Interested Article - Всероссийский съезд мусульман

Всеросси́йский съезд мусульма́н состоялся 1—11 мая 1917 года в Доме Асадуллаева в Москве. Помещение для проведения съезда предоставил сын Асадулаева. Данный съезд был своего рода продолжением четырёх Всероссийских мусульманских съездов, которые проходили нелегально в Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге в 1905—1906 и 1914 годах. Разница в нумерации связана с тем, что после Февральской революции 1917 года было принято решение с 1917 года заново начать нумерацию съездов . Инициатором проведения съезда стала мусульманская фракция Государственной думы IV созыва . Решение о созыве съезда было принято в марте 1917 года на совещании в Санкт-Петербурге .

Входной билет Алимардан-бека Топчибашева

Делегаты

Съезд организован Временным центральным бюро российских мусульман. На съезде присутствовало 830 делегатов из Туркестанского края , с Кавказа , из Крыма , Сибири , Хивинского и Бухарского ханств , представлявших организации и политические партии разного толка — от консервативных до радикальных. По другим данным, съезд собрал 900 делегатов: почти все депутаты Государственной думы, офицеры, солдаты, около 300 мулл и около 100 мусульманок (в основном студентки высших учебных заведений и их выпускницы) .

В президиум съезда вошли Ибрагим Ахтямов ( Уфа ), И. Алкин , А. Цаликов , С. Якубова ( Казань ). М. Бигиев , мулла X. Габяши ( Казанская губерния ), X. Досмухамедов ( Уральская область ), Г. Исхаки (Москва), Ф. Карими ( Оренбург ), Дж. Сеидахметов (Крым), А.-М. Топчибашев ( Баку ), У. Ходжаев (Туркестан) . Кроме того, среди делегатов были такие видные мусульманские деятели, как: А. З. Валидов , Ш. Мухамедьяров, Г. Терегулов, Ф. Туктаров , М. Муртазин , А. Ягафаров , С. Мрясов и другие . На съезде присутствовали корреспонденты ведущих газет Москвы и Санкт-Петербурга, английские и американские журналисты. Съезд открылся чтением отрывка из Корана и вступительной речью Мусы Бигиева. От имени Временного правительства с приветствием к съезду обратился глава Департамента инославных и иноверных исповеданий Министерства внутренних дел С. А. Котляревский .

Повестка дня

Главной задачей съезда было решение проблемы самоопределения мусульманских народов России . Для работы на съезде были созданы девять секций:

  1. по внутреннему государственному устройству России,
  2. по рабочему вопросу,
  3. по аграрному вопросу,
  4. по женскому вопросу,
  5. по подготовке к выборам в Учредительное Собрание,
  6. по военному вопросу,
  7. по религиозному вопросу,
  8. по просвещению,
  9. по местному управлению .

Решения

По вопросу о будущем территориальном устройстве России голоса делегатов Съезда разделились. Были две точки зрения - за федеративное и за унитарное устройство. Идея федерации предусматривала предоставление мусульманам национально-территориальной автономии. Унитарное устройство предполагало только культурно-национальную автономию. Сторонниками федерации были представители Азербайджана, Туркестана, казахских областей, Крыма и Башкирии . Сторонниками унитарного государства были поволжские татары и делегаты от Северного Кавказа . 7 мая 1917 года большинство голосов делегатов Съезда (446 голосов) были отданы за федерацию, тогда как за унитарное устройство был отдан 271 голос . Впрочем, доктор исторических наук Салават Исхаков пришел к выводу, что делегаты Съезда просто не придавали особого значения различиям между территориальной и национально-культурными автономиями .

Также рассматривался вопрос прекращения временной миграции в окраинные регионы страны до решения земельного вопроса на Курултае . Съезд фактически положил конец концепции политического, административного и экономического единства мусульман России, разработанной И. Гаспринским . Делегаты выступили против мировой войны ; армия должна строиться по национальному признаку, необходимо сформировать отдельные мусульманские части, солдаты должны служить на той территории, где они призывались . По решению съезда религиозные отделы казахов Тургайской , Уральской , Акмолинской области перешли в ведомство мусульманского духовенства Оренбурга . На съезде избран состав религиозного управления Оренбурга. Съезд принял решение об обязательном для всех бесплатном образовании, преподавании в мусульманских школах наряду с родным «единого тюркского языка» и др.

По докладу Цаликова об отношении к войне съезд единогласно принял 4 мая резолюцию, выражавшую протест против империалистической политики, говорилось, что российские мусульмане выступают за мир, без аннексий и контрибуций, и считают необходимым защищать Россию во имя борьбы за свободу. По докладам полковника И. Галиева и товарища председателя Казанского гарнизонного мусульманского комитета А. Монасыпова был поставлен вопрос об отмене воинской повинности. По рабочему вопросу после докладов М. Ходжиева ( Ходжент ) и Терегулова принята резолюция представителя рабочих Н. Мухтарова (Казань); введение 8-часового рабочего дня, инспекции по соблюдению рабочего законодательства и условий труда рабочих, женского труда на вредных работах, пенсионного обеспечения за счет работодателя, запрещения труда детей и подростков до 16-летнего возраста, штрафов и т. д. По женскому вопросу после докладов И. Туктаровой (Казань), Ф. Кулахметовой (Казань) и М. Бигиева съезд постановил, что мусульманки должны быть равноправными и в политических и в гражданских правах с мужчинами, которым запрещается многоженство ; женщина имеет право на развод с мужем; вступление в брак только с 16 лет. Резолюция по культурно-просветительным делам во многом дублировала решения III Всероссийского мусульманского съезда 1906 года . По аграрному вопросу Съезд принял следующее постановление: «Вся земля (казенная, кабинетская, монастырская и частная) должна перейти в руки самого народа; закон о частной собственности на землю, продажа и покупка земли — должны быть уничтожены» .

Заслушав доклады С. Алкина (Казань) и имама К. Тарджемани (Казань), съезд решил (6 мая) реорганизовать Оренбургское магометанское Духовное и избрать временное Духовное управление. Муфтием Духовного управления мусульман Внутренней России и Сибири был избран Галимджан Баруди , которому удалось опередить С. Максуди , Х. Габяши , М. Бигиева и . Впервые в истории Духовного управления муфтий назначен не императором, а избран на свободных выборах.

В последний день съезда была принята резолюция об образовании Всероссийского Центрального мусульманского Совета (Милли Шуро) — «Совет российских мусульман» — для руководства и координации действиями мусульман страны . Совет состоял из 30 человек во главе с Исполкомом (Икомус) из 12 человек .

Намечено, что II Всероссийский мусульманский съезд состоится в Казани, III — в Ташкенте , IV — в Баку. Съезд завершился чтением молитвы, посвященной памяти Ага Шамси Асадулаева , подарившего мусульманам Москвы здание, в котором проходил съезд .

См. также

Примечания

  1. Ислам в Москве: энциклопедический словарь / Коллект. автор. Сост. и отв. редактор — Д. З. Хайретдинов. — Н. Новгород: Издательский дом «Медина», 2008.
  2. // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2004. — Т. I. — ISBN 9965-9389-9-7 . (CC BY-SA 3.0)
  3. Исхаков С. М. Ибрагим Ахтямов и Юлия Попова: из жизни социал-демократов Южного Урала и Поволжья // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета . Электронный научный журнал. — 2017. — № 3. — С. 115.
  4. Синенко С. . POSREDI.RU (17 ноября 2013). Дата обращения: 22 февраля 2017. 6 августа 2017 года.
  5. История Башкортостана с древнейших времен до наших дней: В 2 т. / Под ред. И. Г. Акманова. Т.2 История Башкортостана. XX век / Сост. И. Г. Акманов, С. Ф. Касимов. — Уфа: Китап, 2006. — С. 129—130.
  6. Исхаков С. М. Предисловие // Великая российская революция 1917 года и мусульманское движение. Сборник документов и материалов. — М.; СПб.: Институт российской истории РАН ; Центр гуманитарных инициатив, 2019. — С. 14.
  7. Набиев Р., Хабутдинов А. . ISLAMRF.RU (12 ноября 2007). Дата обращения: 22 февраля 2017. 7 июня 2020 года.
  8. Еникеев З. И., Еникеев А. З. История государства и права Башкортостана. Уфа: Китап, 2007. С. 217—219
  9. Исхаков С. М. Предисловие // Великая российская революция 1917 года и мусульманское движение. Сборник документов и материалов. — М.; СПб.: Институт российской истории РАН ; Центр гуманитарных инициатив, 2019. — С. 16.

Литература

  • Умумий Русие меселманлари съездиниц карарлари. М., 1917;
  • Zenkovsky S., Раn-Turkism and Islam in Russia , Cambridge, Massachusetts, 1960;
  • Программные документы мусульманских политических партий, 1917—1920, Оксфорд, 1985.

При написании этой статьи использовался материал из издания « Казахстан. Национальная энциклопедия » (1998—2007), редакцией «Қазақ энциклопедиясы» по лицензии Creative Commons .

Источник —

Same as Всероссийский съезд мусульман