Interested Article - Дафна

Аполлон и Дафна , скульптура Бернини

Да́фна ( др.-греч. Δάφνη « лавр ») — персонаж древнегреческой мифологии , прекрасная нимфа .
Наиболее известен миф о ней и Аполлоне — преследуемая им, охваченным к ней страстью, она — давшая обет целомудрия, взмолившись, была превращена в лавровое дерево, ставшее священным у Аполлона.

Мифология

Дочь богини земли Геи и фессалийского речного бога Пенея Элиде ) (версия Овидия, см. далее) , либо речного бога из Аркадии (аркадская версия, изложенная у Павсания) . Либо дочь Амикла .

Избегала мужчин и жила в обществе девушек, спутница Артемиды [ прояснить ] , подобно которой дала слово сохранить целомудрие и оставаться безбрачной . История любви Аполлона к Дафне подробно рассказана Овидием в « Метаморфозах » ( греч. превращения ; I, 452—517) . В неё также был влюблен смертный Левкипп , сын Эномая. Надев женский наряд и заплетя волосы, он выдал себя за дочь Эномая и стал охотиться вместе с Дафной, которая обнимала его. Аполлон, неравнодушный к Дафне ещё до случая с Эротом (далее) , стал ревновать к Левкиппу. Когда девушки купались в Ладоне , они обнаружили, что Левкипп не девушка, и растерзали его . Обман Левкиппа был раскрыт не без участия Аполлона .

Миф об Аполлоне и Дафне. Вскоре после победы над Пифоном Аполлон обидел Эрота , насмеявшись над ним с его луком и стрелами. В отместку тот поразил его стрелой любви к Дафне, её же — стрелой антипатии , вызвав у неё отвращение к Аполлону. Преследуемая охваченным страстью Аполлоном — по словам Овидия, Аполлон гнался за ней, как собака за зайцем (согласно ему же, она явилась его первой любовью) , — Дафна взмолилась к родителям с мольбой изменить её облик, чтобы избежать любви Аполлона, и была превращена в лавровое дерево . Либо Аполлон её изнасиловал, и она попросила Зевса превратить её в лавр [ прояснить ] .

Однако Аполлон сохранил свои чувства — в память о ней лавр с тех пор стал священным деревом Аполлона, а лавровый венок — его непременным атрибутом . Также, по воле Аполлона дерево будет вечнозеленым и никогда не лишится листвы. В связи с этим лавровый венок стал присуждаться победителю Пифийских игр в честь Аполлона , и стал символом триумфа .

Миф о Дафне, превратившейся в лавр, зародился в эпоху эллинизма . По некоторому мнению, ему не следует придавать особого значения, поскольку, как считает И. И. Маханьков, он явно позднейшего происхождения и создан с целью объяснить особую роль лавра в культе Аполлона (так называемый этиологический миф ); при этом одновременно он входит и в другую группу сравнительно поздних мифов — о превращениях (метаморфозах) .

Есть еще сирийский рассказ о Дафне, и священный лавр, которым она стала, почитался в роще у Антиохии . Царь Селевк I охотился и увидел место, где бог преследовал Дафну .

Также горная нимфа Дафна упоминается как прорицательница Дельфийского оракула , его совладелица совместно с Геей . Листья лавра жевала жрица-прорицательница оракула пифия , готовясь войти в состояние божественного экстаза .

Во времена древних греков существовало известное святилище Аполлона в лавровом лесу на острове Дафна, где посетителям, включая Павсания, показывали первое лавровое дерево .

Образ в искусстве

Аполлон и Дафна, Уотерхаус , 1908

Сюжет об Аполлоне и Дафне относится к одному из наиболее популярных античных сюжетов в изобразительном искусстве .

Живопись и скульптура
Музыка
Кино и мультипликация
Литература

Бетти Редис отмечает, что для Петрарки образ Дафны имел особое значение, так как благодаря созвучию имени (лавр), она могла символизировать его Лауру .

Дафной также назван светлый страж № 13066 родом из Эдема, один из персонажей современной серии книг про Мефодия Буслаева , относящейся к жанру хулиганского фентези. Автор Дмитрий Емец .

Прочее

В честь Дафны назван астероид (41) Дафна , открытый в 1856 году.

Примечания

  1. Палефат. О невероятном 49
  2. Сервий. Комментарий к «Энеиде» Вергилия II 513 и др. // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.663
  3. Овидий. Метаморфозы I 568—570
  4. Гигин. Мифы 203
  5. Павсаний. Описание Эллады X 7, 8
  6. . Дата обращения: 30 марта 2014. 25 декабря 2013 года.
  7. Парфений. О любовных страстях 15, 1
  8. .
  9. . Античная мифология . Поволжский региональный центр новых информационных технологий (ПРЦ НИТ) (19 февраля 2007). Дата обращения: 8 октября 2014. 31 марта 2014 года.
  10. Павсаний. Описание Эллады VIII 20, 2-4; Парфений. О любовных страстях 15, 2-3
  11. . Дата обращения: 31 марта 2014. Архивировано из 31 марта 2014 года.
  12. . Античная мифология . Поволжский региональный центр новых информационных технологий (ПРЦ НИТ) (19 февраля 2007). Дата обращения: 8 октября 2014. 18 октября 2014 года.
  13. Овидий. Метаморфозы I 534—539
  14. Парфений. О любовных страстях 15, 4, ссылка на Диодора из Элаиты и Филарха
  15. Филаргирий. Комментарий к «Буколикам» Вергилия III 12 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.665
  16. . Дата обращения: 31 марта 2014. 31 марта 2014 года.
  17. . Дата обращения: 30 марта 2014. 30 марта 2014 года.
  18. . Дата обращения: 30 марта 2014. 1 апреля 2014 года.
  19. Филострат. Жизнь Аполлония Тианского I 16
  20. Либаний. Речи XI 94-99 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С. 586
  21. // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке , Л. Георгиевского , Ф. Зелинского , В. Канского , М. Куторги и П. Никитина . — СПб. , 1885.
  22. Тахо-Годи А. А. // Мифы народов мира / Гл. ред. С. А. Токарев . — Энциклопедия. (В 2 томах). — М. : Советская энциклопедия , 1982. — Т. II. — С. 219—220.
  23. . Дата обращения: 30 марта 2014. 28 марта 2014 года.
  24. . Дата обращения: 30 марта 2014. 6 апреля 2015 года.
  25. . Дата обращения: 30 марта 2014. 3 апреля 2015 года.

Ссылки

Источник —

Same as Дафна