Interested Article - Музыка Кореи

Исполнение
Исполнение кугак
Северокорейский фестиваль Ариран

Музыка Кореи изначально развивалась под сильным влиянием Китая, в результате чего среди традиционных инструментов и музыкальных жанров много заимствований. В начале XX века в Корее появилась европейская музыка ( кор. 양악 ? , 洋樂 ? , янак), которая противопоставляется традиционной ( кор. 국악 ? , 國樂 ? , кугак). Кугак в свою очередь разделяется на «хянак» (собственно корейскую), «танак» (кореизированную музыку династии Тан) и «аак» (придворную). В современных Южной и Северной Кореях музыкальная традиция развивается индивидуально.

История

Географическое положение Кореи обусловило основные источники влияния на её музыкальную традицию, долгое время она выполняла роль связующего звена между Китаем и Японией . В то же время, с древности там развивалась собственная музыкальная традиция.

Древняя музыка

Наиболее древняя музыка Кореи — песни и танцы, использовавшиеся в богослужениях Небу и Земле . Первые музыкальные инструменты проникли в Корею из Западного Китая и Центральной Азии через , параллельно шло изобретение собственных музыкальных инструментов . Одно из древнейших изображений музицирующих людей (ок. 357 года н. э.) находится в Комплексе гробниц Когурё : на стенах в можно найти китайцев, играющих на сяо , большом барабане гу , роге цяо , чжэне , лютне юаньсянь , флейте и колокольчике . Росписи V века н. э. в Чанчуаньской гробнице №1 включают адаптированные китайские и собственно корейские инструменты: поперечную флейту хвенджок ( кор. 횡적 ? , 橫笛 ? ), продольную флейту чансо ( 장소 ), лютни охён-пипха ( 오현비파 ) и ванхам ( 완함 ), цитры и охёнгым ( 오현금 ), длинный рог тэгак ( 대각 ), гобой и подвешенный барабан тамго .

Ещё когда Корея была разделена на три государства , появилась придворная музыка Кореи; вскоре её представили к японскому двору . Корейская, а особенно когурёская, музыка оказала сильное влияние на японскую придворную музыку гагаку . История традиционной корейской музыки отсчитывается с основания династии Корё в 918 году н. э. .

Аккаму

Предшественница корейской музыки — музыка доисторических племён «аккаму» ( кор. 악가무 ? , 樂歌舞 ? , дословно «музыка, пение и танцы»), развивавшаяся в тесной связи с магическими практиками и ритуалами поклонения Небу и Земле . Упоминание об одном из таких ритуалов, проводимых корейцами из Пуё в Маньчжурии , содержится в Сань-го чжи ; также там сообщается о наличии у когурёсцев фестиваля с танцами и пением, приходящегося на десятый , во время которого приносили подношения богам . Сань-го-чжи — это древнейший известный источник, упоминающий корейскую музыку, а упомянутые там песни и танцы, возможно, напоминают крестьянскую музыку пхунмуль и шаманскую музыку кут .

Три корейских государства

Квон Ын Гён исполняет санджо Ким Джук Пха на каягыме .

После образования трёх корейских государств Когурё , Пэкче и Силла , впитавших культуру и музыкальные традиции обитавших на той территории племён, у всех трёх появились собственная музыка, «хянак» ( кор. 향악 ? , 鄕樂 ? ) . В частности, раньше всех музыка возникла в государстве Силла под влиянием северно китайской и . Использование , представляющего собой адаптированный китайский гуцинь , отмечено уже в IV веке нашей эры и встречаются на настенных росписях .

Из хроник Самгук саги и Самгук юса известно, что когурёский музыкальный ансамбль выступал при дворе китайской династии Суй , позже переместившись ко двору династии Тан . Благодаря этому в китайских источниках сохранились подробные описания костюмов, представлений и инструментов Когурё . Вслед за Когурё Пэкче адаптировало музыку южнокитайских династий, а Силла, расположенное вдали от Китая и других культурных центров, сохранило собственные традиции дольше всех . Когурёские музыканты играли на и , здесь же была изобретена корейская цитра комунго .

Пэкче заимствовало южнокитайские инструменты , чжэн (чэн) и (чок), а также когурёский инструмент комунго . В VI веке Пэкче первым из корейских государств отправило послов к японскому двору, вместе с ними отправились также четверо музыкантов с флейтой хвенджок ( кор. 횡전 ) , комунго, и тремя другими инструментами . В Нихонги также утверждается, что в 612 году из Пэкче в Японию через обучавшегося в Китае танцора попал танец гигаку .

Ввиду удаления от Китая в Силле развивалась собственная музыка. Она получила мощный толчок после завоевания королём племенного союза Кая : один из талантливых каяских музыкантов, , привёз в Корею гучжэн и превратил его в каягым , обучил пению, танцам и игре на каягыме троих чиновников, а также создал 12 произведений для каягыма (скорее всего, аранжировки народной музыки окрестностей реки Нактонган ) .

Период Северного и Южного государств

Музыкант играет на тэгыме

В к хянак в Объединённом Силла добавилась кореизированная музыка танского двора «танак» ( кор. 당악 ? , 唐樂 ? ) . Именно в этот период появился сам термин «хянак» . Хянак представлена тремя струнными инструментами ( кор. 삼현 ? , 三絃 ? : комунго, каягым и хянбиба ) и тремя поперечными бамбуковыми флейтами ( кор. 삼죽 ? , 三竹 ? , тэгым , чунгым и согым) . Музыка Объединённого Силла более разнообразна, что заметно по произведениям, написанным , адаптировавшим цисяньцинь (комунго): там используется несколько ладовых звукорядов , они утончённее, чем пьесы У Рыка для каягыма .

Танак времён Объединённого Силла включала в себя кочхвиак ( кор. 고취악 ? , 鼓吹樂 ? , военная музыка), танакчо ( кор. 당악조 ? , 唐樂調 ? , произведения для флейт) и помпхэ ( кор. 범패 ? , 梵唄 ? , буддийские песнопения) . Кочхвиак, по-видимому, был заимствован в 664 году у китайского экспедиционного корпуса , размещённого в городе . По легенде помпхэ в Корею привёз монах . К концу существования Объединённого Силла музыкальная традиция стала ещё более разнообразной за счёт заимствования новых жанров и развития старых . Танак и музыка последующих китайских династий имела в Корее высочайший статус и ценилась при дворе .

Музыка Пархэ продолжила традиции Когурё . Там использовалась собственная разновидность комунго, «пархэ-гым» ( кор. 발해금 ? , 渤海琴 ? , буквально «цитра из Пархэ») и развилась автохтонная танцевальная школа («пархэ-гёбан» кор. 발해교방 ? , 渤海敎坊 ? ) . После разорения Пархэ киданями в X веке от музыкальной традиции Пархэ остались только упоминания в японских летописях и следы «боккайгаку» (музыки Пархэ) в японском бугаку .

В японской сокровищнице Сёсоин хранится каягым , привезённый из государства Силла .

Средневековая музыка

Второй период развития корейской музыки — Средневековье (918—1910 годы), когда из Китая в Корею привезли придворную музыку : император Хуэй-цзун послал корейскому королю Йеджону инструменты и несколько произведений; позже этот жанр трансформировавлся в местный . Кроме того, в это время Корее начала активно развиваться народная музыка .

Династия Корё

Кисэн с клиентами, период Чосон

Корё развила музыкальную традицию Объединённого Силла и восприняла новый китайский крупный жанр придворной музыки яюэ, сохранив и развив также хянак и танак . Хроника правления династии Корё, , сообщает, что придворная музыка разделялась на китайскую аак, исполняемую близко к оригиналу, китайскую же танак и согак, музыку местного происхождения .

Музыкой заведовали два придворных института: музыкальное управление Тэаксо ( кор. 태악서 ? , 太樂署 ? ) и Кванхёнбан ( кор. 관현방 ? , 管絃房 ? ), направлявших учеников к придворным музыкантам . Придворная музыка делилась на ритуальную, церемониальную и развлекательную, причём например церемониальная музыка включала в себя произведениях в жанрах хянак и танак . Жанр танак в XIII веке постепенно терял популярность В период Корё появились артистки кисэн .

Три струнных инструмента и три бамбуковых флейты Объединённого Силла продолжили доминировать в музыке Корё . К ним присоединили ещё три привезённых в Корею инструмента: барабан чангу , и , благодаря чему хянак Корё значительно обогатилась по сравнению с предыдущим периодом . Сохранившиеся ноты времён Корё — , — свидетельствуют о том, что вся музыка этого времени написана либо в пентатонике , либо в особом звукоряде «кёмёнджо» ( кор. 계면조 ? , 界面調 ? ) . Развитие музыки танак шло своим чередом: у династии Сун заимствован аккомпанемент для танцев, и танак разделилась на тэгок ( кор. 대곡 ? , 大曲 ? , песни, музыка и танцы, одновременно исполняемые женщинами, работавшими в ) и саак ( кор. 사악 ? , 詞樂 ? , пение под музыку) . Единственное произведение Корё жанра саак, сохранившееся до наших дней, — это «Весна в Лояне » ( кор. 낙양춘 ? , 洛陽春 ? , Нагянчхун) .

Сунскую музыку в Корее исполняли ансамблем из ( кор. 방향 ? , 方響 ? , металлофон ), ( кор. 퉁소 ? , 洞簫 ? , продольная флейта), танджока ( кор. 당적 ? , 唐笛 ? , небольшая поперечная флейта), танпхири (разновидность пхири), танбибы (разновидность пибы), аджэна (струнно-смычковая цитра), (15-струнная цитра), чангу (барабан), кёбанго ( кор. 교방고 ? , 敎坊鼓 ? , большой барабан) и (деревянные кастаньеты ) .

Корея активно приглашала придворных музыкантов сунского двора для обучения местных китайской музыке, а император Хуэй-цзун в 1114 и 1116 годах прислал правителю наборы музыкальных инструментов с иллюстрированными инструкциями по исполнению . Первый набор включал инструменты для дашэн-синьюэ, исполняемой на приёмах, а второй — для ритуальной музыки дашэн-яюэ ( кит. трад. 大晟雅樂 , упр. 大晟雅乐 , по-корейски «тэсон-аак»); они подтолкнули развитие крупных придворных жанров . Инструменты (как и музыка при дворе Хуэй-цзуна) были разделены на две группы: «для террасы» ( кор. 등가 ? , 登歌 ? , тынга) и «для пола» ( кор. 헌가 ? , 軒架 ? , хонга), это разделение было воспринято и корейцами . Эти жанры ассоциировались с гражданским танцем мунму и военным мумму . Народную музыку хроники игнорировали, однако известно, что некоторые народные произведения вошли в тэсон-аак .

После правления Йеджона Сун, оборонявшаяся от нападения чжурчжэней , ещё присылала Корё инструменты, но уже не могла передавать техники игры; сама Корё с XIII века была занята защитой от монголов . В это время правительство закрывает Кванхёнбан, вместо него в 1391 году появляется «Управление аак» ( кор. 아악서 ? , 雅樂署 ? , ааксо), просуществовавшее до 1457 года . Почти все придворные музыкальные инструменты были утеряны в результате монгольского нашествия 1361 года .

Династия Чосон

Чонмё-череак

В следующем, 1392, году власть переходит к династии Чосон . Придворные институты Тэаксо и Ааксо продолжают работу (Тэаксо занимается хянак и танак, Ааксо — только инструментальной частью музыки, исполнявшейся в королевском святилище Чонмё ), основаны ещё три музыкальных управления, но в 1457 году проходит реформа, сократившая их количество до двух — Чанаксо ( кор. 장악서 ? , 掌樂署 ? ) и Акхактогам ( кор. 악학도감 ? , 樂學都監 ? ), а ещё через некоторое время они сливаются в единый Чанагвон ( кор. 장악원 ? , 掌樂院 ? ) . Разделение на аак и хянак-танак сохраняется, причём музыкантов для аак предписывалось выбирать из обычных подданных, а для хянак-танак — из низов . Вплоть до падения Чосон должность музыканта была наследственной: сыновей музыкантов регистрировали при рождении и начинали обучать музыке в государственных учреждениях с 10 лет .

В правление короля Седжона Великого управлять Чанагвоном был назначен который провёл реформу аак и реставрацию попорченных за годы использования инструментов; многие из этих инструментов корейцы начали производить самостоятельно . Аак начали исполнять гораздо чаще: каждая утренняя встреча короля с чиновниками и все конфуцианские ритуалы отныне сопровождались аак . Вместе с этим аак отошла от китайских источников и начала развиваться самостоятельно . Была изобретена корейская музыкальная мензуральная нотация чонганбо ( кор. 정간보 ? , {{{2}}} ? ) . В 1454 году было завершено приложение к хронике , Аакпо ( кор. 아악보 ? , 雅樂譜 ? ) .

Два произведения жанра хянак, созданные в правление Седжона, — Потхэпхён ( кор. 보태평 ? , 保太平 ? ) и Чондэоп ( кор. 정대업 ? , 定大業 ? ) — дошли до нас и продолжают ежегодно исполняться на праздновании . Кроме них сохранились , Мандэёп ( кор. 만대엽 ? , 慢大葉 ? ), , множество песен из книги Ода о драконах, летящих к небу и другие произведения .

Пиба

Жанр танак составляли «саак» (произведения-аккомпанемент к придворным танцам, исчезли к концу правления династии) и кореизированная китайская церемониальная музыка . Адаптация танака шла полным ходом — из 13 ранее использовавшихся только в этом жанре китайских инструментов остались лишь пять (панхян, тэджэн, танджок, танпхири и тунсо); привезённые из Китая хэгым и вольгым ( кор. 월금 ? , 月琴 ? , струнно-щипковый инструмент с круглым корпусом) использовались только в хянаке, ещё шесть (пак, кёбанго, чангу, танбиба, аджэн и ) стали одинаково употребимы для хянака и танака . Изобретённая в XV веке мензуральная нотация Чонганбу ( кор. 정간보 ? , 井間譜 ? ) стала первой в Азии, повлияв таким образом на развитие музыки во всём регионе .

После японских и монгольских вторжений в XVI—XVII веках многие высокопоставленные музыканты бежали или были убиты, ввиду чего развитие придворной музыки замедлилось, тогда как народная музыка стала бурно развиваться . Количество музыкантов для представлений было сокращено вдвое-втрое Управлением музыки ( кор. 장악원 ? , 掌樂院 ? , чанагвон), из ансамблей исключили колокол тхэкчон ( кор. 특종 ? , 特鐘 ? ), каменный гонг тхэккён ( кор. 특경 ? , 特磬 ? ), флейту- окарину хун ( кор. ? , ? ), флейту кван ( кор. ? , ? ), губные органы хва ( кор. ? , ? ) и у ( кор. ? , ? ), комунго, каягым, хянбибу, вольгым и хэгым — оркестры времён поздней Чосон стали в основном духовыми . Единственные два произведения жанра танак, пережившие обе волны японских и монгольских завоеваний — Походжа (보호자) и Нагянчхун (Весна в Лояне) .

Народная же музыка, а также музыка среднего класса, напротив, испытала подъём: расцвели классические лирические песни , инструментальная сюита , каса , драматические песни пхансори , а также инструментальные композиции в быстром темпе санджо . Кагок и ёнсан-хвесан исполняли в развлекательных клубах, что сделало их крайне популярными среди широких масс . Первый более сложен и требует ансамбля профессиональных музыкантов, он развился из раннечосонского жанра сактэёп ( кор. 삭대엽 ? , 數大葉 ? ) в XIX веке; второй возник в конце XVIII века из молитвы и со временем стал инструментальным . Каса, в отличие от кагок, предполагает небольшой ансамбль с барабаном чанго и одним-двумя духовыми инструментами . Пхансори был популярен уже в конце XVIII века, считалось, что у него есть четыре обязательные составляющие: персонажи, захватывающая история, ритм и мелодия, а также актёрское мастерство . В конце XIX века благодаря переложению шаманских мелодий для каягыма появился санджо .

Современная музыка

Современный период начинается незадолго до завоевания Кореи Японией в 1910 году и характеризуется проникновением в Корею европейского искусства: музыки, танцев, театра и других; при этом они получают мгновенное одобрение общества . В этот период музыка разделяется на «традиционную» ( кор. 구각 ? , 國樂 ? , кугак) и «современную» ( кор. 양악 ? , 洋樂 ? , ёнак) .

До оккупации Японией

Исполнение пхансори .

После 1894 года принципиально изменилась государственная система регулирования музыки. До этого все музыканты были обязаны регистрироваться в Чанагвоне, рождённых у них сыновей также регистрировали и сразу же начинали выплачивать содержание. С 10 лет они проходили начальное обучение в Адонбане ( кор. 아동방 ? , 我東方 ? ), по его окончании должны были перейти в Чаннэбан ( кор. 장내방 ? , 將來房 ? ) для получения высшего образования. После успешной сдачи экзамена мужчина получал право самому преподавать, а также вступить в Чхамсанбан ( кор. 참상방 ? , 参上房 ? ) и полноценно участвовать в представлениях . После реформы Чанагвон, которым раньше управляло , передали в ведение , несколько раз переименовывали и в конечном итоге в 1910 году он получил название «Аактэ» ( кор. 아악대 ? , 雅樂隊 ? ), а количество музыкантов в нём с 305 постоянных сократилось до 189 временных . С 1907 года в Чанагвоне появились звания «главного мастера корейской музыки» и «мастера корейской музыки» ( кор. 국악사장 ? , 國樂師長 ? и кор. 국악사장 ? , 國樂師 ? ) — это первый случай использования термина «кугак» ( кор. 국악 ? , 國樂 ? , буквально «национальная», то есть, «корейская музыка») в Корее; он был заимствован из японского языка благодаря чиновнику .

В 1902 году появился театр Хёмнюльса ( кор. 혐뉼사 ? , 協律社 ? ), ориентированный на профессиональных исполнителей народной музыки, в первую очередь — пхансори . Он просуществовал четыре года, а в 1908 году на его месте появился первый в Корее европейский театр ( кор. 원각사 ? , 圓覺社 ? ) . На основе пхансори и акробатических представлений создан новый жанр оперы .

Первые произведения европейской музыки, попавшие в Корею — христианские гимны , позже их элементы влились в популярную музыку страны . Кроме того, в 1901 году был создан европейский военный оркестр, просуществовавший 14 лет . После его роспуска большинство музыкантов стали преподавать европейскую музыку, распространяя её по стране .

Колониальный период

Кисэн обучается рисованию. Колониальный период

После завоевания Кореи Японской империей исчезло множество традиционных произведений, особенно много — ритуальной музыки, хотя некоторые из них сохранили работники Национального центра традиционной музыки . Фольклорные произведения сохраняли в Отделе музыки Чосон ( кор. 아악과 ? , 雅樂課 ? , Чосон Аакква) первого частного музыкального учреждения Кореи — Чосон-чонак-чонсыпсо ( кор. 조선정악전습소 ? , 朝鮮正樂傳習所 ? ) . Отдел музыки Чосон предоставлял возможность обучиться игре на каягыме, комунго, янгыме ( кор. 양금 ? , 洋琴 ? , род цитры), тансо и сэнхване ; Отдел западной музыки имел отделения вокала, теории музыки , органа и скрипки .

Придворные артистки кисэн стали приписаны к кванбонам ( кор. 권번 ? , 券番 ? , яп. кэмбан), и продолжили свою деятельность; работающие в кванбонах женщины сохраняли также искусство пхансори и санджо . Начать обучение на кисэн можно было в период с 8 до 20 лет, обучение было платным. По завершении трёхлетнего курса, включавшего игру на комунго, янгыме, каягыме, литературу, исполнение сиджо , , танцев с мечами , а также и каллиграфию , нужно было пройти экзамен, успешные кандидатки получали лицензию кисэн высшего класса .

Аактэ снова переименовывают, отныне он называется (это название он носит до сих пор), некоторые музыканты получают должности в правительстве; управление музыки начинает принимать заявления от молодых музыкантов и предоставлять образовательные услуги .

В 1933 году появляется Общество изучения чосонского вокала, знаменитые музыканты-виртуозы пхансори выступают там с представлениями чхангыка . В колониальный период очень активно развивается санджо, виртуозы этого искусства открывают собственные школы; также появляются профессиональные исполнители фольклорных песенных жанров кёнсодо ( кор. 경서도 ? , 京西道 ? ), намдо-минё ( кор. 남도민요 ? , 南道民謠 ? ) и кёнги-сонсори ( кор. 경기선소리 ? , 京畿立唱 ? ) . В государственных школах вместо традиционной музыки стали преподавать западную и японскую, в 1910 году был составлен особый список «Сборник песен для обучения» ( кор. 보통교육창가집 ? , 普通敎育唱歌集 ? потхон кёюк чхангаджип), состоявший из переведённых японских народных песен, а также переложений христианских гимнов и европейских народных песен .


Среди видных музыкантов колониального периода, игравших главные роли в музыкальном мире при японцах, можно отметить автора первого современного корейского произведения и композитора . Среди наиболее видных музыкантов, занимавшихся западной музыкой, многие были коллаборационистами .

Период независимости

Дети играют на барабанах, образцовый колхоз Чонсам (уезд Анбён, провинция Канвондо ), КНДР

Развитие композиции западной музыки пошло быстрее после получения Кореей независимости от Японии, в 1960-х возникло новое поколение композиторов, активно изучавших западную музыкальную школу и полностью отошедших от традиций кагок . В 1980-х появились композиторы, включавшие кагок в свои произведения, однако они не нашли подхода к местным слушателям . В то же время в Европе получил широкую известность композитор Юн Исан , использовавший элементы традиционной корейской музыки в своём творчестве .

Музыка Южной Кореи

Музыка Северной Кореи

Придворная музыка

Ритуальная музыка

Чонмё-черяк
  • Основная статья: .

Аак — ритуальная музыка, привезённая из Китая и исполняющаяся на точных копиях китайских инструментах. В этом жанре сохранилось всего два произведения . В настоящее время аак исполняется редко, хотя существуют финансируемые государством организации, такие как «Национальный центр корейского традиционного исполнительного искусства» ( кор. 국립국악원 ), которые стараются сохранить древние разновидности корейской музыки.

( кор. 문묘 제례악 ? , 文廟祭禮樂 ? , мунмё-череак) попала в Корею в 1116 году; в современной Южной Корее она исполняется в главном конфуцианском храме . Конфуцианская музыка исполняется попеременно двумя оркестрами и сопровождается танцами .

Музыкальное выступление в святилище предков ( кор. 종묘 제례악 ? , 宗廟祭禮樂 ? , чонмё-череак) проходит ежегодно в мае. Это выступление имеет много общего с конфуцианской ритуальной музыкой, в частности, оно исполняется двумя оркестрами, однако набор инструментов отличается (добавлены духовые тэгым и танпхири, и ударный панхян) .

Развлекательная и военная музыка

Хянак

К хянак принадлежит большинство произведений придворной музыки, в частности, старейшее и самое известное из них — «Суджечхон» ( кор. 수제천 ? , 壽齊天 ? ). Основная тема принадлежит гобоеподобному инструменту пхири и флейтам тэгым, интервальная система (как во всей хянак) пентатоническая (до, ми- бемоль , фа, соль, си-бемоль) . Обычно в хянак используется четыре модальности , а типичный ансамбль содержит два пхири, поперечную флейту, хэгым, аджэн и чангу .

Танак

Танак — кореизированная китайская музыка династии Тан (и Сун) . Как и хянак, танак имеет пентатонический звукоряд . Исторически исполнялась перед придворными и на банкетах (в последнем случае — вместе с хянак) .

Военная музыка

Тэчвитха

При исполнении военной музыки оркестр разделялся на две части: в голове процессии шёл более громкий ансамбль медно - деревянных духовых и ударных инструментов тэчхвитха ( кор. 대취타 ? , 大吹打 ? или кор. 무령지곡 ? , 武寧之曲 ? ), а в хвосте, за носилками, на которых ехал император, — более тихий ( кор. 취타 ? , 吹打 ? , также кор. 타령 ? , 槪念 ? , тхарён), в который входили деревянные духовые, струнные и барабан чхваго ( кор. 좌고 ? , 座鼓 ? ) .

Чонак

Чонак ( кор. 정악 ? , 正樂 ? ) — инструментально-вокальная музыка, развившаяся в верхних слоях общества в период Чосон. Основной репертуар составляют сюита и . Само слово «чонак» появилось в начале японской оккупации . Несмотря на то, что формально чонак не входит в придворную музыку, к истинно народной музыке он тоже не принадлежит, кроме того, некоторые произведения чонак используются в придворной музыке, ввиду чего в некоторых источниках его группируют вместе с придворными жанрами .

Народная музыка

Пхунмуль

Корейская народная музыка разнообразна и сложна, но во всех её видах используется один и тот же набор ритмических рисунков, называемых чандан ( кор. 장단 ), а также характерные ладовые звукоряды.

Инструментальная

Санджо

Санджо возник на юго-западе Кореи ( Чолладо ) во второй половине XIX века и развивался вместе с пхансори и синави. Это инструментальная музыка с широким разнообразием ритмических рисунков и ускоряющимся темпом, исполняется солирующим инструментом и барабаном чангу. Важнейшую роль в развитии и оформлении санджо в отдельный жанр сыграл ( кор. 김창조 ? , 金昌祖 ? ) — первыми произведениями санджо стали несколько шаманских мелодий в переложении для каягыма . Позже, в начале XX века, были созданы санджо для комунго, тэгыма и хэгыма .

Нонак (пхунмуль)

Исполнение нонака.

Нонак ( кор. 농악 ? , 農樂 ? ), или пхунмуль , развивался в основном в крестьянской среде и до сих пор исполняется преимущественно на открытом воздухе. Существует множество региональных жанров и особенностей исполнения, однако все разновидности включают музыку, акробатические номера, танцы и пение. Музыкальные инструменты для нонак — малые и большие гонги , барабаны чангу, пук и сого .

Вокальная

Вокальная музыка развивалась вместе с поэзией и родственна жанру чонак .

Кагок

считается жемчужиной лирической песни и включён в список , а также в список всемирного нематериального наследия ЮНЕСКО. Кагок исполняется соло под аккомпанемент комунго, се , тэгым, хэгым и чангу. Песни для мужского голоса называются «намчхан» ( кор. 남창 ? , 男唱 ? ), для женского — «ёчхан» ( кор. 여창 ? , 女唱 ? ) . Часть кагок исполняется со словами, взятыми из жанра сиджо .

Сиджо

Сиджо — короткие лирические песни, состоящие из трёх строк по 14—16 слогов каждая. Популярность сиджо получили среди янбанов в период Чосон, хотя возникли ещё в конце периода Корё. Во второй половине XVII века сиджо уходит в народ. Разновидность сиджо, называемая «сасоль-сиджо», имеет длинные две первые строки и третью строку обычной длины. Сасоль-сиджо ближе к музыке простого народа и часто содержит сарказм и иронию , а также любовную тему .

Каса

Повествовательные песни каса имеют относительно большую длину и формализована менее остальных вокальных жанров. Исполнители каса ценятся за умение использовать фальцет , вибрато , динамики и громкости голоса. Обычный аккомпанемент включает в себя тэгым и чангу .

Пхансори

Представление пхансори в исполнении

Пхансори , как и санджо, появился в Чолладо. Создавшие и передававшие пхансори музыканты-изгои квандэ исполняли произведения в этом жанре на городских площадях и рынках, а также в домах богатых корейцев . Слово «пхансори» состоит из двух — «место для встречи» и «пение» . В период зенита славы пхансори, в XIX веке, композитор переписал, внеся многочисленные улучшения, тексты шести знаменитых пьес пхансори, пять из которых исполняются до сих пор . На рубеже XIX и XX веков из пхансори и европейского театра появился новый жанр, чхангык .

Произведения пхансори исполняются солирующим певцом под аккомпанемент барабана пук, причём барабанщик иногда выкрикивает подбадривающие слова типа «хорошо!» «так держать!» . Пение сочетается с речитативом и актёрским мастерством. Мелодия организована в ритмические циклы «чандан» и лады «чо» .

Народная музыка

Народная музыка в корейской культуре разделяется на региональные «тхосок минё» («хянтхо минё»), популярные «тхонсок минё» и новые «синминё», причём последний жанр появился в начале XX века для обозначения коммерциализированной разновидности народных песен . Народная музыка Кореи включает в себя более широкой набор стилей и жанров, чем европейская: помимо музыкального искусства крестьянства, «минё» ( кор. 민요 ? , 民謠 ? ), включает и профессионально исполняемую «народную» музыку «чапка» ( кор. 잡가 ? , 雜歌 ? ) . Минё обычно имеют чередующуюся форму: запевала исполняет мелодию соло, а затем хор повторяет её . Обычно народная музыка пишется в пентатонике или тетратонике и всегда имеет трёхдольный метр (двудольный метр — характерная особенность китайской и японской народной музыки) .

Религиозная музыка

Буддийская

Корейская буддийская музыкальная традиция отличается от японской и китайской, хотя ранние образцы были заимствованы из Китая. Буддийская музыка включает такие искусства как чтение нараспев (очень важное в буддийском обряде и имеющее два жанра — помпхэ и ёмбуль), ритуальные танцы и исполняющуюся вне помещений оркестровую музыку . Из ритуальных танцев сохранились три: Набичхум (나비춤, танец бабочки), парачхум (바라춤, танец с тарелками ) и попкочхум (법고춤, танец с барабаном); они исполняются в церемонии .

Шаманская

Шаманская музыка — старейшая среди религиозных жанров, она оказала сильное влияние на народную музыку. Наиболее важный шаманский жанр — , импровизованный аккомпанемент к танцу шаманки . Ансамбль для синави состоит из пхири, тэгыма и хэгыма, ударная секция включает чангу или пук, гонги или музыкальную тарелку . Синави появилась в южных провинциях (в основном, Чолладо ) и сохраняет местные особенности (ритмические рисунки и мелодии) .

Инструменты

Набаль

Струнные инструменты

Щипковые

  • Каягым — длинная цитра с 13—25 струнами.
  • — шестиструнная цитра.
  • — 15-струнная цитра, использовавшаяся в период Корё.
  • — длинная 25-струнная цитра, потомок сэ .
  • — 7-струнная цитра, вариант цисяньциня .
  • — арфы (не используются).
  • — лютня, вариант пипы .
  • — вариант юэциня .
  • — цитра со стальными струнами, появилась в XX веке.
  • — 33-струнная цитра, созданная в Северной Корее в 1973 году.
  • — северокорейская пятиструнная лютня.

Смычковые

  • — вертикальный двуструнный инструмент.
  • Аджэн — струнная цитра, произошедшая от .

Ударные

Духовые

Флейты

  • Тэгым — длинная поперечная флейта с мембраной.
  • — средняя поперечная флейта без мембраны.
  • — малая поперечная флейта.
  • Тансо — небольшая продольная флейта.
  • — продольная флейта с тремя отверстиями.
  • — древняя флейта с пятью отверстиями.
  • флейта Пана , произошедшая от пайсяо .
  • — небольшая поперечная флейта.
  • — глиняный духовой инструмент, напоминающий окарину .

С двойной тростью

  • — цилиндрический бамбуковый гобой.
  • — конический деревянный гобой.

Губные органы

  • Сэнхван — 17-трубный орган, потомок китайского шэна .
  • язычковый более не используется орган.
  • Хва — 13-трубный язычковый орган (не используется).

Горны

  • — длинный металлический горн.
  • конх .

Ударные

Колокола

  • — бронзовый колокол.
  • Пхёнджон — 16 бронзовых колоколов.
  • — крупный колокол.
  • — 16 каменных пластин, инструмент происходит от китайского бяньцина.
  • — крупный каменный гонг.
  • металлофон с 16 железными пластинами.
  • — 10 небольших гонгов на раме.

Барабаны

  • — бочкообразный барабан.
  • Чангу — двусторонний барабан.
  • — барабан типа чангу, на котором играют двумя палочками.
  • — самый большой барабан.
  • — большой барабан.
  • — большой барабан в деревянной раме.
  • — большой барабан.
  • — барабан с драконом на корпусе.
  • — большой барабан, подвешенный на раме.
  • Сакко – длинный барабан, подвешенный на раме.
  • — плоский барабан на раме.
  • — более крупный, чем кёбанго, плоский барабан.
  • — небольшой ручной барабан.
  • — два барабана, надетые на палку.

Гонги

Тарелки

Прочее

  • — деревянные кастаньеты.
  • — керамический горшок.
  • — деревянная коробка, по которой ударяют изнутри.
  • — деревянный инструмент в форме тигра.

Примечания

  1. , p. 2.
  2. , Chapter 1, p. 3.
  3. , p. 10.
  4. , Chapter 1, p. 4.
  5. , p. 10—11.
  6. , Chapter 1, p. 10.
  7. , Chapter 1, p. 5.
  8. , Chapter 1, p. 6.
  9. , Chapter 1, p. 7.
  10. , Chapter 1, p. 7—9.
  11. , p. 11.
  12. , Chapter 1, p. 9.
  13. , Chapter 1, p. 9, 12.
  14. , p. 12.
  15. , Chapter 1, p. 10—11.
  16. , Chapter 1, p. 12.
  17. , Chapter 1, p. 13.
  18. , Chapter 1, p. 11.
  19. , Chapter 1, p. 14.
  20. , Chapter 1, p. 15.
  21. , Chapter 1, p. 15—16.
  22. 山下英愛. 朝鮮における公娼制度の実施. — 三一新書, 1992.
  23. , Chapter 1, p. 16.
  24. , Chapter 1, p. 17.
  25. , Chapter 1, p. 17—18.
  26. , Chapter 1, p. 18.
  27. , Chapter 1, p. 18—19.
  28. , p. 12—13.
  29. , Chapter 1, p. 19.
  30. , p. 13.
  31. , p. 3.
  32. , Chapter 1, p. 20.
  33. , Chapter 1, p. 22.
  34. , Chapter 1, p. 22, 32.
  35. , Chapter 1, p. 23—24.
  36. , Chapter 1, p. 24.
  37. , p. 14.
  38. , Chapter 1, p. 25—26.
  39. , Chapter 1, p. 26.
  40. , Chapter 1, p. 27.
  41. , Chapter 1, p. 28.
  42. , Chapter 1, p. 29.
  43. , p. 4.
  44. , Chapter 1, p. 30.
  45. , Chapter 1, p. 5, 31.
  46. , Chapter 1, p. 31.
  47. , Chapter 1, p. 32.
  48. , Chapter 1, p. 33.
  49. , Chapter 1, p. 33, 35.
  50. , Chapter 1, p. 35.
  51. , Chapter 1, p. 34.
  52. , Chapter 1, p. 36.
  53. , Chapter 1, p. 37.
  54. , Chapter 5, p. 109.
  55. , p. 1203.
  56. , Chapter 2, p. 41.
  57. , Chapter 2, p. 42.
  58. , p. 213.
  59. , p. 274.
  60. , Chapter 2, p. 43.
  61. , Chapter 2, p. 44.
  62. , Chapter 2, p. 45.
  63. .
  64. , Chapter 2, p. 46.
  65. , p. 68—71.
  66. , Chapter 2, p. 47.
  67. , Chapter 2, p. 48.
  68. , Chapter 2, p. 49.
  69. , Chapter 2, p. 50.

Литература

  • Song Bang-song. Korean Music. — Jimoondang Publishing Company, 2000. — ISBN 89-88095-13-8 .
  • . — Taylor& Francis, 2013. — ISBN 9781136095948 .
  • . — Ministry of Culture and Information, 1970.
  • Yi Hye-Gu , Provine R.C. . — Royal Asiatic Society, Korea Branch, 1981.
  • (англ.) . ЮНЕСКО (2010). Дата обращения: 15 июля 2015.
  • Kim Hŭng-gyu , Fouser R. . — M.E. Sharpe, 1997. — (An Eastgate book). — ISBN 9781563247736 .
  • Howard, Keith. (англ.) . — Hong Kong ; New York: Oxford University Press , 1995. — (Images of Asia). — ISBN 978-0-19-586177-8 .
  • Sunhee Koo. . — USA: SAGE Publications, Inc., 2019. — ISBN 978-1-4833-1775-5 978-1-4833-1773-1.
Источник —

Same as Музыка Кореи