Interested Article - Богдо-гэгэн

Богдо-гэгэн VIII в молодости

Бо́гдо-гэгэ́н ( монг. Богд гэгээн — « светлейший Владыка », полный титул — монг. Шашны мандуулагч, амьтны жаргуулагч Жэвзүндамба хутагт Богд гэгээн Возвышающий веру, осчастливливающий живущих Джебдзу́н-Да́мба - хутухта , святой владыка ) — глава буддийской сангхи Монголии , один из высших лам традиции гелуг , глава традиции джонанг . Третье, после Далай-ламы и Панчен-ламы , лицо в тибетском буддизме .

История

Появление титула

Богдо-гэгэн I Дзанабадзар ( танка )

Монголоведы и тибетологи , занимавшиеся историей института Богдо-гэгэнов, сходятся во мнении, что первым титул «Богдо-гэгэн» получил Ундур-гэгэн Дзанабадзар (1635—1723). Он получил этот почётный титул у себя на родине, ещё будучи ребёнком (в период между 1639 и 1641 гг.) .

Далай-лама V Нгаванг Лобсанг Гьяцо

Дзанабадзар являлся представителем знатного монгольского рода, сыном Тушэту-хана . Халхаские князья и нойоны, начиная с XVII века, регулярно посылали одного из своих сыновей на обучение в Тибет , что гарантировало юношам успешную духовную карьеру. Желая видеть своего сына уважаемым ламой , в 1650 году Тушэту-хан отправил Дзанабадзара в Лхасу , где он получил высшие буддийские посвящения от «Великого Пятого» Далай-ламы и был объявлен хубилганом (воплощением) Таранатхи , Пятнадцатого Джебдзун-Дамба-хутухты ( тиб. rje btsun dam pa ), крупного тибетского философа, историка и мастера тантрического буддизма . Вернувшись на родину с ценными буддийскими реликвиями, Дзанабадзар принял на себя руководство монгольской сангхой . При нём в Халхе было построено множество монастырей, в некоторых из которых были установлены бурханы , изготовленные самим Богдо-гэгэном.

Богдо-гэгэны при империи Цин

В 1691 году на съезде монгольских князей в Долонноре , когда было официально оформлено вхождение всех аймаков Халхи в состав империи Цин , Богдо-гэгэн I, сохраняя свои титулы, окончательно утвердился князьями, ламами и представителями цинской администрации в статусе главы буддистов, проживавших на территории современной Монголии , над которой устанавливался протекторат империи Цин.

Следующий Богдо-гэгэн был внучатым племянником Дзанабадзара . Вместе с титулом Богдо он (как и все монгольские первоиерархи в дальнейшем) также «унаследовал» от своего предшественника титул Джебдзун-Дамба-хутухты (с приставкой «Халха»), то есть стал считаться хубилганом Таранатхи и других выдающихся буддийских Учителей Индии и Тибета.

Цинские власти проявили заинтересованность в укреплении складывающегося религиозного института. Присутствовавший на обряде посвящения Богдо-гэгэна II в 1729 году академик П. С. Паллас свидетельствовал, что «китайский стольник объявил всему народу Богдыханов указ … отдавать хутухте должную честь и молиться ему как Богу. Сие повеление исполнили все присутствующие немедленно и поклонились ему трижды до земли» .

Положительно относясь к наличию у монголов буддийских первоиерархов, маньчжуры, однако, были недовольны независимым поведением первых двух Богдо-гэгэнов. Сыграло ли это свою роль в том, что последующие хубилганы Таранатхи опять стали обнаруживаться в Тибете, доподлинно неизвестно, но, так или иначе, традиция ездить в Тибет за новым Владыкой укоренилась в монгольском буддизме со второй половины XVIII века.

Среди Богдо-гэгэнов, возглавлявших халхаскую сангху после родственников Тушэту-хана, наиболее известны Четвёртый и Восьмой . Богдо-гэгэн IV внёс большой вклад в развитие тибетской культуры в Монголии. В 1790 году он создал общество Зурхай ( тибетской астрологии ) и учредил для астрологов отдельный дацан . В 1801 году он ввёл в ургинских монастырях Дуйнхор-хурал (службу, посвящённую Калачакре ), а в 1811 году — ритуал Цам , по своим масштабам и красочности не уступавший тибетскому Чаму.

Останки хубилганов линии Богдо-гэгэнов размещались в монастырях Амарбаясгалант , Дамбадаржайлин и Гандантэгченлин .

Богдо-хан

Восьмой Богдо-гэгэн , также известный как Богдо-хан (1869—1924), прославился своей политической деятельностью. В 1911 году он явился вождём национальной революции , установившей независимость Монголии от Китая, и установил в стране теократическое правление. В 1919 году Богдо-хан был отстранён от власти после взятия монгольской столицы китайскими войсками, но в феврале 1921 года был освобождён и восстановлен на троне бароном Унгерном . После Монгольской народной революции (1921) вплоть до своей смерти (1924) являлся монархом с ограниченными правами.

Список Богдо-гэгэнов

Титул, имя Год рождения Возглавлял сангху Другие титулы / должности Тибетское имя ( Вайли ) Монгольское произношение имени
1. Богдо-гэгэн I , Лобсан Тенпей Гьялцен, известный как Дзанабадзар 1635 1650—1723 Джебдзун-Дамба-хутухта XVI, Ундур-гэгэн (?) blo bzang bstan pa’i rgyal mtshan Лувсандамбийжалцан
2. Богдо-гэгэн II , Лобсан Тенпей Донми 1723 1729—1757 Джебдзун-Дамба-хутухта XVII blo bzang bstan pa’i sgron me Лувсандамбийдонмэ
3. Богдо-гэгэн III , Еше Тенпей Ньима 1758 1763—1773 Джебдзун-Дамба-хутухта XVIII ye shes bstan pa’i nyi ma Ишдамбийням
4. Богдо-гэгэн IV , Лобсан Тубден Ванчук Джигме Гьяцо 1775 1781—1813 Джебдзун-Дамба-хутухта XIX blo bzang thub bstan dbang phyug 'jigs med rgya mtsho Лувсантөвдөнванчүгжигмэджамц
5. Богдо-гэгэн V , Лобсан Цультим Джигме Тенпей Гьялцен 1815 1815—1841 Джебдзун-Дамба-хутухта XX blo bzang tshul khrims 'jigs med bstan pa’i rgyal mtshan Лувсанчүлтэмжигмэддамбийжанцан
6. Богдо-гэгэн VI , Лобсан Тубден Чокьи Гьялцен 1842/1843 1848 (?) Джебдзун-Дамба-хутухта XXI blo bzang bstan pa’i chos kyi rgyal mtshan Лувсантөвдөнчойжижалцан
7. Богдо-гэгэн VII , Нгаван Чокьи Ванчуг Тинлей Гьяцо [1849/1850 1850—1868/1869 Джебдзун-Дамба-хутухта XXII ngag dbang chos kyi dbang phyug 'phrin las rgya mtsho Агваанчойжинванчүгпэрэнлайжамц
8. Богдо-гэгэн VIII , Нгаван Лобсан Чокьи Ньима Тендзин Ванчук 1869/1870 1874/1875—1924 Джебдзун-Дамба-хутухта XXIII, Богдо-хан [Монголии] (1911—1924) ngag dbang blo bzang chos kyi nyi ma bstan 'dzin dbang phyug Агваанлувсанчойжиннямданзанванчүг
9. Богдо-гэгэн IX , Джампэл Намдрол Чокьи Гьялцэн 1932 1992—2012 Джебдзун-Дамба-хутухта XXIV ' jam dpal nam drol chos kyi rgyal mtshan Жамбалнамдолчойжижалцан

Современный статус

Девятым Богдо-гэгэном Далай-лама XIV в 1991 году официально провозгласил тибетского ламу Джампэла Намдрола Чокьи Гьялцэна , выявленного как перерождение Джебцзундамбы в 1936 году, и со времени присоединения Тибета к Китаю в 1959 году постоянно проживавшего в Индии . В последующие два десятилетия Богдо-гэгэн IX неоднократно посещал Монголию по приглашению Хамбо-ламы Дэмбэрэлийна Чойжамца , называвшего его «высшей святыней монгольского народа» . В Монголии состоялось большое собрание религиозных деятелей во главе с Хамбо-ламой, была проведена интронизация Богдо-гэгэна IX как главы буддийской религии в стране .

Монгольские верующие признают Богдо-гэгэна третьим лицом в иерархии после Далай-ламы и Панчен-ламы, духовным наставником буддистов не только Монголии, но и России . В 2010 году Богдо-гэгэн IX получил монгольское гражданство и с этого времени жил при монастыре Гандантэгченлин в Улан-Баторе. 2 ноября 2011 года в Гандантэгченлине прошла церемония провозглашения Богдо-гэгэна IX главой монгольских буддистов и Центра (Ассоциации) буддистов Монголии . В начале 2012 года, незадолго до смерти Богдо-гэгэна IX, министр культуры Монголии Ё. Отгонбаяр во главе специальной комиссии передал ему прошение о будущем возрождении в Монголии .

Осенью 2016 года Далай-лама XIV объявил о реинкарнации в Монголии Богдо-гэгэна Х. При этом Далай-лама отметил, что «мальчик сейчас еще очень мал, и нет нужды спешить с обнародованием [его имени]. Когда ему исполнится три, четыре или пять лет, мы посмотрим, как будут обстоять дела. Возвести маленького ребенка на высокий трон — не самое важное. Куда важнее предоставить ему возможность учиться, стать образованным, чтобы он мог вносить свой вклад в процветание буддийской Дхармы» . Первая фотография маленького Богдо-гэгэна Х была опубликована в 2023 г. .

Примечания

  1. от 14 июля 2009 на Wayback Machine .
  2. Berzin A. от 15 апреля 2009 на Wayback Machine .
  3. [bse.sci-lib.com/article123904.html Богдо-гэгэн // Большая советская энциклопедия].
  4. от 6 февраля 2004 на Wayback Machine .
  5. Цит. по: Ломакина И. И. Монгольская столица, старая и новая. — М.: КМК, 2006. С. 20—21.
  6. Ломакина И. И. Монгольская столица, старая и новая. — М.: КМК, 2006. С. 24.
  7. Имена указаны в монголизированной форме: монг. «Лубсан» вместо тиб. «Лобсанг», «Агван» вместо «Нгаванг» и т. д.
  8. Сабиров Р. Т. . НГ Религии (15 февраля 2006). Дата обращения: 15 сентября 2010. 17 марта 2010 года.
  9. Дугаров Б.-Ц. . Официальный сайт МО «Кижингинский район» (22 июля 2010). Дата обращения: 15 сентября 2010. 8 февраля 2012 года.
  10. от 5 июня 2014 на Wayback Machine . — Ulaanbaatar, 2009. P. 28.
  11. (недоступная ссылка)
  12. [Монголын IX Богд Жэвзундамба Хутагт Жамбалнамдолчойжижанцан. Айлдвар Сургаал. 2009. Улаанбаатар: Гандантэгчэнлингийн хийдийн «Билгийн мэлмий» сонин, стр.3.]
  13. (недоступная ссылка)
  14. [Монголын IX Богд Жэвзундамба Хутагт Жамбалнамдолчойжижанцан. Айлдвар Сургаал. 2009. Улаанбаатар: Гандантэгчэнлингийн хийдийн «Билгийн мэлмий» сонин.]
  15. (недоступная ссылка)
  16. . Дата обращения: 17 сентября 2010. 10 июня 2015 года.
  17. Дата обращения: 17 сентября 2010. 7 марта 2014 года.
  18. Д. Гэрэлт. (недоступная ссылка)
  19. . Дата обращения: 6 ноября 2011. 11 ноября 2011 года.
  20. М. Жаргал от 3 марта 2012 на Wayback Machine
  21. . savetibet.ru. Дата обращения: 30 марта 2019. 30 марта 2019 года.
  22. . Дата обращения: 13 июля 2023. 20 марта 2023 года.

См. также

Ссылки

  • Овчинников Д. А., В гостях у Богдо-Гэгэна. —
  • (недоступная ссылка) (англ.)
  • (недоступная ссылка) (монг.)
  • (англ.)
Источник —

Same as Богдо-гэгэн