Interested Article - Юртовские татары

Юртовские татары , юртовые татары , юртовские ногайцы , юртовцы ( юрт.-тат. нугай-татарлар , нугайлар, татарлар ) — этническая группа в составе астраханских татар близкая к ногайцам , исповедуют ислам .

Этноним

«Юртовые татары» — русское официальное название. Впервые так назвал местное тюркоязычное население (оставшееся после завоевания Астраханского ханства ), губернатор Астраханской губернии В. Н. Татищев в XVIII веке .

Сами себя юртовцы называют либо « нугайлар » ( ногайцы ), либо « татарлар » (татары). Казанские татары и ногайцы-карагаши называют юртовцев « караиле нугайлары » (ногайцы, живущие в чёрных домах), туркмены и казахи «ногай»."

Язык

Говорят на юртовско-татарском языке . Можно предположить, что исходно юртовско-татарский язык был ближе к собственно ногайскому и алабугатско-татарскому языкам, чем к литературному татарскому или какому-либо его диалекту .

История

В этническом формировании народа приняли участие хазары , кипчаки , приазовские болгары , ногаи большие и малые и другие народы, определяющую роль же сыграли Астраханское ханство и Ногайская Орда . На этнокультурное развитие юртовских татар, как и всех астраханских татар оказали поволжско-приуральские татары , переселившиеся в Нижнее Поволжье XVII — начале XX веках .

Начиная с XVI века юртовские татары представляли собой отдельный этнос, противопоставляющийся ногайцам. В XVII веке юртовскими татарами обозначали служилое тюркское население Астраханского края, куда входили так же и ногайцы. В XVIII — XIX веках юртовские татары характеризуются в качестве собирательного названия разных этнических групп татар и ногайцев . Предки юртовских татар в течение XVIII — XX веков переходили от кочевничества к оседлому образу жизни, от кочевого скотоводства к земледелию, садоводству и овощеводству, торговле и рыболовству .

К началу XX века астраханские татары вместе с остальными группами татар образовали единую татарскую нацию .

Юртовские татары — наиболее урбанизированная этногруппа астраханских татар, в их среде ярко выражена культурно-языковая ориентация на казанских татар, но осознание своего отличия от остальных татар фиксируется у них сохраняющимся самоназванием «нугай» или «ногай-татар» .

Расселение

Юртовские татары представлены населением города Астрахани и пригородной зоны .

Компактно проживают в нескольких сёлах Приволжского , Икрянинского и Наримановского районов, в том числе селах Биштюбинка (Биш-Түбә), Солянка (Сүләнке), Татарская Башмаковка (Кызан), Карагали (Каргалык), Осыпной Бугор (Ярлы Түбә), Килинчи (Киләче), Яксатово (Майлыкүл или Майлыгүл), Три Протока (Джамеле), а также в селах расположенных на данный момент в городской черте Астрахани : Семек аул (ныне Семиковка ), Бусдангуль (ныне Кулаковка ), Казы аул (ныне Мошаик), Тияк (ныне Царёв ).

Определить точную численность юртовских татар не представляется возможным, так-как в рамках переписей населения не выделяются .

Известные представители

Фольклор

Будучи мусульманами особо чтимыми праздниками является Ураза-байрам и Курбан-байрам . Новый год у юртовских татар известен под названием «әмәл», отмечали его 10 марта по старому стилю, празднуя одновременно и наступление весны. В прошлом предпочитали заключать брачные союзы только внутри своей этнической группы, существовал ритуал целования новобрачной рук родственников мужа, только у них свадебное угощение начиналось подачей плова или пирога с рисом и мясом. Так же как и у татар Поволжья среди юртовских татар бытовали магические обряды «очищения» молодой при въезде в дом мужа .

Примечания

  1. Арсланов Л. Ш. Юртовских татар (астраханских ногайцев) язык // Языки мира: Тюркские языки. Бишкек: Кыргызстан, 1997. С. 506–513.
  2. : [ 17 октября 2022 ] // Социальное партнёрство — Телевидение. — М. : Большая российская энциклопедия, 2016. — С. 698-699. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 31). — ISBN 978-5-85270-368-2 .
  3. Дата обращения: 18 февраля 2021. 22 декабря 2021 года.
  4. // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона . — 2-е изд., вновь перераб. и значит. доп. — Т. 1—2. — СПб. , 1907—1909.
  5. Мошков В. А. Материалы для характеристики музыкального творчества инородцев Волжско-Камского края. III: Мелодии астраханских и оренбургских ногайцев и киргиз // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете . - Казань - 1901. - Т.17. - Вып.1. - С.1-41.
  6. Идрисов Э. Ш. , Национально-культурное движение астраханских ногайцев в конце XX — начале XXI веков и связи астраханских ногайцев с ногайцами Северного Кавказа. (Электронный ресурс). - Режим доступа: http//www.inter ethnic.org/News/ 260604_ 2html. С.6.
  7. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  8. Дата обращения: 18 февраля 2021. 30 сентября 2021 года.
  9. Дата обращения: 18 февраля 2021. Архивировано из 17 апреля 2021 года.
  10. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  11. . Дата обращения: 3 декабря 2022. 24 октября 2021 года.

Литература

  • Георги И. Г. , Описание всех обитающих в Российском государстве народов. О народах Татарского племени. СПб. , 1799. Ч. 2.
  • Архивировано из 10 апреля 2017 года.
  • Арсланов Л. Ш. , Юртовских татар (астраханских ногайцев) язык // Языки мира: Тюркские языки. Бишкек: Кыргызстан, 1997. С. 506–513.
  • Мошков В. А. Материалы для характеристики музыкального творчества инородцев Волжско-Камского края. III: Мелодии астраханских и оренбургских ногайцев и киргиз // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете . - Казань - 1901. - Т.17. - Вып.1. - С.1-41.
Источник —

Same as Юртовские татары