Interested Article - Пассаж Солодовникова

Пассаж Солодовникова (Солодовниковский пассаж) — крупный торговый комплекс в Москве в виде пассажа , построенный в 1862 году архитектором Н. В. Никитиным по заказу купца Г. Г. Солодовникова . Лицевым фасадом по Кузнецкому Мосту занимал весь квартал между Петровкой и Неглинной . Разрушен в 1941 году .

История

На участке, где позднее был построен пассаж Солодовникова, находилась известная с 1564 года церковь Воскресения Словущего с кладбищем при ней, сгоревшая при пожаре 1812 года и разобранная в 1816-м. От церкви до реки тянулись огороды, а саму церковь окружали дома причта, в одном из которых в начале XIX века размещался популярный зоомагазин. В 1821 году вся бывшая территория церкви перешла к дипломату Д. П. Татищеву , который в 1821 1823 годах построил на ней большой трёхэтажный доходный дом, оформленный портиком из двенадцати ионических пилястр, с двухэтажными крыльями по Петровке и Неглинному проезду. Представительный фасад дома Татищева был включён в Архитектурный альбом лучших московских зданий. По южной стороне здания шёл небольшой проезд, продолжавший линию Софийки (ныне Пушечной улицы). В своей основе без изменений, с небольшими переделками фасада здание простояло сорок лет, после чего крылья дома были надстроены до общей трёхэтажной высоты. После смерти Д. П. Татищева дом перешёл к его племяннику П. С. Татищеву, а затем — к племяннице М. С. Эйхлер.

О. Кадоль . Кузнецкий Мост в 1834 г. Справа — дом Татищева

В начале 1860-х годов соседнее с домом Татищева здание приобрёл купец Г. Г. Солодовников , который в 1862 году перестроил его по проекту архитектора Н. В. Никитина под пассаж, названный по фамилии владельца Солодовниковским . За строительство пассажа купец получил звание почётного гражданина города Москвы. В 1874 году Солодовников приобрёл и сам бывший дом Татищева, в котором разместил магазины, конторы и склады, а в 1878 году здания были объединены в единое целое путём устройства над внутренним двором двухскатной стеклянной крыши. В том же году во втором этаже, переделанным в двухсветный, устроили театр с ложей генерал-губернатора . В 1885 году пассаж горел, его восстановлением занимался архитектор М. А. Арсеньев , по проекту которого провели коренную реконструкцию сооружения: над всеми дворами возвели световые фонари, изменили декоративное убранство фасадов, устроили дополнительные помещения для магазинов .

Прямоугольный в плане дом имел две галереи с параллельными проходами на Петровку и Неглинный проезд и являлся частью большого торгового квартала от Кузнецкого Моста до Театральной площади — к нему примыкали Голофтеевский (бывший Голицынский) и Александровский пассажи, а с угла Театральной площади находился флагманский магазин « Мюр и Мерилиз » В галереях Солодовниковского пассажа размещались многочисленные магазины: музыкальный П. И. Юргенсона, картин и эстампов Бюргера, ювелирный Хлебникова, товарищества А. И. Абрикосова , парфюмерный Буиса, меховой Б. Штурма, восточных товаров А. Тамирова, «Ремесленный базар», кондитерская Сиу, модные магазины Бовара (Мегрона), Камбеня, Бурновиля и Флориана и многие другие. Оформлением отделов и витрин пассажа занимались многие известные архитекторы: так, в 1901 году витрина и интерьер магазина «Эмин Циндель» были оформлены архитектором А. Э. Эрихсоном ; магазин товарищества А. И. Абрикосова — архитектором Б. Н. Шнаубертом . Пассаж Солодовникова являлся не только деловым и торговым комплексом, но и одним из центров общественной и культурной жизни дореволюционной Москвы . При магазине Юргенсона размещалось Общество любителей музыки и драматического искусства, которое в устроенном здесь театре проводило различные литературно-художественные мероприятия, на которых выступали А. Н. Островский, А. Ф. Писемский, А. Н. Плещеев. Здесь же играли спектакли «Шекспировский кружок», «Немецкий театр», «Театр Буфф», театр «Мефистофель». В 1877 году в пассаже состоялось одно из первых представлений антрепренёра М. В. Лентовского , декорации к которому были оформлены Ф. О. Шехтелем . В начале 1880-х годов в залах пассажа проводились художественные выставки. В ноябре 1904 года здесь открылся один из первых кинотеатров Москвы «Синема-театр» А. Розенфельда, а после его закрытия здесь разместился театр «Кинофон» . В 1910-х годах архитектором пассажа служил Г. Н. Иванов . Поэт В. Ходасевич вспоминал о Солодовниковском пассаже:

Новый корпус ЦУМа, вид со стороны Неглинной улицы

Пассаж был местом прогулок, свиданий, ухаживаний. Московские львы в клетчатых серых брюках разгуливали по нему с тросточками или стояли у стен, «заглядывая под шляпки», как тогда выражались .

Торговля велась в здании и в советское время — в нём разместились магазины Мосторга. Часть дома сдавали под квартиры: здесь в разное время жили скрипач и педагог Д. С. Крейн и народный артист РСФСР В. Н. Давыдов . В начале 1920-х годов в РОСТА , размещавшемся в бывшем магазине Абрикосова, работал В. Маяковский .

Здание было разрушено в 1941 году в результате бомбардировки Москвы . В 1945 году остатки пассажа были разобраны, а в 1947 году на его месте по проекту ландшафтного архитектора В. И. Долганова был разбит небольшой сквер, облицованный красным гранитом из запасов, привезённых немцами для памятника в честь победы над СССР. За сквером на Кузнецкий Мост выходила торцевая стена сохранившегося Голофтеевского пассажа, стянутая стальными рельсами. В 1970-х годах здания Голофтеевского и Александровского пассажей были снесены, а на их месте в 1974 году по проекту архитекторов С. И. Никулина, А. А. Казакова и Ю. В. Омельченко возведена новая шестиэтажная пристройка к ЦУМу. В 2001 году было принято решение о строительстве нового корпуса ЦУМа . Новое пятиэтажное здание построено в 2007 году по проекту Архитектурно-проектной мастерской № 22 «Моспроекта» под руководством Е. Л. Серова и составило единый комплекс с предыдущими постройками (адреса по Кузнецкому Мосту не имеет) . В отделке фасада использованы различные виды гранита и декоративный камень, во внутренней отделке — гранит, ценные породы дерева, мрамор и стекло . В ходе строительства археологи обнаружили около 300 древних захоронений, самое раннее из которых относится к XV веку, фундаменты церкви Воскресения и остатки стен Солодовниковского пассажа .

См. также

Примечания

  1. , с. 93.
  2. , с. 91.
  3. , с. 171.
  4. , с. 112.
  5. , с. 339.
  6. Титова Н. . IRN.ru (27 ноября 2006). Дата обращения: 15 марта 2011. Архивировано из 25 июля 2010 года.
  7. Прокофьева И. А. // Архитектура и строительство Москвы. — 1999. — № 6 . 3 июля 2008 года.
  8. . Биография.ру. Дата обращения: 7 марта 2011. 31 июля 2012 года.
  9. .
  10. , с. 511, 482.
  11. Кириченко Е. И. Ф. О. Шехтель. Жизнь. Образы. Идеи. — М. : Прогресс-Традиция, 2011. — С. 87. — 360 с. — ISBN 978-5-89826-374-4 .
  12. Кириллов Н. . Архнадзор (16 октября 2008). Дата обращения: 20 марта 2011. 23 января 2012 года.
  13. Ходасевич В. Ф. . — М. : Согласие, 1997. 6 ноября 2011 года.
  14. А. Михайлов. . — М. : Молодая гвардия, 1988. — ISBN 5-235-00589-9 . 11 февраля 2015 года.
  15. , с. 57.
  16. . Департамент градостроительства г. Москвы. — Постановление Правительства Москвы от 16 октября 2001 года № 928-ПП (с изм. и доп. от 18.11.2003). Дата обращения: 7 марта 2011. (недоступная ссылка)
  17. . Сайт ОАО «Моспроект». Дата обращения: 13 марта 2011. Архивировано из 28 июля 2012 года.
  18. Бунина М. // Ведомости. — 17 ноября 2008. — № 217 . 31 августа 2014 года.
  19. Егоршина Н. // Труд. — 18 марта 2006. — № 47 . 20 августа 2014 года.
  20. Можаев А. // Большой город. — 15 ноября 2004. — № 37 .

Литература

  • Сытин П. В. По старой и новой Москве. — М. : Государственное издательство детской литературы, 1947. — С. 92—95. — 234 с. — 30 000 экз.
  • Сорокин В. В. // Наука и жизнь. — 1991б. — № 3 . — С. 88—91 . 28 июля 2011 года.
  • Макаревич Г. В. , Альтшуллер Б. Л., Балдин В. И. и др. Белый город // Памятники архитектуры Москвы. — М. : Искусство, 1989. — 380 с. — 50 000 экз.
  • Сорокин В. В. // Наука и жизнь. — 1993а. — № 5 . — С. 111—116 . 8 ноября 2016 года.
  • Никольский В. А. . — Л. : Брокгауз-Ефрон, 1924. — 30 000 экз.
  • Нащокина М. B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты . — 3-е изд. — М. : Жираф, 2005 . — 535 с. — 2500 экз. ISBN 5-89832-043-1 .
  • Федосюк Ю. А. Москва в кольце Садовых. — М. : Астрель, АСТ, 2009. — С. 52—62. — 448 с. — 3000 экз. ISBN 5-239-01139-7 .
  • Киприн, В. А., Малыгин, С. М., Тончу Е. А. От лавок до пассажей. — М. : Издательский Дом ТОНЧУ, 2014. — 584 с. — ISBN 978-5-91215-092-0 .
Источник —

Same as Пассаж Солодовникова