Interested Article - Гагаузы

Гагаузия

Гагау́зы ( гаг. Gagauzlar ) — тюркоязычный народ , исторически сформировавшийся на севере Балканского полуострова вблизи Черноморского побережья в таких городах как Варна , Каварна , Балчик и др. Современная территория компактного проживания гагаузов сконцентрирована преимущественно в Бессарабии (юг Молдавии и Одесская область Украины ). В том числе проживают в Болгарии , Северной Македонии , Греции , Румынии и других странах. Общая численность современных гагаузов — около 250 тысяч человек. Религия — православие . В составе Молдавии существует автономное территориальное образование Гагаузия со столицей в городе Комрат .

Происхождение

О происхождении гагаузов существует множество различных гипотез:

  • Предками гагаузов являются тюркоязычные народы: огузы , печенеги , куманы ;
  • В Турции распространена сельджукская теория: гагаузы являются потомками турок-сельджуков , переселившихся в XIII веке в Добруджу и основавших там совместно с половцами огузскую державу ;
  • В Болгарии наиболее распространена гипотеза, согласно которой гагаузы — потомки отуреченных болгар ;
  • Гагаузы — потомки тюрков- булгар , переселившихся в VII веке с берегов Волги на Балканы и принявших в IX веке христианство. Современных лингвистических обоснований не имеет.

Наиболее вероятно, что в этногенезе гагаузского народа принимали участие все вышеназванные группы .

Генетическое происхождение

Последнее исследование генетической составляющей, проводившееся с гагаузами из разных населённых пунктов, не внесло ясности в вопрос об их происхождении. Исследователи отметили, что генетически гагаузы крайне неоднородны. В одной выборке у гагаузов обнаружились балканские корни, в других — тюркские (сельджукские) . Это заметно и во внешних, физических чертах гагаузов. Гагаузы принадлежат к Y-ДНК гаплогруппам: I2 (23,6 %), R1a (19,1 %), G (13,5 %), R1b (12,4 %), E1b1b1a (11,1 %), J2 (5,6 %) и N (2,2 %). Филогенетический анализ Y-ДНК указывает на наибольшее родство гагаузов с болгарами и другими балканскими народами. Детальное исследование гаплотипов выявило некоторые связи гагаузских и турецких ветвей, что даёт некоторое подтверждение сельджукской гипотезе.

Лингвистические особенности

Логично предположить, что объединяющими факторами становления гагаузов как народа были тюркский язык и христианская религия, которые и отличали их от остальных жителей Балкан . Авторы исследования также выдвигают гипотезу, что тюркский язык является заимствованием, а предки гагаузов — это коренные жители Балкан .

История

В связи с тем, что на сегодняшний день не найдено исторических документов, датирующихся ранее XIX века, где бы упоминалось название гагаузского народа, история гагаузов до сих пор является предметом спора у историков. Ниже приведены основные предположения:

XIII век (1259—1320) — период христианизации предков гагаузов на Балканском полуострове , оказавшейся возможным главным образом в результате многолетней миссионерской деятельности легендарного , который в различных балканских легендах отождествляется с такими христианскими святыми, как святой Георгий , святой Илья , святитель Николай , святой Симеон , святой Наум или святитель Спиридон .

XIV век (1320—1347) — предки гагаузов находились в независимом болгарском Карвунском княжестве под предводительством тюркоязычного христианина кыпчакского происхождения Балык Бей. Карвунская земля (Karvunum Terra) находилась на северо-востоке сегодняшней Болгарии с центром в городе Карвуна .

XIV век (1347—1400) — гагаузы в независимом болгарском Добруджанском княжестве под предводительством Добрича (сына Балыка), а после него c 1386 года Иванко (сын Добрича). Добруджа — ныне географическая область северо-восточной Болгарии и юго-восточной Румынии.

XIV—XIX век (1400—1812) — гагаузы внутри Османской империи , в той же Добрудже, территория которой в османских исторических документах упоминается под названием Уз Эйалети, что в переводе на русский значит «их родина или их семья».

По статистике численности населения внутри Османской империи, датируемой 1597 годом, в г. Варна проживали:

  • тюрки христиане — 582 дома,
  • тюрки мусульмане — 410 домов,
  • греки — 120 домов,
  • копты — 31 дом.

Так как по данной статистике болгар среди народов проживающих в Варне в 1597 году нет, следует вывод, что болгары начали заселять Варну относительно недавно. Другой вывод — титульным народом города Варна являлись гагаузы, так как на балканском полуострове тюркоязычными христианами являются только гагаузы.

В конце XVIII и начале XIX века, в связи с ослабеванием Османской империи, территория Балканского полуострова фактически впала в анархию . Этот период известен в истории Балкан как кырджалийство, по бандам Кырджалы , терроризировавшим народы балканского полуострова. В связи с этим явлением, а также в связи с тем, что на Балканах уже много лет шла война между Российской и Османской империями, а Россия предлагала выгодные условия жизни в Бессарабии , часть крестьян , в том числе часть гагаузского населения, эмигрировали с территории Балканского полуострова на территорию Бессарабии.

Не мигрировавшая в Бессарабию основная часть гагаузов в дальнейшем была разделена в границах исторической Добруджи между Румынией и Болгарией и постепенно была ассимилирована в румын и болгар соответственно.

XIX—XX век (1812—1917) — эмигрировавшие гагаузы в Российской империи на территории Бессарабии.

XX век:

  • Январь 1906 г. — в Бессарабии провозглашена независимая Комратская республика , которая просуществовала 5 дней.
  • 1918—1940 гг. — гагаузы оказались на территории Румынии вследствие объединения Бессарабии с Румынией.
  • 1940—1941 гг. — СССР по пакту Риббентропа-Молотова отходит Бессарабия (вошла в Аккерманскую область, с 7 декабря 1940 года переименована в Измаильскую область ) с частью компактно проживающего гагаузского населения.

В августе 1940 года из Молдавской АССР формируется Молдавская Советская Социалистическая Республика (МССР). Большая часть гагаузов находилось на её территории

Гагаузы в XIX—XX вв.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона , издававшийся в конце XIX — начале XX веков, называет гагаузов отуреченными болгарами и отмечает, что «они православные, но в дни храмовых праздников совершают курбаны — род языческих жертвоприношений» . Описывая же этнический состав населения болгарского города Варны , ЭСБЭ сообщает:

Варна принадлежит к числу приморских городов Болгарии, в которых живёт много греков; последние составляют более ⅓ всего числа жителей города, причём к ним причисляют себя и так называемые гагаузы — потомки, как полагают, древних куманов, исповедующие православие, но говорящие на турецком языке .

После поражения Османской империи в войне с Россией 1877—1878 годов Болгария получила право административной автономии в составе Османской империи.

Статистика населения гагаузов в г. Варна и её окрестностях до 1878 года:

  • В 1871 г. в болгарской газете «Отечество» (№ 85) Градешлиев пишет, что большая часть населения Варны составляют гагаузы.
  • В 1876 г. Иречек пишет, что по всему району, прилегающему к Варне, количество дееспособных мужчин платящих налоги 21 359 человек, и большинство из них гагаузы.

Статистика населения гагаузов в Варне после 1878 года (статистика Градешлиева):

  • 1880 г. — 12 000 чел.
  • 1905 г. — 10 175 чел.
  • 1910 г. — 9329 чел.
  • 1920 г. — 3669 чел.

По переписи 1897 года в Бессарабской губернии гагаузы составляли 2,9 % населения .

В 1990 году в местах компактного проживания гагаузов на территории Бессарабии была провозглашена Республика Гагаузия , которая спустя четыре года мирно реинтегрировалась. 23 декабря 1994 года в составе Молдавии была образована автономия — Автономно-территориальное образование Гагаузия .

Язык

Гагаузский язык относится к огузской подгруппе юго-западной ветви тюркских языков . Гагаузский язык имеет два диалекта — чадырлунгско-комратский (центральный) и вулканештский (южный).

До середины XX века гагаузский язык оставался бесписьменным. 30 июля 1957 года указом Президиума Верховного Совета Молдавской ССР была введена письменность для гагаузского языка на основе русской графики . Издавались словари, школьные учебники, книги: «Легенданын изи» (След легенд, 1974 ), «Узун керван» (Длинный караван, 1985 ), «Жанавар йортулары» (Праздники волка, 1990 ) и многие другие. В настоящее время официально используется алфавит на основе латинской графики.

Культура

Одежда

Гагаузы в национальной одежде

В конце XIX века женщины носили полотняную рубаху, безрукавное платье с фартуком, большой чёрный платок (чемьберь) поверх тонкого белого платка (мода). В зимнее время надевали платье с рукавами, суконную кофту и меховую безрукавку. Обязательны серьги, браслеты, бусы, в том числе ожерелье из золотых монет (лифт). Мужская одежда: рубаха, широкие суконные штаны, широкий красный пояс ( кушак ), шляпа — летом, каракулевая меховая шапка (калпак) — зимой. У пастухов обычная рубаха сочеталась со штанами из овчины (мешин) мехом внутрь; меховая безрукавка и короткая куртка из овчины (кюрк), иногда декорированная красной или зелёной строчкой.

Национальная кухня

Важное место в питании занимал хлеб, делавшийся из пресного и дрожжевого теста. Хлебные лепёшки считаются одним из древних хлебных продуктов. Из квашеного теста изготовляли пирожки (karmyarik), внутри которых находилась брынза, капуста, творог, обжаренные в масле. Также были популярны слоёные пироги из пресного теста с начинкой из брынзы и творога ( pidä/pide , kivirma, plaçinta , kirdä) .

Из мясных блюд выделяется kaurma — сперва обжаренное, а затем тушёное мясо баранины, приправленное укропом и другими травами. Из свиных или куриных голов и ножек варился холодец paça (пача). Под общим названием manca ( манджа ) известны соусы с различными основами — луковый соус, соус со щавелем, соус со сливками, соус из яиц с брынзой, и другие .

Религия

До переселения в Бессарабию гагаузы на Балканах принадлежали к Болгарской и Греческой православным церквям. После переселения в начале XIX века части населения гагаузов из территории южной Добруджи на территорию Бессарабии гагаузы на новой территории вместе с остальными переселенцами перешли в лоно Русской православной церкви . Большинство гагаузов Молдавии в настоящее время исповедует православие. Также широко распространены протестантские общины: баптисты и пятидесятники .

Браки

Для гагаузов Молдавии было долгое время характерно преобладание моноэтничных браков: из 100 браков, заключённых в 1970 году, моноэтничными были 73, а из 100 браков, заключённых в 2003 году такими являлись 77 . В 2003 году гагаузские мужчины Молдавии чаще вступали в брак с женщинами своей национальности (78 %), реже с молдаванками (9 %), болгарками (5 %), русскими (4 %) и украинками (3 %) . Для гагаузских женщин Молдавии в 2003 году эти показатели составили соответственно: 75 %, 8 %, 5 %, 4 % и 5 % . Для гагаузов Кишинёва характерны, напротив, преимущественно национально-смешанные браки, на которые в 2000 году пришлось 97 % всех браков гагаузов обоего пола . На 2018 год количество моноэтничных браков снизилось.

Имена

Гагаузское имя состоит из личного имени , отчества и фамилии . Наиболее узнаваемая форма имени, как правило, состоит из имени и фамилии. Такая система у гагаузов закрепилась во второй половине XX века. Современные личные гагаузские имена принадлежат различным эпохам. Все имена относятся к христианским. В основном имена имеют греческое, болгарское, латинское происхождение. В последние время гагаузы все чаще заимствуют иностранные имена.

Имя ребёнку даётся двумя способами:

  • по имени дедушки или бабушки
  • по имени крёстных

Гагаузские фамилии имеют балканское происхождение. В основном они из гагаузского, болгарского и греческого языков. Кроме того, фамилии происходят от профессий, уличных прозвищ, имени отца. При заключении гражданского брака женщина принимает фамилию своего супруга.

Всемирный конгресс гагаузов

Гагаузы

Конгресс гагаузов проводится раз в три года (начиная с 2006 года) в столице АТО Гагаузия городе Комрат . Он собирает гагаузов со всего мира.

Расселение

См. также

Примечания

  1. Без учёта населения Приднестровья (ПМР)
  2. Приднестровье ( ПМР ) юридически является частью Молдавии, фактически — самопровозглашённым государством, признанным лишь двумя частично признанными государствами: Южная Осетия и Абхазия . Перепись населения в Молдавии 5-12 октября 2004 г. проводилась без учёта населения ПМР . В ПМР в 2004 году проводилась самостоятельная перепись населения 11-18 ноября 2004 года. — от 14 мая 2011 на Wayback Machine («Оливия-пресс» (Тирасполь) и собственная информация «Демоскопа», 7 сентября) // Демоскоп Weekly . № 213—214 от 12—25 сентября 2005
  3. . Дата обращения: 19 марта 2011. 21 августа 2011 года.
  4. от 20 сентября 2022 на Wayback Machine (см.: от 20 сентября 2022 на Wayback Machine )
  5. .
  6. от 6 апреля 2023 на Wayback Machine (латыш.)
  7. .
  8. Маринов, В. от 7 июля 2016 на Wayback Machine // Сборник в чест на Йордан Захариев, София 1964, с. 157—158, 166—167
  9. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  10. Alexander Varzari, Vladimir Kharkov, Wolfgang Stephan, Valentin Dergachev, Valery Puzyrev. // (англ.) . — 2009-5. — Т. 21 , вып. 3 . — С. 326—336 . — ISSN . — doi : . 30 июля 2018 года.
  11. Alena Kushniarevich, Olga Utevska, Marina Chuhryaeva, Anastasia Agdzhoyan, Khadizhat Dibirova. // (англ.) . — 2015. — Т. 10 , вып. 9 . — С. e0135820 . — ISSN . — doi : . 30 июля 2018 года.
  12. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  13. История Республики Молдова. С древнейших времён до наших дней = Istoria Republicii Moldova: din cele mai vechi timpuri pină în zilele noastre / Ассоциация учёных Молдовы им. Н. Милеску-Спэтару. — изд. 2-е, переработанное и дополненное. — Кишинёв : Elan Poligraf, 2002. — С. 146. — 360 с. — ISBN 9975-9719-5-4 .
  14. . www.minelres.lv. Дата обращения: 20 марта 2011. 24 октября 2014 года.
  15. Языки народов СССР: в 5-ти томах. Тюркские языки. — М. : Наука , 1966. — Т. 2. — С. 112—113.
  16. Никогло Д. Е. Система питания гагаузов в XIX — начале XX века. — Кишинёв, 2004. — С. 66—70.
  17. Никогло Д. Е. Традиции питания // История и культура гагаузов. — Кишинёв, 2006. — С. 717, 723—724.
  18. , с. 131.
  19. , с. 133.
  20. , с. 137.
  21. . Дата обращения: 24 ноября 2007. 24 ноября 2007 года.
  22. от 14 мая 2011 на Wayback Machine («Оливия-пресс» (Тирасполь) и собственная информация «Демоскопа», 7 сентября) // Демоскоп Weekly . № 213—214 от 12—25 сентября 2005
  23. . Дата обращения: 29 сентября 2014. Архивировано из 13 мая 2014 года.
  24. Дата обращения: 14 сентября 2014. 4 мая 2011 года.
  25. . Дата обращения: 14 сентября 2014. Архивировано из 22 августа 2007 года.
  26. от 6 июля 2011 на Wayback Machine (болг.)
  27. от 19 февраля 2009 на Wayback Machine (англ.)
  28. . Дата обращения: 14 сентября 2014. 4 июня 2011 года.
  29. от 18 сентября 2016 на Wayback Machine (латыш.)

Литература

на русском языке
на других языка
  • Zanet T. Gagauzluk: Kultura, ruh, adetlär: Gagauz folkloru / Inst. de Filologie al Acad. de Ştiinţe a Moldovei, Inst. de Folclor al Acad. Naţ. de Ştiinţe a Azerbaidjanului. — Ch.: Pontos, 2010. — 554, [6] p.
  • Metin Omer, «Agenda politică a unui intellectual din Turcia kemalistă: Hamdullah Suphi Tanrıöver, turcismul şi găgăuzii», Intelectuali Politici şi Politica Intelectualilor , Cetatea de Scaun, 2016, p. 345—362 (ISBN 978-606-537-300-6).
  • Dimitris Michalopoulos, «The Metropolitan of the Gagauz: Ambassador Tanrıöver and the problem of Romania’s Christian Orthodox Turks», Turkey & Romania. A history of partnership and collaboration in the Balkans , Istanbul: Union of Turkish World Municipalities and Istanbul University, 2016, p. 567—572. ISBN 978-605-65863-3-0 .( от 10 января 2017 на Wayback Machine )

Ссылки

  • — Gagauzlardan — gagauzlara. Дата обращения: 26 марта 2022. 8 марта 2022 года.
  • от 11 октября 2012 на Wayback Machine
  • от 23 января 2019 на Wayback Machine
  • от 8 февраля 2011 на Wayback Machine
  • . — работы Е. Н. Квилинковой по истории и культуре гагаузов. Дата обращения: 7 сентября 2007. Архивировано из 17 апреля 2013 года.
  • . — Gagauz music. Дата обращения: 29 сентября 2017. 5 февраля 2012 года.
  • от 23 июля 2018 на Wayback Machine
  • от 8 марта 2022 на Wayback Machine
  • «Гагаузский угол. Народ и автономия» от 26 января 2020 на Wayback Machine Первый полнометражный документальный фильм о гагаузах.
Источник —

Same as Гагаузы