Interested Article - Тёмный город (фильм, 1998)

«Тёмный город» ( англ. Dark City ) — фантастический фильм, снятый Алексом Пройасом в 1998 году по мотивам собственного рассказа семилетней давности. Режиссёрская версия фильма ( Director’s Cut ) появилась на DVD к десятилетию его премьеры — летом 2008 года.

Сюжет

Фильм начинается с пробуждения потерявшего память Джона Мёрдока в ванной отеля. Он получает телефонный звонок от доктора Дэниэла Шребера, просящего его покинуть гостиницу, так как за ним охотятся. В соседней комнате он обнаруживает труп голой женщины, покрытый кровавыми спиралевидными узорами. В итоге он узнаёт своё настоящее имя и находит свою жену Эмму. Как выясняется, полиция подозревает Мёрдока в серийных убийствах проституток ; также преследует его и группа неестественно бледных людей, обладающих психокинетическими способностями . Будучи преследуемым Странниками, Мёрдок обнаруживает владение телекинезом и использует это умение для своего побега.

Мёрдок перемещается по городу, где царит бесконечная ночь, а солнце никогда не сияет (отсюда происходит название фильма). Он видит, что люди временно засыпают в полночь, когда время останавливается Странниками для изменения городской архитектуры и человеческих воспоминаний. Джон сомневается в реальности происходящего и обнаруживает, что первоначально жил в прибрежном городе Шелл Бич. Попытки добраться туда оборачиваются провалом, так как люди не могут вспомнить дорогу к Шелл Бич. Тем временем Странники потревожены его присутствием и, чтобы найти его, вводят воспоминания Мёрдока в одного из своих людей — мистера Руку.

Мёрдок в конечном счёте находит инспектора Бамстеда, который признаёт его невиновным, имея собственные вопросы о природе Тёмного города. Они находят доктора Шребера, который объясняет им, что Странники на самом деле — последние представители инопланетной расы , вселившиеся в человеческие трупы. Этим объясняется их бледный цвет кожи. Имея коллективное сознание, они ставят эксперименты над людьми с тем, чтобы выяснить секрет человеческой души и тем самым продлить собственное существование. Шребер обнаружил Мёрдока, который пробудился в течение полуночного процесса, когда доктор не вселил ему в память воспоминания убийцы. Втроём они направляются на поиски Шелл Бич, который в итоге оказывается существующим только на стене с афишами на краю города. Пробив стену с афишами, Мёрдок выясняет, что Тёмный город находится в космосе; в пробитое отверстие падают Бамстед и один из Странников. Мистер Рука, держащий в заложниках Эмму, предлагает Джону отправиться в их убежище.

Там инопланетяне решают сделать ему инъекцию их коллективной памяти, с помощью чего они смогут понять секрет его души, тем самым окончив эксперимент. Шребер предаёт их, вставив Мёрдоку ложные воспоминания, в которых он объясняет Джону о существовании у него дара телекинеза , Странниках и их машинах. Мёрдок пробуждается и борется с ними, победив их лидера — мистера Книгу — в схватке высоко над городом.

Доктор сообщает победителю, что индивидуальность Эммы исчезнет, и она не может быть восстановлена в пределах её тела. Мёрдок использует свою власть над машинами Странников, чтобы заставить Тёмный город вращаться в пустоте (для смены ночи и дня), создать Шелл Бич, затопив определённую область и сформировав горы и берега. На пути туда он сталкивается с погибающим мистером Рукой и сообщает ему, что Странники искали в неправильном направлении — голове. Мёрдок открывает дверь, выводящую из города, и идёт посмотреть на восход солнца. Рядом расположен док, где он находит Эмму, у которой теперь новые воспоминания и имя — Анна. Мёрдок представляется ей, а поскольку они идут к Шелл Бич, их отношения начинаются снова.

В ролях

Работа над фильмом

Первоначальный сценарий «Тёмного города» имел пессимистический финал (фильм заканчивался триумфом инопланетян), но по ходу работы над лентой концовка несколько раз менялась. В своём окончательном варианте фильм заканчивается несколько натянутым хэппи-эндом , больше похожим на открытый финал.

Декорации фильма разрабатывались как дань уважения к « Бегущему по лезвию » и шедеврам немецкого экспрессионизма , особенно легендарному « Метрополису » (1927). До этого в Австралии, где велись съёмки, никогда не строились декорации подобного масштаба. Для более реалистичной передачи движения зданий были использованы новейшие компьютерные технологии.

Роджер Эберт отмечает, что уличные сцены в «Тёмном городе» созвучны городским пейзажам Эдварда Хоппера и Джека Веттриано . «Мир, созданный Странниками, кажется позаимствованным из нуаровых фильмов сороковых ; перед нами мелькают фетровые шляпы, сигареты, неоновые вывески , торговые автоматы, старинные автомобили вперемешку с более новыми» .

Полуночный « шабаш » Странников

Облик инопланетян, вселившихся в человеческие трупы, был вдохновлён внешностью сыгравшего одного из них . Отдельной проработки потребовал тот из них, который вселился в тело ребёнка. Их зловещие черты позволяют критикам говорить о «Тёмном городе» как о гибриде кинофантастики с фильмом ужасов .

Первые кадры фильма сопровождаются закадровым комментарием в исполнении Кифера Сазерленда. «New Line Cinema» заставила Алекса Пройяса добавить его, несмотря на то, что комментарий раскрывает некоторые детали сюжета. Режиссёрская версия фильма вышла уже без этого комментария .

Реакция

«Тёмный город» не получил в кинопрессе однозначной оценки. Например, на сайте появилась рецензия, в которой «Тёмный город» был охарактеризован как помесь «зрительных чудес со штампами фильмов класса B». Многие ставили в вину Пройасу сумбурность фабулы и скомканность повествования. Характерно в этом отношении суждение кинообозревателя влиятельной The New York Times о том, что создатели фильма больше стремились ошеломить зрителя неожиданными поворотами, чем придерживаться определённой логики повествования. Наибольшее впечатление на рецензента произвели те сцены, где «здания перемещаются и весь мегаполис приобретает новую конфигурацию». Кинокритик CNN также классифицировал «Тёмный город» как «один из тех фильмов, которые больше озабочены декорациями, нежели тем, что происходит в головах героев» .

Большая роль в переоценке значения «Тёмного города» принадлежит авторитетному кинокритику Роджеру Эберту , который счёл его одним из выдающихся фильмов современности и поставил на первое место в своём списке лучших фильмов 1990-х годов. Впоследствии он писал о «Тёмном городе» как о «фильме, создающем совершенно искусственный мир, в котором люди учатся быть людьми» . Среди ингредиентов этого мира киноведы называют Кафку , Фрица Ланга , Винсента Прайса и сериал « Звёздный путь ».

Влияние

Несмотря на весьма умеренные кассовые сборы, «Тёмный город» стал одним из культовых фильмов 1990-х годов . Вот что по этому поводу говорит онлайн-ресурс allmovie :

Кто любит сюжеты прямолинейные и укоренённые в действительности, должен избегать этого фильма, но для тех, кто не имеет ничего против смешения развлечения с метафизикой, «Тёмный город» — один из самых недооценённых фильмов 1990-х годов.

Влияние его художественного решения и философской проблематики ощутимо в « Матрице », которая снималась в тех же самых сиднейских декорациях через год после «Тёмного города» . По оценке Эберта, «Тёмный город» воплотил те эффекты, к которым стремились создатели «Матрицы», только раньше, с большим чувством и воображением .

Награды и номинации

Инопланетное существо, напоминающее « паука из перепуганных спагетти », покидает человеческое тело и разлагается от соприкосновения с водой. В здоровом состоянии существа полупрозрачные и голубого цвета.

Награды

Номинации

Примечания

  1. Роджер Эберт . от 5 февраля 2013 на Wayback Machine из книги «Великие фильмы».
  2. .
  3. . imdb.com .
  4. от 5 сентября 2008 на Wayback Machine .
  5. от 4 ноября 2008 на Wayback Machine .
  6. (англ.) на сайте AllMovie .

Ссылки

Источник —

Same as Тёмный город (фильм, 1998)