Interested Article - Крывелёв, Иосиф Аронович

Ио́сиф Аро́нович Крывелёв ( 1906 , Москва , Российская Империя — 1991 , там же, СССР ) — советский религиовед и библеист , специалист по истории иудаизма и христианства . Крупный пропагандист научного атеизма в СССР . Доктор философских наук, профессор. Один из авторов « Краткого научно-атеистического словаря » и « Атеистического словаря ».

Биография

Иосиф Аронович Крывелёв родился в 1906 году в Москве. Окончил Московский историко-философский институт в 1934 году. С 1932 года работал преподавателем философии. В 1934—1936 годах был научным сотрудником в Центральном совете Союза воинствующих безбожников , в 1936—1939 годах — в Центральном антирелигиозном музее, в 1939—1941 и в 1947—1949 годах — в Институте философии АН СССР (в годы Великой Отечественной войны — на фронте ). В период кампании по борьбе с космополитизмом отстранён от работы. С 1959 года и до конца жизни работал в Институте этнографии АН СССР им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН .

Деятельность

Основные работы посвящены исследованию происхождения религий, истории иудаизма и христианства, происхождению библейских текстов. Был последователем А. Древса и принадлежал к так называемой советской мифологической школе , отрицавшей историчность Иисуса Христа (в эту группу входили также историки-марксисты Н. В. Румянцев , А. Б. Ранович , Р. Ю. Виппер , С. И. Ковалёв , Я. А. Ленцман ). Также считал мифическими фигурами апостола Петра , апостола Павла и таких ветхозаветных персонажей, как Моисей и Иисус Навин . Этой точки зрения придерживался до конца жизни, оставшись к концу 80-х годов практически единственным « мифологистом » среди советских учёных .

Летом 1972 года участвовал в конференции по проблемам усовершенствования методологии научной критики политики сионизма .

За публикацию журналом « Наука и религия » повести В. Ф. Тендрякова « », где главным героем выступает «учёный, не отвергающий религию», а общий смысл произведения заключался «в том, что нельзя никому навязывать ни веру, ни неверие», И. А. Крывелёв критиковал издание в своей статье в газете « Известия » .

Наряду с С. Т. Калтахчяном (по оценке британского историка — « известным сторонником научного атеизма ») публиковал антирелигиозные статьи в « Комсомольской правде », одна из которых, под названием «Кокетничая с боженькой» (Комсомольская правда, 30.07.1986, С. 4), была частью дискуссии, возникшей вокруг романа Ч. Т. Айтматова « Плаха ». В ней Крывелёв, которого Буббайер назвал « главный атеист Союза », выступил с резкой критикой произведения, заявив, что « отказаться от принципиального последовательного атеизма », как это, по его мнению, сделал писатель, « значит, отказаться от самих основ научно-материалистического мировоззрения ».

Поэт Е. А. Евтушенко написал ответную статью Крывелёву, под названием «Источник нравственности — культура» (Комсомольская правда, 10.12.1986, С. 2), в которой выразил своё сожаление о том, что Крывелёв жестоко ошибся, когда давал оценку главному герою романа, поскольку, по мнению Евтушенко, в нём много черт самого Айтматова. Также Евтушенко отметил, что не следует пренебрежительно отбрасывать религиозный опыт человечества, а Библию определил как безусловно «великий памятник культуры», и в то же время выразил сожаление, что в государственном издательстве вышел Коран , но не была издана Библия , без которой, по убеждению поэта, невозможно верно прочитать и понять классиков русской литературы . Отдельно Евтушенко отмечает, что « атеизм сам по себе не есть источник нравственности », поскольку « источник нравственности — культура » .

Кандидат искусствоведения, критик, писатель, публицист А. А. Нуйкин в статье «Новое богоискательство и старые догмы» ( Новый мир . 1987. № 4. С. 259) выступил с критикой « доктринального атеизма » Крывелёва и Калтахчяна, отметив, что, перед тем, как что-то писать и дискутировать о такой тонкой материи, как религия , люди сначала должны научиться взвешивать свои слова. Сам являясь атеистом, Нуйкин утверждал, что только атеизму под силу объяснить земное и социальное происхождение «внутренних команд», которыми являются безусловные побуждения человека, а также что атеизм « учит человека слушать веления собственной души, собственной совести, которые есть самый чуткий индикатор нравственности » .

В свою очередь, Д. В. Поспеловский отмечал :

Крывелёв особенно обижается на писателей-деревенщиков , на христианские мотивы в их произведениях, равно как и на богостроительство (в духе Луначарского ) главного положительного героя произведения Тенгиза [ sic ] Айтматова „Плаха“.

Возмущают Крывелёва и рассказы В. Астафьева под общим названием „Место действия“, особенно его рассказ о Грузии с описанием средневекового храма в свинцовых потеках. Свинец был залит между кровлей собора по распоряжению царя Давида , когда наступали монголы. Монголы расположились в соборе и разожгли костры. От жары свинец начал плавиться и течь на головы монголов. Они же решили, что это Бог их наказывает огненным дождем, и в ужасе бежали. По распоряжению царя свинцовые потеки были оставлены как памятник об избавлении от нашествия.

„И думал я, — пишет Астафьев, — вот если бы на головы современных осквернителей храмов... богохульников... низвергся вселенский свинцовый дождь — на всех человеконенавистников, на гонителей чистой морали“ [...]

На выступления Крывелёва откликаются весьма агрессивно Евтушенко и немного позднее Андрей Нуйкин. Если Евтушенко ведёт культурологическую защиту Библии и обвиняет Крывелёва в культурном нигилизме , то Нуйкин уже остроумно издевается над Крывелёвым, уличая его в тайной приверженности к религии. Ведь Астафьев не упоминает атеистов, а проклинает только „осквернителей и богохульников“, т. е. хулиганов . Крывелёв же поясняет: „т. е. атеистов“. Иными словами, говорит Нуйкин, Крывелёв, а не Астафьев, считает атеистов богохульниками , хулиганами, осквернителями. Кроме того, Нуйкин приводит цитаты из кучи писем читателей, возмущённых тоном и убогой аргументацией Крывелёва, доктора философских наук Сурена Калтахчяна, отвечавшего Евтушенко, и вообще писаниями учёных атеистов, которые своими опусами наносят больший вред атеизму, чем любой верующий.

Сочинения

Книги

  • Крывелёв И., Ястребова Н. Костром и пыткой против науки и учёных (1933; переизд., 1934).
  • Крывелёв И. А. Женщина и религия. М.: Государственное антирелигиозное издательство , 1937.
  • Крывелёв И. А. Правда о евангелиях. М.: Государственное антирелигиозное издательство , 1937.
  • Крывелёв И. А. Евангельские сказания и их смысл. — М.: « Советская Россия », 1957.; 2-е изд., 1959.
  • Крывелёв И. А. [lib.ru/DIALEKTIKA/obiblii.txt Книга о Библии. : (Научно-популярные очерки).] — М.: Издательство социально-экономической литературы , 1958.; 2-е изд., 1959.
  • Крывелёв И. А. О так называемых «священных книгах». — Алма-Ата: , 1958 (Б-чка лектора-атеиста).
  • Крывелёв И. А. Современное богословие и наука. — М.: Политиздат , 1959.
  • Крывелёв И. А. Ленин о религии. — М., 1960.
  • Крывелёв И. А. О доказательствах бытия божия: лекция и ответы на вопросы. — М.: Советская Россия , 1960.
  • Крывелёв И. А. Религия и церкви в современном мире. — М.: Советская Россия , 1961.
  • Крывелёв И. А. Маркс и Энгельс о религии. — М.: Наука , 1964.
  • Крывелёв И. А. Раскопки в «библейских» странах. — М.: « Советская Россия », 1965.
  • Крывелёв И. А. Как критиковали Библию в старину. — М.: Наука , 1966.
  • Крывелёв И. А. Происхождение религии. — М.: Знание , 1968.
  • Крывелёв И. А. Религиозная картина мира и её богословская модернизация. — М.: Наука , 1968.
  • Крывелёв И. А. Что знает история об Иисусе Христе? — М.: Советская Россия , 1968.
  • Крывелёв И. А. . — М.: « Советская Россия », 1969.
  • Крывелёв И. А. Атеистические заветы В. И. Ленина. — М.: Московский рабочий , 1969.
  • Крывелёв И. А. Новейшие приемы религиозной апологетики. — М.: Знание , 1972.
  • Крывелёв И. А. Современный ревизионизм и религия. — М.: Знание , 1973.
  • Крывелёв И. А. Новые толкования Библии. — М.: Знание , 1974.
  • Крывелёв И. А. Религиозное утешение и его социальная роль. — М.: Знание , 1975.
  • Крывелёв И. А. История религий: Очерки : В 2 тт.. — М.: « Мысль », 1975-76.; 2-е изд. дораб. — М.: Мысль , 1988.
  • Крывелёв И. А. Габриэль — Сатаноборец. Хроника времени папы Льва XIII : О Лео Таксиле . — М., « Советская Россия », 1978.
  • Крывелёв И. А. Критика религиозного учения о бессмертии. Об аде и рае. Фантастика душеверия. Жизнь после жизни. М.: Наука, 1979.
  • Крывелёв И. А. О «тайнах» религии: [Для сред. и ст. шк. возраста]. — М.: Педагогика , 1981 (Серия Детской энциклопедии «Ученые — школьнику»).
  • Крывелёв И. А. Библия: историко-критический анализ. М., Политиздат , 1982.; 2-е изд., 1985.
  • Крывелёв И. А. Русская православная церковь в первой четверти XX века. — М.: Знание , 1982.
  • Крывелёв И. А. Христос: миф или действительность? — М.: Наука , 1987.
  • Крывелёв И. А. Великая французская буржуазная революция 1789—1794 гг. и религия. — М., 1988.

Краткий научно-атеистический словарь

  • Крывелёв И. А. // Краткий научно-атеистический словарь / Академия наук СССР. Институт философии / гл. ред. , , Г. В. Платонов, М. М. Шейнман . — 2-е изд., пересмотр. и доп.. — М. : Наука , 1969. — 800 с. — 45 000 экз.
  • Крывелёв И. А. // Краткий научно-атеистический словарь / Академия наук СССР. Институт философии / гл. ред. , , Г. В. Платонов, М. М. Шейнман . — 2-е изд., пересмотр. и доп.. — М. : Наука , 1969. — 800 с. — 45 000 экз.
  • Крывелёв И. А. // Краткий научно-атеистический словарь / Академия наук СССР. Институт философии / гл. ред. , , Г. В. Платонов, М. М. Шейнман . — 2-е изд., пересмотр. и доп.. — М. : Наука , 1969. — 800 с. — 45 000 экз.
  • Крывелёв И. А. // Краткий научно-атеистический словарь / Академия наук СССР. Институт философии / гл. ред. , , Г. В. Платонов, М. М. Шейнман . — 2-е изд., пересмотр. и доп.. — М. : Наука , 1969. — 800 с. — 45 000 экз.
  • Крывелёв И. А. // Краткий научно-атеистический словарь / Академия наук СССР. Институт философии / гл. ред. , , Г. В. Платонов, М. М. Шейнман . — 2-е изд., пересмотр. и доп.. — М. : Наука , 1969. — 800 с. — 45 000 экз.
  • Крывелёв И. А. // Краткий научно-атеистический словарь / Академия наук СССР. Институт философии / гл. ред. , , Г. В. Платонов, М. М. Шейнман . — 2-е изд., пересмотр. и доп.. — М. : Наука , 1969. — 800 с. — 45 000 экз.
  • Крывелёв И. А. // Краткий научно-атеистический словарь / Академия наук СССР. Институт философии / гл. ред. , , Г. В. Платонов, М. М. Шейнман . — 2-е изд., пересмотр. и доп.. — М. : Наука , 1969. — 800 с. — 45 000 экз.
  • Крывелёв И. А. // Краткий научно-атеистический словарь / Академия наук СССР. Институт философии / гл. ред. , , Г. В. Платонов, М. М. Шейнман . — 2-е изд., пересмотр. и доп.. — М. : Наука , 1969. — 800 с. — 45 000 экз.
  • Крывелёв И. А. // Краткий научно-атеистический словарь / Академия наук СССР. Институт философии / гл. ред. , , Г. В. Платонов, М. М. Шейнман . — 2-е изд., пересмотр. и доп.. — М. : Наука , 1969. — 800 с. — 45 000 экз.
  • Крывелёв И. А. // Краткий научно-атеистический словарь / Академия наук СССР. Институт философии / гл. ред. , , Г. В. Платонов, М. М. Шейнман . — 2-е изд., пересмотр. и доп.. — М. : Наука , 1969. — 800 с. — 45 000 экз.
  • Крывелёв И. А. // Краткий научно-атеистический словарь / Академия наук СССР. Институт философии / гл. ред. , , Г. В. Платонов, М. М. Шейнман . — 2-е изд., пересмотр. и доп.. — М. : Наука , 1969. — 800 с. — 45 000 экз.
  • Крывелёв И. А. // Краткий научно-атеистический словарь / Академия наук СССР. Институт философии / гл. ред. , , Г. В. Платонов, М. М. Шейнман . — 2-е изд., пересмотр. и доп.. — М. : Наука , 1969. — 800 с. — 45 000 экз.
  • Крывелёв И. А. // Краткий научно-атеистический словарь / Академия наук СССР. Институт философии / гл. ред. , , Г. В. Платонов, М. М. Шейнман . — 2-е изд., пересмотр. и доп.. — М. : Наука , 1969. — 800 с. — 45 000 экз.
  • Крывелёв И. А. // Краткий научно-атеистический словарь / Академия наук СССР. Институт философии / гл. ред. , , Г. В. Платонов, М. М. Шейнман . — 2-е изд., пересмотр. и доп.. — М. : Наука , 1969. — 800 с. — 45 000 экз.
  • Крывелёв И. А. // Краткий научно-атеистический словарь / Академия наук СССР. Институт философии / гл. ред. , , Г. В. Платонов, М. М. Шейнман . — 2-е изд., пересмотр. и доп.. — М. : Наука , 1969. — 800 с. — 45 000 экз.
  • Крывелёв И. А. // Краткий научно-атеистический словарь / Академия наук СССР. Институт философии / гл. ред. , , Г. В. Платонов, М. М. Шейнман . — 2-е изд., пересмотр. и доп.. — М. : Наука , 1969. — 800 с. — 45 000 экз.
  • Крывелёв И. А. // Краткий научно-атеистический словарь / Академия наук СССР. Институт философии / гл. ред. , , Г. В. Платонов, М. М. Шейнман . — 2-е изд., пересмотр. и доп.. — М. : Наука , 1969. — 800 с. — 45 000 экз.
  • Крывелёв И. А. // Краткий научно-атеистический словарь / Академия наук СССР. Институт философии / гл. ред. , , Г. В. Платонов, М. М. Шейнман . — 2-е изд., пересмотр. и доп.. — М. : Наука , 1969. — 800 с. — 45 000 экз.
  • Крывелёв И. А. // Краткий научно-атеистический словарь / Академия наук СССР. Институт философии / гл. ред. , , Г. В. Платонов, М. М. Шейнман . — 2-е изд., пересмотр. и доп.. — М. : Наука , 1969. — 800 с. — 45 000 экз.

Статьи

  • Крывелёв И. А. К вопросу об оценке философии И. Дицгена // Под знаменем марксизма . — 1936. — № 7.
  • Крывелёв И. А. Огнём и кровью: Во имя бога. Фото-серия / Редактор М. Шейнман ; Художник А. Фролов. — М., 1939.
  • Крывелёв И. А. Учение диалектического материализма об объективной истине // Под знаменем марксизма . — 1939. — № 9.
  • Крывелёв И. А. Об основном определяющем признаке понятия религии // . — 1956. — Т. 4.
  • Крывелёв И. А. Гносеологические корни религии // . — 1958. — Т. 6.
  • Крывелёв И. А. Крушение теории прамонотеизма // Вопросы философии . — 1960. — № 7.
  • Крывелёв И. А. // Вестник АН СССР . — 1962. — № 4 . — С. 44—50 .
  • Крывелёв И. А. Атеизм Фридриха Энгельса (К 150-летию со дня рождения) // Вопросы научного атеизма . Вып. 10 / Редкол. А. Ф. Окулов (отв. ред.) и др.; Акад. обществ. наук при ЦК КПСС. Ин-т научного атеизма. — М. : Мысль , 1970. — С. 3—35. — 439 с. — 16 500 экз.

Редактор, автор предисловия

  • Плеханов Г.В. О религии и церкви. Избранные произведения. / Вступ. ст. И. А. Крывелёва. — М.: Академия наук СССР , 1957. — Серия: “Научно-атеистическая библиотека”.
  • Происхождение Библии. / Вступ. ст. и сост. И. А. Крывелёва. — М.: Наука , 1964.
  • Религия и мифология народов Восточной и Южной Азии. / Редактор И. А. Крывелёв. — М.: Наука , 1970.
  • Шейнман М. М. Вера в дьявола в истории религии. / Отв. ред. И. А. Крывелёв. — М.: Наука , 1977.
  • Шейнман М. М. От Пия IX до Павла VI. Научно-атеистическая серия. / Отв. ред. И. А. Крывелёв. — М.: Наука , 1979.

Критика

Работы Крывелёва подвергаются критике со стороны защитников историчности Иисуса Христа . Так священник, богослов А. В. Мень назвал Крывелёва «неисправимым мифологистом » и подверг критике ряд положений, которые тот развивал в своих книгах с целью обоснования мифичности Христа и недостоверности Евангелий .

Российский философ, писатель и публицист Д. Е. Галковский приводит слова Крывелёва, сказанные в 1985 году в ходе обсуждения вышедшего Философского энциклопедического словаря , и даёт им оценку:

Крывелев: " Характеристика Марксом социальных принципов христианства замалчивается настолько, что содержащая её работа „Коммунизм газеты "Рейнский обозреватель"“ не включена даже в библиографию... Читателю ничего не сообщается о католическом „ Индексе запрещённых книг “, зато в словаре масса статей о всевозможных теологических книгах ".
Напомню, что это говорилось Крывелевым в то время, когда за чтение произведений русских философов сажали в тюрьму. Стукач спешил указать пальцем и туда, и сюда, и здесь, под камушком — смотрите, вот, и вот; входил в тонкости: " В целом ряде статей о религии обнаруживается такое построение: на протяжении почти всей статьи даётся неверное освещение предмета, а заключительная фраза говорит о марксистском понимании этого предмета, которое излагается столь схематично, упрощённо и просто неверно, что оказывается скомпрометированным. К тому же авторы подобных статей подчёркнуто дистанцируются от того, что они выдают за марксистское понимание... „Своеобразен“ подход авторов названных статей к работам Маркса, Энгельса, Ленина. Там, где они включены в библиографию, указываются большей частью лишь тома (иногда ещё и страницы), но не названия работ. Между тем названия работ теологов и религиозных философов выписываются в библиографии тщательно, вплоть до того, что в отношении зарубежных работ даются их заглавия не только в переводе, но и на языке оригинала ... "

Российский философ , культуролог , литературовед , лингвист , эссеист М. Н. Эпштейн оценивает следующим образом

Иосиф Аронович Крывелёв, застрельщик атеистических кампаний с 1930-х годов, когда он работал в Центральном совете Союза воинствующих безбожников , продолжал вести арьергардные бои до середины 1980-х, но, перевалив за восемьдесят, удалился на покой .

Главный редактор журнала « Наука и религия » оценивает Крывелёва следующим образом:

Это был такой газетный погромщик, который – не будем сейчас всё лакировать — тоже прорывался на страницы нашего журнала. Тогда говорили, что в советском атеизме три «К» — Крывелёв, Кочетов и Климович , которые основательно громили соответственно христианство , буддизм и ислам . Все они очень стремились на страницы журнала. Но мы старались так редактировать их статьи, чтобы хотя бы не допускать оскорбления чувств верующих. Конечно, мы выполняли поставленную нам задачу — показывать преимущества научного мировоззрения. Но это не было дикое, воинствующее безбожие. Мы всегда отстаивали свободомыслие в высоком смысле этого слова .

Американский религиовед, профессор истории религии кафедры религиоведения Абердинского университета Джеймс Тровер отмечал, что на своём научном поприще Крывелёв заявлял о своей приверженности марксистско-ленинскому мировоззрению, будучи убеждённым, что «само объективное освещение историко-религиозных проблем ведет к раскрытию тех сторон религии, которые характеризуют её как опиум народа , как реакционную идеологию, направленную против интересов человека и человечества» (Крывелёв И. А. История религий. Т. 1) .

Примечания

  1. . Дата обращения: 11 октября 2017. 14 апреля 2010 года.
  2. «…к концу 80-х среди историков мифологического крыла остался лишь один Крывелёв» — Гололоб Г. Богословие и национальный вопрос
  3. «...По вопросу об историчности Иисуса в науке есть две школы: мифологическая, которая все сведения об Иисусе считает мифическими, и историческая, сторонники которой полагают, что в основе рассказов о нем лежит историческое ядро. Авторы настоящей книги принадлежат к последним. Точка зрения противников исторической школы отражена в книге: Крывелев И. А. Христос: миф или действительность? М., 1987.... » — Свенцицкая И. С. Апокрифические евангелия новозаветной традиции // Свенцицкая И. С. , Трофимова М. К. [lib.ru/HRISTIAN/apok2.txt Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты, комментарии] / Акад. обществ, наук при ЦК КПСС . Ин-т науч. атеизма ; Редкол.: А. Ф. Окулов (пред.) и др. — М.: Мысль , 1989. — 336 с. — (Науч.-атеист. б-ка). ISBN 5-244-00269-4
  4. [lib.ru/MEMUARY/ABRAMOWICH/abramowich2.txt_Piece40.18 Воспоминания и взгляды]
  5. .
  6. , с. 302—303.
  7. , с. 303.
  8. , с. 385, 387.
  9. Протоиерей Александр Мень . Сын Человеческий . — М., 1997. — 496 с., ил. от 11 апреля 2016 на Wayback Machine
  10. Обсуждение "Философского энциклопедического словаря" // Вестник Московского университета . Серия 7. Философия. — № 1. — 1985.
  11. от 21 февраля 2013 на Wayback Machine // Независимая газета . № 84 (500) и № 86 (502), 23 и 27 апр. 1993 (с незн. сокр.) также опубликована в журнале Разбитый компас. — № 1. — 1996. и Пропаганда:сборник. — Псков: ГУП "Псковская областная типография", 2003. — 448 с. 1100 экз. ISBN 5-34542-039-5 (ошибоч.) .
  12. .
  13. , p. 172.

Литература

на русском языке
  • Совесть, диссидентство и реформы в Советской России = Conscience, Dissent and Reform in Soviet Russia. — М. : Российская политическая энциклопедия ( РОССПЭН ); Фонд Первого Президента России Б. Н. Ельцина , 2010. — 368 с. — (История сталинизма). — 2000 экз. ISBN 978-5-8243-1334-5 .
  • Поспеловский Д. В. . — М. : Республика , 1995. — 511 с. — ISBN 5-250-02501-3 .
  • Смирнов М., Круг П. // Независимая газета . — 21.10.2009.
  • Эпштейн М. Н. // « Звезда ». — 2001. — № 4 .
  • Докладная записка агитпропа ЦК Г.М. Маленкову о собрании сотрудников института философии АН СССР 18.03.1949 // РГАСПИ . Ф. 17. Оп. 132. Д. 222. Л. 118-120
  • Письмо руководителей института философии АН СССР и журнала “Вопросы философии” Г.М. Маленкову по вопросу борьбы с космополитизмом 21.03.1949 // РГАСПИ . Ф. 17. Оп. 132. Д. 160. Л. 46-52
  • Записка главного редактора журнала “Вопросы философии” Д.И. Чеснокова Г.М. Маленкову о содержании 3-го номера журнала за 1948 г. 04.04.1949 // РГАСПИ . Ф. 17. Оп. 132. Д. 155. Л. 20-26
на других языках
  • Thrower J. Marxist-Leninist „Scientific Atheism“ and the Study of Religion and Atheism in the USSR. — Walter de Gruyter , 1983. — 500 p.
Источник —

Same as Крывелёв, Иосиф Аронович