Interested Article - Эрик Ромер

Эри́к Роме́р ( фр. Éric Rohmer , настоящее имя фр. Jean-Marie Maurice Scherer Жан-Мари Морис Шерер ; 21 марта 1920 , Тюль ( Коррез ) — 11 января 2010 , Париж ) — французский кинорежиссёр, один из наиболее значительных представителей течения « Новой волны » в послевоенном кинематографе Франции , главный редактор журнала « Cahiers du Cinema » в 1958—1963 годах.

Биография

В 1940-х годах Морис Шерер пытался начать карьеру литератора. Свой псевдоним он составил из имени режиссёра Эриха фон Штрогейма и фамилии писателя Сакса Ромера . Во второй половине 1950-х годов начал сотрудничать в качестве редактора с журналом «Cahiers du Cinema». С 1957 по 1963 год был главным редактором журнала.

Режиссёрскую карьеру Ромер начал позже своих соратников по журналу — Жан-Люка Годара , Жака Риветта и Франсуа Трюффо . Проявил себя как мастер рафинированно-стилизованной экранизации, перенося на экран этикет и обряды, которыми обставлялись романтические отношения в предыдущие эпохи.

Свои фильмы режиссёр разделил на несколько циклов, из которых наиболее высокую оценку получил первый, рассматривающий вопросы выживания в современных условиях традиционной христианской морали. По окончании работы над фильмом « Любовь Астреи и Селадона » (2007) Ромер объявил о завершении режиссёрской карьеры.

Могила на кладбище Монпарнас .

Скончался в Париже 11 января 2010 года в возрасте 89 лет. Хотя Ромер не мог похвастать престижными кинонаградами, развёрнутые некрологи появились во всех значимых изданиях мира, а французская газета « Libération » посвятила памяти «национального достояния» не только первую, но и ещё десять страниц своего номера. Президент Николя Саркози заявил: «Романтик и классицист, мудрец и иконоборец, сентименталист и моралист, лёгкий и серьёзный, он создал ромеровский стиль, который переживёт его».

Псевдонимы

Морис Шерер пользовался для своей творческой деятельности несколькими псевдонимами. Свой первый роман «Элизабет» он опубликовал в издательстве « Галлимар » в 1946 году под именем Жильбер Кордье , а как кинематографист использовал имена Энтони Баррье , Эрик Ромер и много других . В титрах своих фильмов он часто фигурирует под совместным с монтажёром Мэри Стефен псевдонимом Себастьен Эрмс .

Это было связано со стремлением разграничить профессиональную деятельность и семейную жизнь . Люди, знавшие Эрика Ромера, не имели представления о жизни Мориса Шерера, и наоборот. Его мать так никогда и не узнала, что сын стал кинематографистом, а его жена Тереза, двое сыновей и внуки не общались с людьми из окружения Эрика Ромера. Только во время пышного погребения две стороны жизни режиссёра объединились. По словам Аманды Лангле , «одна из его невесток мне сказала: „Это так здорово увидеть на самом деле людей, которых мы часто видели в фильмах“» .

Чтобы ещё больше запутать журналистов, режиссёр обычно сообщал о себе вымышленные биографические сведения и приводил неверную дату и место рождения — 4 апреля 1923 в Нанси (на самом деле 21 марта 1920 в Тюле ). В 1971 году в интервью « » он добавил: «Время от времени я даю другие даты, но если вы хотите, используйте эту, чтобы быть в согласии с другими биографами. Это определённо 1923-й»

Мнение Жака Лурселя

Наиболее ярким выразителем мнения большинства любителей кино, не приемлющего творчество Ромера, является критик Жак Лурсель , автор популярного трехтомного «Словаря кино». Поклонник старого Голливуда, французского «папиного кино» и студийной системы, небезосновательно упрекающий Новую волну (в особенности презираемого им Годара) в эстетической нетерпимости и приведении кинематографа в состояние упадка, Лурсель критикует Ромера с позиций крайнего снобизма, взяв для примера одну из его самых известных картин — «Зелёный луч» .

Основными упреками, под которыми иной раз готовы подписаться и киноведы, признающие за фильмами Ромера некоторые художественные достоинства, но раздраженные принципиальной невозможностью однозначного истолкования , являются «чрезмерная литературность диалогов» и «риторическая логорея », за которыми кроется «кричащая лживость» и бессодержательность сюжетов .

Режиссёрские работы

Притчи с моралью

Комедии пословиц

  • 1981 Жена авиатора / La Femme de l’aviateur . Подзаголовок: «Невозможно ни о чём не думать» ( On ne saurait penser à rien )
  • 1982 Выгодная партия / Le Beau mariage . Цитата: «Чей дух несбыточным не грезил? / Воздушных замков кто не возводил?» ( Quel esprit ne bat la campagne? / Qui ne fait châteaux en Espagne? )
  • 1983 Полина на пляже / Pauline à la Plage . Пословица: «Тому, кто много говорит, не поздоровится (He who talks too much will hurt himself)»
  • 1984 Ночи полнолуния / Les Nuits de la pleine lune . Пословица: «Имея двух женщин, потеряешь душу; имея два дома, потеряешь рассудок ( Qui a deux femmes perd son âme, qui a deux maisons perd sa raison
  • 1986 Зелёный луч / Le Rayon Vert . Пословица: «Тот, кто не знает себя, ничего не знает»
  • 1987 Друг моей подруги / L’Ami de mon amie . Пословица: «Друзья моих друзей — мои друзья» ( les amis de mes amis sont mes amis )

Времена года

Прочие фильмы

Короткометражные фильмы

Короткометражные фильмы (в соавторстве)

  • 1996 — Вкусы и цвета / Des goûts et des couleurs (с Анн-Софи Рувиллуа)
  • 1997 — Разные столкновения / Heurts divers (с Франсуа и Флоранс Роше)
  • 1998 — Друзья Нинон / Les Amis de Ninon (с )
  • 1999 — Обрисованная история / Une histoire qui se dessine (с Розеттой)
  • 1999 — Изгиб / La Cambrure (с Эдвиж Шаки)
  • 2005 — Красное канапе / Le Canapé rouge Мари Ривьер )
  • 2008 — Предложение / La Proposition (с Анн-Софи Рувиллуа)

Видеоклипы

Телефильмы

  • 1979 — Кетхен из Хайльбронна / Catherine de Heilbronn (138 мин.)
  • 1989 — Общественные игры / Les Jeux de société (57 мин.)

Документальные телефильмы

  • 1964 — Общественная жизнь в XVIII веке: Физические кабинеты / La Vie de société au xviiie siècle: Les Cabinets de physique (24 мин.)
  • 1964 — Метаморфозы пейзажа / Métamorphoses du paysage (22 мин.)
  • 1965 — Персеваль, или сказание о Граале / Perceval ou le conte du Graal (23 мин.)
  • 1965 — «Дон Кихот» Сервантеса / Don Quichotte de Cervantès (23 мин.)
  • 1965 — Карл Теодор Дрейер / Carl Th. Dreyer (61 мин.)
  • 1965 — Необыкновенные истории Эдгара По / Les Histoires extraordinaires d’Edgar Poe (25 мин.)
  • 1965 — «Характеры» Лабрюйера / Les Caractères de La Bruyère (22 мин.)
  • 1965 — Беседа о Паскале / Entretien sur Pascal (22 мин.)
  • 1966 — Целлулоид и мрамор / Le Celluloïd et le Marbre (90 мин.)
  • 1966 — Виктор Гюго: «Созерцания», книги V и VI / Victor Hugo : les Contemplations, Livres V et VI (20 мин.)
  • 1967 — Человек и машина / L’Homme et la Machine (34 мин.)
  • 1967 — Человек и его дневник / L’Homme et son journal (36 мин.)
  • 1967 — Человек и образы / L’Homme et les Images (35 мин.)
  • 1968 — Стефан Малларме / Stéphane Mallarmé (27 мин.)
  • 1968 — Послесловие к «Аталанте» / Post-face à L’Atalante (17 мин.)
  • 1968 — Человек и границы. I. Замечание о границе / L’Homme et les Frontières I, La Notion de frontière (29 мин.)
  • 1968 — Человек и границы. II. Граница сегодня / L’Homme et les Frontières II, Une frontière aujourd’hui (27 мин.)
  • 1968 — Нанси в XVIII веке / Nancy au XVIII e siècle (19 мин.)
  • 1968 — Человек и его правительства / L’Homme et ses gouvernements (29 мин.)
  • 1968 — Человек и его правительства. II. Региональные власти / L’Homme et les Gouvernements. II. Les Pouvoirs périphériques (29 мин.)
  • 1968 — Луи Люмьер / Louis Lumière (66 мин.)
  • 1969 — Архитектор Виктор Гюго / Victor Hugo architecte (26 мин.)
  • 1969 — Беседа о бетоне / Entretien sur le béton (29 мин)
  • 1969 — Послесловие к «Лодырю» / Post-face à Tire au flanc (27 мин.)
  • 1969 — Послесловие к «Будю, спасенному из воды» / Post-face à Boudu sauvé des eaux (30 мин.)
  • 1969 — Жив ли французский язык? / Le Français langue vivante ? (30 мин.)
  • 1970 — «Колдунья» Мишле / La Sorcière de Michelet (28 мин.)
  • 1970 — От пера к перу, сообщение: представление и стили / Du stylo au style, le rapport : présentation et styles (20 мин.)
  • 1975 — Новые города / Villes nouvelles :
    1. Детство города / Enfance d’une ville (52 мин.)
    2. Разнообразие городского пейзажа / La Diversité du paysage urbain (52 мин.)
    3. Форма города / La Forme d’une ville (49 мин.)
    4. Требуемое помещение / Le Logement à la demande (52 мин.)

Театр

  • 1979 — Кетхен из Хайльбронна / La Petite Catherine de Heilbronn Генриха фон Клейста в театре Амандье в Нантере
  • 1987 — Трио в ми-бемоле / Le Trio en mi bémol Эрика Ромера в театре Ле Рон-Пуан в Париже. В марте 1988 спектакль записан в Тулузе для телевидения (реж. Мишель Вюйерме, 76 мин.)

Кинопремии

«Ромеровские» актрисы

Как режиссёр Ромер предпочитал работать с одними и теми же актерами и актрисами, находя их среди талантливой начинающей молодежи. Из-за специфичности его кинематографа этих актеров также называли «ромеровскими», что в дальнейшем создавало им препятствия в карьере, поскольку другие режиссёры не хотели иметь с ними дела . По словам Аманды Лангле : «Для киношников быть ромеровской значит вообще не быть актрисой» . Мари Ривьер : «Я ненавижу это слово, и Эрик также его не любил. Он заботился о том, чтобы нас не прятать, и всегда был доволен, что мы работаем с другими» .

Одни актеры сумели «деромеризироваться», как Фабрис Лукини и Паскаль Греггори , но за рядом актрис, снимавшихся в нескольких фильмах режиссёра, и сыгравших там свои наиболее заметные роли, закрепился эпитет «ромеровских» ( Les Rohmeriennes ) :

Из этого числа только Ариэль Домбаль удалось сделать хорошую кинематографическую карьеру.

После выхода картины « Маркиза фон О » Ромер постоянно получал конверты от актеров и ещё больше от актрис, желавших у него сниматься. Эти предложения хранились в отдельном ящике, и продюсер вспоминала, что звук разрываемой оберточной бумаги в его кабинете сообщал о подготовке нового сценария, всегда писавшегося под конкретных исполнительниц. «Он всегда выбирал своих актрис среди тех, которые засвидетельствовали свое желание работать с ним». Затем эти актрисы предлагали ему исполнителей мужских ролей .

Подобно Трюффо, в каждом фильме Ромера у режиссёра была своя муза (французы называют их эгериями ), но, в отличие от Трюффо, считавшего секс с исполнительницей главной роли обязательным , Ромер совершенно исключал любую двусмысленность в отношениях. «Мой секрет — это абсолютная нравственная чистота», — говорил он .

Комментарии

  1. По утверждению биографов Ромера Антуана де Бека и Ноэля Эрпа, «семейная жизнь Мориса Шерера не представляет никакого интереса для биографа» .
  2. Слияние исполнителя с персонажем настолько полное, а ситуации внешне настолько простые, что даже многие специалисты приходили к ошибочному мнению, будто актеры не играют, а просто остаются самими собой. Поскольку в кинематографе неореализма и Новой волны использование непрофессиональных актеров было обычной практикой, то тех, кто снимался у Ромера, также зачастую относили к этой категории.
  3. «Деромеризировался» настолько, что однажды сравнил циклический принцип кинематографии Ромера с популярным ситкомом « Элен и ребята », считающимся во Франции одним из образцов примитивности .

Примечания

  1. Eric Rohmer // (нем.) / Hrsg.: , — Berlin: , Verlag Walter de Gruyter , 2009. — ISSN —
  2. Eric Rohmer //
  3. Éric Rohmer // (нидерл.)
  4. . Lenta.ru . 11.01.2010. из оригинала 13 января 2010 . Дата обращения: 11 января 2010 . {{ cite news }} : Проверьте значение даты: |date= ( справка )
  5. Diatkine A. (фр.) . Liberation (6 декабря 2013). Дата обращения: 2 апреля 2016. 10 апреля 2016 года.
  6. (фр.) . BNF . Дата обращения: 2 апреля 2016. 15 апреля 2016 года.
  7. Eisenschitz B. (фр.) . (март 2014). Дата обращения: 10 апреля 2016. 8 августа 2016 года. .
  8. Petrie G. (англ.) . . Vol. 24, № 4, p. 34 (1971). Дата обращения: 4 апреля 2016. 16 апреля 2016 года.
  9. Кушнарева И. (19 января 2010). Дата обращения: 3 апреля 2016. Архивировано из 5 февраля 2017 года.
  10. .
  11. Diatkine A. (фр.) . Liberation (6 декабря 2013). Дата обращения: 1 апреля 2016. 10 апреля 2016 года.
  12. Кушнарева И. (19 января 2010). Дата обращения: 3 апреля 2016. Архивировано из 5 февраля 2017 года. .
  13. Coutaut G. (фр.) . Film de culte. Дата обращения: 1 апреля 2016. 26 апреля 2016 года.
  14. , p. 34.
  15. . Дата обращения: 2 апреля 2016. Архивировано из 15 апреля 2016 года.

Литература

  • Barnier M., Beylot P. Analyse d'une oeuvre: Conte d'été, Éric Rohmer, 1996. — P. : Librairie philosophique J. Vrin, 2011. — ISBN 978-2-7116-2386-0 .
  • Filmographie: Le Rayon vert (1985) // Rohmer et les Autres. — Presses universitaires de Rennes, 2007. — ISBN 978-2-7535-0409-7 .
  • Lourcelles J. Dictionnaire du cinéma. T. III. — P. : Robert Laffont, 1999. — ISBN 978-2221091128 .

Ссылки

Источник —

Same as Эрик Ромер