Interested Article - Мангыты (узбеки)

Мангы́ты ( узб. Mang'itlar ) — тюрко - монгольское племя, упоминаемое как узбекское начиная с XV века . В 1756—1920 годах узбекская династия Мангытов правила в Бухарском эмирате .

О происхождении мангытов

По мнению академика В. Бартольда, с монгольской эпохи наименование мангыт, упоминается как название тюркских или тюркизированных народов .

Согласно Г. Е. Грумм-Гржимайло , мангыты в составе узбеков имеют монгольское происхождение .

По одной из версий, мангуты из Восточной Монголии переселились в Дешт-и Кипчак, отюречились (некоторые утверждают, будто это произошло в улусе Ногая в конце XIII в.), затем сплотили вокруг себя кипчакские племена . Горстка мангутов восприняла язык и культуру кипчаков и растворилась в их массе. Те кипчакские кочевые общины, что расселились на территории, отведенной мангутам под юрт (пространство для кочевания), приняли по степному обычаю их этническое имя. Так, судя по всему, в течение первой половины XIV в. и появились тюрки-мангыты .

Узбекские мангытские историки XIX века писали, что пророк Йафет имел сына по имени Тюрк, который стал предком Узбек-хана — праотца 92-х узбекских племен, в том числе мангытов .

История

Первые сведения о мангытах на территории Мавераннахра относятся к эпохе Тамерлана , когда на его стороне с 1375 года сражался глава мангытского улуса — Едигей , известный в тимуридских источниках как Идику-узбек. Едигей сопровождал Тамерлана в походе на Золотую Орду в 1391 году. После 1395 года Едигей прибрал нити власти в Золотой Орде в свои руки, однако в его послании к Тамерлану 1398 года признавалось: «Мы все выкормлены милостью Его Величества, счастливого государя…» .

Узбекские амиры из племени мангыт создали свою династию правителей Бухары (1756—1920), сменившую династию Аштарханидов .

По данным российского востоковеда Н. В. Ханыкова, старшим родом узбеков в Бухарском Ханстве считался мангыт; из отделения которого тук происходила царствующая династия, кроме того род этот пользовался некоторыми особенными привилегиями .

Основателем этой династии был простой узбек из рода тук племени мангыт Мухаммад Рахим ( 1747 1758 ), который, убив Абулфейз-хана , стал править Бухарским ханством с титулом атылыка (буквально значит «дядька»), а потом в 1756 году принявший титул хана. По смерти его власть перешла к его дяде Даниял-бию , довольствовавшемуся титулом аталыка при хане Абуль-Гази.

Перед смертью Даниял объявил своим преемником старшего сына, Шахмурада , который посвятил себя религиозным занятиям, писал богословские трактаты и не хотел и слышать о светской власти. Между тем, дела управления пришли в страшное расстройство. Тогда весь народ, с ханом во главе, стал умолять Шахмурада спасти погибавшее от неурядиц ханство. Шахмурад согласился принять власть, с титулом наиба , то есть наместника хана ( 1785 1800 ). По смерти Абуль-Гази (около 1795 ) Шахмурад принял титул эмира (духовный титул халифов) и более не возводил подставных ханов. Результатом его усилий явилось восстановление имиджа Бухары в мусульманском мире, как опоры ислама. Во время похода в Мерв множество жителей оазиса было переселено в Самарканд . От Шахмурада приходило в Россию посольство, радушно принятое императрицей Екатериной II , которая пожертвовала 50 тысяч золотых рублей на строительство медресе в Бухаре.

После Шахмурада в 1800 году власть наследовал сын его Хайдар , принявший титул сейида (потомка пророка Мухаммеда ), потому что мать его происходила из этого привилегированного рода. Умер он в 1826 году , и власть перешла к старшему его сыну Мир Хусейну , против которого возмутился следующий брат его, Насрулла . Мир Хусейн ханствовал только 2,5 месяца и перед смертью передал ханство младшему брату Мир Умару , который властвовал только 5 месяцев, потому что не мог устоять против Насруллы, который весной 1827 года овладел Бухарой и объявил себя ханом. Насрулла переформировал войско и ввёл в нём дисциплину. Отношения его к России были вполне дружественны. Хан Насрулла правил до 1860 года .

При эмире Музаффаре ( 1860 1885 ) по Русско-бухарскому договору 1868 года (дополнен Шаарским договором 1873 года ) Бухарский эмират признал протекторат России. Формально династия Мангытов правила до 1920 года , когда была свергнута в результате революции, провозгласившей Бухарскую Народную Советскую Республику .

Бухарские Мангыты говорили на карлукском и местами на кипчакском диалектах узбекского языка. В результате слияния с населением, говорящим на карлукско-чигильском диалекте, в некоторых местах Мангыты стали говорить на смешанном наречии, о чём свидетельствуют специальные исследования .

При эмирах мангытской династии неуклонно росла доля персов в рядах высшего чиновничества. Это повелось со времени правления Мухаммад Рахим-хана, при котором на пост верховного кушбеги был назначен перс Мухаммед Давлат .

Родовой состав

По некоторым данным, в начале XIX века численность узбекского рода мангытов, вошедших в состав узбекской нации составляла 120 тысяч семей. Узбекское племя мангытов делилось на следующие рода: тук-мангыты (их деления: султан, кузы-кучкар, кукалдор, карасар); тимур ходжа, баурдак-мангыт, уч-уруг мангыты (их деления: исабай, купак, бай деганди); кара-мангыт: (их деления: чауки, ун-икки, куса, бакирчи, кула-тамгали, парча, кара, таза, пиш-кул .

В начале XX века мангыты в составе узбекского народа являлись самым могущественным и многочисленным племенем в Бухарском оазисе. Общая их численность составляла 99 200 человек, а Бухарском и Гиждуванском уездах их было более 52 тысяч .

По данным Магидовича на 1924 год, на территории Узбекистана проживало более 130 тыс. узбеков-мангытов. Из них около 100 тыс. жили на территории Бухарского эмирата: в Бухарском оазисе и в округе Карши — 44 тыс., в низовьях Зарафшана — 8 тыс., в среднем течении Зарафшана — 10 тыс., в округе Джизака — 2600 и в Хорезме — 10 тыс. человек. Кроме того, в Чарджоуском районе Туркмении проживало 11 тыс. мангытов . Большинство мангытов, проживавших в Каршинской пустыне, Бухарском оазисе, в предгорных и горных районах Самаркандской области занимались овцеводством, причём в первых двух регионах разводили каракульских овец. Мангыты занимались также и земледелием. У них было немного развито и ручное ремесленничество (ковроделие, ткачество разноцветных тканей, бязи, алачи, калами и др.). Длинноворсовый ковёр мангитов — жулхирс — был очень знаменит.

Мангытские правители Бухары

Последний бухарский эмир Сейид Алим-хан (фотография С. М. Прокудина-Горского , 1911 ).

Генеалогическое дерево

Худаяр-бий
Мухаммад Хаким-бий
Даниял-бий
Абулфейз-хан
Бадалбек-бий
Мухаммад Рахим-хан
Барат-бий
Шахмурад
Нарбута-бий
<дочь; имя
неизвестно>
Хусейн
Хайдар
Фазил-бий
Хусейн
Умар
Насрулла
Музаффар
Абдумалик
Нураддин
Абдулмумин
Абдулфаттах
Нажмеддин
Абдулахад-хан
Акрам
Сиддик
Мансур
Насир
Алим-хан
Касим-хан
Н. М. Церетели


Примечания

  1. Бартольд В. Сочинения. Т. 5. М., 1968, С. 556.
  2. Аристов Н. А. Труды по истории и этническому составу тюркских племен. — Бишкек: Илим, 2003. — С. 203—214.
  3. . bigenc.ru . Дата обращения: 14 сентября 2022. 23 января 2023 года.
  4. Грум-Гржимайло Г. Е. . — Directmedia, 2013-03-13. — С. 531—533. — 907 с. — ISBN 9785446048205 . 28 января 2021 года.
  5. Трепавлов В. В. «Орда самовольная»: кочевая империя ногаев XV—XVII вв. — М. , 2013. — С. 11.
  6. Трепавлов В. В. «Орда самовольная»: кочевая империя ногаев XV—XVII вв. — М. , 2013. — С. 12.
  7. Трепавлов В. В. Едигей во главе Золотой Орды: опыт Чагатайской эмиграции // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — № 1 (75), 2019. — С. 119—122.
  8. История Казахстана в персидских источниках. — Т. 2. — Алматы: Дайк-пресс, 2005. — С. 282.
  9. Alexander Burnes . Travels into Bokhara being the account of a journey from India to Cabool, Tartary and Persia. — Vol. II. — New Delhi, Madras, Asian educational services, 1992. — P. 358.
  10. Ханыков Н. В. Описание Бухарского ханства. — СПб. , 1843. — С. 66.
  11. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  12. (недоступная ссылка)
  13. Ишаев А. от 17 января 2012 на Wayback Machine . — Таш. , 1962.
  14. Вороновский Д. Г. «Гульшен-аль-мульк» Мухаммад Якуба Бухари. / Диссертация на соискание степени кандидата исторических наук. — Таш. , 1947. — С. 208—210.
  15. Материалы по районированию Средней Азии. — Кн. 1. Территория и население Бухары и Хорезма. — Ч. 1. Бухара. — Таш. , 1926. — С. 262—263.
  16. media2.yangidunyo.org/2012/10/Uzbekskie_plemena_i_rodi.pdf Узбекские племена и роды

Литература

  • (узб.) . — Ташкент, 2000—2005.
  • // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  • Бартольд В. В. Сочинения. — Т. III. Работы по исторической географии. — М. : Наука. Главная редакция восточной литературы, 1965. Утверждено к печати Учёным советом Института народов Азии АН СССР. — 713 с.
  • Тревер К. В., Якубовский А. Ю., Воронецев М. Э. История народов Узбекистана. — Т. 2. — Таш. : АН УзССР, 1947. — 517 с.
  • Ханыков Н. В. Экспедиция в Хорасан. — М. : Наука, 1973.
  • Кармышева Б. Х. Очерки этнической истории южных районов Таджикистана и Узбекистана. — М. , 1976.
  • Маликов А. М. Мангыты долины Зерафшана // Научный бюллетень СамГУ. — 2006. — № 6. — С. 32—36.
Источник —

Same as Мангыты (узбеки)