Interested Article - Османская архитектура

Мечеть Шехзаде — первая значительная работа архитектора Синана, где хорошо видны формы Святой Софии

Османская архитектура — архитектура Османской империи , которая возникла в Бурсе и в Эдирне в XV—XVI вв.. В архитектуре Османской империи прослеживается влияние архитектуры Сельджуков, а также армянской , иранской, византийской архитектуры . После завоевания Константинополя турками заметно влияние мамлюкской архитектурной традиции . В течение почти 400 лет византийские церкви и соборы служили образцами для османских мечетей

Османы достигли высокого уровня архитектуры. Освоенная ими техника создания огромного внутреннего пространства при помощи сводов, куполов, полукуполов и колонн, позволила создать эстетическую и элегантно утонченный стиль в исламской архитектуре . И по сей день можно найти объекты в стиле Османской архитектуры на бывших территориях империи. В том числе в Крыму имеется произведение классика османского стиля Синана в виде мечети Джума Джами

С XVIII века османская архитектура испытывает сильное влияние европейского стиля барокко , что сказывается на богатом декоре зданий этого периода и приводит к формированию стиля Османское барокко .

Сельджукская архитектура

Форма и стиль по существу были обязаны своим образованием армянскому зодчеству и его творцам. Кроме того, ряд форм «сельджукской» архитектуры являлись прямым воспроизведением форм армянских строений . Помимо этого, ряд архитекторов и зодчих строивших сельджукские строения, являлись армянами по происхождению. Однако кроме армянского влияния, сельджуки интегрировали в свою архитектуру элементы персидской архитектуры . Чаще всего сельджуки строили свои здания из кирпича, а внутренние и внешние стены оформлялись из мрамора, извести, гипса и т. д. Ещё в XIII в. тюрки-сельджуки завоевали значительную часть Малой Азии , создав на её территории несколько независимых эмиратов. Сельджукские правители оставляли после себя многочисленные мавзолеи и медресе, построенные в традиционном для этих мест стиле.

Мечеть Хаджи Озбека - представитель раннего османского стиля с заметным копированием Византийской базилики .

Сама по себе Сельджукская архитектура не считается османским стилем, но относится к его источникам наряду с византийской архитектурой. Османский архитектурный стиль возникает в XIV веке с формированием и укреплением Османской империи .

Ранний Османский период

В начале XIV века были созданы первые Османские бейлики . Пограничное сосуществование с Византийской Империей уже начало формировать самобытный османский стиль как симбиоз византийской и исламской архитектурных традиций.

Мечеть (1333) считается первым произведением с уже сложившимся османским стилем. Хорошо заметно копирование Византийской базилики не только по форме, но по характерному византийскому стилю кладки

В столице Османов Бурсе была построена первая куполообразная мечеть сельджуков — Улу джами (1396—1400). Построенные в Стамбуле в период завоевания города мечеть Баязида II (1501—1506) считается произведениями раннего периода. К этому периоду также можно отнести мечети Фатих (1470), мечеть Махмут-паши (1464), дворец Топкапы (1475—1478).

Классический период

Классический период османской архитектуры в значительной степени связан с работами Мимара Синана . Этот архитектор сумел объединить и создать гармонию из различных архитектурных элементов и влияний, которые ранее были приняты османской архитектурой . В мечетях, построенных Синаном, использовался купол похожий на купол собора Святой Софии , но с изменённой пропорцией и освобождением от колоннад, что в совокупности с большими окнами добавило больше света внутри помещений .

Синан построил мечеть Джума Джами в Евпатории
Мечеть Нуруосмание один из лучших образцов османского барокко

В мечетях классического периода стали включаться внутренние дворы. Образцы османской архитектуры классического периода помимо Турции сохранились также на Балканах, в Венгрии, Египте, Тунисе, Алжире и других странах бывшей Османской империи.

Произведение Синана имеется и Евпатории в Крыму в виде мечети Джума Джами

Период тюльпанной архитектуры

В эпоху тюльпанов в Османской возникает мода на разведение тюльпанов. Широко развивается садово-парковое искусство и возникает новый стиль , где классическое строго оформление мечетей и дворцов заменяет богатый декор. Тюльпан стал символом этого стиля. Наибольшей силы тюльпанный стиль набирает в с 1718 по 1730, но встречается и ранее во время правления Ахмеда III , а также и после 1730 уже как подражание оригинальному тюльпанному стилю.

Тюльпанный стиль также был продуктом адаптации европейской культуры к османской традиции. Загородная резиденция султана Ахмеда III — Саадабад, была спроектированная по планам Версаля и Фонтенбло . Стиль резиденции с парком требовал включения садовопаркового искусства в одно целостное произведение со зданиями в тюльпанный стиль. Это как и в Версале сделало фонтаны одним из основных архитектурных достижений в тюльпанном стиле. Фонтан Ахмеда III многие искусствоведы признают главным сохранившимся памятником тюльпанного стиля, т.к сам Саадабад не сохранился. Деревянные постройки его оказались недолговечны. Однако подражающий ему дворец Крымского хана в Бахчисарае позволяет представить как выглядело в оригинале это сооружение.

Другим известным произведением в тюльпанном стиле является отделка комнат древнего дворца Топкапы . Тюльпанный стиль стал переходным этапом от османского классицизма к османскому барокко.

Фруктовая комната дворца Топкапы является ярким примером тюльпанного стиля (1705)

Период Османского барокко

Стиль османского барокко возникает в XVIII веке под влиянием европейского стиля барокко . Мечеть Нуруосмание относят к одному из лучших произведений этого периода, когда классические формы османской архитектуры сочетались с богатым декором в барокко. Самой богатой по декору с стиле барокко обычно считается мечеть Ортакёй .

Период Эклектизма

Гробница Хюрсев паши представитель ампира в османской архитектуре

В XIX веке османская архитектура попала под влияние европейского Имперского стиля " Ампир ". Гробница Коджа Хюсрев Мехмед паши выполнена в декоре характерном для Наполеоновского ампира.

Мечеть Пертевниял Валиде-султан яркий представитель османской эклектики

Необходимость смешивать новые яркие европейские стили с исламской архитектурой в конечно счете формирует период османского эклектизма . Мечеть Пертевниял Валиде-султан представляет такое смешение стилей как ренессанс , готика , имперский стиль , рококо и конечно классический османский. Для османской архитектуры мечетей безусловно стало новым явлением богатый золоченный декор интерьера этой мечети в стиле христианских храмов этого же периода.

Отель Султанахмет — представитель Османского Ренессанса

Период Национального архитектурного Ренессанса

Заключительный период архитектуры в Османской империи начался в XX веке после прихода к власти младотурок (1908—1909 года). Этот период назывался «Национальным архитектурным Ренессансом» . В архитектуре этого периода начали применяться современные строительные технологии и материалы, такие как железобетон, железо, сталь, и стекло. Первоначально, этот стиль был призван способствовать патриотизму и исторической идентичности многонациональной Османской империи, но к концу Первой мировой войны, после создания Турецкой Республики, он был принят турецкими националистами для внедрения в сознание турок чувства патриотизма. В этой роли, она продолжается влиять на дальнейшую архитектуру Турции. В основе стиля возврат к традициям .

Один из самых ранних и наиболее важных примеров этого стиля является главное здание стамбульской почтовой службы ( англ. Istanbul Central Post Office ), завершённое в 1909 году . В Анкаре, самая ранняя постройка в этом стиле является здание Национального Собрания Турецкой Республики (1917 г.), в котором сейчас находится Музей войны за независимость.

Примечания

  1. А. Л. Якобсон . № 4 . стр-цы. 126-130. ISSN 0135-0536 . Историко-филологический журнал (1983). Дата обращения: 17 ноября 2012. 8 января 2013 года.
  2. Seljuk architecture , Illustrated Dictionary of Historic Architecture , ed. Cyril M. Harris, (Dover Publications, 1977), 485.
  3. Architecture(Muhammadan) , H. Saladin, Encyclopaedia of Religion and Ethics , Vol.1, Ed. James Hastings and John Alexander, (Charles Scribner’s son, 1908), 753.
  4. Necipoğlu, Gülru. (англ.) . — Leiden : E.J. Brill, 1995. — P. 60. — ISBN 978-90-04-10314-6 .
  5. Behrens-Abouseif, Doris. (англ.) . — Leiden ; New York : E.J. Brill,, 1989. — P. 29. — ISBN 90-04-08677-3 .
  6. Rice, John Gordon; Robert Clifford Ostergren. (англ.) // The Professional geographer : journal. — Guilford Press, 2005. — Vol. 57 , no. 4 . — ISBN 978-0-89862-272-0 . — ISSN .
  7. Çevikalp, Mesut (2008-08-27). . Today's Zaman . из оригинала 12 сентября 2008 . Дата обращения: 17 сентября 2008 .
  8. Sheila S. Blair, Jonathan M. Bloom. . — Yale University Press, 1996-09-25. — 376 с. — ISBN 978-0-300-06465-0 . 14 января 2023 года.
  9. Goodwin, Godfrey. Sinan: Ottoman Architecture & its Values Today (англ.) . — London: Saqi Books, 1993. — ISBN 0-86356-172-1 .
  10. Stratton, Arthur. (неопр.) . — New York: Charles Scribner's Sons , 1972. — ISBN 684-12582-X.
  11. Bozdogan, Sibel. Modernism and Nation Building: Turkish Architectural Culture in the Early Republic (англ.) . — Seattle and London: (англ.) , 2001. — ISBN 0-295-98152-0 .

Ссылки

Источник —

Same as Османская архитектура