Interested Article - Осирис

Оси́рис ( егип. wsjr , Усир ; др.-греч. Ὄσιρις , лат. Osiris , Ози́рис ) — бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии и судья душ усопших. Основными центрами культа бога были Бусирис в дельте Нила и Абджу ( Абидос ).

Изображение

Статуэтка Осириса

Обычно изображался в виде обёрнутой белой тканью мумии с зелёной кожей, со свободными кистями рук, держащих символы царской власти хекет и нехеху ( скипетр и цеп ).

Корона , которую носит Осирис, сделана из стеблей папируса, его священная ладья также сделана из этого растения, и его символ джед состоит из вставленных одна в другую нескольких связок тростника. Далее, Осирис всегда изображается с тем или иным растением: из пруда перед его престолом растёт или лотос , или ряд деревьев и виноградная лоза; иногда увит гроздьями винограда и весь балдахин , под которым сидит Осирис; иногда его самого обвивают виноградные лозы .

Происхождение

Согласно упоминаниям в древнеегипетских текстах и рассказу Плутарха , Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут . Он появился на свет в первый из пяти священных дней, которые закрывают год. С ним (либо через три дня) родилась его сестра-близнец Исида . Их сестрой была Нефтида , братом — Сет . Осирис был четвёртым из богов, царствовавшим на земле в изначальные времена, унаследовав власть прадеда Ра , деда Шу и отца Геба .

В ранний период Исиду назвали женой Осириса, вероятно, оттого, что ей поклонялись по соседству, а также потому, что её имя в египетском языке было созвучно имени Осириса. Это подтвердило распространившуюся идею о небесных близнецах (разнополых) .

Мифология

Согласно Гелиопольской легенде, Осирис в Египте создал цивилизацию, обучил людей религии и земледелию , особенно выращиванию виноградной лозы , положив конец варварству. Это вызвало ревность его младшего брата Сета .

В древних « Текстах пирамид » Сет разозлился на брата за подставленную ему подножку , а в Поздний период — из-за адюльтера . Жена Сета по имени Нефтида полюбила Осириса и, приняв облик его супруги Исиды, зачала от него сына Анубиса . Когда Исида узнала об измене Осириса с Нефтидой, то сотрясла вселенную криком отчаяния и сорвала ленты с брачного ложа. Она обратилась к Тоту , который обещал дать средство, чтобы вернуть привязанность супруга. Опасаясь гнева мужа, Нефтида бросила младенца Анубиса в камышовых зарослях, где с помощью собак его нашла Исида .

Фрагмент фигурки: возможно, оплакивающая мужа Исида XVIII династия . Лувр

Сет решил отомстить брату. Согласно ранней версии легенды, он подстерёг Осириса на охоте и убил его. Более поздние версии сообщают, что Сет действовал в союзе с 72 заговорщиками . На один из праздников он приказал доставить красивый саркофаг и обещал подарить его тому, кому он придётся впору. Едва Осирис лёг в саркофаг, заговорщики захлопнули крышку, заколотили и бросили в Нил . Согласно мемфиской легенде, тело Осириса бросили в реку, где тот пролежал три дня и три ночи, поедаемый рыбами. По этой причине среди египтян бытовало поверие, что утонувший в Ниле человек священен . Убийство произошло в 17 день месяца Хатхор (то есть ноября) на 28 году правления или жизни Осириса, когда солнце было в Скорпионе .

Согласно Плутарху (поздняя версия), услышав об убийстве мужа, Исида обрезала волосы, облачилась в траурные одеяния и отправилась на поиски Осириса. Волны вынесли сундук к сирийскому побережью Библа . На этом месте проросло дерево ( вереск , тамариск или кедр ) и оплело ящик. Местный правитель Мелеккарет приказал срубить дерево и изготовить из него колонну. Придя в Библ, Исиде удалось с разрешения правителя и его жены Астарты (то есть два азиатских бога, двойники Исиды и Осириса) извлечь из колонны саркофаг. Саму колонну она обернула в лён, умастила маслами и оставила для поклонения местным жителям . Этот неизвестный из египетских источников эпизод даёт объяснение практике культа Исиды и Осириса в Библе во времена Плутарха и, предположительно, в раннем Новом царстве .

Исида вернулась с телом мужа в Египет и с помощью Нефтиды укрыла в болотах близ города Буто , чтобы оплакать Осириса. Обращение богинь во время поиска и оплакивания в сокола и коршуна может объясняться повадками птиц: коршун издаёт крик похожий на плач и пролетает большие расстояния в поисках падали . В Новом царстве , когда смерть Осириса связывается с ежегодными разливами Нила, воды реки считались слезами Исиды или телесными соками Осириса . В этот же период появилось дополнение, что Сет нашёл и разрубил тело брата (в разных версиях от 14 до 42 частей, по числу номов или провинций Египта) , а затем разбросал по Египту (или только по Дельте ) . Рассеивание членов бога восходило к вере, что звёзды являются фрагментами умершего солнца .

Воскрешение Осириса. Рельеф в храме Сети I в Абидосе

С помощью Анубиса или Тота Исида собрала части тела супруга (по другой версии — похоронила там, где нашла, что объясняет веру древних египтян в нахождении его частей в разных священных храмах и Серапиях ), а Анубис забальзамировал его . Так появилась первая мумия .

Согласно одной версии, Гор был рождён или зачат до смерти своего отца, по другой — Исида забеременела от плода древа судьбы (обычно виноградной лозы). Превалировала теория, что Исида забеременела чудесным образом от воскрешённого ненадолго Осириса . Согласно Плутарху (поздняя версия), Исида не нашла пенис (его съели рыбы) Осириса и потому вылепила фаллос из глины , освятила его и прирастила к собранному телу мужа. Превратившись в самку коршуна — птицу , Исида распластала крылья по мумии Осириса, произнесла волшебные слова и забеременела . От этого действа родился слабый второй сын Гарпократ (по незнанию Плутарх форму Гора выделил в отдельное божество). В египетских же источниках фаллос Осириса найден Исидой с прочими частями тела .

Исида бежала из заточения в болота Нижнего Египта и в виде коровы спряталась от преследователей Сета на плавучем острове Хеммис ( егип. Akh-bity «папирусовые заросли фараона Нижнего Египта») , где родила Гора. Согласно грекам, это место лежит неподалёку от Буто , хотя для египтян расположение его не считалось важным и понималось как некое священное уединение . Чтобы уберечь сына от гнева Сета, Исида положила младенца в корзину или сундук и пустила по водам Нила. Божественная няня Рененутет заботилась о нём, пока он не открыл себя миру, «надев свой пояс в густых зарослях» (то есть возмужал). Побуждаемый духом Осириса, Гор решил стать «мстителем за своего отца» . Победив Сета, Гор воскрешает отца, дав ему проглотить своё око , но тот не желает оставаться на земле и становится повелителем мёртвых в Дуате . Земной трон занимает Гор .

Суд Осириса

Первоначально (согласно « Текстам пирамид ») Анубис был единственным судьёй мёртвых в Дуате , но эта высокая должность с конца Древнего царства (конец 3-го тысячелетия до н. э.) узурпировалась Осирисом (считавшимся умершим фараоном ), перенявшим и титулы Анубиса «владыка запада» ( Хентиаменти ), «владыка тех, кто на западе» .

В начале правления XVIII династии сцена Суда Осириса появилась на папирусах « Книги мёртвых », впервые изображаются «великие весы». Согласно верованиям, на одну чашу весов помещалось сердце покойного, на другую — перо богини истины Маат , чтобы проверить насколько праведно жил покойный . Если великая Эннеада выносила обвинительный приговор, то чудовище Аммат пожирала сердце покойного , что лишало грешника возможности продолжить жизнь на полях Иалу .

Фрагмент Книги мёртвых Хунефера , изображающий суд Осириса. ок. 1310 год до н. э. Британский музей

Культ

Установка столба джед с благословения Исиды. Рельеф из храма Сети I в Абидосе

О первых стадиях культа Осириса додинастического периода практически ничего неизвестно . Первоначально Осирис был местным богом города Джеду (Джедет) в Дельте, который греки называли Бусирис («Дом Осириса»). Здесь символом Осириса был столб джед . В ритуальных целях использовались также деревянные футляры в виде мумии Осириса: внутри они были полыми, туда насыпалась земля и бросалось зерно, а в крышке футляра просверливались дырки, сквозь которые прорастали зелёные всходы («Прорастающий Осирис») . Вокруг его храмов высаживались 360 или 365 деревьев как символ изменяющегося времени и года .

Почитание из Бусириса распространилось по всему Египту, но главным центром поклонения вскоре стал Абидос в Среднем Египте . Многие египтяне стремились обрести бессмертие через погребение в Абидосе, где, по верованиям, упокоилось тело бога. Параллельно с соляризацией Осириса его жена Исида стала олицетворяться с небесной коровой Хатхор, отчего на её голове начали изображать корону в виде рогов .

Миф о смерти и воскрешении Осириса был связан с годовым сельскохозяйственным циклом. Похороны Осириса символизировали сеяние зерна, его воскрешение — появление всходов, убийство Осириса — срезание колосьев во время жатвы . Осирис представлялся животворящей силой, праведным правителем, следующим принципам маат (справедливости) , тогда как противостоящий ему Сет был олицетворением хаоса и жестокости. В этой связи миф об Осирисе и Сете символизирует борьбу между порядком и беспорядком, жизнью и смертью .

С развитием культа история смерти Осириса, горе его вдовы Исиды, борьба Гора стали темами многочисленных религиозных драм на великих народных празднествах . Поскольку Осирис был владыкой года, его праздники были в основном лунными, отчего позднее его стали называть луной «обновляющей саму себя» .

Культ Осириса разрушил монополию фараона на небеса, утвердил обычай погребения усопших без расчленения и обещал каждому человеку новую жизнь после смерти. К концу Среднего царства культ Осириса утвердился в Верхнем Египте и стал очень популярен .

Осирис в культуре

Мифологическая история Осириса и Сета прослеживается в сюжете древнеегипетского литературного произведения « Повесть о двух братьях » (ок. 1200—1194 годы до н. э.) и сказке « Правда и Кривда » (ок. 1292—1191 годы до н. э.) .

в античной литературе

Неоднократно упоминается античными авторами . Согласно Геродоту , это бог, которого египтяне отождествляют с греческим Дионисом . Диодор отмечает его связь с Приапом . Согласно Тибуллу , Осирис первым сделал плуг и научил людей земледелию .

в классической музыке

Волшебная флейта ( нем. Die Zauberflöte ) (K.620) — опера - зингшпиль Моцарта , «O Isis und Osiris» (О вы, Изида и Осирис) — ария

в кинематографе

См. также

Примечания

  1. М. Э. Матье. Древнеегипетские мифы. — Рипол Классик, 2013. — С. 53. — 207 с. — ISBN 9785458423854 .
  2. Макс Мюллер. . — М. : Центрполиграф, 2019. — 489 с.
  3. Pinch, Geraldine. (англ.) . — Oxford: Oxford University Press, 2004. — P. —80, 159—160, 178—179. — 257 p. — ISBN 978-0-19-517024-5 .
  4. Smith, Mark. Osiris and the Deceased / Wendrich, Willeke (ed.). — UCLA Encyclopedia of Egyptology. — UC Los Angeles: Department of Near Eastern Languages and Cultures, 2008. — С. 2. — ISBN 978-0615214030 .
  5. Иван Рак. Мифы и легенды Древнего Египта. — Стрекоза, 2013. — С. 101, 254, 257.
  6. Анубис. — Словарь египетской мифологии. — М. : Центрполиграф, 2008. — 256 с. — (Загадки древнего Египта).
  7. Patrick V. Reid. . — Paulist Press, 1987. — С. . — 412 с. — ISBN 9780809128501 .
  8. Griffiths, J. Gwyn. Osiris. — The Oxford Encyclopedia of Ancient Egypt. — Oxford: University Press, 2001. — Т. 2. — С. 615—619. — ISBN 978-0-19-510234-5 .
  9. Эрнест Альфред Уоллис Бадж. Древний Египет. Духи, идолы, боги = From Fetish to God in Ancient Egypt / Переводчик: Игоревский Л. А.. — М. : Центрполиграф, 2009. — С. 52, 172, 185, 204—206. — 480 с. — (Загадки древнего Египта).
  10. John Gwyn Griffiths. Plutarch's de Iside Et Osiride. — University of Wales Press, 1970. — С. 137—147, 313—322, 337—343. — 648 с.
  11. Wilkinson, Richard H. . — London: Thames & Hudson, 2003. — С. —148. — ISBN 978-0-500-05120-7 .
  12. Griffiths, J. Gwyn. . — Brill, 1980. — С. 49—50. — 310 с. — ISBN 978-90-04-06096-8 .
  13. Tobin, Vincent Arieh. Myths: An Overview (англ.) / Redford, Donald B. (ed.). — The Oxford Encyclopedia of Ancient Egypt. — Oxford: Oxford University Press, 2001. — Vol. 2. — P. 464—469. — ISBN 978-0-19-510234-5 .
  14. Hart, George. . — 2nd ed.. — Routledge, 2005. — С. —81. — ISBN 978-0-203-02362-4 .
  15. Jan Assmann. / Translated by David Lorton. — Cornell University Press, 2001 (1984). — С. 133. — 292 с. — ISBN 978-0-8014-3786-1 . 10 августа 2020 года.
  16. Рубинштейн Р. И. Мифы народов мира / Ред. С. А. Токарев . — Советская энциклопедия . — М. , 1991. — С. 426.
  17. Henk te Velde, Herman te Velde. / Translated by G. E. Van Baaren-Pape. — Brill Archive, 1977. — С. —83. — 202 с. — ISBN 9789004054028 .
  18. Юрий Павлович Францев. У истоков религии и свободомыслия. — Издательство Академии наук СССР , 1959. — С. 328. — 594 с.
  19. John Gwyn Griffiths. The conflict of Horus and Seth from Egyptian and classical sources: a study in ancient mythology. — Liverpool University Press , 1960. — С. 83. — 204 с.
  20. Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей . М., 2001. В 3-х тт. Т. 2. С. 504; См. Страбон. География XVII; Нонн. Деяния Диониса IV 270.
  21. Геродот. История II 42; Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 1, 6
  22. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 6, 3
  23. Тибулл. Элегии I 7, 27-48
  24. (англ.) . The Hollywood Reporter (25 февраля 2016). Дата обращения: 20 мая 2019. 11 апреля 2019 года.
Источник —

Same as Осирис