Interested Article - Сушилка для бутылок

«Сушилка для бутылок» ( фр. Porte-bouteilles ) — реди-мейд французского и американского художника, теоретика искусства Марселя Дюшана , считающегося одним из самых влиятельных представителей авангардного искусства XX века. «Сушилка для бутылок» создана в 1914 году, ещё до появления самого термина реди-мейд, введённого им в 1915 году. Представляет собой сушилку для винных бутылок, приобретённую им в парижском универмаге Bazar de lʼHôtel de Ville . В отличие от первого реди-мейда — « Велосипедного колеса » — его второе произведение не претерпело каких-либо принципиальных изменений, приобретя новый, художественный контекст. Оригинальная работа не сохранилась, но в 1960-е годы Дюшан сделал её реплики, которые представлены в экспозициях нескольких музеев мира.

История

Реди-мейд ( англ. ready-made , от ready «готовый» и made «сделанный») — течение разных видов авангардного искусства , в котором некоторые объекты или тексты, изначально созданные не с художественными целями, преобразуются автором в собственное произведение посредством помещения в новый, неожиданный контекст. Само название и суть подобных инсталляций «свидетельствуют о том, что такие произведения не являются изобразительным искусством» .

Автором термина стал французский художник и теоретик искусства Марсель Дюшан . Он считается одним из самых влиятельных художников XX века, а его творчество оказало влияние на формирование таких направлений в искусстве, как сюрреализм , поп-арт , минимализм , концептуальное искусство , абстрактный экспрессионизм .

Термин «реди-мейд» возник у Дюшана около 1915 года, когда он жил и работал в Нью-Йорке . Ещё в 1913 году Дюшан создал реди-мейд « Велосипедное колесо », представляющий собой велосипедное колесо с вилкой, установленной в сиденье табурета. Работа «Сушилка для бутылок» состоит только из оцинкованного металлического держателя бутылок (около 64—42 см ), приобретённого Дюшаном в 1914 году в парижском универмаге Bazar de lʼHôtel de Ville . Подобного рода приспособления широко применялись во французских винодельческих хозяйствах и погребах для сушки бутылок . В 1966 году в одном из интервью, данном французскому критику Пьеру Кабанну, Дюшан сказал, что после покупки сушилки он её надписал, но уже не помнит, как именно. С этой работой он связывал появление самой идеи надписи, приводящей к изменению содержания выбранного предмета . «Велосипедное колесо» и «Сушилку для бутылок» художник позже отнёс к реди-мейдам «до создания термина» ( фр. avant la lettre ) . Некоторые исследователи отмечают, что «Велосипедное колесо» ещё не в полной мере соответствует реди-мейду, так как в нём автор физически вмешался в его создание, когда объединил два разных предмета . Как подчёркивает французский искусствовед и биограф Дюшана Каролин Кро, в отличие от первого своего опыта в этой новой технике, при создании «Сушилки для бутылок» он ничего не изменял в её конструкции, а придал ей новые содержание и значение иным способом: «Вся его деятельность свелась к тому, что он приобрёл вещь, перенёс её в другой контекст и снабдил подписью, не описательной, а каламбурной, построенной на игре слов. Этот новый подход, подрывающий современные представления о самой природе и ценности искусства, сообщал обычному предмету „иное назначение“» .

После того как Дюшан уехал в США , два произведения остались в его мастерской на улице Сен-Ипполит в Париже, где он попросил навести порядок свою сестру Сюзанну , в связи с чем упоминал об этих предметах в письме к ней. В частности, он останавливался на следующих сторонах нового вида искусства, в котором стал работать:

Теперь, если ты была у меня, то видела в мастерской велосипедное колесо и сушилку для бутылок. Я купил их как готовые скульптуры. И у меня есть план относительно этой так называемой сушилки для бутылок. Послушай: здесь в Нью-Йорке я накупил предметов того же рода и рассматриваю их как „реди-мейды“. Ты достаточно владеешь английским, чтобы понять значение «реди-мейда», которым я наделяю эти объекты. Я подписываю их и придумываю надписи по-английски .

Далее, намереваясь создать реди-мейд дистанционно, он инструктировал сестру по поводу надписи, которой она должна снабдить «Сушилку для бутылок». По его указанию она должна была нанести надпись на основание сушилки с внутренней стороны: «небольшими буквами масляной краской серебристо-белого цвета и кистью надпись, которую я тебе передаю, тем же почерком: Марсель Дюшан». Ни в этом, ни в другом письме, где речь шла о надписи, не говорилось о её содержании, хотя позднее Дюшан просил Сюзанну написать о проделанной работе. Дюшан создал в Нью-Йорке ещё несколько «готовых скульптур», а «Велосипедное колесо» воссоздал заново. Эти скульптуры он разместил в своей мастерской, которую снимал на Бикман-Плейс с мужем Сюзанны — художником Жаном Кротти . Дюшан придавал большое значение лаконичности названий произведений, выполненных в данной технике, так как они должны были «увести мысли зрителя в другие, более вербальные области» .

Оригинальная работа не сохранилась, так как Сюзанна и невестка Дюшана при уборке в его парижской мастерской избавились от неё и её следы затерялись . В 1960-е годы художник сделал реплики, которые представлены в экспозициях нескольких музеев мира. В 1959 году на выставке «Искусство и найденный объект» в нью-йоркском Рокфеллеровском центре художник Роберт Раушенберг купил копию «Сушилки для бутылок». При этом он попросил подписать эту работу её автора, который выполнил просьбу, поместив на ней следующие слова: «По Марселю Дюшану» ( фр. D’après Marcel Duchamp ). Такое содержание расценивается как показательное, программное отношение автора реди-мейдов к их авторству и контексту .

Искусствовед Серж Лемуан останавливался на различных концептуальных проблемах связанных с «готовыми предметами», значимости «творческого акта». Он подчёркивал, что предмет искусства непосредственно зависит от контекста, приданного ему художником. В частности, по его мнению, «сушилка для бутылок» Дюшана, если её переместить из музейной среды в другой контекст, становится просто бытовым приспособлением. Американский художник охарактеризовал работу как самую «совершенную по форме» и самую интересную с пластической точки зрения скульптурную композицию 1914 года . Французский философ и культуролог Жан Бодрийяр расценивал работы Дюшана в технике реди-мейда как своеобразные предшественники виртуальных технологий, реалити-шоу и даже современных людей: «Всякий объект, индивид или ситуация сегодня являются виртуальным реди-мейдом, поскольку обо всём можно сказать то, что сказал Дюшан по поводу сушилки для бутылок: это существует, я встретил это» .

Примечания

Комментарии
  1. Существует довольно обоснованная точка зрения, что его опытам в этой сфере предшествовали работы его хорошей знакомой баронессы Эльзы фон Фрайтаг-Лорингхофен . Впрочем, сам художник и вслед за ним ряд крупных авторитетов отмечают, что именно он сделал реди-мейд достоянием искусства, а не шутки, розыгрыша .
Источники
  1. Власов В. Г. , Лукина Н. Ю. Авангардизм. Модернизм. Постмодернизм. Серия «Малый лексикон искусства». — СПб.: Азбука-классика, 2005. — С. 224—225
  2. Моррис, Десмонд. // Lenta.ru. — 2019. — 17 февраля. 4 августа 2020 года.
  3. , с. 88.
  4. . BBC News Україна . из оригинала 14 мая 2022 . Дата обращения: 21 ноября 2020 .
  5. , с. 26.
  6. , с. 58—59.
  7. .
  8. , с. 59.
  9. , с. 14.
  10. , с. 69—70.
  11. , с. 60—62.
  12. , с. 125.
  13. , с. 102.
  14. , с. 51—54.

Литература

  • Балаш А. Н. Реди-мейды Марселя Дюшана и их репродуцирование // Вестник СПбГУКИ. — 2017. — 30 марта ( № 1 ). — С. 99—102 .
  • Бодрийяр, Жан. Совершенное преступление. Заговор искусства / Пер. с фр. А. Качалова. — М. : РИПОЛ-Классик, 2019. — 347 с. — ISBN 9., 2019. — 347 с. — (Фигуры Философии). — ISBN 978-5-386-13301-6 .
  • Гомперц, Уилл. Непонятное искусство. От Моне до Бэнкси. — М. : Синдбад, 2016. — 464 с. — ISBN 978-5-905891-62-5 .
  • Дюпети, Марк. Марсель Дюшан // Великие художники. Их жизнь, вдохновение и творчество. — Киев: Иглмосс Юкрейн, 2003. — 32 с.
  • Дюпети, Марк. Дадаизм // Великие художники. Их жизнь, вдохновение и творчество. — Киев: Иглмосс Юкрейн, 2003. — 32 с.
  • Кабанн, Пьер. Марсель Дюшан, Беседы с Пьером Кабанном / Пер. с фр. А. Шестаков. — М. : Ад Маргинем, Музей современного искусства «Гараж», 2019. — 224 с. — ISBN 978-5-91103-507-5 .
  • Кро, Каролин. Марсель Дюшан. — М. : Ад Маргинем Пресс, 2016. — 208 с. — (Критические биографии). — ISBN 978-5-91103-294-4 .
  • Рихтер, Ханс. Искусство и антиискусство. Вклад дадаистов в искусство XX века. — Химки, 2014. — 357 с. — ISBN 978-5-87987-0909 .
  • Ходж, Сьюзи. Главное в истории современного искусства. Ключевые работы, темы, направления, техники. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2019. — 224 с. — ISBN 978-5-00146-397-9 .

Ссылки

  • (англ.) . Philadelphia Museum of Art . 15 сентября 2020 года.
Источник —

Same as Сушилка для бутылок