Interested Article - Вимана

Пушпака — вимана Раваны

Вима́на ( санскр. विमान IAST : vimāna букв. «измеряющий, обходящий» ) — в индуистских и буддийских мифологических текстах воздушный дворец, царский или небесная колесница .

Образ виманы восходит к колесящим по небу повозкам Индры и иных арийских божеств, которые упоминаются в Ведах и имеют параллели в мифологии греков (колесница Гелиоса ), германцев ( солнечная повозка ) и других индоевропейских народов .

В « Ригведе » слово vimāna употребляется в значении «меряющий» или «мера» (пространства); там же (I 164, 48) даётся такое описание (слово vimāna в этом гимне не встречается), являющееся одновременно аллегорией года : «Косяков двенадцать, колесо одно, / Три ступицы — кто же это постигнет? / В нём укреплены вместе колышки, / Словно триста шестьдесят подвижных и (одновременно) неподвижных» .

В « Рамаяне » вимана Раваны именуется Пушпакой («убранная цветами»). Эта «превосходная воздушная колесница» напоминает Солнце или облако, блещущее в небесной выси. Она способна домчать владельца в любую точку земли и неба. Изготовителем колесницы назван царь асуров Майясура , а её первым обладателем — бог богатства Кубера .

В « Махабхарате » сообщается, что четырёхколёсная вимана Майясуры имела двенадцать локтей в длину и использовалась царём для метания пылающих снарядов. Когда во время преследования Кришной своего соперника колесница последнего стала невидимой для взгляда, Кришна всё-таки поразил соперника, определив траекторию движения виманы по звуку . Изготовителями виман в тексте назван «всезнающий народ йона » ( древние греки ). В поэме говорится, что поверженные герои падают со своих коней и слонов, «как обитатели неба низвергаются вниз со своих виман, когда исчерпается их благая заслуга» .

В 13-й песне поэмы Калидасы « Род Рагху » описан тот же сюжет, что и в «Рамаяне». Рама, одержав победу над Раваной и вернув себе Ситу , на небесной колеснице Пушпаке вместе с женой возвращается на родину. Калидаса использует этот сюжет, чтобы описать Южную Индию с высоты птичьего полёта :

Смотри, небесная колесница летит то по тропе богов, то по стране облаков, то в выси, где реют птицы; и в движении своем она, поистине, повинуется велениям моей мысли. … С огромной высоты мой взор достигает вод озера Пампа с берегами, густо поросшими тростником, с едва различимыми отсюда стаями журавлей, и пробуждается былая грусть. … Внизу, близ горы, извивается река Мандакини, струящая свои чистые и прозрачные воды; издали она кажется совсем тонкой, словно жемчужная нить, украшающая грудь земли .

Воды Ганги , увиденные с высоты, поэт сравнивает то с ожерельем из жемчугов и изумрудов, то с гирляндой из белых и голубых лотосов, то с узором из листьев на полу.

В седьмом действии драмы Калидасы « Шакунтала » описывается, как возничий Индры Матали и царь Душьянта путешествуют на летающей колеснице. Сперва она летит над облаками, но когда начинает снижение, автор подчеркивает, что она проходит через дождевые облака и колеса покрываются брызгами.

Душьянта .
Как бы спускается земля с высоких гор,
Живёт отдельно дерево любое,
Река, что узкою казалась до сих пор,
Бежит широководною тропою.
Мне кажется, когда стремлюсь я в вышине,
Что всё кругом исполнено полёта,
Что и земля теперь летит навстречу мне,
Как будто вверх её подбросил кто-то!
Матали . У тебя зоркий взгляд. Как величава, как обворожительна земля!

После этого автор отмечает «мягкую посадку» колесницы Индры, которое даже не заметил Душьянта. Как отмечает филолог Б. Захарьин , это описание «поражает точностью чисто технических деталей, доступных, казалось бы, лишь современному пилоту!» В свою очередь индолог В. Г. Эрман отмечает, что «чувство полёта, кажется, живёт в душе поэта. Описания эти так ярки и зримы, что можно представить, будто ему самому приходилось летать по воздуху и взирать на землю с огромной высоты» .

В поэме Сомадевы ( XI век ) «Океан сказаний», как отмечает филолог И. Д. Серебряков , «рассказывается о воздушных кораблях, движущихся с помощью механических двигателей и покрывающих большие расстояния с громадной скоростью. Они имеют круглую форму, подобны цветку лотоса , используются для разнообразных целей, в том числе, например, для переброски слонов » . Помимо этого, в поэме присутствуют и такие сказочные элементы как летающие слоны или колесница Брахмы , запряжённая лебедями .

Основные упоминания «воздушных кораблей» в поэме следующие:

  • На корабле путешествует Сомапрабха, дочь асуры Майя, в другой город к своей подруге Калингасене, а затем помогает ей найти мужа (с. 88, 93).
  • Раджа Хемапрабха строит такой корабль и использует его, чтобы доставить дочь к зятю (С. 122).
  • Раджьядхара строит корабль, чтобы помочь царевичу Нараваханадатте перелететь через океан и найти на острове Карпурасамбхава свою невесту (С. 151).
  • Зодчий Майя учит искусству создавать корабли царевича Сурьяпрабху, который с помощью корабля «Бхутасана» находит невесту и совершает ряд путешествий (С. 155, 158, 181, 185).
  • Когда Сурьяпрабха воюет с раджой Шруташарманом, у которого в армии есть слоны, он также приказывает доставить на воздушных кораблях слоновье войско (С. 192).
  • Когда начинается упорная битва, Сурьяпрабха приказывает перебросить по воздуху своему союзнику Прабхасе отряд колесниц (С. 199).
  • Древний царь Пушкаракша получает в подарок от Ранкумалина летающую колесницу и благодаря ей, как говорит поэма, покоряет «всю землю, окружённую четырьмя океанами» (С. 257).
  • Шива дарит царевичу Нараваханадатте построенный самим Брахмой воздушный корабль «Падма». С его помощью герой путешествует в город Вакрапуру к своей невесте (С. 355). Когда его войско отправляется в поход, он на корабле, «поместив жён в его тычинках, а министров и друзей — в лепестках», сопровождает войско (С. 360, 362).
  • Эту же божественную колесницу его отец Удаяна использует для возвращения на родину (С. 380).

Индийский индолог и историк Вишнампет Дикшитар в своей книге «Warfare in Ancient India» («Военное дело в Древней Индии») высказывает мнение, что виманы вовсе не были мифическими объектами, но реально существовавшими летательными аппаратами, «вкладом Индии в развитие науки аэронавтики » .

В 1952 году в Индии был опубликован текст « Вайманика-шастра », которая выдаётся за древнее пособие по аэронавтике и приписывается Бхарадвадже .

Технические подробности в описании виман и достоверность описания видов на землю с высоты для многих уфологов являются подтверждением теории палеоконтакта [ источник не указан 1170 дней ] .

См. также

Примечания

  1. Monier-Williams M. Sanskrit-English Dictionary, 1899
  2. Мялль Л. Э. от 25 января 2021 на Wayback Machine // Мифы народов мира : Энциклопедия . / Гл. ред. С. А. Токарев . М., 2008 ( Советская Энциклопедия , 1980).
  3. Мандала 2, гимн 40, перевод Т. Я Елизаренковой
  4. Ригведа. Мандалы I—IV. Пер. Т. Я. Елизаренковой . М., 1989. С. 205 и комм. на С. 649
  5. Махабхарата . Книга 8. М., 1990. С. 36
  6. Калидаса . Род Рагху. СПб, 1996. С. 227—238, см. также Эрман В. Г. Калидаса. М., 1976. С. 81—84
  7. прозаический перевод В. Г. Эрмана
  8. Калидаса. Драмы и поэмы. / Пер. С. И. Липкина . М., 1974. С. 281
  9. Калидаса. Драмы и поэмы. М., 1974. С. 9, предисловие
  10. Эрман В. Г. Калидаса. М., 1976. С. 180
  11. Сомадева. Океан сказаний. М., 1982. С.504
  12. страницы указаны по изданию: Сомадева . Океан сказаний. / Пер. И. Д. Серебрякова . М.: Наука , 1982
  13. . A tribute to Hinduism . Cincinnati Temple. Дата обращения: 5 января 2009. 14 марта 2012 года.
  14. David Hatcher Childress. . Bibliteca Pleyades. Дата обращения: 5 января 2009. 14 марта 2012 года.
Источник —

Same as Вимана