызвал ряд протестов со стороны сторонников латинизированной литургии. В 1988 году папа Иоанн Павел II разрешил епархиям сиро-малабарской церкви служить литургию по обоим миссалам и самостоятельно решать вопрос о предпочтительном варианте литургии.

Вместе с тем прежние епархии были разукреплены — из Епархии Тричура были выделены Епархия Палаккада (1974) и Епархия Иринджалакуды (1978), из Епархии Телличерри — Епархия Манантавади (1973) и Епархия Тамарассерри (1986), из Епархии Чанганачерри — Епархия Палаи (1950) и Епархия Канджирапалли (1977), из Архиепархии Эрнакулама — Епархия Котамангалама (1956) . 16 декабря 1992 года сиро-малабарская католическая церковь получила статус Верховного архиепископства . В 1995 году епархии Тричура и Телличерри стали архиепархиями (Епархия Чанганачерри стала архиепархией ещё 1956 году, Епархия Коттаяма получила аналогичный статус в 2005 году). Позднее были созданы диаспоральные структуры церкви — Епархия святого Фомы в Чикаго (2001), Епархия Святого Фомы в Мельбурне (2014) и Апостольский экзархат Канады (2015).

1 марта 2008 года папа Бенедикт XVI объявил о причислении к лику святых Блаженной Альфонсы , которая стала первой святой сиро-малабарской церкви и первой католической святой из Индии.

Современное состояние

Колокольня кафедральной базилики Святой Марии в Эрнакуламе

Сиро-малабарская католическая церковь имеет статус Верховного архиепископства . Резиденция расположена в южно-индийском городе Эрнакулам . Кафедральный собор верховного архиепископства — собор Святой Марии, которому присвоен почётный статус «малой базилики». С 2011 года церковь возглавляет верховный архиепископ Мар Георг Аленчерри . Титул малой базилики носит ещё одна церковь сиро-малабарцев — базилика Божией Матери Скорбящей в городе Тричур .

У сиро-малабарцев сильны монашеские традиции, особенно среди женщин — число женщин-монахинь почти в пять раз превышает число монашествующих мужчин. В церкви имеется 16 женских монашеских конгрегаций , 5 из которых находятся под покровительством папы римского. Кроме того, определённое число сиро-малабарцев подвизается в индийских монастырях латинского обряда. Главные духовные семинарии расположены в (готовит священников как восточно-сирийского, так и латинского обрядов, а также священников-биритуалов), Коттаяме , Сатне , Бангалоре и .

Согласно данным Annuario Pontificio за 2016 год число членов церкви превышает 4 миллиона 189 тысяч человек. В церкви 53 епископа , более 7 тысяч священников, более 9 тысяч монахов (включая 3,5 тысячи иеромонахов ), около 34 тысяч монахинь, 2 866 приходов .

Богослужения проводятся на языке малаялам , сирийском и английском .

Структура

Кроме верховной архиепархии Эрнакулам — Ангамали в церковь входит четыре архиепархии- митрополии :

  • Чанганачерри
  • Коттаям
  • Телличерри
  • Тричур

Среди епархий сиро-малабарской церкви некоторые из них суффраганны по отношению к архиепархиям-митрополиям сиро-малабарской церкви, а некоторые (как правило, удалённые от юга Индии) по отношению к митрополиям латинского обряда в Индии. Независимым статусом обладают епархия святого Фомы-Апостола в Чикаго ( США ), объединяющая приходы малабарской церкви в Северной Америке, епархия святого Фомы-Апостола в Мельбурне ( Австралия ) и епархия Фаридабада.

Архиепархия-митрополия Обряд митрополии Название сиро-малабарской епархии
Верховная архиепархия Эрнакулам — Ангамали Эрнакулам Сиро-малабарский Идукки Идукки
Котамангалама Kothamangalam
Чанганачерри Changanacherry Сиро-малабарский Канджирапалли Kanjirapally
Палаи Palai
Тукалая Thuckalay
Телличерри Tellicherry Сиро-малабарский Белтангади Belthangady
Бхадравати Bhadravathi
Манантавади Mananthavady
Мандьи Мандья
Тамарассерри Thamarasserry
Тричура Тричур Сиро-малабарский Иринджалакуды Irinjalakuda
Палгхада Палаккад
Раманатхапурама Раманатхапурам
Хайдарабада Хайдарабад Латинский Адилабада Адилабад
Агры Агра Латинский Биджнора Биджнор
Горакхпура Горакхпур
Нагпура Нагпур Латинский Чанды Чанда
Райпура Райпур Латинский Джагдалпура Джагдалпур
Бомбея Бомбей Латинский Калиана Калиан
Гандинагара Гандинагар Латинский Раджкота Раджкот
Бхопала Бхопал Латинский Сагара Сагар
Сатны Сатна
Удджайна Удджайн
отсутствует отсутствует отсутствует Епархия Фаридабада Фаридабад
отсутствует отсутствует отсутствует Епархия святого Фомы в Чикаго Чикаго , США
отсутствует отсутствует отсутствует Епархия святого Фомы в Мельбурне Мельбурн , Австралия
отсутствует отсутствует отсутствует Престон , Великобритания

Литургия

Резиденция архиепископа Чанганачерри

В литургическом богослужении Сиро-малабарской церкви используется традиционная для халдейского обряда древняя литургия Фаддея и Мария (Аддаи и Мари). Чин этой литургии сложился на рубеже IV и V веков и сохранился практически без изменений с V века . Традиционно приписывается апостолу от 70 Фаддею и первому епископу города Селевкии Марию.

Литургия Фаддея и Мария имеет ряд характерных особенностей. В литургии необычная анафора , отличающаяся от византийских и латинских анафор: анамнесис не содержит установительных слов Христа, эпиклеза не включает в себя молитвы о преложении даров и переходит в оригинальную ходатайственную молитву, завершающую анафору. В начале литургия содержит две переменные молитвы, изменяющиеся в зависимости от праздничных дней церковного года.

Богослужение испытало на себе значительное иудейское влияние и содержит множество символических связей с Иерусалимом и еврейской культурой. В связи с недостатком в Индии виноградного вина и пшеничного хлеба в таинстве евхаристии используются лепёшки из рисовой муки и пальмовое вино.

Исторический язык богослужения восточно-сирийского обряда — сирийский . Использование сирийского языка в сиро-малабарской церкви продолжалось на протяжении всей её истории, несмотря на полную потерю в Средние века каких-либо связей с Ближним Востоком и Сирией. Во многом этому способствовало убеждение, что сирийский язык близок или идентичен языку, на котором разговаривал Христос. Начиная с 1968 года литургия наряду с сирийским совершается на английском языке и языке малаялам .

Богослужение не претерпело существенных изменений с первых веков христианства в Индии вплоть до прибытия португальцев. В период с 1600 по 1896 год литургия подверглась сильной латинизации — на латинский манер были изменены литургические одеяния священников, убранство церквей, внесены изменения в миссал, приблизившие восточно-сирийскую литургию к латинской. Сирийский язык, однако, продолжал оставаться единственным богослужебным языком.

Во второй половине XX века в церкви зародилось движение за очищение восточно-сирийской литургии от более поздних латинских заимствований. Новый миссал сиро-малабарской литургии максимально приближенный к исторической восточно-сирийской был утверждён папой Пием XII в 1957 году , а первая литургия по нему была отслужена в 1962 году .

Введение нового миссала, а также литургическая реформа Второго Ватиканского собора привела к определённой анархии в литургической жизни церкви. Не все деятели церкви были довольны реформами и процессом делатинизации.

В январе 1996 года папа Иоанн Павел II председательствовал в Риме на специальном синоде епископов сиро-малабарской Церкви, пытавшемся преодолеть разногласия между сторонниками и противниками делатинизации литургической жизни. Двумя годами позже папа предоставил сиро-малабарским епископам полную самостоятельность в литургических вопросах.

В настоящее время существует большая вариативность внутри церкви в порядке литургического служения. В частности, в некоторых епархиях принято служение лицом к народу, в некоторых лицом к алтарю; некоторые епархии оставили у себя латинизированную литургию, некоторые запустили процесс постепенной делатинизации. Епархия Чанганачерри пока является единственной, где литургия всегда служится по миссалу 1957 года, максимально приближенного к исторической литургии.

Святые Церкви

См. также

Примечания

  1. 12 мая 2008 года.
  2. Анатолий Бабинский. . Православные католики Одессы ✧ УГКЦ. Дата обращения: 8 апреля 2020. 3 февраля 2020 года.
  3. . Дата обращения: 15 июля 2008. Архивировано из 26 июня 2008 года.
  4. . Дата обращения: 15 июля 2008. Архивировано из 30 мая 2008 года.
  5. . Дата обращения: 15 июля 2008. 3 июня 2008 года.
  6. Medlycott, Adolphus. от 2 февраля 2017 на Wayback Machine // The Catholic Encyclopedia . Vol. 14. New York: Robert Appleton Company, 1912.
  7. Eastern Christianity in India: A History of the Syro-Malabar Church — Eugène Tisserant
  8. . Дата обращения: 15 июля 2008. 4 марта 2016 года.
  9. . Дата обращения: 10 января 2017. Архивировано из 20 октября 2016 года.
  10. от 4 января 2014 на Wayback Machine // Библиотека Якова Кротова

Ссылки

Литература

  • Отец Джордж Талиан: ` ' , Mar Louis Memorial Press, 1961. (англ.)
  • Роберсон Р. — СПб., 1999.
  • // Библиотека Якова Кротова
  • Eastern Christianity in India: A History of the Syro-Malabar Church — Eugène Tisserant
  • The Origin and Progress of the Syro-Malabar Hierarchy — Varkey J. Vithayathil
Источник —

Same as Сиро-малабарская католическая церковь