Interested Article - Волков, Александр Александрович (режиссёр)

Алекса́ндр Алекса́ндрович Во́лков ( фр. Alexandre Volkoff или нем. Alexander Wolkoff , 27 декабря 1885 , Москва 22 марта 1942 , Рим ) — русский , французский режиссёр, работал также в Германии и Италии .

Биография

Родился в Москве в дворянской семье. Потомок Фёдора Волкова , создателя первого в России профессионального театра . Его отец страстно увлекался музыкой, обе сестры виртуозно играли на фортепьяно. Уже в гимназии Волков занимался живописью и написал портрет императрицы Александры Фёдоровны , удостоенный медали на Парижской выставке . Обладая красивым голосом, он также увлекался музыкой в надежде стать профессиональным певцом. В 1902 году его приняли в Императорскую оперу в Москве.

В 1905 году Волков познакомился с кинопродюсером Паулем Тиманом , который с 1904 года возглавлял представительство фирмы Gaumont в Москве и предложил ему сняться в кино. Однако Волков решил стать режиссёром. Он поступил к Тиману на службу в торговый дом «П. Тиман, Ф. Рейнгардт и С. Осипов» , в то время представительство ведущих западноевропейских студий в России, и работал сценаристом, автором надписей, переводчиком, монтажёром, коммерческим агентом. В 1912 году, переняв московскую студию Пате , Тиман поручил ему руководство ателье в Тифлисе . Волков дублировал датского киноактёра В. Псиландера (Гаррисона) в трагических финалах его картин.

В 1912 году дебютировал в качестве актёра в фильме Якова Протазанова « ». В 1913 году снял в качестве режиссёра фильм « », сентиментальную драму на сюжет стихотворения Николая Минского «Тянутся по небу тучи тяжелые», исполнив также главную роль. Критика того времени называла фильм истой поэзией кинематографа , писала, что он «выдержан в стиле первой половины XIX столетия» . И далее: «Наивны и милы, как старинные пасторали, они не затрагивают глубоко ума и сердца, но глядишь на экран и испытываешь чувство искреннего эстетического удовлетворения» .

Из фильмов 1914 года выделяется драма «Как смерть, прекрасна», в которой, по мнению В. Вишневского, «отчётливо видно влияние символизма» ; далее Вишневский пишет об интересном сюжете . Кинокритика назвала фильм «исключительным шедевром как по сюжету, так и по выполнению» . В фильме «Беглец» по поэме Лермонтова Волков вставил сцены, отсутствовавшие в поэме, и для описания их в стихотворных интертитрах сымитировал лермонтовский стиль, что, по мнению Юрия Цивьяна , было неудачным .

После тяжёлого ранения в первые месяцы Первой мировой войны и шестимесячного лечения в госпитале в 1916 году Волков поступил на службу к продюсеру Иосифу Ермольеву , так как Тиман, будучи этническим немцем, был сослан в Уфу .

Из фильмов 1916 года наиболее интересен фильм «Зелёный паук», который Вишневский назвал «интересно поставленной и художественно оформленной мелодрамой» . Критика того времени была недовольна «обилием внешних зрительных эффектов при скудости психологического содержания» , однако отметила: «Многие mise-en-scene весьма оригинальны» , «тщательно сделанные световые эффекты» , «освещение действующих лиц» «совпадает с естественными источниками света» , «эффекты светотени (быстрые вспышки и угасание света, освещение задних планов при затенённых передних и др.) сделаны весьма удачно и служат украшением картины» . Так же положительно оценила критика экранизации романов Евдокии Нагродской «Злые духи» и «Ничтожные» (по роману «Борьба микробов») .

Фильмы периода 1917—1918 годов не удостоились положительных отзывов ни критики, ни В. Вишневского, за исключением фильма «Заживо погребённый» (экранизация юмористической новеллы А. Беннета), по поводу которой в заключении «Кинобюллетеня» было сказано: «Инсценировка повести несомненно может считаться одной из самых выдающихся русских постановок, как со стороны её художественности, так и со стороны эффектов съёмки и весьма удачно подобранных титров» . О фильмах 1919—1920 годов, за исключением двух сохранившихся, практически ничего не известно.

В 1918 году фирма Ермольева , важнейшее кинопредприятие дореволюционной России, была вынуждена разместить своё производство в Ялте . В 1920 году она переехала в Константинополь , а затем во Францию , где работал в кинокомпании организованной Ермольевым и позже получившей название « Альбатрос ». В 1921 году Волков сыграл в фильме « Пьяница » (La Rocharde), а затем сосредоточился на режиссуре. Поставил ряд фильмов с Иваном Мозжухиным в главной роли, в том числе « » (La Maison du Mystère, 1922), шестисерийный фильм по А. Дюма, и «Кин» (Kean, 1923) о знаменитом английском актёре XIX века.

В 1926 году в течение нескольких месяцев помогал Абелю Гансу на съёмках грандиозного фильма « Наполеон » (Napoléon, 1927 ) . Год спустя на экран вышел его зрелищный фильм « » (Casanova, 1927), который пользовался большим успехом. Затем Волков два года работал в Германии . На студии УФА снял фильмы « Тайны Востока » (Die Geheimnisse des Orients, 1928) с Николаем Колиным в главной роли, « Белый дьявол » (Der weiße Teufel, 1930 ) c Мозжухиным в роли Хаджи-Мурата . Вернувшись во Францию, поставил фильм « » (La mille et deuxième nuit, 1932 ) по «Сказкам тысячи и одной ночи». Был художественным руководителем фильма Владимира Стрижевского « » (Le Sergent X, 1932), который снимался в немецком и французском вариантах. Мозжухин сыграл в нём первую звуковую роль, причём его русский акцент мотивировался сценарием. В 1934 году Волков поставил ремейк фильма « » (L`Enfant du carnaval).

Так как он культивировал «русский стиль» и маньеризм , который был вытеснен во Франции поэтическим реализмом, в тридцатые годы Волков работал мало. В 1936 году он снял в Германии фильм « », а в 1941 году в Италии — « », ставший его последней работой.

Александр Волков скончался 22 марта 1942 года в Риме .

Фильмография

В России, режиссёр

  1. 1913 (не сохранился)
  2. 1914 Беглец (сохранился не полностью: 1-я часть из 2-х)
  3. 1914 (не сохранился)
  4. 1914 (не сохранился)
  5. 1916 Его глаза (режиссёр под вопросом, также приписывается В. Висковскому) (сохранился не полностью: 2 части из 5)
  6. 1916 Зелёный паук (не сохранился)
  7. 1916 (не сохранился)
  8. 1916 (не сохранился)
  9. 1916 (не сохранился)
  10. 1916 Пляска смерти (режиссёр под вопросом, также приписывается Я. Протазанову) (не сохранился)
  11. 1917 (не сохранился)
  12. 1917 (не сохранился)
  13. 1917 (режиссёр под вопросом, также приписывается Ч. Сабинскому) (сохранился не полностью: 3-я и 4-я части из 5)
  14. 1917 (режиссёр под вопросом, также приписывается Г. Азагарову) (сохранился не полностью: 1 часть из 8)
  15. 1917 (не сохранился)
  16. 1918 (не сохранился)
  17. 1918 (сорежиссёр А. Ивановского) (не сохранился)
  18. 1918 (не сохранился)
  19. 1918 (не сохранился)
  20. 1918 Конкурс красоты (режиссёр под вопросом)
  21. 1918 (не сохранился)
  22. 1919 (сохранился не полностью)
  23. 1919 (режиссёр под вопросом) (не сохранился)
  24. 1919 Люди гибнут за металл
  25. 1919 (режиссёр под вопросом) (не сохранился)
  26. 1919 (режиссёр под вопросом) (не сохранился)
  27. 1920 (режиссёр под вопросом) (не сохранился)
  28. 1920 (режиссёр под вопросом, также приписывается А. Вершинину) (не сохранился)
  29. 1920 (режиссёр под вопросом, также приписывается И. Сойферу) (не сохранился)

В России, актёр

  1. 1912 — — Виктор, жених Дины
  2. 1913 — Клеймо прошедших наслаждений — профессор Малышев
  3. 1913 — — доктор Волков
  4. 1913 — — он
  5. 1913 — — поэт
  6. 1913 Ключи счастья поэт Гаральд
  7. 1914
  8. 1914 — — доктор Тихменев
  9. 1914 — — барон Фей
  10. 1915 Он «он»
  11. 1915 Портрет Дориана Грея сэр Джеффи
  12. 1916 — — Андрей, муж Ирины
  13. 1917

За границей

Примечания

  1. Гращенкова И. Н. Кино Серебряного века. Русский кинематограф 10-х годов и кинематограф русского послеоктябрьского зарубежья 20-х годов. — М. : Издатель Можаев А.А., 2005. — С. 348. — 430 с. — ISBN 5-85302-404-3 .
  2. Короткий В. Режиссёры и операторы русского игрового кино (1897-1921). — М. : НИИ киноискусства, 2009. — С. 99-101.
  3. Вишневский В. Е. Художественные фильмы дореволюционной России (1907-1917). — М. : Госкиноиздат, 1945. — С. 41.
  4. Цивьян Ю. Г. Историческая рецепция кино. Кинематограф в России (1896-1930). — Рига: Знание, 1991. — С. 305.
  5. Вишневский Вен. Художественные фильмы дореволюционной России (1907-1917). — М. : Госкиноиздат, 1945. — С. 97.
  6. Янгиров P. M. «Амальгама двух чуждых друг другу стихий»: русский вклад в фильм «Наполеон» // «Рабы Немого»: Очерки исторического быта русских кинематографистов за рубежом. 1920—1930-е годы. — М. : Библиотека-фонд «Русское Зарубежье»: Русский путь, 2007. — С. 198—244. — 496 с. — ISBN 978-5-98854-005-2 (Библиотека-фонд «Русское Зарубежье»). — ISBN 978-5-85887-283-2 (Русский путь).

Литература

  • Вишневский Вен . Художественные фильмы дореволюционной России. Фильмографическое описание. — М.: Госкиноиздат, 1945.
  • Зорина Т. Н. Кинематографические страницы русского зарубежья // Культура в современном мире. — 2010. — № 3.
  • Летопись Российского кино, 1863—1929 / Общ. ред. В. И. Фомин; отв. ред. А. С. Дерябин; сост. В. Е. Вишневский. — М. : ООО Издат. фирма «Материк», 2004. — 699 с. — ISBN 5-85646-086-3.
  • Нусинова Н. И . Кинематограф русского зарубежья // Страницы истории отечественного кино. — М.: Материк, 2006. — 283 с.
  • Jörg Schöning (Red.): Fantaisies russes. Russische Filmemacher in Berlin und Paris 1920—1930. edition text + kritik, München 1995.

Ссылки

  • (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • . Дата обращения: 6 июня 2019. Архивировано из 19 мая 2012 года.
Источник —

Same as Волков, Александр Александрович (режиссёр)