Interested Article - Славянское неоязычество в Польше

Славянское неоязычество ( родноверие ) в Польше ( польск. słowiańskie neopogaństwo, rodzimowierstwo, rodzima wiara ) возникло уже в начале XX века . Превосходит по численности другие неоязыческие движения .

Истоки

Юбилейное переиздание книги З. Доленга-Ходаковского «О славянщине до христианства» польскими родноверами

В 1818 году польско-российский этнограф Зориан Доленга-Ходаковский (псевдоним Адама Чарноцкого) в работе «О славянщине до христианства» ( польск. O Sławiańszczyźnie przed chrześcijaństwem ) объявил себя «язычником», выступил за возрождение язычества и ошибочность христианизации славян . Он заявил, что Польша «должна вернуться к родной вере». На основании этого он признан предшественником родноверия в Польше . Польский философ Бронислав Трентовский в книге «Славянская вера, или Этика, управляющая Вселенной» ( Wiara słowiańska, czyli etyka piastująca wszechświat ) (1848) писал, что славянские боги — манифестации единого, в том числе христианского, бога и видел в дохристианской религии славян верный путь к пониманию божественного творца, утверждая, что христианство не смогло этого сделать . Другим предшественником был Ян Сас-Зубжицкий (1860—1935), разработавший доктрину «Богопознания» («Bogoznawstwo») . Это романтическое «повторное открытие» и оценка местной дохристианской религии подготовило почву для возникновения родноверия в дальнейшем .

История

Как движение родноверие начало оформляться в Польше среди поляков и украинцев в 1920—1930-х годах. В 1921 году создал « », хотя нет никаких доказательств, что они проводили регулярные встречи в ранний период существования . В 1934 году возникла Демиурга . В 1937 году Ян Стахнюк (псевдоним — Стоигнев), автор книги «Славянский миф», организовал вокруг своего варшавского журнала «Община» ( «Zadruga» ) одноимённое движение « » (термин задруга означает южнославянскую племенную единицу ). Развивая идеи Доленги-Ходаковского, Стахнюк в своей работе критиковал католицизм в Польше, утверждая, что он оказал негативное влияние на национальный характер страны . Стахнюк не сформировал из своих идей религию, и те, кто разделял его взгляды, оставались «очень свободной и разнообразной интеллектуальной кликой» . Польская популярная пресса назвала его неоязычником, термином, которым он стал именовать себя позднее сам . В стороне от каких-либо движений находился польский военный лётчик (польск.) , в то же 1937 году издавший книгу «Поклоняющиеся Дажбогу Сварожичу» («Czciciele Dadźbóg Swarożyca»), в которой он изложил свое видение возрождения дохристианской славянской религии .

Во время Второй мировой войны родновер Стефан Потшуский возглавлял подразделение Крестьянских батальонов , сражавшихся с немецкими оккупантами Польши . Его подразделение имело храм бога Святовита на секретной лесной базе и проводило групповые обряды, в ходе которых сжигалось деревянное изображение божества с медовухой . Ян Стахнюк также боролся против нацистской оккупации во время Варшавского восстания . После окончания войны и установления в Польше просоветского режима Стахнюк и Колодзей были арестованы, что помешало созданию родноверческого сообщества .

В 1954 году в Лодзинском университете была создана студенческая группа Клан Аусран. Официально она была посвящена изучению индоевропейского общества, его члены исполняли гимны и молитвы .

Вроцлавское издательство «Toporzeł» переиздало произведения Стахнюка и его ученика Антония Вацика . Идеологию «Святого круга последователей Святовита» Владислава Колодзея продолжает « » ( «Rodzimy Kościół Polski» ), зарегистрированная в 1995 году, руководитель — .

Основатель « » проводит обряд бракосочетания

В 1996 году (польск.) и некоторые другие члены бывшей « » учредили организацию «Ассоциация родной веры» («Zrzeszenie Rodzimej Wiary»); в настоящее время — « » («Rodzima Wiara») ( Rodzima Wiara ) . Потшебовский написал докторскую диссертацию о довоенном движении «Задруга» .

Рэпер и музыкальный продюсер Донатан назвал себя приверженцем славянской родной веры . Он выпустил свой дебютный альбом Równonoc (английский: Equinox) в 2012 году и является продуктивны музыкальным продюсером в Польше; он спродюсировал песню « Мы славяне (My Słowianie) », которая представляла Польшу на конкурсе « Евровидение-2014 » .

Демография

В 2013 году Скотт Симпсон отметил, что родноверие остаётся «очень маленькой религией» в Польше, в которой в остальном доминирует католицизм . Он предположил, что было менее 900 регулярно активных членов четырех основных зарегистрированных организаций польского родноверия и примерно столько же приверженцев, принадлежащих к более мелким незарегистрированным группам .

В 2017 году он писал, что в стране, вероятно, действовало от 2000 до 2500 «активно вовлечённых и постоянных участников» . В 2020 году Конрад Кощник и Эльжбета Хорновска оценивали численность родноверов в Польше от 7000 до 10000 .

Симпсон отметил, что в стране приверженцы родноверия были «ещё относительно молоды» и наблюдается их частичное пересечение с сообществом исторических реконструкторов . Кощник и Хорновска отмечали, что, несмотря на молодость, польские родноверы были духовно зрелыми и присоединились к религии, поскольку она удовлетворяла их глубокие личные потребности . Они также писали, что мужчины составляют большую часть сообщества . В польском родноверском сообществе было отмечено некоторое присутствие анисемитских взглядов .

В Польше славянское неоязычество превосходит по численности другие неоязыческие движения, хотя оба направления представлены в Польском отделении (англ.) .

Объединения

Пятый общепольский конгресс родноверов, 2017

Примечания

  1. , p. 74.
  2. , p. 113.
  3. , pp. 298, 300.
  4. .
  5. , pp. 46—48.
  6. , pp. 50—51.
  7. , pp. 49—51.
  8. , p. 28.
  9. , p. 58.
  10. , pp. 67—80.
  11. , pp. 295.
  12. , p. 288.
  13. , p. 294.
  14. , pp. 11—12.
  15. , pp. 123.
  16. , pp. 114.
  17. , p. 183.
  18. .
  19. .
  20. , p. 6.
  21. , pp. 77.
  22. .
  23. , p. 120.
  24. , p. 115.
  25. , p. 118.
  26. , p. 82.
  27. , p. 119.
  28. , p. 91.
  29. , pp. 72—73.
  30. .
  31. , pp. 112—127.

Литература

  • Попов И. Н. // . — 2016.
  • Gajda, Agnieszka. Romanticism and the Rise of Neopaganism in Nineteenth-Century Central and Eastern Europe: The Polish Case // Modern Pagan and Native Faith Movements in Central and Eastern Europe / Kaarina Aitamurto ; Scott Simpson. — Durham : Acumen, 2013. — P. 44—61. — ISBN 9781844656622 .
  • Kośnik, Konrad; Hornowska, Elzbieta (2020). . Religio: Revue pro religionistiku . 28 (1): 73—93. doi : . ISSN .
  • Potrzebowski, Stanisław. Słowiański ruch Zadruga : [ польск. ] . — Wrocław : Triglav Publisher, 2016. — ISBN 9788362586967 .
  • Schaab, Philipp. Götter, Ahnen, Blut und Boden? Die Konstruktion ethnischer Identität im gegenwärtigen slawischen Neuheidentum in Polen. — Berlin : Lit Verlag, 2019. — Vol. 18. — ISBN 9783643145123 .
  • Simpson, Scott. Native Faith. Polish Neo-Paganism at the Brink of the 21st Century. — Kraków : Zakład Wydawniczy Nomos, 2000. — ISBN 8388508075 .
  • Simpson, Scott. Strategies for Constructing Religious Practice in Polish Rodzimowierstwo // / A. Anczyk, H. Grzymała-Moszczyńska. — Katowice : Sacrum, 2012.
  • Simpson, Scott. Polish Rodzimowierstwo: Strategies for (Re)constructing a Movement // Modern Pagan and Native Faith Movements in Central and Eastern Europe / Kaarina Aitamurto , Scott Simpson. — Durham : Acumen, 2013. — P. 112—127. — ISBN 9781844656622 .
  • Simpson, Scott. Only Slavic Gods: Nativeness in Polish Rodzimowierstwo // Cosmopolitanism, Nationalism, and Modern Paganism / Kathryn Rountree. — New York : Palgrave Macmillan, 2017. — P. 65—86. — ISBN 9781137570406 .
  • Simpson, Scott. Selected Words for Modern Pagan and Native Faith Movements in Central and Eastern Europe // Modern Pagan and Native Faith Movements in Central and Eastern Europe / Scott Simpson, Mariusz Filip. — Durham : Acumen, 2013. — P. 27—43. — ISBN 9781844656622 .
  • Skup , Anna. (польск.) // Sources of Native Faith – Aryan and Zadruga themes in the doctrine of the religious association Native Faith. — Krakow: Institute of Religious Studies, Faculty of Philosophy, , 2013.
  • Strutyński M. The Ideology of Jan Stachniuk and the Power of Creation // Modern Pagan and Native Faith Movements in Central and Eastern Europe (англ.) / Kaarina Aitamurto & Scott Simpson (eds.). — Durham: Acumen, 2013. — P. 283—397. — ISBN 9781844656622 .
  • Szczepański T. Ruch zadrużny i rodzimowierczy w PRL w latach 1956—1989 (польск.) // Państwo i Społeczeństwo. — 2009. — T. IX , nr 4 .
  • Witulski, Maciej. 'Imported' Paganisms in Poland in the Twenty-First Century: A Sketch of the Developing Landscape // Modern Pagan and Native Faith Movements in Central and Eastern Europe / Kaarina Aitamurto ; Scott Simpson. — Durham : Acumen, 2013. — P. 298—314. — ISBN 9781844656622 .

Ссылки

  • . (2014).
Источник —

Same as Славянское неоязычество в Польше