Interested Article - Нимейер, Оскар

О́скар Рибе́йру ди Алме́йда ди Ниме́йер Суа́рис Фи́лью ( порт. Oscar Ribeiro de Almeida de Niemeyer Soares Filho ; 15 декабря 1907 , Рио-де-Жанейро 5 декабря 2012 , Рио-де-Жанейро) — латиноамериканский архитектор XX века, один из основателей современной школы бразильской архитектуры, пионер и экспериментатор в области железобетонной архитектуры. Убеждённый коммунист , член Бразильской коммунистической партии на протяжении почти семи десятилетий. Член президиума Всемирного совета мира , лауреат Международной Ленинской премии «3а укрепление мира между народами» (1963).

Биография

Ранние годы

Нимейер в десятилетнем возрасте

Родился 15 декабря 1907 года в Рио-де-Жанейро в обеспеченной семье португальско - немецкого происхождения на улице, которую впоследствии назвали именем его деда, Рибейру де Алмейда. Воспитывался в доме родителей матери.

В молодости вёл беспечный богемный образ жизни, увлекался футболом и книгами (читал много, но бессистемно ), в 21-летнем возрасте бросил учёбу ради женитьбы на Анните Бальдо, дочери итальянских иммигрантов из Венеции, которая принесла ему единственную дочь Анну Марию Нимейер.

Учился в привилегированном колледже, где впервые проявил интерес к архитектуре. На вопрос, как он стал архитектором, впоследствии отвечал: «Случайно. Рисовал то в воздухе что-то пальцем, это заметили и на семейном совете решили, что дадут мне художественное образование».

1930-е: Становление архитектора

С 1932 года работал под руководством Лусио Косты и Карлоса Леана. В 1934 году окончил Национальную архитектурную школу в Рио-де-Жанейро , после чего сперва работал в издательском доме отца. Однако он продолжал заниматься в архитектурной студии Лусио Косты, Карлоса Леана и Грегори Варшавчика . Первой осуществлённой постройкой Нимейера стали детские ясли в Рио-де-Жанейро (1937).

Жилой дом « Копан » в Сан-Паулу (1951—1965)

Во второй половине 1930-х годов в Бразилии начала складываться бразильская национальная школа современной архитектуры. Её первым произведением стало здание министерства просвещения и здравоохранения в Рио-де-Жанейро (1937—1943). Руководителем проекта был Лусио Коста; к нему в качестве советника был привлечён сам Ле Корбюзье . После отъезда Ле Корбюзье последние изменения, внесённые в его план Нимейером, так впечатлили Косту, что с 1939 года разработку проекта возглавил именно Нимейер.

В 1939 году Костой и Нимейером был построен павильон Бразилии на Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке . В 1940 году Нимейер познакомился с Жуселину Кубичеком — на тот момент мэром Белу-Оризонти .

1940—1950-е: Международное признание и коммунистические взгляды

1940-е годы — время нарастающей творческой активности Нимейера. По его проектам построены гостиница в Ору-Прету (1940), ресторан, яхт-клуб, казино, отель и церковь св. Франциска Ассизского в Пампулье (1942—1943); банк «Боа-Виста» (1946) в Рио-де-Жанейро, учебный авиационно-технический центр в Сан-Жозе-дус-Кампус (1947—1953). В 1947 году Нимейер принимал участие в проектировании здания штаб-квартиры Организации Объединённых Наций в Нью-Йорке.

Симпатизировал СССР во Второй мировой войне . В 1945 году Нимейер вступил в бразильскую компартию . Когда генерального секретаря компартии Луиса Карлоса Престеса и пятнадцать его соратников выпустили из тюрьмы, Нимейер приютил их у себя дома, в итоге пожертвовав построенное им жилище на нужды партии.

В 1954 году с единомышленниками он основал журнал архитектуры и изобразительных искусств «Модуло», вокруг которого группировались представители бразильской левой интеллигенции (закрыт после переворота 1964 года, возобновлён в 1975 году). Из своих политических убеждений Нимейер выводил и своё стремление находить в архитектуре решения для социальных проблем, включая жилищный кризис, антисанитарию и ужасные условия жизни в фавелах ; однако, по его мнению, комфорт и свободу для всех могли принести только социальные реформы и социалистическая политическая база.

Дворец Национального конгресса в Бразилиа (1960)

Из-за его политических взглядов Нимейеру был затруднён въезд в Соединённые Штаты в годы послевоенной антикоммунистической истерии : ему было отказано в визе как в 1946 году, когда его пригласили преподавать в Йельском университете , так и в 1953 году, когда его назначили деканом в Школе дизайна в Гарварде, и в 1966 году, когда ему понадобилась транзитная виза через США.

К постройкам 1950-х годов относятся собственный дом Нимейера в пригороде Рио-де Жанейро Каноа (1953), больница «Южная Америка» в Рио-де-Жанейро (1952—1959), жилой дом «Башня Нимейера» (1954) и жилой комплекс им. Кубичека (1951—1962) в Белу-Оризонти, здание кондитерской фабрики (1950), бизнес-центр «Монтреал» (1950), жилые дома «Эйфель» (1955) и « Копан » (1951—1965), комплекс международной выставки (1951—1954) в Сан-Паулу . Из крупных нереализованных проектов этого времени следует отметить музей современного искусства в Каракасе (1955), спроектированный в виде перевёрнутой четырёхгранной пирамиды.

1957—1964: Новая столица — Бразилиа

Дворец правительства в Бразилиа (1960)

С 1957 года Нимейер по генеральному плану Лусио Косты осуществляет застройку будущей новой столицы — города Бразилиа , который начал строиться по инициативе и приглашению Жуселину Кубичека , ставшего в 1956 году президентом Бразилии и вскоре после инаугурации посетившего Нимейера (столица была перенесена из Рио-де-Жанейро в Бразилиа в 1960 году). Выразительность этой застройки достигнута контрастом необычных по формам (купольные, пирамидальные, чашеобразные объёмы, стреловидные колонны) сооружений правительственного центра и подчёркнуто строгих геометрических форм жилых комплексов.

По проектам Нимейера в Бразилиа построены Президентский дворец « Алворада » (1958), «Палас-отель» (1958), Дворец правительства « Планальто » (1960), Дворец Верховного суда (1960), дворец Национального конгресса (1960), корпуса министерств (1960), кафедральный собор (1960—1970), театр (1962), гостиница «Насионал» (1962), больница (1962), дворец Правосудия (1970), министерство обороны (1974), резиденция вице-президента (1974).

Оскар Нимейер в 1977 году

Архитектуру Нимейера отличает пластичность, выразительность и теплота. Он одним из первых увидел и реализовал художественные возможности монолитного железобетона . Несмотря на остроту и необычность, проекты Нимейера всегда детально разработаны, функционально и конструктивно обоснованы, зачастую сообщая функции неожиданное, но весьма рациональное воплощение. Нимейер постоянно стремится к обогащению архитектурной формы — к пластике и контрастным сопоставлениям объёмов, к динамичности членений, к разработке фактуры поверхностей, к введению цвета, а также к включению в архитектурную композицию произведений смежных искусств.

1964—1985: Военная диктатура и вынужденная эмиграция

Вернувшись в 1964 году из Израиля, где он по приглашению мэра Хайфы Аббы Хуши планировал кампус Хайфского университета , Нимейер нашёл Бразилию другой — произошёл военный переворот против президента Жуана Гуларта . Во времена военной диктатуры Нимейер жил в эмиграции во Франции (1964—1985), посещая Бразилию лишь с короткими визитами; при этом строительство общественных зданий Бразилиа продолжается по его проектам. Он также проводил некоторую часть времени в СССР и на Кубе.

Кафедральный собор г. Бразилиа (1960—1970)

В этот период он проектирует и строит ряд общественных зданий в Гане , Ливане , Италии , Алжире , Португалии , Франции (штаб-квартира Французской коммунистической партии ; биржа труда в Бобиньи, запланированная как здание Всеобщей конфедерации труда ; Дом культуры в Гавре; Дом управы компании «Рено»). В Рио-де-Жанейро Нимейер строит здание издательства «Маншете» (1967), отель «Насионал» (1971), станцию метро «Саенс Пенья» (1979), центр карнавала (1983—1984); в Бразилиа — мемориал президента Кубичека (1980), Пантеон (1985) и Мемориал Латинской Америки (1987). Выставки его работ проходят во многих зарубежных странах: в 1977 году в Москве (первая в 1956 году), в 1979 году в Национальном центре искусства и культуры Жоржа Помпиду в Париже, в 1983 году — в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке.

В 1978 году возглавил общественную организацию «Центр — Демократическая Бразилия» (CEBRADE), объединившую оппозиционных военному режиму круги интеллигенции, профсоюзных и политических деятелей.

Когда строители Братской ГЭС и города Братска посетили в Бразилии Оскара Нимейера, они перед ним пытались оправдываться: «Вы знаете, у нас эти пятиэтажные дома… то ли дело у вас в Бразилии — прогрессивная архитектура». А Нимейер ответил: «Когда я строил город Бразилиа , я мечтал, чтобы туда люди из фавел переехали. Вы эту задачу решили, а мы — нет. Да, я построил прекрасный город, в котором поселилась элита, а фавелы как были, так и остались» .

1985-2012: Поздние годы. Столетний долгожитель

Оскар Нимейер в 101-летнем возрасте
Музей современного искусства в Нитерое (1996)

Военная диктатура в Бразилии завершилась в 1985 году, и Нимейер вернулся на родину. C 1992 по 1996 год был председателем Бразильской коммунистической партии , возглавив её ортодоксально- марксистское крыло, не согласившееся с преобразованием после распада СССР компартии в Социалистическую народную партию Бразилии в 1992 году. Добившись повторной регистрации партии, он отошёл от её руководства. Его друг Фидель Кастро шутил: «Нимейер и я — последние коммунисты на этой планете» .

Аудитория «Ибирапуэра» в парке Ибирапуэра , Сан-Паулу (2002)

В 1996 году, в возрасте 89 лет, Нимейер построил Музей современного искусства в Нитерое . В 2000-е годы по проектам Нимейера построены Музей Оскара Нимейера в Куритибе (2002), аудитория «Ибирапуэра» в Сан-Паулу (2002, по проекту 1951 года), Национальный музей и Национальная библиотека в Бразилиа (2006; по проектам 1958 года), культурный центр «Оскар Нимейер» в Гоянии (2006), здание «Кабо-Бранко» в Жуан-Песоа (2008). В 2011 году в испанском городе Авилес открылся Культурный центр Оскара Нимейера , названный в честь автора проекта.

Почётный член Академии художеств СССР (1983) и зарубежный почётный член Российской академии художеств . В канун столетнего юбилея Нимейера Владимир Путин подписал указ о награждении архитектора орденом Дружбы «за большой вклад в развитие российско-бразильских отношений» .

Издатели советских и российских энциклопедических словарей не раз «хоронили» Оскара Нимейера. Так, в «Первом биографическом Большом энциклопедическом словаре» (Москва-Санкт-Петербург, НОРИНТ, 2007) датой смерти архитектора указан 1989 год.

На самом деле Оскар Нимейер скончался в Рио-де-Жанейро 5 декабря 2012 года, не дожив всего лишь 10 дней до своего 105-летнего юбилея . За месяц до этого, 2 ноября 2012 года, Оскара Нимейера госпитализировали с почечной недостаточностью, которая стала осложнением после перенесённого гриппа.

Сочинения

Нимейер — теоретик архитектуры; автор книг «Мой опыт строительства Бразилиа» (1961), «Почти воспоминания. Путешествия» (1968), «Архитектура и общество» и т.д. Русские переводы:

  • Нимейер О. Мой опыт строительства Бразилиа. М.: Изд-во иностранной литературы, 1963.
  • Нимейер О. Архитектура и общество. М.: Прогресс, 1975.

Награды

Примечания

  1. архитекторы, работающие в Швеции — 2014.
  2. (нидерл.)
  3. (англ.)
  4. — 2015.
  5. Нимейер Оскар // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  6. (англ.)
  7. Нимейер О. «Архитектура и общество.» М.: Прогресс, 1975, с. 5
  8. Кривомазова, Людмила. . baikal-irkzem.ru . Иркутское землячество "Байкал" (7 июля 2014). Дата обращения: 7 ноября 2020. 30 ноября 2020 года.
  9. от 27 сентября 2016 на Wayback Machine // The Guardian
  10. . Дата обращения: 16 августа 2010. Архивировано из 28 января 2012 года.
  11. Дата обращения: 28 марта 2019. 28 марта 2019 года.
  12. . Дата обращения: 6 декабря 2012. 7 декабря 2012 года.
  13. . Дата обращения: 15 сентября 2021. 14 сентября 2021 года.
  14. . Дата обращения: 20 августа 2019. 20 августа 2019 года.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Нимейер, Оскар