Interested Article - Финские татары

Финские татары ( тат. финляндия татарлары/Finlandia tatarları , фин. Suomen tataarit , швед. Finländska tatarer ) — этническое меньшинство в Финляндии численностью, по данным на 2020 год, примерно 600—700 человек. Первое поколение татар ( татары-мишари из Нижегородской губернии ) поселилось в стране в конце XIX — начале XX века.

Имам Энвер Йилдирим и финские татары у мечети Ярвенпяа (1989)

Современные татары в Финляндии продолжают исповедовать мусульманскую веру своих предков, говорят на мишарском диалекте татарского языка. До 1970-х годов называли себя турками . У татар есть своя исламская ассоциация в Хельсинки . Они хорошо сохранили свои традиции, но некоторые пессимистично относятся к своему будущему из-за участившихся смешанных браков с финнами. Из финских татар вышло большое количество известных спортсменов, предпринимателей, политиков и т. д. Представитель финских татар был первым, кто перевёл Коран на финский язык.

История

Магазин тканей Гомара Габдрахимова (1920)
Татары в Хельсинки (1920)

Первые мусульмане в Финляндии

До основной миграционной волны татар на территории Финляндии можно было встретить в составе российских войск. В январе 1557 года при осаде Таллина они участвовали в составе казачьего войска Ивана Грозного , где оказались после завоевания Казанского ханства . Татары также участвовали в оккупациях Большой и ненависти и в Русско-шведской войне .

В 17 веке через Финляндию в Стокгольм проходили татарские торговцы .

В XIX веке, в рядах армии Великого Княжества Финляндского , находились служилые татары . По разным версиям первые упоминания про них имеются в 1812 годах, либо же с 1836 года . Некоторые исследователи университета Хельсинки утверждают, что в 1808 году в Финляндии проживало около 1500 татар.

После прибывших мусульманских солдат из Оренбургского магометанского духовного собрания в 1836 году на роль имама Свеаборга был направлен Бикчантай Бикбов, проработавший с 1836 по 1856 годы и после переведенный в материковую часть Гельсинфорса . В 1857 году на место Бикбова пришел Ахмет Сафа Бакиров, прослуживший до 1865 года в должности окружного штатного муллы Финляндии. Позже Гиззятулла Тимергалиев был назначен гвардейским муллой в Гельсинфорсе и Свеаборга с 1866 по 1906 год .

Солдатам, служившим в российской армии, независимо от вероисповедания, разрешили остаться в Финляндии, однако потомков этих татарских солдат не обнаружено. Большинство из них стали странствующими торговцами .

Миграция татарских торговцев

Основное переселение татар в Финляндию произошло в конце 19 — начале 20 века. Одним из первых был дед Хамидулла, приехавший из Петербурга в Выборг в 1868 году. Среди первых татарских торговцев в стране также были Самалетдин Юсуф и Галяутдин Салават . Половина приезжих купцов были из села Актуково Сергачского уезда Нижегородской губернии , а другая половина из окрестных деревень . Являлись ц-окающими татарами-мишарями . В России летом они занимались земледелием, фермерством, коневодством . В остальное время занимались торговлей, продавая ткани, меха, одежду и мыло, сначала в Санкт-Петербурге , а затем и Финляндии .

Изначально Финляндия стала тем местом, где татарские купцы могли продавать свои товары. В начале 1880-х годов несколько десятков человек занимались продажами с интервалом в пару месяцев. Торговые поездки стали становиться регулярными после завершения строительства железной дороги несколькими годами ранее. В 1891 году пути уже простирались до Оулу и Кеми , и там начали появляться татарские торговцы. Сначала они возвращались в родные деревни, заработав достаточно денег, но когда стало ясно, что в Финляндии экономические условия лучше, татары стали переезжать в страну. Свою роль сыграл и относительно хороший прием финнов. Многие татары, прибывшие в Финляндию, первоначально поселились в Выборге , но после присоединения города к Советскому Союзу они в основном переехали в Хельсинки, Турку и Тампере, где уже жили татары .

Татары, практиковавшие транзитную и рыночную торговлю в стране, вскоре начали открывать свои торговые точки. Некоторые из них первоначально поселились в районе , где продавали хлопчатобумажные изделия, шелковые ткани, ковры и меха. Терийоки, среди прочих, был и до советской эпохи важным торговым центром. В Тампере же торговля тканями была основным источником дохода. Многие татары основывали собственные предприятия .

После революции 1917 года значительная часть татарского низшего купечества, осевшего в Финляндии, начала перевозить свои семьи в страну. В основом это начало удаваться с 1921 года, поскольку российско-финская граница была в основном закрыта до Тартуского мира . Татарам, которые хотели переехать в Финляндию, приходилось обращаться за визой в посольства находившиеся Москве или Петрограде . Помощь была получена, среди прочего, от профессора , который был знаком со многими влиятельными людьми. Переселение членов семьи в Финляндию были возможны до 1929 года. После этого переезжать стали либо нелегально, либо за большие деньги .

Деревни

Список деревень, где родилось первое поколение.

Финское гражданство

Многие татары, после того как Финляндия стала независимой, стремились получить финское гражданство. И всё же в 1939 году около половины из них остались в стране по нансеновскому паспорту . На это повлияло, среди прочего, то, что финское государство требовало от них доказать, что они непрерывно находились в стране не менее пяти лет, и доказать, что они в состоянии обеспечить себя и свои семьи. Доказать это стало легче только после Второй мировой войны. Первым татарином получившим финское гражданство был Садык Айнетди в 1919 году. Его паспорт находится в Национальном архиве Финляндии .

Вторая мировая война

Военнопленные

Военнопленный из Казани Махмут Рахим играет на скрипке в Тампере в сопровождении (слева направо) Фатиха Арата, Летфуллы Байбулата, Айсы Хакимжан и Билалетдина Каадера (1944)

После Советско-финской войны 1940 года в Центральной тюрьме Турку в апреле находилось 367 советских военнопленных, включая татар. После освобождения четверо из них — Ибрагим Рахман, Халидулла Утарбай, Зекерие Абдулла и Салих Захидулла, как сообщается, присоединились к татарской общине, но к концу десятилетия их уже не было в Финляндии. С февраля 1942 года почти тридцать так называемых военных иммигрантов находились «под опекой и наблюдением» Хельсинкской татарской общины. Военнопленный из Казани, учитель Махмут Рахим, руководил молитвами общины Тампере в 1942—1944 годах .

Татары из Эстонии

На рубеже веков в Эстонии проживало пять татарских семей. В 1920-е годы ещё больше татар собралось в Таллине , Нарве , Йыхви и Раквере , пока их численность наконец не составила около 200—300 татар. В конце 1943 года многие переехали оттуда на моторных лодках в Финляндию. Они зарегистрировались как политические беженцы, а некоторые попытались попасть в финские вооруженные силы, что получилось у троих эстонских татар: Ибрагим Зарип, Ахмед Хайретдинов и Рафик Мокс. Зарип, принятый матросом на военно-морскую базу Турун, не вернулся из вечернего отпуска и позже был найден в Нью-Йорке . После службы Хайретдинов переехал в Швецию, а Мокс переехал в Канаду. Шестеро эстонских татар и члены их семей получили вид на жительство в стране. Со временем ещё двум семьям было выдано гражданство .

Из-за страха принудительного возвращения и неопределенных условий в Финляндии многие эстонские татары, приехавшие в Финляндию, продолжили свое путешествие в Швецию, особенно в район Большого Стокгольма . До их прибытия в Швецию, как известно, там жил один татарин, кожевник Ибрагим Умаркаев. В 1949 году татары, поселившиеся в Швеции, основали ассоциацию, которая первоначально называлась « Turk-Islam Föreningen i Sverige för Religion och Kultur » (Шведская турецко-исламская ассоциация религии и культуры), позже сокращенная до «Islam Församlingen i Sverige» («Шведская исламская ассоциация религий и культуры»). Конгрегация"). Ассоциация содержала кладбище в южной части Стокгольма. Татары потеряли много людей в своей исламской общие в 1960-х и 1970-х годах в виду миграции большого количества людей в Финляндию. В 1980-е годы подсчитали, что в стране проживало около 50 «чистокровных» и 30 «полукровных» татар. Татарка Дидар Самалетдин вместе со своим мужем в 1983 году основала ресторан «Чингизхан» в Сёдермальме .

Татары в военном деле

Надгробие в честь татарских воинов на мусульманском кладбище в Хельсинки

Всего в Советско-финской войне (1939—1940) и (1941—1944) годов на стороне Финляндии приняло участие 156 финских татар. Десять из них погибли на войне. Кроме того, 13 человек были ранены, из них 7 стали инвалидами . На « Лотта Свярд » работала 21 татарка . Павшие воины были увековечены на мемориальной доске, прикрепленной к стене дома татарской общины в 1987 году. Также татар поминают и на в Хельсинки.

Связи с родственниками

К началу XX века в Санкт-Петербурге сформировалась община, состоявшая в основном из мишарей Нижегородской области. Некоторые из них переезжали в Финляндию, а некоторые оставались в городе. Татары Финляндии поддерживали связь с ними и их родственниками до 1930-х годов, а в 1920-е годы нелегально пересекали границу. Общение прекратилось в результате ужесточения пограничного контроля. До этого они также помогали другим татарам города, отправляя им деньги через посредников, а именно , и братьев Камалетдиновых. Также была оказана личная помощь богослову Мусе Бигиеву . Когда он был арестован в Москве, финская община в 1923 году направила письмо турецкой администрации с просьбой помочь в его освобождении, а в 1930 году также была предпринята попытка доставить его в Финляндию .

Летфулла Шарипжанов

Татар СССР, пересекавших границу и переводящих деньги финским татарам, время от времени обвиняли в «шпионаже в пользу Финляндии», а некоторых из них за это казнили. В их число входит Летфулла Шарипжанов, мулла села Актуково, бывший младший унтер-офицер царской армии. В 1920-е годы он часто приезжал в Финляндию, чтобы встретиться с родственниками. В 1937 году его расстреляли. Был реабилитирован в 1989 году .

В середине 1950-х годов переписка и поездки на советскую сторону позволили восстановить прерванные связи с родными, хотя только на рубеже 1960-х и 1970-х годов контакты с Казанью начали укрепляться по мере приезда гостей из Татарстана. В конце 20 века они смогли посетить свои родные деревни .

Татарская идентичность в Финляндии

В 1900-х годах у татар в Финляндии были разногласия по поводу того, как себя идентифицировать. Первое поколение называло себя просто «мусульмане». Но после образования Турецкой республики (1923 г.) татар стали идентифицировать как «турок» .

Считается, что причина была в том, что слово «татарин» считалось русским эпитетом с дурным оттенком. Кроме того, Турция была первой тюркской нацией, и поэтому они вдохновились национальным духом Кемаля Ататюрка .На самом деле, причина была в том, что финские «татары» опасались оказаться в СССР, и поэтому именовали себя турками, чтобы иметь какую-то защиту в лице Турецкой республики. Начиная с 1970-х годов, этноним «татарин» постепенно начал вновь утверждаться, главным образом в результате отношений, сложившихся в Поволжье.

Из-за этого обычно меняли имена татар, чтобы они соответствовали используемым в Турции (например: Ахсан — на Ахсен) .

В настоящее время «татары» в Финляндии больше связаны со своими татарскими корнями и не идентифицируют себя как турки, хотя некоторые ностальгируют по своему «турецкому детству» .

Культура

Религия

Главное здание Хельсинкских татар

Татары в Финляндии — мусульмане-сунниты. У них есть своя « », основанная в 1925 году в Хельсинки. Первые метрические книги, фиксирующие татарское мусульманское население, датированы в 1836 году, и существовали до 1914 года, пока не была создана «Мусульманское благотворительное общество Хельсинки» в 1915 году . Нынешним имамом является уроженец России Рамиль Беляев. В Ярвенпа у них есть . В Тампере у местных татар тоже есть своя . Другие мусульмане также приходят помолиться в здание татарской ассоциации, но только татары принимаются в члены ассоциации после трехлетнего испытательного периода. Участник должен знать татарский язык . Паломничества в Мекку общины совершают с 1920-х годов. Первым кто перевел Коран на финский язык были татарский предприниматель в 1942 году . Примерно в то же время другой татарский предприниматель распространял экземпляры Корана среди мусульманских военнопленных в Финляндии и Германии. Татары в Финляндии не сообщают о своей вере публично, причём только татарам разрешено вступать в их ассоциацию .

Самыми известными зарубежными гостями исламской ассоциации были президент Туниса Хабиб Бургиба , посол Ирака Салих Махди Аммаш , президенты Татарстана Рустам Минниханов (дважды) и Минтимер Шаймиев , а также президенты Турции Абдуллах Гюль и Реджеп Тайип Эрдоган (на тот момент премьер-министр). Также гости из самой Финляндии — Якоб Сёдерман , Элизабет Рен , Мартти Ахтисаари и Тарья Халонен . В общине также были имамы из других стран, такие как крымский татарин Абдуррахман Кая и турок Энвер Йылдырым. В 2020 году имамом финской исламской общины станет уроженец России Рамиль Беляев, а председателем правления станет Гёльтен Бедретдин, работающая экономистом, которая является первой женщиной возглавляющей татарскую общину.

Татары, планировавшие строительство мечети в Хельсинки 1917 году. Слева направо в первом ряду: Фатих Карими, Хади Максуди, Вели-Ахмед Хаким, Муса Бигеев , Абдулфаттах Хаджиев; в заднем ряду: Рушан Али, Фатхулла Кари, Умар Абдрахим , Рахим Батыраков, Имад Джамалетдин.

Отдельно татарская община Тампере также поддерживает контакты за рубежом. Среди прочих их гостями были муфтии Талгат Таджуддин из Уфы и Равиль Гайнутдин из Москвы, которые, в свою очередь, пригласили в гости татар из Тампере. Многие исламские политические беженцы оказали влияние на Тампере в начале 20 века. Первого имама в город пригласили уже в 1910-е годы из Казани . Председателем общины в 2020 году является предприниматель Вахит Вафин .

Татары в Финляндии ведут себя сдержанно, а ислам, который они исповедуют, называют «либеральным исламом». Бывший председатель общины, адвокат Атик Али, описывает, что их ислам в основном можно назвать умеренным, если сравнивать его с экстремистскими движениями, но в остальном, по его словам, татары исповедуют одну и ту же «единую и истинную мусульманскую веру». Более набожных мусульман можно найти среди людей старшего поколения, тогда как молодые больше полагаются на родной язык и культуру при определении своей национальной идентичности. Востоковед писал на эту тему следующее: «Ислам волжских тюрок (татар) должен был рано адаптироваться к правлению русских и поэтому всегда был очень умеренным, в отличие, например, от Кавказа, где существовали сильные экстремистские движения» .

Мусулманская надпись на здании исламской общины

Язык

Письмо финских татар на татарском языке арабской графикой (1900-е годы)

Татары в Финляндии говорят на мишарском диалекте . У них финский акцент, который отличается от русского акцента татарского языка. Сначала татары в Финляндии использовали арабский алфавит. С 1930-х годов они начали переходить на латиницу. Это было в основном из-за того, что они идентифицировали себя с турками и хотели использовать тот же алфавит, а также из-за движения яналиф , которое происходило в СССР. К 1950-м годам большинство татарских изданий в Финляндии уже использовали латинский алфавит. В 1960-х годах они начали использовать его и при обучении языку своих детей. Конечно, не каждый татарин был рад этому изменению курса и хотел по-прежнему использовать арабский алфавит, но было уже слишком поздно .

Пример финско-татарского языка на латинице:

«Finlandiyä tatarlarınıñ törki cämiyäte 1800 nçe yıllarnın ahırında oyışkan. Ul vakıtta Tübän Novgorod guberniyäse Sergaç öyäzeneñ avıllarınnan tatar säüdägärläreneñ törkeme Finlandiyägä kilgän. Finlandiyä ul zaman Rusiyä kulastında bulgan» .

— Kadriye Bedretdin (Кадрие Бедретдин).

Имена и фамилии

Большинство татарских фамилий в Финляндии не используют русские суффиксы. Татары убрали их из названий обычно во время обретения Финляндией независимости (1917 г.). Финские исследователи считают, что это связано с тем, что они не хотели, чтобы финны считали их русскими во время конфликта. К примеру, «Хакимов» стал «Хаким». Из-за неправильных и несовершенных переводов имен татарские имена в Финляндии пишутся по-разному и обычно не так, как они пишутся в литературном татарском языке в России .

Наиболее распространенными фамилиями среди финских татар в 1970 годах были Самалетдин, Бедретдин, Али, Саадетдин, Хайретдин, Айнетдин, Хамидулла/Хамидуллин, Шакир, Хасан, Арифулла/Арифуллин, Садик, Алькара, Асис, Бешар, Осман, Нисаметдин, Фетхулла и Вафин .

Искусство

Поэзия

В целом тема татарской поэзии заключается в повествовании о родных краях и о человеческих судьбах. Одним из самых выдающихся татарских поэтов Финляндии был , он специализировался на юмористических и написанных в стихотворной форме произведениях . Поэтесса Гяухар Туганай (1911—1998), напротив, написала много стихов о природе. В поэзии Айсы Хакимджан часто присутствовала тоска по родному селу Актуково (Актук) . Среди прочих, и Хасан Хамидулла также выражали себя через поэзию . Фазиле Насретдин опубликовал свой сборник стихов «Туксан тугыз хайку» на татарском, впервые в японском поэтическом стиле хайку , в 2022 году .

Музыка

Музыкант Дениз Бедретдин, фронтмен группы «Башкарма» (начало 1970-х)

Существует финская татарская группа , основанная в 1985 году. Фронтмен этой группы, , также основал ещё две группы в Казани, а в 1968 году в Хельсинки — рок-группу «Звуки Чингисхана» . У татар Финляндии также были свои певческие хоры. Среди талантливых певцов общины были Хамит Хайредин, Зейтуна Абдрахим, Наим Садик, Хамдуррахман Хакимкан, Алие Хакимкан, Хамид Чайдам, Дина Абдул и Бетюль Хайретдин. Из музыкантов можно выделить Халида Курбанали, Бату Алькара и Адама Каныкова, последний из которых был другом композитора Яна Сибелиуса .

Халид Курбангали в Тампере

Кухня

Самая известная татарская еда в Финляндии, среди финнов, это Беляш ( pärämäç) . Впервые он был продан финнам в 1960-х годах в Тампере. Сейчас перемеч продается в магазинах Финляндии . К традиционным блюдам относится также казылык и все блюда употребляемые татарами по сей день .

Театр

Афиша пьесы Мирхайдара Файзуллина «Галиябану». Создан [ что? ] татарами Тампере (1946)

Татары организовали в Финляндии театральные представления на своем языке. Самым активным периодом был XX век. В Тампере спектакли ставились , куда приглашались представители общины из других частей Финляндии. В акциях принимали участие политические беженцы, такие как Гаяз Исхаки и Муса Бигиев . В Хельсинки площадками для выступлений были Финский национальный театр и . В 1950 году татары Хельсинки исполнили в театре Тампере пьесу Мольера « Скупой ». Среди пьес Мирхайдар Файзуллин и Гаяз Исхаки .

Спектакль в Хельсинки в 1950 году

В 1930 году в Финляндии было организовано первое представление на татарском языке. Это была музыкальная драма Мирхайдара Файзи «Галия-бану». Они также исполняли произведения Галиасгара Камала и Гаяза Исхаки .

Позже они выступали и за границей, в 1939 году в Эстонии, в 1992 году в Казани и в 1994 году в Нью-Йорке. Татарский деятель Луара Шакирзянова ставила общественные спектакли в Хельсинки в 1990-е годы . Среди общины были и драматурги, такие как .

Книгоиздание

Несмотря на небольшую численность общины, издательская деятельность финских татар была была. Издавались книги по истории, мемуары, биографии, рассказы, стихи, пьесы, пословицы, песни, религиозная литература, учебники родного языка, детские книги и журналы. Татарская община издавала много книг на татарском языке, а также на финском.

Самым активным татарским издателем в Финляндии был Хасан Хамидулла, чья, самая известная работа — история села Актук .

В 2016 году издание опубликовало татарско-финский словарь . В 2020 в Финляндии также вышла книга про историю татар .

Татарская община сегодня

В 1961 году в Финляндии насчитывалось 927 членов татарской общины. В 2020 году в Финляндии проживало примерно 600—700 татар. В основном они живут в Хельсинки , Тампере , Турку и Ярвенпа . Многие молодые татары не могут найти супруга среди малочисленной общины. Некоторые ездили в Россию, чтобы найти супруга. Бывали случаи, когда татарки женились на турках. Однако теперь всё чаще женятся на финнах .

Спорт

Татарская спортивная команда «Йолдуз»

Татары представлены во многих профессиональных видах спорта в Финляндии, особенно в хоккее и футболе. Уже первое поколение поощряло своих детей заниматься спортом в новой стране. Они также создавали свои собственные команды.

* играл за сборную Финляндии по футболу в серии SM и за границей. В 2007 году попал в и был назван «Львом хоккея с шайбой». выиграл шесть чемпионатов Финляндии и принял участие в двух чемпионатах мира. Хакимжан выиграл четыре золотых медали чемпионата по хоккею с шайбой и получил почетный знак от как судья международного уровня .

Хоккеисты Рашид Хакимжан (справа) и Лотфи Насиб (слева)

Братья Фейзи , , и играли в хоккей в 1930-х и 1940-х годах . В Ильвесе играли и Саадетдиновы, а также брат Лотфи Насиба и его сын . Всего татары в рядах Ильвеса завоевали в общей сложности восемнадцать золотых медалей ЧМ .

Татарский футбольный клуб «Алтын Урда» (Золотая Орда) в Териоки в 1934 году

, помимо чемпионатов Финляндии, провел два сезона в Швеции, во второй высшей лиге страны .

Исмаил Найман выиграл юношеский чемпионат по бейсболу в команде Тампереен Пюринто в 1926 году. Ему также был присвоен титул короля нападающих от команд (1943) и (1948 и 1950). , фигурист погибший на войне, финишировал в пятёрке лучших на ЧМ 1939 года . Урал Самалетдин играл в боулинг в команде Вухти-Вейки в Хельсинки и выигрывал чемпионат Хельсинкской ассоциации боулинга в личном, парном и командном чемпионатах в 1980—1981 годах .

, выступающая в Женской баскетбольной лиге, участвовала в играх женской сборной .

Организации и объединения

«Турецкая национальная школа» татар в Хельсинки (конец 1940-х годов). Справа - преподаватель Гибадулла Муртасин, слева - Ирис Канделин.
Айтен Вафин, Фериде Нисаметди и Гёлембер Саадетди в Маттоцентре Хельсинки (1989)
  • Мусульманское благотворительное общество Хельсинки (1915 г.)
  • Исламская ассоциация Финляндии (1925)
  • Финско-турецкое национальное объединение поддержки школ (Fin-Türk halkmektebinhimaye cemiyeti, 1930)
  • Общество тюрок Финляндии (Finlandiya Türkleri Birligi, 1935)
  • (Tampere Türkleri Birligi, 1935)
  • Татарская община Тампере
  • Турецко-татарская ассоциация Турку (1938 г., позже Турецкая ассоциация Турку)
  • Футбольный клуб Алтын Орда (Золотая Орда)
  • Спортивный клуб «Йолдуз» (Звезда, 1945)
  • Культурное общество Абдуллы Тукая (1968)

Предпринимательство

Многие татары, занимавшиеся продажами, открыли в Финляндии собственный магазин. В 1940 году почти все они зарабатывали на жизнь торговлей. Молодые поколения начали работать в других областях, однако некоторые всё же продолжили традиционную торговую профессию .

Также многие татары являются успешными бизнесменами и в других сферах. Например, основателем компании является . основной владелец сети фитнес-центров и футбольного клуба . Фотограф Рашид Насретдин руководил своим магазином « Nasakuva Oy » в Хельсинки более сорока лет.

Во время Советско-финской войны Хасан Хамидулла отвечал за обслуживание и починку электрооборудования, аккумуляторов и подвесных моторы финской и немецкой армий, так как являлся большим знатоком в области электро и радиотехники . В 1950-х годах открыл свой магазин электроники в Хельсинки.

Примечания

  1. Halén 1999, s. 1-2; Leitzinger 1996, s. 102—104.
  2. Belyaev, Ramil. Tatarskaya diaspora Finlyandii: Voprosy integratsii i sokhraneniya identichnosti.. — Helsinki: Helsingin yliopisto, 2017.
  3. Bedretdin 2011, «Esipuhe»; Leitzinger 1996, s. 43.
  4. Leitzinger 1996, s. 105, 107
  5. Antero Leitziger. Suomen tataarien islam. Teoksessa: J. Maristo & A. Sergejeev (toim.) Aikamme monta islamia. — Gaudeamus, 2015. — С. s. 267–285..
  6. . cyberleninka.ru . Дата обращения: 7 ноября 2023. 6 ноября 2023 года.
  7. Suikkanen 2012, s. 21.
  8. A. H. Halikov. Tataarit, keitä te olette? Abdulla Tukain kulttuuriseura. — 1991. — ISBN 952-90-3114-9 ..
  9. Halén 1999, s. 4, 5, 10; Malmberg 2011, s. 216.
  10. Bedretdin, Kadriye (reporter): Tugan Tel — Kirjoituksia Suomen Tataareista . Helsinki: Suomen Itämainen Seura, 2011. ISBN 978-951-9380-78-0. p. Esipuhe (preface).
  11. Leitzinger, Antero: Mishäärit — Suomen vanha islamilainen yhteisö . (Sisältää Hasan Hamidullan «Yañaparin historian», suomentanut ja kommentoinnut Fazile Nasretdin). Helsinki: Kirja-Leitzinger, 1996. ISBN 952-9752-08-3. p. 43.
  12. Bedretdin, Kadriye (reporter): Tugan Tel — Kirjoituksia Suomen Tataareista . Helsinki: Suomen Itämainen Seura, 2011. ISBN 978-951-9380-78-0. — Halén 1999, p. 3
  13. Suikkanen, Mikko: Yksityinen susi — Zinnetullah Ahsen Bören (1886—1945) eletty ja koettu elämä . Historian pro gradu -tutkielma. Tampere: Tampereen yliopisto, 2012. — p. 21.
  14. Bedretdin, Kadriye (reporter): Tugan Tel — Kirjoituksia Suomen Tataareista . Helsinki: Suomen Itämainen Seura, 2011. ISBN 978-951-9380-78-0. — Malmberg 2011, p. 216.
  15. Leitzinger 1996, s. 106—107
  16. Baibulat, Muazzez: Tampereen Islamilainen Seurakunta: juuret ja historia . Jyväskylä: Gummerus Kirjapaino Oy, 2004. ISBN 952-91-6753-9. — p. 19
  17. Leitzinger, Antero: Mishäärit — Suomen vanha islamilainen yhteisö . (Sisältää Hasan Hamidullan «Yañaparin historian», suomentanut ja kommentoinnut Fazile Nasretdin). Helsinki: Kirja-Leitzinger, 1996. ISBN 952-9752-08-3. — p. 97
  18. Asikainen 2017, s. 29-32.
  19. Leitzinger 2006, s. 137—139.
  20. Leitzinger 1996, s. 128—129.
  21. Leitzinger 2006, s. 140, 142
  22. Leitzinger 1996, s. 242.
  23. Leitzinger 1999, s. 40.
  24. Leitzinger 1999, s. 43.
  25. Renat Bekkin. (англ.) // Studia Orientalia Electronica. — 2020-05-13. — Vol. 8 , iss. 2 . — P. 56–69 . — ISSN . — doi : . 29 октября 2022 года.
  26. . idmedina.ru . Дата обращения: 31 октября 2023. 31 октября 2020 года.
  27. (рус.) . Бессмертный барак . Дата обращения: 31 октября 2023. 25 сентября 2023 года.
  28. Leitzinger 2006, s. 240
  29. Leitzinger 1996, p. 194—206.
  30. Antero Leitzinger. . Kansallisbiografia (2011). Дата обращения: 4 июня 2022. 25 октября 2021 года.
  31. Suikkanen 2012, p. 28-31.
  32. Leitzinger 1996, p. 262—263; Leitzinger 1999, p. 53-55
  33. . Radio Free Europe / Radio Liberty (19 марта 2021). Дата обращения: 3 ноября 2023. 3 ноября 2023 года.
  34. Marjamäki & Kolehmainen 1980, p. 355.
  35. . Дата обращения: 4 июня 2022. 4 июня 2022 года.
  36. Baibulat 2004, p. 30.
  37. Marjamäki ja Kolehmainen 1980, p. 357
  38. Marjamäki ja Kolehmainen 1980, s. 357.
  39. Pauli Juusela. . Kirkko ja Kaupunki (2020). Дата обращения: 4 июня 2022. 18 июля 2021 года.
  40. . biografiasampo.fi . Дата обращения: 2 ноября 2023. 2 ноября 2023 года.
  41. Leitzinger, Antero (2011). «Ahsen Böre, Zinnetullah (1886—1945)». Kansallisbiografia .
  42. Halén 1999, p. 18.
  43. Низамова, Алена (рус.) . Всемирный конгресс татар . Дата обращения: 30 октября 2023. 7 декабря 2018 года.
  44. (рус.) . Дата обращения: 3 ноября 2023. 3 ноября 2023 года.
  45. . Radio Free Europe/Radio Liberty (англ.) . 2010-10-22. из оригинала 19 сентября 2020 . Дата обращения: 30 октября 2023 .
  46. Leitzinger 1996, s. 165.
  47. (рус.) . Дата обращения: 30 октября 2023. 21 ноября 2022 года.
  48. Baibulat 2004, s. 49, 84
  49. (фин.) . Taystuki (7 января 2020). Дата обращения: 30 октября 2023. 1 июня 2023 года.
  50. Halén 1999, s. 18.
  51. Harry Halén s. 18 (Tugan Tel)
  52. (фин.) . Yle Uutiset (28 октября 2015). Дата обращения: 30 октября 2023. 30 октября 2023 года.
  53. Leitzinger 1996, s. 261
  54. (фин.) . www.ekumenia.fi . Дата обращения: 30 октября 2023. 24 апреля 2023 года.
  55. (рус.) . Дата обращения: 3 ноября 2023. 3 ноября 2023 года.
  56. Wafin 2008, p. 263
  57. Nisametdin 1974, p. 314.
  58. Nisametdin 1974, p. 306.
  59. Bedretdin, Kadriye (2021). Hasan Hamidulla — Tataarikirjailijan elämä . Helsinki: Suomen Itämainen Seura. pp. preface. ISBN 978-951-9380-92-8 .
  60. Leitzinger 1996 (p. 129 — Mishäärit — Suomen vanha islamilainen yhteisö )
  61. Halen, Harry (February 2001). «Hakim, Weli-Ahmed (1882—1970)». Kansallisbiografia .
  62. Leitzinger 1996 (s. 129. Mishäärit — Suomen vanha islamilainen yhteisö )
  63. Leitzinger 1996, s. 35-37
  64. . Дата обращения: 30 октября 2023. 21 ноября 2022 года.
  65. Baibulat 2004, s. 146.
  66. (фин.) (2 февраля 2022). Дата обращения: 30 октября 2023. 6 июня 2023 года.
  67. . aybagar.eu . Дата обращения: 30 октября 2023. 30 октября 2023 года.
  68. Halén 1999, p. 25
  69. Sabira Stahlberg. . Дата обращения: 30 октября 2023. 5 декабря 2022 года.
  70. Jari Mylläri. . Aamulehti (2021). Дата обращения: 4 июня 2022. 22 октября 2021 года.
  71. Derya Samaletdin. . Дата обращения: 4 июня 2022. 29 ноября 2021 года.
  72. Ingvar Svanberg, Sabira Ståhlberg, Renat Bekkin. // Journal of Ethnic Foods. — 2020-11-07. — Т. 7 , вып. 1 . — С. 38 . — ISSN . — doi : .
  73. Finlandiyä Türkleri Birligi ry: Perinneruokiamme. 2019. Derya Samaletdin. Tallinnan Kirjapaino. Kieliasun tarkastus: Hamide Çaydam.
  74. Baibulat 2004, p. 154.
  75. Nisametdin 1995, s. 240—242
  76. . matbugat.ru . Дата обращения: 1 ноября 2023. 1 ноября 2023 года.
  77. Leitzinger 2006, s. 241
  78. Kadriye Bedretdin; Hasan Hamidulla. Tataarikirjailijan elämä, s. johdanto. — Suomen Itämainen Seura, 2021.
  79. (фин.) . www.utu.fi . Дата обращения: 2 ноября 2023. 9 апреля 2023 года.
  80. . БИЗНЕС Online (30 мая 2020). Дата обращения: 3 ноября 2023. 3 ноября 2023 года.
  81. Niklander 1987, s. 276—277 (Tugan Tel)
  82. Bedretdin 2011, preface.
  83. . Ylioppilaslehti (2004). Дата обращения: 4 июня 2022. 13 апреля 2022 года.
  84. Halén 1999, p. 25.
  85. Tarja Hirvasnoro. . Kodin Kuvalehti (2016). Дата обращения: 4 июня 2022. 9 августа 2017 года.
  86. Baibulat, Muazzez: Tampereen Islamilainen Seurakunta: juuret ja historia . Gummerus Kirjapaino Oy, 2004. ISBN 952-91-6753-9 — s. 146 & 254
  87. Baibulat, s. 257 (2004
  88. Aamulehti 8.12.2014
  89. (фин.) . Дата обращения: 1 ноября 2023. 7 июля 2018 года.
  90. Hannu Soro: Tampereen Jääkiekkotuomarit Ry 50 vuotta s. 22-26, 30
  91. Kimmo Leinonen, Koulukadun Sankarit. Tampereen jääkiekkoilun historia 1928–1965. — 2014. — С. 158. — ISBN 978-952-5877-38-0 .
  92. Riihonen, Risto: Oppi Avoniukselta. Kauppalehti, Pörssiliite, 16.8.1999, s. 8.
  93. (фин.) . www.ilveshistoria.com . Дата обращения: 1 ноября 2023. 25 сентября 2023 года.
  94. Härkönen, Susanna (фин.) . Aamulehti (16 апреля 2023). Дата обращения: 1 ноября 2023. 6 июня 2023 года.
  95. . www.eurohockey.com . Дата обращения: 1 ноября 2023. 1 ноября 2023 года.
  96. Arponen, Antti O.; Kasila, Markku; Peltola Veli-Matti. He antoivat kaikkensa – Viime sodissa menehtyneet suomalaiset mestariurheilijat. — Auditorium, 2014. — С. 131.
  97. (фин.) . Дата обращения: 1 ноября 2023. 3 июня 2023 года.
  98. (фин.) . Forssan Lehti (23 октября 2017). Дата обращения: 1 ноября 2023. 21 ноября 2022 года.
  99. Leitzinger 1996, s. 159—162.
  100. Kauppalehti (фин.) . Tärkeimmät talousuutiset | Kauppalehti (1 ноября 2023). Дата обращения: 1 ноября 2023. 7 декабря 2022 года.
  101. Halén 1996, s. 330.
  102. Leitzinger 2006, s. 253
  103. (фин.) . www.iltalehti.fi . Дата обращения: 2 ноября 2023. 10 апреля 2023 года.
  104. . kansallisbiografia.fi . Дата обращения: 2 ноября 2023. 29 апреля 2023 года.
  105. HS, Marjaana Varmavuori (фин.) . Helsingin Sanomat (28 апреля 2018). Дата обращения: 2 ноября 2023. 10 апреля 2023 года.
  106. . biografiasampo.fi . Дата обращения: 5 ноября 2023. 25 апреля 2023 года.

Литература

  • Гимадиева Г. И. // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки . 2008. № 8.

Ссылки

  • с Искандером Гилязовым .
  • Рауно Хакулинен: (магистерская диссертация по религиоведению) 2008. Факультет гуманитарных наук.
Источник —

Same as Финские татары