Interested Article - Беседа разочарованного со своим духом

«Беседа разочарованного со своим духом» [ источник не указан 1732 дня ] (также «Беседа разочарованного со своим Ба » , «Разговор разочарованного со своим духом» , «Разговор разочарованного со своим Ба» , «Спор разочарованного со своей душой» ) — условное название в науке древнеегипетского философского произведения (текст папируса № 3024 Берлинского музея ) , написанного в жанре поэтического диалога. Датируется предположительно XXII—XXI веками до н. э. До наших дней дошли списки XX—XIX веков до н. э.

Источник

Записан иератическим письмом на папирусе Berlin 3024 XII династии , хранящемся с 1843 года в Берлинском музее . Первая часть текста не сохранилась и в современном виде состоит из 155 вертикальных колонок . Утерянное начало составляло не менее 14 строк. Строки (1) и (2) относятся к предыдущей речи Ба, и их смысл из-за отсутствия контекста практически непонятен .

Сюжет

Фрагмент из Книги мёртвых с изображением крылатой Ба и человека. в Милане (Италия)

В одной из элегий человек жалуется душе на одиночество (« Видишь, моё имя ненавистно »; вариант перевода — « Моё имя смрадно »). Также собеседник ба отмечает ужасающее падение нравов и нивелирование ценностей современным ему обществом (« Кому открыться мне сегодня? »). «Разочарованный» прославляет смерть и всё, что с ней связано, воспринимая её как долгожданное освобождение от нестерпимых земных тягот (« Мне смерть представляется ныне /…/ исходом из плена страданий »). В произведении утверждается, что, тот, кто перейдёт в царство мёртвых , сможет обрести статус божества, которое будет творить «возмездие за зло», что указывает на архетипическое отношение древних египтян к загробному миру.

Что касается реплик ба, то они во многом созвучны философическим и нравственным концепциям, высказанным в « Песне Арфиста » — другом значимом поэтическом произведении Древнего Египта. Ба возражает последнему утверждению «разочарованного», отмечая неизвестность за пределами жизненного исхода человека. Те пирамиды и гробницы, на строительство которых у людей уходят многие годы, со временем превратятся в прах и рассыплются. Ба советует получать сиюминутные радости жизни и полностью отказаться от тягостных и губительных размышлений о дальнейшей судьбе и о том, что произойдёт с человеком после окончания жизненного пути.

«Беседа разочарованного со своим Ба» считается древнейшим дошедшим до нас письменным источником, посвящённым обсуждению проблемы самоубийства .

Описание

Деревянная статуэтка Ба (332–330 годы до н.э. или позднее). Метрополитен-музей

Диалог состоит из 24 песен- элегий , названных по рефренам , которые их замыкают.

Произведение представляет соединение трёх основных стилей древнеегипетской литературы: прозу, симметрично выстроенную речь и лиричную поэзию .

Художественная форма диалогического произведения, по мнению египтологов-литературоведов, повторяет формы погребальных заплачек , канон которых сформировался в древнеегипетской литературе ещё до создания «Спора». Также текст лиричен, поскольку в нём присутствуют ярко выраженные черты индивидуальности поэта, акцентирована глубина и тонкость его душевных переживаний и поисков. Возможно, это произведение отражает становление поэтической индивидуальности в древнеегипетской литературе и формирование личного самосознания авторов поэтических текстов.

Похожие произведения

Примечания

  1. Тураев Б. А. Египетская литература. Т. 1. Исторический очерк древнеегипетской литературы. — С. 69.
  2. Василий Васильевич Струве. История древнего Востока / Институт истории (Академия наук СССР). — Огиз, Госполитиздат, 1941. — С. 223. — 518 с.
  3. Советская историческая энциклопедия / Под ред. Е. М. Жукова . — М. : Советская энциклопедия , 1973—1982.
  4. Акимов В. В. // Труды Минской духовной академии. — Жировичи, 2010. — № 8 . — С. 106—127 . 24 января 2022 года.
  5. Мария Эндель. // Энгурра. 26 сентября 2017 года.
  6. / Ред. В. Санович. — М. : Художественная литература, 1973. — Т. 1. — (Библиотека всемирной литературы. Серия первая). 17 сентября 2018 года.
  7. Miriam Lichtheim. . — University of California Press, 1975. — С. . — 274 с. — ISBN 9780520028999 .
  8. Антоненко М. М. . — Калининград: Балтийский федеральный университет им. И. Канта, 2018. — С. 19. — 253 с. 18 сентября 2018 года.
  9. , с. 123.

Литература

  • Акимов В. В. // Труды Минской духовной академии. — Жировичи, 2010. — № 8 . — С. 106—127 .
  • Svetlana A. Spirina. // Древний Египет. Сборник трудов Ассоциации по изучению Древнего Египта «МААТ». — М.-СПб., 2006. — Вып. II . — С. 137—141 .
  • Richard B. Parkinson: The Missing Beginning of «The Dialogue of a Man and His Ba»: P.Amherst III and the History of the «Berlin Library», In: Zeitschrift für Ägyptische Sprache und Altertumskunde (ZÄS) 130, 2003, S. 120—133
  • Odette Renaud: Le dialogue du Désespéré avec son Âme. Une interprétation littéraire. In: Cahiers de la Société d’Egyptologie Vol. 1, 1991
  • Faulkner R. О/. The man who was tired of life (англ.) // Journal of Egyptian Archaeology. — 1956. — Vol. 42 .

Ссылки

  • Энгурра. . Перевод с древнеегипетского и примечания: Мария Эндель.
  • Мария Эндель. . Солнечное сплетение . 3 декабря 2010 года.
Источник —

Same as Беседа разочарованного со своим духом