Interested Article - Демократия в России

Герб ЦИК России
Демократия
Теория · Критика
История
Ценности
Типы демократии

Демократия в России прошла через серию подъёмов и спадов. Первый подъём относится к ранней стадии феодализма , когда во многих городах Новгородской земли получила распространение прямая демократия , и в них важнейшие решения принимались на вече . В Русском царстве цари часто искали поддержки со стороны различных сословий, для чего существовала боярская дума и созывались земские соборы . Реформы второй половины XIX века и начала XX века способствовали развитию земских, сословных, крестьянских, рабочих и общегосударственных выборных органов. Установившийся после революций и гражданской войны социалистический режим имел внешние атрибуты народовластия, хотя фактически был тоталитарным до смерти Сталина, после чего в годы правления Хрущёва ослабила государственный контроль и преследований инакомыслия, сменив тоталитаризм на хоть и очень близкий к тоталитаризму , но авторитаризм . В конце 1980-х и начале 1990-х были проведены масштабные демократические реформы. Различные граждане России относятся к демократии как позитивно, видя необходимость в народовластии и политических свободах, так и негативно, считая, что из-за неё начались многие проблемы в 90-х и что демократия ведёт к разложению общества ( иногда радикализируя её образ ) .

Формально в современной Российской Федерации демократия и народовластие являются основополагающими принципами её государственного устройства и политического режима согласно Конституции . Международное агентство The Economist , составляющее Индекс демократии , относит Россию к авторитарным государствам.

Демократические традиции до XX века

Согласно византийскому историку Прокопию Кесарийскому , в VI веке древние славяне не управлялись одним человеком, а жили в «народоправстве». Основой их хозяйственной жизни было коллективное землевладение. Люди состояли в общинах , которые избирали старейшин . Во многих общинах нарушителей судили согласно копному праву .

После возникновения первых русских городов, в тех из них, которые были расположены на Новгородской земле (включая Ладогу , Полоцк , Ростов , Смоленск , Суздаль и др.) высшим органом власти часто становилось общегородское вече . В этих городах жители выбирали должностных лиц городской общины на своих сходах. В Новгороде XII—XV веков высшими выборными лицами были посадник , который избирался из бояр , и тысяцкие , которые избирались из других, а впоследствии из всех сословий. Со временем вечевая система стала всё больше вытесняться монархией . После татаро-монгольского нашествия и усиления власти князей вечевые институты сохранились только в Новгороде, Пскове и Вятке , а в остальных городах они прекратили существование.

Увоз вечевого колокола из Новгорода. Иллюстрация из рукописи XVI века

В середине XVI века завершилось создание Русского государства , политической системой которого стала сословно-представительная монархия . В рамках этой системы время от времени созывались земские соборы , куда съезжались представители различных сословий для обсуждения важнейших вопросов внутренней и внешней политики. Интересы феодальной аристократии представляла боярская дума , председателем которой был царь и которая вместе с ним составляла верховный орган государственной власти. На местах избирались земские и губные старосты .

На рубеже XVIII века Россия стала превращаться в империю , а её система приобрела черты абсолютизма . В то же время проявились особенности российского самодержавия , оказавшие негативное влияние на демократические процессы : во-первых, его социальной базой было только дворянство, а во-вторых, личная воля и произвол преобладали над правовыми методами при принятии политических решений. Роль представительных органов резко снизилась. Место боярской думы занял подчинённый императору Сенат . Следует упомянуть, что Пётр I провёл реформу городского самоуправления, в результате которой управление городами перешло в руки выборных бурмистрских палат ( ратуш ). Однако после смерти Петра I права выборных институтов были вновь ограничены. Екатерина II попыталась восстановить городское самоуправление, но впоследствии от этого также отказалась.

Расширение границ Русского государства и Российской империи обычно со временем приводило к отмене институтов демократии на присоединённых территориях. Так, после захвата Новгорода в 1478 году в нём было ликвидировано вече, после воссоединения Брянска и Смоленска в середине XVII века и последующего присоединения восточных территорий Речи Посполитой в них было отменено Магдебургское право , а после восстания 1830 года Польша утратила конституцию. Были, однако, и исключения из этой тенденции. Так, после присоединения Прибалтики на этих территориях сохранялись сословно-представительные учреждения и выборные органы власти в городах, опиравшиеся на традиции Любекского , Рижского и отчасти Магдебургского права, а также привилегии польских и шведских королей. В период кратковременной русской власти в Восточной Пруссии (1758—1762) местные органы городской власти также сохраняли свои полномочия. Ещё одним примером была Финляндия , где в 1869 году был восстановлен сейм .

Следствием стихийного бегства крестьян от феодального гнёта было появление относительно свободных регионов на окраине страны. Особый статус этих территорий мог сохраняться более 100 лет. В частности, в регионах, где было распространено казачество , оно в XVI—XVIII вв. имело собственные выборные органы. Верховным органом управления у волжских, донских, терекских и яицких казаков был войсковой круг — общевойсковое собрание, избиравшее атамана .

Башня Петербургской городской думы

Во второй половине XIX века царь Александр II приступил к земской реформе , которая положила начало созданию представительных губернских, уездных и городских учреждений. Параллельно, в результате отмены крепостничества , крестьяне стали вновь организовываться в общины. Высшим органом в общине был сельский сход, выбиравший старосту . Общины объединялись в волости , которые имели свой крестьянский представительный орган — волостной сход . Вопрос о выходе из общины поначалу также относился к компетенции крестьянских органов самоуправления, однако столыпинская реформа 1906 года дала возможность каждому крестьянину свободно выходить из общины и закреплять за собой надельную землю в частную собственность . Органы самоуправления были также и у других сословий : дворян , духовенства , купцов и мещан . И земские, и сословные собрания функционировали под пристальным надзором губернаторов и полиции. Кроме того, право участия в них часто ограничивалось имущественным цензом.

Плакат 1917 года, изображающий Россию после Февральской революции и США как союзников

После отмены крепостничества приток людей из сельской местности в города способствовал рабочей самоорганизации. В 1903 году был узаконен институт фабрично-заводских старост. Усиление классовых трений и рост активности марксистов привели к возникновению первых Советов рабочих депутатов.

Революция 1905 года побудила царя Николая II продолжить демократические реформы. Были легализованы политические партии и учреждён полноценный законодательный орган — Государственная дума . После падения самодержавия в конце февраля 1917 года страна стала сползать в анархию. Сторонники республики полагали, что её строительство следует начать с принятия конституции на Учредительном собрании , до созыва которого официальная власть перешла в руки Временного правительства . Из-за нерешительности Временного правительства усилилось влияние альтернативных выборных органов власти — Советов. Двоевластие закончилось революцией в октябре 1917 года и установлением диктатуры пролетариата .

Советский период

Правящий в СССР режим утверждал о своей демократичности. В стране существовала письменная Конституция , претерпевшая несколько редакций. Согласно Конституции, власть принадлежала народу, а верховными органами власти были Советы народных депутатов (отсюда слово «советский» в названии государства). Депутаты Советов действительно часто имели простонародное происхождение. Наиболее крупные территориальные единицы внутри страны назывались « республиками ». В 1936 году И. В. Сталин охарактеризовал политическую систему СССР как « социалистическую демократию » . Доминирование одной разрешённой партии и отсутствие оппозиции Сталин объяснял тем, что классовое единство и социалистическая собственность на средства производства обеспечивают исполнение воли народа. Хотя более поздние идеологи КПСС не считали Сталинский период демократией, современное им общество они описывали как демократическое:

Через Советы, профессиональные союзы и другие массовые общественные организации трудящиеся активно участвуют в управлении государственными делами… Социалистический демократизм включает как политические свободы — свободу слова, печати, митингов и собраний, право избирать и быть избранным, так и социальные права — право на труд, на отдых, на бесплатное образование и медицинское обслуживание, на материальное обеспечение в старости и в случае болезни или потери трудоспособности; равноправие граждан всех рас и национальностей; равные права женщин с мужчинами во всех областях государственной, хозяйственной и культурной жизни. Социалистическая демократия в противоположность буржуазной не только провозглашает права народа, но и гарантирует их реальное осуществление. Советское общество обеспечивает действительную свободу личности. Высшее проявление этой свободы — освобождение от эксплуатации. Программа КПСС. М.: Госполитиздат, 1961.

Фактически из всего перечисленного обеспечивались только экономические и социальные права . СССР вплоть до своего распада оставался мировым лидером в сфере социально-экономического законодательства (право на бесплатное образование и медицину, уравнение прав мужчин и женщин, право на труд), в то время как в сфере защиты личных и политических прав советское законодательство не соответствовало декларируемым западными странами международным стандартам . Нормы Конституции, касающиеся прав и свобод личности , существовали только в теории: до Второй мировой войны проводилась политика ограничения свободы личности в пользу государственных интересов, однако и после войны публичное несогласие с официальной идеологией наказывалось тюремными сроками или высылкой из страны, а несанкционированные митинги жестоко подавлялись . В частности, граждане не обладали неотчуждаемым правом свободно обсуждать политику своей страны, и не было каких-либо законов или судебных решений, обязывающих государство наказывать нарушителей, которые посягают на это право. Было социальное неравенство , так как советская номенклатура имела привилегированный статус. Однако по одному из важнейших критериев демократичности общества: СССР оставался мировым лидером вплоть до своего распада: возможности вертикальной социальной мобильности ( социальный лифт ) — способность представителей низших социальных групп достичь высших статусных позиций ( позитивная дискриминация ) были значительно выше, чем в постсоветский период , а также выше, чем в западных демократиях.

СССР занимал лидирующие позиции в мире также по следующему критерию демократичности общества: социальной дифференциации — политика ограничения социального неравенства и сдерживания дифференциации доходов между высшими и низшими социальными группами в СССР способствовала тому, что дифференциация доходов населения , уровень социального неравенства в СССР был в несколько раз ниже, чем в постсоветский период, а также значительно ниже, чем в развитых западных странах: если в 1989 году оплата высших и низших социальных групп различалась в 4 раза, то в современной России этот показатель равен 13, в Норвегии и Швеции около 6, в США — 15 раз. В различные периоды отдельные национальности подвергались дискриминации со стороны государства . В то же время дружба народов не была выдумкой советской пропаганды, а реально существовала в коллективном сознании советского общества. Равенство полов не стало органичной частью ни культуры общества, ни реальной государственной политики . Однако в СССР значительно продвинулись в практической реализации равноправия полов не только по сравнению с Российской империей, но и развитыми западными странами ( Новая женщина , Марксистский феминизм ): женщины стали занимать высшие посты во властной иерархии (нарком по делам призрения А.Коллонтай , первая женщина-министр в мировой истории), впервые в истории России жены были уравнены в правах с мужьями (в том числе в имущественных правах), незаконнорождённые дети получили равные права с детьми, рождёнными в законном браке, упрощена процедура развода, предоставлено право на установление отцовства в судебном порядке, установлена государственная помощь беременным женщинам, одиноким и многодетным матерям, учреждён орден «Материнская слава», дающий значительные льготы владельцу, однако указом от 15 февраля 1947 года были запрещены браки между гражданами СССР и иностранцами [ нет в источнике ] . Государство также прибегало к экономической эксплуатации граждан, в том числе, использовался бесплатный или крайне дешёвый труд заключённых , « лимитчиков », студентов и т. д. . Активное участие граждан в управлении делами общества оставалось лишь пожеланием . Выборы в Советы были безальтернативными, и Советы не обладали всей полнотой власти . Однако депутаты всех уровней избирались на основе императивного мандата и призваны были выполнять наказы избирателей, обладающих, в отличие от западных демократий, правом отзыва депутата, в случае невыполнения им своих обещаний . Основным центром принятия решений в стране были партийные структуры, определяющие стратегию развития общества . Примером противоречия между описанным в советской Конституции строем и реальной системой неправовых отношений является факт, что на протяжении 1930-х наибольшей властью в СССР обладал И. В. Сталин, который в тот период не занимал никакой государственной должности в структурах исполнительной власти.

Период «развитого социализма» 1975—1985 годов и сокращение не относящейся к ВПК экономики начали отрицательно сказываться на легитимности советской системы . В 1985 году М. С. Горбачёв объявил о начале экономических реформ , однако вскоре для борьбы с их противниками среди партийной номенклатуры он провозгласил гласность и демократизацию . Горбачёв и другие сторонники реформ называли предшествующий советский период « тоталитарным ». Им удалось отстранить КПСС от контроля над СМИ , выборами в Советы, исполнительной властью и силовыми ведомствами . Прошедшие в 1989—1990 годы выборы народных депутатов ( СССР и РСФСР ) сопровождались конкуренцией внутрипартийных групп и высокой активностью населения. Однако обострение экономического кризиса в 1990 году ускорило падение привлекательности советской системы в глазах народа. Если в начале 1991 года большинство высказалось за сохранение СССР , то к концу того же года население почти всех союзных республик на своих референдумах поддержало их независимость .

Демократия в послесоветский период

Распад СССР усугубил раскол среди российских политических элит . Между разобщёнными фракциями шла острая борьба, и отсутствовал консенсус по нормам и правилам политического поведения.

В начале 1990-х политический климат России характеризовался относительно высоким уровнем свободы личности , но также и противоречивым законодательством и низким уровнем правопорядка . В 1993 году противостояние между федеральной исполнительной и законодательной властью переросло в кризис, который Президент Б. Н. Ельцин разрешил силой, разогнав как Верховный Совет, так и Конституционный Суд. Некоторые политологи усмотрели в этих событиях признаки нелиберальной демократии . 12 декабря того же года была принята новая Конституция России , которая предоставила широкие полномочия Президенту. Вопреки тому, что Ельцин утратил популярность, он одержал победу на выборах в 1996 году .

По мнению доктора философских наук Ю. А. Красина, оказавшиеся у власти в 1990-е радикал-либералы попытались имитировать на российской почве западный образец либеральной модели демократии и этот эксперимент не удался, дискредитировав либерализм и идею демократии . По мнению Красина, вскоре после возникновения «демократические институты власти оказались заложниками государственно бюрократических, олигархических и криминальных структур» и за демократическим фасадом политической системы в реальности оказались клановые интересы корпоративно организованной правящей элиты, радеющей в основном о собственном благополучии и наживе, а не о благе общества . Красин считает, что авторитарный откат 1990-х поставил российское общество на грань потери управляемости и распада, альтернативой чему стал курс на административное укрепление государственности в 2000-е годы .

XXI век

При В. В. Путине были предприняты меры для приведения регионального законодательства в соответствие федеральному. В то же время, правящая группа стремилась к централизации власти и выдавливанию оппозиции из политического пространства. Последнее привело к нарастающему отклонению политической системы от стандартов либеральной демократии , и в частности, в 2005 году эксперты американской неправительственной организации « Freedom House » стали относить Россию к категории несвободных стран . С другой стороны, некоторые прокремлёвские аналитики для описания сложившейся формы правления ввели термин « суверенная демократия », который несёт в себе заявку о соответствии системы определённым критериям народовластия и вместе с тем подчёркивает её отличие от либеральной демократии . По мнению сторонников суверенной демократии, в современных российских условиях распространённые в других странах механизмы защиты меньшинства и отдельных граждан от диктатуры большинства связаны с рисками для сохранения суверенитета государства и для осуществления политики в интересах всей нации .

Некоторые политологи относят сложившуюся в начале XXI века политическую систему в России к категории электоральной и делегативной псевдодемократии (имитационной демократии) с элементами бюрократического авторитаризма . Они считают, что в отношениях между гражданами и государством в России доминирует государство, которое таким образом получает возможность управлять предпочтениями граждан при сохранении института выборов, проводимые выборы не отражают реальную политическую конкуренцию , а исполнительные органы власти фактически не подотчётны ни избирателям, ни законодательным органам.

В 2006 принимается закон об отмене минимального порога явки избирателей и графы «против всех» .

В 2009 году среди демократических ценностей наибольшую поддержку в России имели свобода слова , массовой информации и вероисповедания ; строгая законность ; управление государством с участием всех граждан на равных основаниях . Более половины населения считало, что демократия России нужна , однако также распространено было критическое отношение к её реализациям. Успешность демократических реформ связывалось с функционированием государства и стабильной экономикой. В то же время подавляющее большинство населения не видело возможности влиять на принятие государственных решений . Вовлечённость в общественные организации была низкой .

2010-е годы

Неожиданностью для социологов и представителей власти в РФ стало заметное падение поддержки «суверенной демократии» населением России, индикатором чего стали потеря правящей партией конституционного большинства в Государственной думе РФ на выборах 2011 года, митинги против фальсификации выборов, прошедшие в ряде городов России, а в Москве собравшие впервые с 1990-х годов десятки тысяч человек, сопровождаемое падением [ источник не указан 4138 дней ] , а позже резким взлётом индекса популярности В. В. Путина .

О необходимости отклика на изменившиеся настроения после выборов 2011 года заговорили и представители политической элиты, в VI Государственную думу в начале 2012 года были внесены президентом Д. А. Медведевым законопроекты о возврате прямых выборов губернаторов, об упрощении регистрации политических партий и др. В политической теории внимание обратилось к институту общенародного референдума, возможностям современных сетевых технологий и др.

В апреле 2012 был принят закон о порядке прямых выборов глав регионов в РФ . Вместе с возвращением прямых выборов, отменённых в 2004 , был введен муниципальный фильтр .

В период 2014—2015 в 42 субъектах Федерации были приняты законы, отменяющие прямые выборы мэров, в том числе в административных центрах, 43 региона отказались от прямых выборов глав городов ещё до 2014. Мэров выбирают только в 8 центрах субъектов РФ. Это Новосибирск, Кемерово, Томск, Абакан, Хабаровск, Якутск, Анадырь, Майкоп . Таким образом, плебисцитарная демократия на муниципальном уровне была превращена в парламентскую .

По мнению некоторых изданий, в последующие годы выборы на более высоком уровне носили референдумный характер .

К 2018 году с помощью муниципального фильтра , референдумного характера выборов и отсутствия порога явки власть окончательно дезавуировала выборы губернаторов и глав муниципалитетов, а замена региональных управленцев превратилась из демократической процедуры в бюрократическую .

Уровень демократии в России

Ниже приведены значения индексов демократии в России по различным методикам, а также значение индекса для идеальной демократии согласно методике.

Значения индексов демократии в России
Методика Год Идеальная демократия Россия Категория
CNTS Data Archive 2006 12 8
Polity IV 2010 10 4 Открытая анократия (переходный режим)
BTI 2014 10 4,40 Автократия
Индекс демократии журнала « The Economist » 2018 10 2.94 Авторитарный режим
Freedom House 2018 1 6.5 Несвободная страна

См. также

Примечания

  1. от 20 октября 2018 на Wayback Machine . Левада-центр, 14.01.2016
  2. Выжутович В. от 20 октября 2018 на Wayback Machine // Российская газета. 10.11.2016, № 7124 (256).
  3. Захаров В. Ю. от 30 октября 2012 на Wayback Machine // Знание. Понимание. Умение . — 2008. — № 6
  4. Сталин И. В. от 27 августа 2011 на Wayback Machine // Чрезвычайный VIII Всесоюзный съезд советов. 25 ноября 1936 года
  5. Арон Р. Демократия и тоталитаризм / Пер. с фр. Г. И. Семёнова. М.: Текст, 1993. Гл. XIII. Советская Конституция — фикция и действительность
  6. Реализация социальных прав не была исключительной чертой стран социалистического лагеря и осуществлялась также в либерально-демократических странах (Скандинавии, Финляндии, Нидерландах, Канаде, Японии и др.)
  7. . Дата обращения: 5 апреля 2016. 2 февраля 2016 года.
  8. Алексеева Л. М . . — Вильнюс; М. : Весть, 1992. — 352 с. — ISBN 5-89942-250-3 .
  9. Восленский М. С. . М.: Советская Россия, 1991.
  10. . Дата обращения: 5 апреля 2016. 27 ноября 2015 года.
  11. . Дата обращения: 5 апреля 2016. 4 марта 2016 года.
  12. Подробнее см. Депортация народов в СССР и Антисемитизм в СССР
  13. . Дата обращения: 9 июня 2016. 21 июня 2016 года.
  14. Гендерная экспертиза российского законодательства / Ред. Л. Н. Завадская. М.: БЕК, 2001. от 8 апреля 2009 на Wayback Machine
  15. . Дата обращения: 9 апреля 2016. 17 мая 2015 года.
  16. Ярёменко Ю. В. Беседа пятая.
  17. Бурлацкий Ф. М. от 2 июня 2013 на Wayback Machine // Советское государство и право. 1962. № 10. С. 3
  18. Джилас М. от 14 мая 2010 на Wayback Machine // Лицо тоталитаризма / М. Джилас. М.: Новости, 1992.
  19. . Дата обращения: 24 мая 2016. 5 апреля 2018 года.
  20. Фукуяма Ф. [lib.ru/POLITOLOG/FUKUYAMA/konec_istorii.txt Конец истории и последний человек] от 2 апреля 2012 на Wayback Machine / Пер. М. Б. Левина. М.: АСТ, 2004.
  21. РИА «Новости». от 14 июня 2010 на Wayback Machine
  22. Higley J., Burton M. Elite Foundations of Liberal Democracy. New York: Rowman & Littlefield, 2006. ISBN 978-0-7425-5361-3
    см. также Шустов Я. Намек профессора Хигли // АПН. 2006-10-30.
  23. Закария Ф. Будущее свободы: нелиберальная демократия в США и за их пределами. М.: Ладомир, 2004. ISBN 5-86218-437-6
  24. . Дата обращения: 4 сентября 2010. 26 февраля 2021 года.
  25. Freedom House Свобода в мире 2007:
  26. Казанцев А. от 22 декабря 2007 на Wayback Machine // Политический журнал. 2007. № 7-8 (150—151).
  27. Рогожников М. от 14 октября 2008 на Wayback Machine // Эксперт. 2005-11-14. № 43 (489).
  28. Трофимов-Трофимов В. от 11 июня 2015 на Wayback Machine
  29. Мигранян А. от 17 ноября 2011 на Wayback Machine // Российская газета. 2007-10-03. № 4482.
  30. от 13 сентября 2010 на Wayback Machine // Коммерсантъ. № 16 (№ 3347). 2006-01-31.
  31. Фурман Д. от 16 августа 2010 на Wayback Machine / Лекция. 2007-09-27.
  32. от 5 февраля 2008 на Wayback Machine // REGNUM. 2008-02-02.
  33. Костюков А. от 1 января 2011 на Wayback Machine . Интервью с Л. Шевцовой // Независимая газета. 2004-09-27. № 208 (3321).
  34. . Дата обращения: 26 июня 2013. Архивировано из 8 октября 2013 года.
  35. . Дата обращения: 3 июня 2018. 6 октября 2018 года.
  36. . Дата обращения: 5 июня 2018. 6 октября 2018 года.
  37. Пресс-выпуск № 1469 ВЦИОМ от 12.04.2010
  38. от 28 августа 2010 на Wayback Machine Пресс-выпуск Левада-Центра от 15.10.2009
  39. от 13 марта 2011 на Wayback Machine Пресс-выпуск Левада-Центра от 21.01.2010
  40. от 24 июля 2014 на Wayback Machine Пресс-выпуск Левада-Центра от 25.09.2009
  41. от 26 января 2012 на Wayback Machine Пресс-выпуск Левада-Центра от 16.03.2010
  42. Малаканова О. А., Олисова О. В. от 14 декабря 2008 на Wayback Machine 2002.
  43. Алексей Никольский. ЗАО «Аргументы и факты» (2 апреля 2014). Дата обращения: 10 июля 2014. 14 июля 2014 года.
  44. Шиховцев Е. от 1 марта 2012 на Wayback Machine 2012.
  45. . Дата обращения: 3 июня 2018. 6 октября 2018 года.
  46. . Дата обращения: 3 июня 2018. Архивировано из 14 марта 2016 года.
  47. . Дата обращения: 3 июня 2018. 6 октября 2018 года.
  48. . Дата обращения: 3 июня 2018. 27 мая 2018 года.
  49. . Дата обращения: 3 июня 2018. 4 июня 2018 года.
  50. Banks A. S. Cross-National Time-Series Data Archive. 2009.
  51. Polity IV. от 2 ноября 2013 на Wayback Machine (англ.)
  52. от 12 марта 2015 на Wayback Machine
  53. . Дата обращения: 25 января 2019. 10 января 2019 года.
  54. [ Freedom in the World 2018 Table of Country Scores] . Дата обращения: 25 января 2019. Архивировано из 19 февраля 2020 года.

Литература

  • Баранов Н. А. . СПб.: Балт. гос. техн. ун-т, 2006.
  • Ключевский В. О.
  • Георгиев П. В. Образ афинской демократии в историософии русской идеи: демократия как антисоциальное в России // Социальное: смысл, поиск в современном культурно-историческом пространстве и дискурсе. — Материалы международной научно-практ. конференции. — Каз., 2011. — С. 252—262.
  • Георгиев П. В. Политические идеалы русского либерализма и афинская демократия // Историческое знание: Теоретические основания и коммуникативные практики — М, 2006. — С. 446—447.

Ссылки

Источник —

Same as Демократия в России