Interested Article - Некрасовцы

Некрасовские казаки. 1895

Некра́совцы ( некрасовские казаки , казаки-некрасовцы , игнат-казаки ) — потомки донских и хопёрских казаков , которые, после подавления Булавинского восстания , ушли с Дона в сентябре 1708 года . Названы в честь своего лидера Игната Некрасова . Более 240 лет казаки-некрасовцы жили вне России, на территории Османской империи , приняв подданство султана.

Переселение на Кубань

После поражения Булавинского восстания осенью 1708 года часть донских казаков во главе с атаманом Некрасовым ушли за границу — на Кубань — территорию Крымского ханства . Всего вместе с Некрасовым ушло, по различным данным от 2 тыс. (500—600 семей) до 8 тыс. казаков с женами и детьми. Объединившись с ушедшими на Кубань ещё в 1690-х годах казаками-старообрядцами образовали первое казачье войско на Кубани, принявшее подданство крымских ханов и получившее довольно широкие привилегии. Казаков этого войска называли некрасовцами, хотя оно было и неоднородным.

Сначала некрасовцы поселились на Средней Кубани (на правом берегу реки Лаба , недалеко от её устья), в урочище у современной станицы Некрасовской . Но вскоре большинство, включая Игната Некрасова, переселилось на Таманский полуостров (недалеко от Темрюка ), основав три городка — Блудиловский, Голубинский и Чирянский.

Некрасовцы долгое время совершали отсюда набеги на приграничные русские земли. После 1737 года (со смертью Игната Некрасова) положение на границе начало стабилизироваться. В 1735—1739 гг. Россия несколько раз предлагала некрасовцам вернуться на родину. Не добившись результата, императрица Анна Иоанновна направила на Кубань донского атамана Фролова с войсками. Не имея возможности противостоять русским войскам, некрасовцы начали переселение в турецкие владения на Дунае , но и на Кубани их оставалось ещё значительное количество.

Особенно активизировались российские власти в стремлении вернуть некрасовцев на русскую службу во времена правления Екатерины II . С ослаблением власти крымских ханов на Кубани и усилением там влияния России, временами казалось, что вопрос уже почти решён. Однако ухудшение положения некрасовцев в Крыму из-за внутренней борьбы крымской знати, в которую они оказались втянуты, активизировало их отъезд на Дунай. После взятия Анапы русским отрядом генерала И. В. Гудовича в 1791 году последние кубанские «игнат-казаки» ушли в Бессарабию и Болгарию .

Дунайская община

В 1740—1778 гг. с разрешения турецкого султана некрасовцы перебрались на Дунай. На территории Османской империи султаны подтвердили казакам-некрасовцам все привилегии, которыми они пользовались на Кубани у крымских ханов. На Дунае они поселились в Добрудже в плавнях по соседству с липованами , которые и теперь живут в современной Румынии .

На Дунае казаки-некрасовцы в основном расселились в и Сарикёе , а также в селениях Слава Черкасская , Журиловка , Некрасовка и др. . После разгрома в 1775 году Запорожской Сечи в тех же местах появились и запорожцы. Споры за лучшие рыболовные места между некрасовцами и запорожцами стали доходить до вооружённых столкновений и в результате большая часть некрасовцев была вынуждена покинуть Дунай и переселиться дальше на юг.

Оставшиеся в Добрудже некрасовцы были в значительной мере поглощены значительно преобладающими по численности липованами и ассимилированы в среде липован и прибывающих в тот район выходцев-староверов из России, по большей части утратили язык своих предков, обычаи, фольклор, предания и песни об Игнате, его «заветы». Однако продолжать называться некрасовцами им было выгодно, ввиду предоставления турецкими властями ряда привилегий. Их прозвали «дунаками». [ источник не указан 4182 дня ] .

Во время русско-турецкой войны 1806—1812 годов русская армия заняла Добруджу. Меньшая часть некрасовцев помогла русским войскам — жители Вилкова и Старой Килии в 1807 году провели войска М. И. Кутузова через Килийское и Сулинское гирла, а также на собственных лодках организовали сообщение между Килией , Измаилом , Тулчей , Исакчей , поставляли провиант и служили лоцманами . Большая часть некрасовцев Добруджи поддерживала турок: некрасовские отряды из Сарыкея, Камня и Журиловки активно действовали на стороне турецких войск .

Майносская община

После взятия запорожцами некрасовского Дунавца и переселения туда запорожского коша из , в 1791 г. ушедшие с Дуная некрасовцы разделились на две группы. Одна из них осела на побережье Эгейского моря , в Эносе в восточной Фракии , другая — в азиатской Турции на озере Майнос ( озеро Куш ), в 25 км от портового города Бандырма . К началу XIX века образовались две группы некрасовцев — дунайская и майносская. Из Эноса значительно поредевшая в результате эпидемий община некрасовцев в 1828 году переселилась на Майнос и полностью влилась в майносскую общину.

К середине XIX века произошло имущественное расслоение общины, наметились и религиозные разноречия, и во второй половине 1860-х гг. часть майносцев (157 семей) в результате раскола общины ушла и основала поселение на острове Мада (на Бейшехирском озере ). Их судьба оказалась трагичной — в результате эпидемии, «подморной» земли и зараженной воды в озере, к 1895 году на Маде оставалось всего 30 дворов, а к 1910 г. в селении осталось только 8 семей. Таким образом общины казаков-некрасовцев, живущих по «заветам», остались только на Майносе (большая) и на Маде (меньшая).

В 1860-х годах начали проявляться некоторые тенденции ухудшения взаимоотношений между некрасовцами и турецкими властями, которые впоследствии привели к невозможности проживания общины на территории Турции. В начале XX века завершился религиозный, культурный и имущественный раскол общины на фоне ухудшения положения некрасовцев в Турции (усиление налогового гнёта, воинской повинности и отъема части земель на оз. Майнос в пользу мухаджиров ), окончательно была утрачена вера в возможность отыскать мифический «Город Игната».

К 1911 году в поселениях на Майносе и Маде оставалось менее 1000 казаков-некрасовцев. В письме Кавказского наместника Н. А. Бугрову от 26 октября 1910 г. говорилось о 175 семьях с. Эски-Казаклар, с общим количеством в 729 человек обоего пола. В 1911 г. в ходе обследования некрасовского поселения оказалось, «что большая половина их желает переселиться в Россию, а именно 418 человек, из которых 202 мужескаго пола и 216 женскаго пола». В 1905 году в России старообрядцы получили свободу вероисповедания .

Возвращение в Россию

Первая волна

Первая волна некрасовцев вернулась в Россию в период русско-турецкой войны, когда Добруджа была занята русскими войсками. Указ Александра I от 25 июля 1811 года некрасовцам было разрешено переселиться из Бабадагской области в Бессарабию, причем гарантировалась свобода религиозных обрядов и строительства церквей . Центром переселения некрасовцев и всех старообрядцев стал Измаил, где число некрасовцев увеличилась со 185 человек в 1811 году до 474 человек в 1813 году . Затем эпидемия чумы и запрет на ловлю рыбы привела к возвращению части некрасовцев в Турцию и в 1818 году в Измаиле было 265 некрасовцев . Под Измаилом в 1812—1813 годах возникло поселение Некрасовка .

Вторая волна

Незначительное количество некрасовцев-майносцев — «молодых людей, предназначенных турками к отбыванию воинской повинности», выехало в Россию в 1911 г. с целью избежать службы в армии Турции. Несмотря на завет Игната Некрасова «при царе в Расею не возвращаться», с разрешения российского правительства и турецких властей началась их реэмиграция в Россию. Разрешения селиться на Дону или Кубани некрасовцы не получили, а были направлены в Грузию. Первая официальная волна реэмигрантов была незначительной. На забронированные в Грузии ещё с 1911 г. земельные участки для группы возвращенцев из 45 семей в 1912 г. из с. Майнос выехало всего 35 семей. Всего за 1912—1913 гг. выехало 70—80 семей. Основав два селения, Успенское и Воскресенское, казаки прожили там всего несколько лет. После провозглашения независимости Грузии и установления власти (начало 1918 г.) они все были вынуждены снова переселяться, на этот раз на Кубань, в станицу Прочноокопскую . Весной 1919 года Кубанская законодательная Рада зачислила 246 казаков-некрасовцев (в возрасте от 1 до 71 года) в состав кубанского казачества, и им были выделены земельные наделы примерно в 30 км от Приморско-Ахтарской станицы, где уже к лету 1920 года некрасовцы основали хутора Некрасовский и Новонекрасовский, впоследствии слившиеся в один — Новонекрасовский . Около 170—200 семей оставалось в Турции.

В 1925 г. последние три семьи с Мады приехали в Советский Союз и поселились в Новонекрасовском хуторе. В 1927 г. 170 семей (507 человек) некрасовцев деревни Майнос, несмотря на разрешение, так и не приехали в СССР.

В начале 1930-х годов небольшая община дунаков поселилась на рукаве Кордонка реки Терек, на территории современного Кизлярского района Дагестана, ими были основаны хутора Некрасовка новая , Некрасовка старая, Новая Надежда , Турецкий (варианты названий Турковский и Турчанский), Кордоновка № 1 и Кордоновка № 2 . В 1939 году хутора Турецкий , Кордоновка № 1 и Кордоновка № 2 были ликвидированы, а жителе переселены в Некрасовку .

Исследования Александры Москетти-Соколовой в работе «Историко-культурные связи казаков-некрасовцев и липован» и новые архивные документы, рассмотренные в монографии кандидата исторических наук Д. В. Сень — «„Войско Кубанское Игнатово Кавказское“: исторические пути казаков-некрасовцев (1708 г.-конец 1920-х гг.)», свидетельствуют, что какого-либо массового переселения некрасовцев после 1914 г. и до 1962 г. не было. Казачий словарь-справочник (составители А. И. Скрылов, Г. В. Губарев.), изданный в 1970 году в США , и изданная на его основе в 2007 году «Энциклопедия казачества» (Москва, издательство «Вече») называют число некрасовцев, вернувшихся на родину до 1958 г., в 7200 человек, очевидно, принимая за некрасовцев староверов-липован («дунаков»), в том числе более 2 тысяч семей, прибывших в 1947 году из Румынии в Советский Союз и поселившихся в Ейском районе.

Третья волна

22 сентября 1962 года из Турции, селения (тур.) (до 1938 — Бин-Эвле или Эски-Казаклар, по-некрасовски Майнос) в Советский Союз вернулись 215 живших там семей некрасовцев общим числом 985 человек. В основном их поселили в Левокумском районе Ставропольского края . Всего к 1962 году в СССР переехало около 1500 некрасовцев, из них чуть более 1200 майносцев. Сейчас их потомки проживают в посёлке Новокумский Левокумского района Ставропольского края .

В 1963 году несколько десятков семей некрасовцев и «дунаков», общим числом в 224 человека, отказавшихся выезжать в Советский Союз, были приняты в США . В Турции осталась только одна семья.

Современное состояние

Возвратившись в Россию, казаки-некрасовцы сохраняли старый уклад, хотя и начали работать в совхозах . Они носили нательные кресты и бороды. Крестили детей, венчали молодоженов и отпевали покойников (читали сорокоуст ). Чтили христианские праздники Рождество и Пасху. Однако их дети ходили в советские школы, учились в вузах и служили в армии. Юрисдикционно принадлежали в основном к белокриницкому согласию . Происходила медленная ассимиляция некрасовцев советским обществом, что привело к постепенной адаптации некрасовцев.

В литературе

Резались атаганами . Со стороны турков замечены были копья, дотоле у них не бывалые; эти копья были русские: некрасовцы сражались в их рядах.
А. С. Пушкин , « Кирджали »

Было странно видеть - среди конских бунчуков - христианские кресты над бандами игнатов-некрасовцев, которым Турция дала политическое убежище, принудив за это участвовать в своих войнах. За спиной каждого игната была привязана половина мерзлой свиной туши.
В.С.Пикуль , « Фаворит »

Музеи

  • Государственное бюджетное учреждение культуры Ставропольского края «Ставропольский краевой музей изобразительных искусств» Новокумский филиал

В экспозиции представлены фотографии и предметы, связанные с религиозной стороной жизни Некрасовцев, материалы по истории Донского казачества и Булавинского восстания (1706—1709), архивные фотографии жизни некрасовцев в Турции и пос. Новокумском, а также подлинные предметы переселенцев, привезенные из Турции (ансамбли костюмов и отдельные предметы и аксессуары; домашняя утварь и предметы мебели, предметы детских игр; фотографии)

  • Этнодеревня казаков-некрасовцев и духовных молокан.

Первое этническое подворье МБУ «ЦТРК казаков-некрасовцев и духовных молокан» в посёлке Новокумском Ставропольского края, где проживают вернувшиеся из Турции более полувека назад казаки-некрасовцы и христиане-молокане, проводит обзорные экскурсии. Здесь вы познакомитесь с устройством подворья и красочным убранством людской избы казаков-некрасовцев и жилищем духовных молокан, с их традиционными ремёслами и традиционными праздниками. Хранители культур во время экскурсий раскроют вам красоту жизни своих народов, фольклор, обычаи, единство духовных и народных традиций казаков-некрасовцев и духовных молокан. Народные умельцы откроют вам тайну бисероплетения традиционных казачьих украшений. Также, научат вас мастерить тряпичную куклу безшовным способом, проявляя фантазию и творчество.

Имена

Особенностью именной формулы среди некрасовцев было то, что имена часто служили фамилиями . Например, среди некрасовцев проживавших в Румынии, были обычны фамилии Александр, Иона, Константин, Макар и другие [ уточнить ссылку 756 дней ] .

Примечания

  1. Дата обращения: 19 апреля 2013. 18 мая 2013 года.
  2. Ряжев А. С. Вероисповедная дипломатия Екатерины II: борьба за возвращение на родину казаков-некрасовцев. // Военно-исторический журнал . — 2010. — № 10. — С.56-63.
  3. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  4. Энциклопедия казачества. Москва «Вече», 2007, стр. 275
  5. Пригарин А. от 28 мая 2022 на Wayback Machine // Русин. — 2012. — № 2 (28). — С. 7.
  6. Пригарин А. от 28 мая 2022 на Wayback Machine // Русин. — 2012. — № 2 (28). — С. 10.
  7. Пригарин А. от 28 мая 2022 на Wayback Machine // Русин. — 2012. — № 2 (28). — С. 11.
  8. Пригарин А. от 28 мая 2022 на Wayback Machine // Русин. — 2012. — № 2 (28). — С. 13.
  9. . www.verigi.ru . Дата обращения: 21 сентября 2021. 21 сентября 2021 года.
  10. Какагасанов Г.И., Каймаразова Л.Г., Бутаев М.Д., Джамбулатова Р.И. . — Махачкала: Наука плюс, 2006. — Т. 1. — 348 с. 9 августа 2019 года.
  11. . Дата обращения: 9 июня 2019. 9 июня 2019 года.
  12. . Дата обращения: 13 января 2012. 3 ноября 2015 года.
  13. . Дата обращения: 31 октября 2013. 2 ноября 2013 года.
  14. Успенский, 1960, с. 94.

Литература

  • Миловидов В. Ф. // Религии народов современной России: Словарь / Ред-кол.: Мчедлов М. П. (отв. ред.), , Басилов В. Н. и др. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Республика , 2002. — С. 291. — 624 с. — 4000 экз. ISBN 5-250-01818-1 .
  • Сердюкова О. К. Словарь говора казаков-некрасовцев. — Ростов н/Д: Изд-во Ростовского университета, 2005. — 320 с.
  • Сень Д. В. Переселение кубанских казаков-некрасовцев в Османскую империю в XVIII в.: дискуссия, новые источники, перспективы изучения // Липоване: история и культура русских-старообрядцев. — 2008. — № 5. — С. 23-38.
  • Казаки-некрасовцы: сборник материалов из архивов Новокумского филиала музея изобразительных искусств / сост. З. А. Белая. — Ставрополь: Полиграфпром, 2009. — 320 с.
  • Власкина Т. Ю. «Вернулись казаки до своего языка»: реэмиграция 1962 г. в устной традиции казаков-некрасовцев // Проблемы новистики и исторического славяноведения: памяти С. В. Павловского: материалы международной научнопрактической конференции / под ред. Э. Г. Вартаньян, О. В. Матвеева. — Краснодар: Кубанькино, 2010. — С. 154—159.
  • Власкина Т. Ю. К вопросу о современном состоянии традиционной культуры казаков-некрасовцев, проживающих на Ставрополье: итоги комплексной экспедиции ЮНЦ РАН — ЮФУ 2010 г. / Мир славян Северного Кавказа. Вып. 6 / науч. ред., сост. О. В. Матвеев. — Краснодар: Экоинвест, 2011. — С. 111—119.
  • Зудин А. И. К вопросу о формировании и трансформации идентичности казаков-некрасовцев // Традиционная народная культура и современность. Проблемы сохранения и возвращения в жизнь / под ред. Н. И. Бондаря. — Краснодар: Традиция, 2011. — С. 180—201.
  • Казаки-некрасовцы: язык, история, культура: сборник научных статей / отв. ред. акад. Г. Г. Матишов. — Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2012. — 456 с.
  • Рабчевская А. К. Вновь обретенная родина: о казаках-некрасовцах. — Ставрополь: [Б.и.], 2012. — 98 с.
  • / // Нанонаука — Николай Кавасила. — М. : Большая российская энциклопедия, 2013. — С. 330—331. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 22). — ISBN 978-5-85270-358-3 .
  • Власкина Н. А. Календарная обрядность казаков-некрасовцев (по полевым материалам ИСЭГИ ЮНЦ РАН) // Народная культура и проблемы ее изучения: сборник статей: материалы научной региональной конференции 2014 г. (Афанасьевский сборник: материалы и исследования. Вып. XIII). — Воронеж: Научная книга, 2015. — С. 3-12.
  • Аваков П. А. // Исторический архив . — 2015. — № 4 . — С. 26—34 .
  • Vlaskina N. Nekrasov Cossacks’ Festive Clothes: Historical Changes and Modern Functions // Folklore: Electronic Journal of Folklore. 2016. — Vol. 66. — P. 133—154.
  • Власкина Т. Ю. Традиционная медицина казаков-некрасовцев // Традиционная культура. 2018. — Т. 19. — № 5. — С. 110—123.
  • Власкина Т. Ю. Традиционная кухня казаков-некрасовцев // Славянские народы и их соседи во Второй мировой войне. Вклад в победу над фашизмом (1939—1945): материалы Международной научно-практической конференции / науч. ред., сост. Э. Г. Вартаньян, О. В. Матвеев. — Краснодар: Традиция, 2020. — С. 194—206

Ссылки

  • от 16 октября 2014 на Wayback Machine // io.ua
  • Монографии Тумилевича, материалы: аудиозаписи, фотоматериалы, письменные: -предания и сказки казаков-некрасовцев.

Аудиозаписи

Источник —

Same as Некрасовцы