Interested Article - Афина Парфенос

«Афина Парфенос» ( др.-греч. Ἀθηνᾶ Παρθένος «Афина- Дева ») — древнегреческая скульптура работы Фидия . Время создания — 447 438 г. до н. э. Не сохранилась. Известна по копиям и описаниям.

Описание

Изображение богини Афины , покровительницы города Афины . Была установлена на вершине Акрополя, в главном храме, — Парфеноне .

Техника и материал

Была выполнена в хрисоэлефантинной (акролитной) технике (золото и слоновая кость). Золото на сумму 40 (или 44) талантов (около тонны ) и слоновая кость покрывали деревянный остов статуи высотой в 13 метров. Золото, пошедшее на изготовление Афины, являлось значительной частью национального золотого запаса полиса.

Иконография

Мореплаватель Павсаний в своем путеводителе описывает её так:

«Сама Афина сделана из слоновой кости и золота… Статуя изображает её во весь рост в хитоне до самых ступней ног, у неё на груди голова Медузы из слоновой кости, в руке она держит изображение Ники , приблизительно в четыре локтя, а в другой руке — копье. В ногах у неё лежит щит, а около копья змея; эта змея, вероятно — Эрихтоний ». (Описание Эллады, XXIV, 7).

Шлем богини имел три гребня (средний со сфинксом , боковые с грифонами ). Как пишет Плиний Старший , на внешней стороне щита была вычеканена битва с амазонками , на внутренней — борьба богов с гигантами , а на сандалиях Афины имелось изображение кентавромахии . База была украшена историей с Пандорой .

На мраморных копиях руку богини с Никой поддерживает столб, существовал ли он в оригинале — предмет многочисленных дискуссий. Ника кажется крошечной, в действительности её высота составляла 2 метра.

Скрытые мелочи

Копия щита с изображением битвы, т. н. «Щит Стрэнгфорда» , Британский музей
Предполагаемый автопортрет Фидия в виде лысого старика (Дедала), замахивающегося молотом (атрибутом скульптора) в сцене битвы c амазонками на «Щите Стрэнгфорда»
  • Считается, что на щите Афины в числе прочих изваяний Фидий поместил себя и изображения своего друга Перикла (предположительно, в виде Дедала и Тезея ). Кстати, это оказалось для него фатальным — его обвинили в оскорблении божества, бросили в тюрьму, где он покончил с собой ядом, или умер от лишений и горя (подробнее о процессе см. Фидий ).

«Особенно его обвиняли в том, что он, изображая на щите битву с амазонками, вычеканил своё собственное изображение в виде плешивого старика, поднявшего двумя руками камень, а также прекрасный портрет Перикла, сражающегося с амазонкой. Он очень искусно расположил руку, поднимающую копье перед лицом Перикла, как будто хотел скрыть сходство, но оно все же видно с обеих сторон» ( Плутарх , «Перикл») .

  • На пальце этой статуи (либо Зевса Олимпийского или же Афродиты Урании) Фидий увековечил имя своего возлюбленного, написав «Прекрасный Пантарк» .

Взаимосвязь с архитектурным пространством

Статуя Зевса в Олимпии , сидящего на троне в храме, почти касалась головой потолка целлы , так что зрителям казалось, что если бог встанет, он разрушит храм. Афина же стояла во весь рост, и между её шлемом и потолком оставалось свободное пространство. Рассказывают, что желая достигнуть как можно большей ширины внутреннего помещения, Фидий склонил строителя Парфенона , Иктина , отступить от традиционной нормы дорийского храма и дать по фасаду не шесть, а восемь колонн. Другим новшеством стало расположение колонн, окруживших статую не только по бокам, но и позади. Таким образом, скульптура Афины оказалась как бы вписанной в архитектурную раму .

Жизненный путь произведения

  • ок. 447 г. до н. э. Фидий получает заказ и сооружает статую.
  • 438 г. до н. э. Статуя установлена в храме.
  • ок. 432—431 до н. э. Враги Перикла обвиняют Фидия в том, что он похитил часть золота, отведенного для создания Афины. Фидий снимает золотые пластины (укрепленные специальным образом), взвешивает их и очищается от обвинения.
  • 296 г. до н. э. Тиран Лахар (Lachares) снимает золото со статуи, чтобы оплатить свои войска. Предположительно, тогда этот металл заменили бронзой.
  • ок. 165 до н. э. Афина Парфенос страдает во время огня, но подвергается реставрации.
  • находится в храме до 5-го в. н. э., когда предположительно погибает во время очередного пожара.
  • встречается также упоминание о ней в Константинополе ок. 10 в. н. э.

Слава произведения искусства

Афина Парфенос пользовалась невероятной славой. В диалоге Платона «Гиппий» Сократ ссылается на Афину Парфенос для дефиниции понятия прекрасного.

Копии

  • Наиболее полной и достоверной копией считается т. н. « Афина Варвакион » (Национальный музей, Афины), мрамор.
  • Второй подобной копией считается незаконченная статуэтка « Афина Ленорман » (Lenormant Athena) в том же музее.
  • Копией головы Горгоны Медузы, помещенной на щит Афины, считается т. н. « Медуза Ронданини » из мюнхенской Глиптотеки .
  • Копией щита статуи с изображением битвы считается т. н. «Щит Стрэнгфорда» в Британском музее.
  • Другая копия , хранящаяся в Лувре.
  • Еще одна свободная копия в Museo Nazionale Romano, Рим. Приписывается Антиоху (Antiochos).
  • Афина типа Одескальки (Odescalchi) считается развившейся из типа Парфенос.
  • Изображение головы Афины на ювелирном украшении — подвеска из Куль-Обы.

См. также

Примечания

  1. (англ.) — 2013.

Ссылки

Источник —

Same as Афина Парфенос